Региональные особенности социально-экономического положения США в середине 19века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 14:32, курсовая работа

Описание

Одной из самых отличительных черт, характеризующих социально-экономическое положение Юга, является рабовладение. Плантаторы-рабовладельцы, главенствующие на Юге, в конце восемнадцатого века, начали разводить хлопок. Никто тогда не мог представить, какой потенциал для экономики США несет эта культура. Для бурно развивающейся текстильной промышленности Англии хлопок стал отличным сырьем, а затем, спустя некоторое время он стал широко востребован и в отечественном производстве

Работа состоит из  1 файл

курсач полностьювообще!!.doc

— 164.50 Кб (Скачать документ)

     1 РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО –

        ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЮГА 
 

     В середине  XIX в. США условно делились на Север и Юг. Однако, следует заметить, что под Югом следует понимать не географическое положение территорий, а так называемые рабовладельческие штаты.

     Одной из самых отличительных черт, характеризующих социально-экономическое положение Юга, является рабовладение. Плантаторы-рабовладельцы, главенствующие на Юге, в конце восемнадцатого века, начали разводить хлопок. Никто тогда не мог представить, какой потенциал для экономики США несет  эта культура. Для бурно развивающейся текстильной промышленности Англии хлопок стал отличным сырьем, а затем, спустя некоторое время он стал широко востребован и в отечественном производстве. К 1840 г. производство хлопка превысило 302 тыс. т., а уже к 1850 г. 7/8 мирового сбора хлопка приходилось на американский Юг. За период 1851-1859 гг.  экспорт  хлопка вырос на 60 %. Промышленность Юга в основном ограничивалась первичной обработкой хлопка, его очисткой и упаковкой Постепенное превращение хлопкосеющего хозяйства в коммерческую систему при ряде благоприятных факторов превратило южные штаты в крупнейшего мирового экспортера хлопка. Условия для такого прогресса были очень благоприятны. Во-первых, низкие цены на новые земли, отсюда следует, что были огромные возможности эксплуатации новых плодородных земель Юго-запада. Во-вторых, изобретение хлопкоочистительной машины, которая увеличила производительность труда в 50-100 раз. В-третьих, рабский труд.

     Промышленная революция почти не коснулась Юга. От Виргинии до Флориды и от обеих Каролин до Техаса 8 млн. белых, проживавших в 15 рабовладельческих штатах, были убеждены, что без труда рабов их плантации придут в упадок. Согласно переписи 1850 г., в сельском хозяйстве было занято 2,5 млн. рабов. Большинство из них трудились на хлопковых плантациях, остальные – на плантациях табака, сахарного тростника, риса. Рабов использовали и в качестве домашней прислуги и мастеровых. Всего же в стране к 1860 г. насчитывалось 4 млн. рабов.

     К середине XIX в. царство хлопка раскинулось по всему Югу, за исключением северных пограничных штатов (Виржиния, Мэриленд, Кентукки, Северная Каролина – преимущественно выращивался табак), узкой прибрежной полосы Юго-востока (Южная Каролина, Джорджия, Северная Каролина – рис), а также Луизианы(сахар). С первого взгляда, кажется парадоксальным тот факт, что в стране, где с начала девятнадцатого века быстрыми темпами устанавливались капиталистические отношения, стало возможным успешное функционирование рабовладельческого плантационного хозяйства. Однако, при определенных условиях плантационное хозяйство оказывалось достаточно прибыльным и эффективным. Такими условиями были:

  • жесточайшая эксплуатация негров
  • хлопковая монополия рабовладельческих штатов
  • простота производства и возможность применения несовершенных орудий труда, которые раб не мог испортить
  • огромный спрос на хлопок в связи с развитием промышленного переворота в Англии и на севере США
  • большой фонд земель, пригодных для разведения хлопка
  • благоприятный климат

     Южное общество имело огромное число расистских предрассудков . Те виды работ, которые выполняли черные, считались недостойными белого человека. Более того, белые отказывались трудиться рядом с чернокожими. Плантационное рабство являлось  одной из форм капиталистического хозяйства, так как продукция с плантаций шла на рынок. Капитализм на Юге развивался, но «духа» капитализма там не было. Плантаторы презирали предпринимателей-северян и более всего гордились чистотой своего происхождения. Таким образом, отличительной особенностью является то, что система рабства сдерживала развитие капитализма, в его нормальном проявлении, но с другой стороны- обеспечивала фабрики сырьем, при этом принося прибыль.

     Неоспорим тот факт, что столь прогрессивное  и рентабельное хозяйство Юга стало успешным во многом благодаря институту рабства. Минимальные издержки содержания рабов и примитивные орудия труда – вот главные составляющие такого успеха. Согласно переписи 1850 г., в сельском хозяйстве было занято 2,5 млн. рабов. Большинство из них трудились на хлопковых плантациях, остальные – на плантациях табака, сахарного тростника, риса. Рабов использовали и в качестве домашней прислуги и мастеровых. Всего же в стране к 1860 г. насчитывалось 4 млн. рабов. И хотя еще в 1809 г. вступил в силу закон о запрещении ввоза рабов, он нарушался, и рабов ввозили контрабандой. Кроме того, закон не запрещал использовать в качестве рабов чернокожих, родившихся в Америке1. Плантаторы-рабовладельцы, не желающие мириться с попыткой естественного самоустранения негров-рабов, быстро сориентировавшись, начали разводить их, подобно скоту. Согласно историческим сведениям, существовали даже специальные «фермы», куда рабов свозили для воспроизведения потомства. Естественно, цены на них резко поднялись.

     Тем не менее, проблема экономической выгоды не может быть сведена только лишь к статистике богатых плантаторов. За всем этим экономическим успехом стоит огромное количество социальных проблем. Самые заметные среди них: жесточайшая эксплуатация миллионов чернокожих, отставание Юга в промышленном развитии, убогое техническое оснащение, расцвет расизма и т.д. Рабовладельческая система сковывала развитие промышленности и сельского хозяйства. Аграрный Юг был не в состоянии даже прокормить себя и ввозил продовольствие. Здесь олигархия крупных рабовладельцев: 50 и более рабами владели около 10 тыс. плантаторов; подавляющее большинство белых южан составляли белые бедняки.

     Говоря  о периоде середины XIX в., и, рассматривая жизнь США,  в этот период, следует, однако, обратиться немного назад, к эпохе джексоновской демократии, так как уже тогда были намечены тенденции  к противостоянию Юга и Севера. Для президента Э. Джексона, политический конфликт между Севером и Югом стал серьезным испытанием. Являясь убежденным сторонником доктрины «прав штатов», активно поощряя борьбу с аболиционистами, будучи сам южанином по рождению и плантатором-рабовладельцем по социальному статусу, Джексон должен был сделать очень непростой выбор в пользу сохранения единства страны и сохранения Союза  штатов2.

     С середины 1840-х годов проблема рабства затмила все остальные вопросы американской политики. Большинство плантаторов считали институт рабства необходимым и постоянным. Для возделывания хлопка было достаточно лишь примитивных орудий труда, что и позволяло использовать труд рабов, причем не только мужчин, но также женщин и детей, в течение 9 месяцев в году. Естественно, северяне критиковали и осуждали институт рабства. Так огромный общественный резонанс имела, вышедшая в 1852 г., книга Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома». В данном произведении обличались все тяготы жизни рабов и обнажались многие зверства плантаторов. В ответ на многочисленные обвинения, рабовладельцы пытались доказать, что рабы имеют лучшее положение, чем любой другой трудящийся класс в мире.

     Более того, некоторые приводили доводы о существовании патернализма, что безусловно было пустыми словами. Иногда приводились доводы о несовершенстве черного народа, со ссылками на Библию, где говорится, что у ветхозаветных патриархов были рабы (например, у Авраама – Агарь), что неграм уготована их участь не только в силу несовершенства их расы, но и потому, что так решено Богом: ведь чернокожие, по Библии, ведут свое происхождение от Ханаана, сына Хама, а Ханаан был проклят самим праведником Ноем. Знатоки Евангелия приводили пример святого Павла, который убеждал слуг повиноваться хозяевам. «Убедительные» примеры в защиту рабства искали и в античной истории: труд рабов освобождал хозяевам время для интеллектуальных трудов на пользу цивилизации3. Так, например, один из сенаторов южных штатов заявлял: «Различие между нами заключается в том, что мы нанимаем рабов пожизненно и хорошо компенсируем их труд: они не голодают, не попрошайничают, не знают безработицы… Вы же нанимаете поденщиков, о которых не заботитесь и труд которых плохо компенсируется, что можно наблюдать в любой час, на любой улице ваших городов. Вы можете встретить в Нью-Йорке за один день больше нищих, чем за всю жизнь на Юге»4.

     Видный американский экономист и социолог Генри Чарльз Кэри построил теорию всеобщей гармонии, согласно которой в природе существует «универсальный закон, управляющий людьми, суть которого состоит в «гармонии интересов» различных классов, достигаемой в результате развития общества. Теория всеобщей гармонии приводит Кэри к признанию эффективности рабства. Он доказывает, что интересы рабов и рабовладельцев находятся в полном согласии друг с другом. Он считает плантаторов источником счастья и процветания для своих рабов. В своих рассуждениях он исходит из патерналистского подхода к рабству. Однако, он  выступает против запрещения распространения рабства на новые территории. Кэри было выдвинуто предположение, что рабство будет отменено в силу экономических причин, а главным стимулом к его отмене станет индустриализация Юга. Кэри считает, что с развитием промышленности рабство станет невыгодным для самих рабовладельцев и поэтому исчезнет само собой5.

     Другой  политический деятель – А. Стефенс, в своей «Речи о краеугольном камне» дает собственную оценку особенному институту африканского  рабства. Он считает, что современное правительство создано в соответствии с законами природы. Согласно этим законам, дело негров – подчиняться. Стефенс осуждает  правительства,  основанные на порабощении былых людей белыми, называя это нарушением законов природы. Так же, он сравнивает общество со зданием, строителем которого сначала закладывается фундамент, а затем стены из кирпича или мрамора. Перенося данный пример на американское общество, Стефенс считает негров основанием, на котором стоит «превосходная», белая раса. «И так есть в соответствии с решением Создателя. Не нам понимать мудрость Его решений, или подвергать их сомнению. Во имя Своих собственных целей, Он сделал одну расу отличной от другой, так же как Он сделал «свет одной звезды отличным от света другой». Тех жителей Севера, которые не признавали эту истину, Стефенс называет антирабовладельческими фанатиками. Более того, он высмеивает попытки северян уровнять вещи, которые Создатель сделал неравными6. Стоит заметить, что данная речь была неоднозначно воспринята обществом.  Многие стали считать, что Стефенс данной речью объявил рабство «краеугольным камнем» США. В ответ на это он,  оправдываясь, высказал другое мнение: «…если этот институт не является благом, или не мог быть сделан благом для обеих рас, желающих морального и физического развития, то он должен быть отменен. Он был далек от того, чем мог и чем должен был стать. Обучение было запрещено. Это неправильно, и я это осудил. Многие вещи, связанные с ним, встречали не мое неодобрение, а мое неприятие, ненависть и отвращение »7.

     Многие  городские и сельские жители поддерживали девиз республиканцев о недопущении рабовладения на новые территории. Но это отнюдь не свидетельствовало об их гуманной заботе о правах черных или стремлении освободить миллионы рабов. Безусловно, северяне не были в восторге от существования рабства в южной части страны, но и на Севере весьма широко проявлялась расовая нетерпимость и дискриминация чернокожих. Законодательные собрания ряда западных территорий (Айовы, Миннесоты, Висконсина) лишали свободных негров права участвовать в выборах и быть избранными в местные органы власти, а в Иллинойсе и Канзасе (по антирабовладельческой конституции 1855 г.) было запрещено любому черному, свободному или рабу, появляться в пределах их территорий, что свидетельствует о жесточайшей дискриминации.

     Одним из средств, при помощи которых плантаторы стремились сделать рабство рентабельным, было усиление и без того жесточайшей  эксплуатации негров - рабов. Вместе с тем при экстенсивном характере рабовладельческого хозяйства требовался огромный резерв свободных земель. Отсюда можно сделать логический вывод, что переход на новые земли был экономическим законом существования плантационного рабства. К 30-м годам XIX в. центр плантационного хозяйства переместился на юго-запад, на плодородные земли низовья бассейна Миссисипи. Таким образом, к середине XIX в. «Хлопковый пояс», который так же называют «черный пояс», теперь протянулся на 1000 миль с востока на запад и до 700 миль с севера на юг. Наконец, рабство, основанное на убогой технике и низкой производительности труда, могло окупаться и приносить прибыль благодаря хлопковой монополии южных штатов, на них приходилось две трети мирового производства хлопка.

     В национальной политике южане добивались , главным образом, покровительства и преимуществ для рабовладельцев. Экспансия на новые земли считалась производственной необходимостью, поскольку даже один урожай хлопка истощал почву, и для него постоянно требовалась новая. Новые территории были нужны Югу и для поддержания своего политического могущества - уравновесить образование свободных штатов можно было, лишь создавая новые рабовладельческие.

     Таким образом, подводя итоги анализа  региональных особенностей социально-экономического положения Юга в середине XIX в. можно сделать следующие выводы. Во-первых, ожидаемое после запрета 1808 г.  на ввоз рабов  снижение числа рабов, не оправдалось. В середине XIX в. продолжалась активная эксплуатация чернокожих, выращенных на территории США или ввезенных туда контрабандой. Рабовладение стало основной причиной  множества политических конфликтов. Во-вторых, промышленный переворот, вступивший к середине XIX в. в завершающую фазу на Севере США, так и не коснулся в полной мере Юга. Промышленность здесь  была не развита, так как основу составляло плантационное хозяйство, особенно  после открытий  хлопкоочистительной машины производительность труда здесь возросла в разы, сделав выращивание хлопка еще более рентабельным. В-третьих, истощение земель привело к необходимости  новых, плодородных почв, что обуславливает  заинтересованность Юга в расширении своих территорий на Запад. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Региональные особенности социально-экономического положения США в середине 19века