Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 09:27, курсовая работа
Значимость по проекту Сперанского принцип разделения властей должен был стать основой государственного устройства России. При этом бы все власти соединялись в руках императора. Предполагалось создать Государственную думу в качестве законосовещательного органа. Исполнительную власть сосредоточить в министерствах, а высшим органом судебной власти сделать Сенат. Из плана Сперанского были реализованы те его части, которые касались введения Государственного совета и завершения министерской реформы.
Глава1.
Раскрыть исторические события в ХVIII веке;
Глава 2.
Суть концепции, раскрыть суть реформ и идей М.М.Сперанского ;
Глава 3.
Выявить последствия реформ и идей, выявить актуальность данной доктрины в современное время .
Заключение
ПЛАН
Введение
Глава1.
Раскрыть исторические события в ХVIII веке;
Глава 2.
Суть концепции, раскрыть суть реформ и идей М.М.Сперанского ;
Глава 3.
Выявить последствия реформ и идей, выявить актуальность данной доктрины в современное время .
Заключение
Литература
Актуальность нашей работы доказывает то, что данные реформы и идей М.М.Сперанского интересуют до сих пор многих историков. По моему мнению, реформы актуальны и по сей день. Стратегии ,которые предлагал М.М.Сперанский можно применить и в наше время.
Значимость по проекту Сперанского принцип разделения властей должен был стать основой государственного устройства России. При этом бы все власти соединялись в руках императора. Предполагалось создать Государственную думу в качестве законосовещательного органа. Исполнительную власть сосредоточить в министерствах, а высшим органом судебной власти сделать Сенат. Из плана Сперанского были реализованы те его части, которые касались введения Государственного совета и завершения министерской реформы.
Формы государственного управления представлялись Сперанскому в таком виде: Россия делится на губернии (и области на окраинах), губернии – на округа, округа - на волости.
Объектом настоящего курсового проекта стало являются идеи и реформы М.М.Сперанского.
Предметом исследования послужило результаты
реформ М.М. Сперанского и актуальность
его идей для современной российской политики.
Таким образом, целью данного
исследования становится выявление влияния
реформ и идей М.М. Сперанского в Росси.
Для этого необходимо выполнить ряд задач:
Для написания данной работы были использованы научные и периодические издания таких авторов, как: Г. С. Габаевым., Телешов И. Я., Новикова Л.И.
Россия вступила в XIX век абсолютной (самодержавной) монархией. Во главе пирамиды власти стоял император. Он издавал законы и следил за их исполнением, был верховным судьей, распоряжался финансами. Однако нарастание элементов капиталистического развития, разложение феодально-крепостнического строя предопределили реформирование системы власти. Наиболее дальновидные политики начинали понимать, что задержка в экономическом развитии и все возраставшее отставание страны от Запада не способствуют росту ее международного влияния и ослабляют решение многих внутренних проблем. Необходимость модернизации становилась все ощутимее.
Михаил Михайлович Сперанский родился в 1772 году во Владимирской губернии в селе Черкутино. Отец его был священником сельской церкви. Он мало уделял внимание своему дому и семье, поэтому все заботы по быту целиком и полностью лежали на матери.
Летом 1788 года Владимирская семинария была объединена с Суздальской и Переяславской семинариями в одно учебное заведение, расположившееся в Суздале. Однако долго жить здесь Сперанскому не пришлось. Причиной тому были изменения, начавшиеся в системе церковного образования. Синод русской православной церкви в конце XVIII в. был озабочен низким уровнем подготовки священнослужителей. Во многих семинариях, по мнению Синода, слушателям не давали достаточных знаний. Поэтому было принято решение о создании на базе Славяно-греко-латинской семинарии, располагавшейся в Александро-Невском монастыре Петербурга, "главной семинарии", которая в 1797 г. была преобразована в Духовную академию.
Выпускникам Александро-Невской семинарии надлежало возвращаться преподавателями в те семинарии, откуда их направили. М. Сперанскому было сделано предложение остаться работать в Петербурге. Весной 1792 г. он был определен на должность учителя математики "главной семинарии" России. Несомненные успехи молодого преподавателя, не остались незамеченными руководством учебного заведения и через три месяца Сперанскому поручают вести курсы физики и красноречия, позднее - курс философии. Его жалованье при столь высокой загруженности составило 275 рублей в год. Эта была небольшая сумма, особенно для молодого человека, жившего в столице.
В 1796 г. в жизни М. Сперанского произошли изменения, которые во многом определили его дальнейшую судьбу. В поисках дополнительных заработков он устроился личным секретарем к генерал-прокурору А. Б. Куракину и некоторое время стал совмещал преподавательскую деятельность с работой у князя. Но уже в конце декабря 1796 г. он прекращает преподавание, вероятно не предполагая, что вернется к нему в других условиях, и вливается в состав бесчисленной армии российского чиновничества. Впоследствии сам Сперанский не раз будет жаловаться на то, что выбрал себе эту долю, однако тогда в момент выбора он был полон благих надежд и уверенности, что станет знаменитым и непременно прославит свое имя какими-нибудь великими свершениями.
Эти изменения в жизни Сперанского произошли в тот год, когда на российский престол взошел 42-летний Павел I. Исследователи отечественной истории по-разному оценивали деятельность этого императора. Дворянский историк Н. К. Шильдер считал правление Павла "временем слепой прихоти и насилия", "периодом бреда и хаоса". Совершенно противоположную оценку давал известный историк и дипломат второй половины XIX века Д. Д. Милютин, называвший царствование Павла "временем преобразований, которыми вводились порядок и управление". Именно в такой сложный и противоречивый период начинала складываться чиновничья карьера Михаила Михайловича Сперанского.
Восхождение его по служебной лестнице было в полном смысле слова стремительным. Уже через три месяца после своего вступления в гражданскую службу, он получил чин коллежского асессора, еще через девять месяцев - 1 января 1798 года - был назначен надворным советником. Спустя двадцать с половиной месяцев в сентябре 1799 года - коллежским советником. Не прошло и трех месяцев, как он сделался статским советником. А уже 9 июля 1801 года - Сперанский стал действительным статским советником. Всего за четыре с половиной года, мы видим, как из домашнего секретаря знатного вельможи он превратился в видного сановника Российской империи и как пишет первый биограф Сперанского, бывший соученик А.С. Пушкина по Царскосельскому лицею барон М.А. Корф: "в четыре с половиною года наш семинарист, из домовых секретарей частного человека, достиг звания Государева статс-секретаря, важной должности в составе государственного управления, чина, называемого в просторечии генеральским, и не только значительного, по тогдашнему времени, служебного содержания, но уже и пожизненной пенсии".
Однако не сама по себе быстрота продвижения Сперанского по служебной лестнице достойна здесь удивления, удивительно другое: как и каким образом, это ему удалось?
Имея перед глазами его карьеру, вполне естественно предположить, что Сперанский пользовался постоянным покровительством какой-либо знатной особы. Но в том-то вся загадка и состоит, что не было за его спиной этой знатной особы и можно лишь строить догадки, что для успешной карьеры он обращал в покровителя каждого своего нового начальника. Особое отношение к Михаил Михайловичу со стороны руководства можно объяснить его умом, педантичностью, умением в кратчайшие сроки подготовить любой документ в рамках существовавших законов.
Таким образом, план реформ, составленный М. М Сперанским в виде обширного документа «Введение к уложению государственных законов», был как бы изложением мыслей, идей и намерений не только реформатора, но и самого государя. Как верно замечает современный исследователь этой проблемы С.В. Мироненко, «самостоятельно, без санкции царя и его одобрения, Сперанский никогда не решился бы на предложение идей, чрезвычайно радикальных в условиях тогдашней России». Что же это были за идей?
1.Указ о свободных хлебопашцах
Закон о вольных
хлебопашцах в России - закон от
20 февраля 1803 г., в соответствии с
которым помещики получили право
освобождать крепостных крестьян поодиночке
и селениями, с обязательным наделом
землей. За свою волю крестьяне выплачивали
выкуп или исполняли
20 февраля 1803 г.
Действительный тайный советник граф Сергей Румянцев , изъявив желание некоторым из крепостных его крестьян при увольнении их утвердить в собственность продажею или на других добровольных условиях участки из принадлежащих ему земель, испрашивал, чтоб условия таковые, добровольно заключаемые, имели то же законное действие и силу, какое прочим крепостным обязательствам присвоено, и чтоб крестьяне, таким образом уволенные, .могли оставаться в состоянии свободных земледельцев, не обязываяся входить в другой род жизни.
Находя с одной стороны, что по силе существующих законов, как то, по манифесту 1775 и указу 12 декабря 1801 годов увольнение крестьян и владение уволенным землею в собственность дозволено; а с другой, что утверждение таковое земель в собственность может во многих случаях представить помещикам разные выгоды и иметь полезное действие на ободрение земледелия и других частей государственного хозяйства: мы считаем справедливым и полезным, как ему графу Румянцеву, так и всем, кто из помещиков последовать примеру его пожелает, распоряжение таковое дозволить; а дабы имело оно законную свою силу, находим нужным постановить следующее.
1) Если кто из помещиков
пожелает отпустить
2) Таковые условия, сделанные
помещиком, с его крестьянами
и у крепостных дел записанные,
сохраняются как крепостные
3) В случае неустойки
той, или другой стороны в
сих условиях присутственные
места по жалобам разбирают
и чинят взыскания по общим
узаконениям о контрактах и
крепостях, с таковым при том
наблюдением, что если
5) Дворовые люди и крестьяне,
кои доселе отпущаемы были
лично на волю с
6) Крестьяне, отпущенные
от помещиков на волю и
7) Они ведаются судом
и расправою в тех же местах,
где и казенные крестьяне; по
владениям же землею
8) Как скоро исполнением
условий, крестьяне, таковые
9) Поелику крестьяне таковые
имеют недвижимую
10) В случае, ежели бы
крестьяне, отпущаемые
14 декабря офицеры-члены тайного общества еще затемно были в казармах и вели агитацию среди солдат.
С горячей речью выступил перед солдатами Московского полка Александр Бестужев. «Я говорил сильно, меня слушали жадно»,— вспоминал он позже. От
вому
царю солдаты отказались и приняли
решение идти на Сенатскую площадь.
Полковой командир Московского полка
барон Фредерикс хотел было помешать
выходу из казарм восставших солдат —
и упал с разрубленной головой
под ударом сабли офицера Щепина-