Реформы Сперанского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 09:27, курсовая работа

Описание

Значимость по проекту Сперанского принцип разделения властей должен был стать основой государственного устройства России. При этом бы все власти соединялись в руках императора. Предполагалось создать Государственную думу в качестве законосовещательного органа. Исполнительную власть сосредоточить в министерствах, а высшим органом судебной власти сделать Сенат. Из плана Сперанского были реализованы те его части, которые касались введения Государственного совета и завершения министерской реформы.

Содержание

Глава1.
Раскрыть исторические события в ХVIII веке;
Глава 2.
Суть концепции, раскрыть суть реформ и идей М.М.Сперанского ;
Глава 3.
Выявить последствия реформ и идей, выявить актуальность данной доктрины в современное время .
Заключение

Работа состоит из  1 файл

ДПВ-7.docx

— 72.11 Кб (Скачать документ)

Сперанский изначально предусматривал в своем плане реформ Государственный  Совет как учреждение, которое  не должно особенно заниматься подготовкой  и разработкой законопроектов. Как  уже отмечалось, эта роль предназначалась  им  Государственной думе. Но поскольку создание Государственного совета рассматривалось в качестве первого этапа преобразований и именно он должен был учредить планы дальнейших реформ, то по началу этому органу были приданы широкие полномочия. При этом ,однако, было установлено, что решения Совета входят в силу лишь после их утверждения государем. Вместе с тем, если по плану реформ Государственный совет должен был координировать деятельность всех других органов власти, то теперь он получал и законосовещательные функции, потому как желаемой системы органов власти попросту еще не было и ее только предстояло создать.

Отныне все законопроекты  должны были проходить через Государственный  Совет и обсуждаться на его  общем собрании. Общее собрание составлялось из членов четырех департаментов : 1) законодательного, 2) военных дел, 3) дел гражданских и духовных, 4) государственной экономики; и из министров. Председательствовал на нем сам государь или особое лицо, им назначенное. При этом оговаривается, что царь мог утверждать лишь мнение большинства общего собрания. Об этом свидетельствует и тот факт, что  в «Журнал» Государственного Совета вписывалось только мнение большинства, а мнение меньшинства и какие  либо другие высказывания выступали  в роли приложений.

   Таким образом появление Государственного Совета означало создание учреждения, имевшего законодательное и объединительное значение и состоявшего из назначаемых, а не избираемых лиц. Это во многом соответствовало духу замыслов Сперанского и явилось дальнейшим шагом России на пути к укреплению правового порядка, а также осуществлению либеральных принципов.

В соответствии с намеченным уже в первые месяцы 1810 года состоялось обсуждение проблемы регулирования  государственных финансов. Сперанский составил «План финансов», который  лег в основу царского манифеста  от 2 февраля. Основная цель этого документа  заключалась в ликвидации бюджетного дефицита. Согласно его содержанию прекращался выпуск бумажных денег - ассигнаций, который вели к обесцениванию  рубля; сокращался объем финансовых средств, поступавших в распоряжение министерств; финансовая деятельность министров ставилась под контроль. Одновременно предусматривалось увеличение размера пошлин и налогов. С целью  пополнения государственной казны  подушная подать с 1 рубля была повышена до 3-х, также вводился новый, небывалый  прежде налог - «подоходный прогрессивный» облагающий доходы помещиков с их земель. Низший налог взимался с 500 рублей дохода и составлял 1% последнего; высший налог падал на имения , дававшие более 18 тыс. рублей дохода и составлял 10% последнего. Меры эти дали положительный  результат и как отмечал в  дальнейшем сам Сперанский :"переменив  систему финансов... мы спасли государство  от банкротства". Дефицит бюджета  сократился, а доходы казны возросли за два года на 175 миллионов рублей.

Летом 1810 г. по инициативе Сперанского  началась реорганизация министерств, завершившаяся к июню 1811 г. В ходе ее было ликвидировано министерство коммерции, дела которого распределялись между министерствами финансов и  внутренних дел. Из ведения последнего были выделены дела о внутренней безопасности, для которых образовалось особое министерство полиции. Кроме того были учреждены несколько особых ведомств, со значением близким к отдельным  министерствам - государственного контроля, духовных дел иностранных вероисповеданий  и путей сообщения. Сами министерства делились на департаменты (с директором во главе), департаменты - на отделения. Из высших чиновников министерства составлялся  совет министра, а из всех министров - комитет министров для обсуждения дел административного и исполнительного  характера.. Вместе с тем в законе стали четко прописываться пределы  власти министров и их ответственность.  

  К началу 1811 года Сперанский предложил и новый проект преобразования Сената. Суть этого проекта в значительной мере отличалась от того, что планировалось первоначально. На сей раз Сперанский писал, что необходимо строго разделить дела административные и судебные дела Сената, которые были смешены в его устройстве. Согласно этому предполагалось разделить Сенат на правительствующий и судебный. Состав последнего предусматривал назначение его членов следующим образом: одна часть - от короны, другая выбиралась дворянством. В двойственности состава особенно блеснула искра тех идей, на которых был построен общий преобразовательный план Сперанского.

   Этот проект вызвал резкие возражения в Государственном совете, члены которого усмотрели в праве выборов дворянством состава Сената ограничение самодержавной власти. И несмотря на то что при подаче голосов большая часть членов совета высказалась «за проект», и государь утвердил мнение большинства, реформа так и не была проведена. В силу различных внутренних и внешних причин Сенат остался в прежнем состоянии, да и сам Сперанский в конечном итоге пришел к выводу что проект нужно отсрочить.

Что же касается создания Государственной  думы, то о ней, как кажется, в 1810-1811гг и речи не было. Таким образом, едва ли не с самого начала реформ обнаружилось отступление от их первоначального  плана. Из трех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной - были преобразованы  только первые две, третей реформа не коснулась. Проект создания «Уложения  гражданских законов» также затянулся. Сперанский начал понимать неосуществимость своих далеко идущих планов и в  феврале 1811 г обратился к Александру I с просьбой об отставке.

В чем же причина неудач реформ? Почему, как пишет С.В. Мироненко, «верховная власть оказалась не в  состоянии провести коренные перемены, которые явно назрели и необходимость  которых была вполне очевидна наиболее дальновидным политикам»? Причин тому было несколько:

Первая обнаруживается по существу уже в самом возвышении Сперанского, превращении его - выскочки, «поповича» - в первого министра вызывали зависть и злобу в  придворных кругах. Уже в 1809 г. после  указов, регламентировавших государственную  службу, ненависть к Сперанскому  начинает усиливаться во всех слоях  русского общества. Оскорбления и  насмешки в его адрес сделались  явлением обычным: ведь подготовленные им указы посягали на давно установившийся и очень удобный для дворянства и чиновничества порядок. Когда  же был создан Государственный совет  и повышены налоги всеобщее недовольство достигло апогея. В письме к императору Сперанский писал: «... Я слишком часто  и на всех почти путях встречаюсь и с страстями, и с самолюбием, и с завистью, а еще более  с неразумием. Толпа вельмож, со всею свитою, целыми родами преследуют меня как опасного уновителя. Я знаю, что  большая их часть и сами не верят  сим нелепостям; но, скрывая собственные  их страсти под личиною общественной пользы, они личную свою вражду стараются  украсить именем вражды государственной; я знаю, что те же самые люди превозносили меня и правила мои до небес, когда  предполагали, что я во всем с  ними буду соглашаться ...».

   Но не только всеобщее недовольство было препятствием на пути реформ. Второй причиной их неудачи было то, что лишь немногие знали и четко представляли цели и задачи преобразований. В целом сознание общества не было подготовлено к этим нововведениям. Да и сам Сперанский не сделал ни малейшей попытки ознакомить его со своими проектами, показать подлинные цели и смысл своих начинаний. Это отсутствие сколь - нибудь определенных сведений о предполагаемых реформах не давало заинтересованным людям, возможности выступить активно в их поддержку и тем самым лишало их основы. В этом есть некий парадокс. Поскольку Сперанский, первоначально придававший в своих трудах огромное значение общественному мнению,  когда дело дошло практики , совершенно исключил «народный дух» из числа своих союзников, сделав ставку на верховную политическую власть. Но при этом он упустил из виду, что носитель этой власти (в данном случае Александр I) есть лицо предельно открытое, для различных влияний со стороны тех или иных общественных кругов, а это влияние практически сразу стало развиваться далеко не в пользу идей Сперанского.

    Наконец третей причиной неудач реформ была их непоследовательность. Сперанский и Александр I решились вводить новые правительственные учреждения раньше, чем будут созданы согласованные с ними гражданские отношения, желая построить либеральную конституцию в обществе, половина которого находилась в рабстве и зависела не от закона, а от личного произвола владельца. Они надеялись получить быстрые результаты  не до конца оценив реальную действительность и эта поспешность во многом обусловило неудачу их начинаний.

 

                                                    Глава 3.

 

    По  проекту Сперанского принцип  разделения властей должен был стать  основой государственного устройства России. При этом бы все власти соединялись  в руках императора. Предполагалось создать Государственную думу в качестве законосовещательного органа. Исполнительную власть сосредоточить в министерствах, а высшим органом судебной власти сделать Сенат. Из плана Сперанского были реализованы те его части, которые касались введения Государственного совета и завершения министерской реформы.     

Формы государственного управления представлялись Сперанскому в таком виде: Россия делится на губернии (и области  на окраинах), губернии – на округа, округа - на волости. В порядке законодательном  в волости составляется из всех землевладельцев волостная дума, избирающая членов местной администрации и депутатов в окружную думу; в округе такая же роль принадлежит окружной думе, состоящей из депутатов дум волостных, а в губернии - губернской думе, состоящей из депутатов дум окружных. Губернские думы посылают своих депутатов в Государственную думу, составляющую законодательное сословие империй. В порядке судном действуют суды волостные, окружные и губернские под верховенством Сената, который является верховным судилищем для всей империи. В порядке исполнительном действуют управления волостные, окружные и губернские под руководством министерств. Все отрасли управления соединяются Государственным советом, который служит посредствующим звеном между державной властью и органами управления и составляется из особ, назначаемых государем.     

Государственная дума ограничивала самодержавную власть, так как ни один закон не мог  быть издан без ее одобрения. Она  полностью контролировала деятельность министров, могла делать представления верховной власти о нарушениях основных законов. За императором оставалось право распустить Думу и назначить новые выборы. Губернские думы избирали высшую судебную инстанцию – Сенат. Предполагалось, что дума будет давать заключения по законопроектам, выносимым на ее рассмотрение, и заслушивать отчеты министров.     

Государственная дума собирается по коренному закону и без всякого созыва ежегодно в сентябре месяце. Срок действия ее определяется количеством дел, ей предлагаемых. Действие государственной думы пресекается двояким образом:     

1)отсрочкою  его до  будущего года;          

2) совершенным всех членов ее  увольнением.      

Отсрочка  производится актом державной власти в Государственном совете.

Увольнение  производится таковым же актом, но с  значением в нем же новых членов, назначенных последними выборами губернских дум.     

Кроме общего увольнения, члены государственной  думы не могут оставить свое место, разве смертью или определением Верховного суда. В двух последних  случаях места членов занимаются непосредственно одним из кандидатов в списке последнего выбора означенных.     

Сперанский  подчеркивал, что суждения Думы должны быть свободными, они выражать «мнение  народное». Избирательными правами  пользовались все граждане России, владеющие землей и капиталам, включая  государственных крестьян. Мастеровые, домашняя прислуга и крепостные крестьяне в выборах не участвовали. В этом и заключался принципиально новый подход Сперанского: действия властей в центре и на местах он хотел поставить под контроль общественного мнения. Реформатор предлагал осуществить реформу в несколько этапов, не объявляя сразу о конечных целях преобразований, и завершить ее к 1811 году. Исполнение проекта Сперанского предполагалось начать с 1810 г. 

  • Преобразование центрального  управления 

 

     Осуществленные части преобразовательного  плана Сперанского все относятся  к центральному управлению, и осуществление  их сообщило последнему более стройный вид. Это был второй, более решительный  подход к устройству нового государственного порядка.     

3 апреля 1809 г. издан был указ о придворных званиях. Звания камергера и камер-юнкера не соединялись с определенными и постоянными должностными обязанностями, однако давали важные преимущества. Указом представлялось всем, носившим это звание, но не состоявшим в какой-нибудь службе, военной или гражданской, в двухмесячный срок поступить на такую службу, заявив, по какому ведомству они желают служить. Через четыре месяца, при окончательном распределении камергеров и камер-юнкеров по разным ведомствам и должностям, было подтверждено: всех остальных, не изъявивших желание поступить на службу, считать в отставке. Само звание обращалось впредь в простое отличие, не соединенное ни с какими служебными правами.     

Указ 6 августа того же года установил  порядок производства в гражданские  чины коллежского асессора (8-й класс) и статского советника (5-й класс). Эти чины, которыми в значительной степени обусловливалось назначение на должности, приобретались не только заслугой, но и простой выслугой, т. е. установленным сроком службы. Новый указ запретил производить в эти чины служащих, которые не имели свидетельства об окончании курса в одном из русских университетов или не выдержали в университете экзамена по установленной программе, которая и была приложена к указу. По этой программе от желавшего получить чин коллежского асессора или статского советника требовалось знание русского языка и одного из иностранных, знание прав естественного, римского и гражданского, государственной экономии и уголовных законов, основательное знакомство с отечественной историей и элементарные сведения в истории всеобщей, в статистике Русского государства, в географии, даже в математике и физике.     

Информация о работе Реформы Сперанского