Региональные особенности социально-экономического положения США в середине 19века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 14:32, курсовая работа

Описание

Одной из самых отличительных черт, характеризующих социально-экономическое положение Юга, является рабовладение. Плантаторы-рабовладельцы, главенствующие на Юге, в конце восемнадцатого века, начали разводить хлопок. Никто тогда не мог представить, какой потенциал для экономики США несет эта культура. Для бурно развивающейся текстильной промышленности Англии хлопок стал отличным сырьем, а затем, спустя некоторое время он стал широко востребован и в отечественном производстве

Работа состоит из  1 файл

курсач полностьювообще!!.doc

— 164.50 Кб (Скачать документ)

     2 РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО – 

        ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ СЕВЕРА 
 

     Описывая  социально-экономическое положение Севера, стоит в первую очередь заметить то, что именно здесь происходило становление и последующее укрепление промышленности. США встали на путь промышленного развития гораздо позже многих европейских держав, однако развитие шло достаточно быстрыми темпами. В отличие от плантационных хозяйств Юга, где все благоприятные факторы для развития аграрных хозяйств имелись в наличии, северным штатам ничего не оставалось, как идти по пути промышленного развития. На середину XIX в. пришелся завершающий этап промышленной революции. Американцы широко использовали европейские технические достижения, капиталы и квалифицированную рабочую силу. США вывозили в Европу сельскохозяйственную продукцию, сырье, прежде всего, хлопок, а ввозили промышленные товары. Например, импорт чугуна с 1846 по 1860 гг. (годы свободной торговли) возрос на 140 %, стали на 121 %, различных видов одежды на 148 %8.    

     Из  всех книг о Соединенных Штатах, когда-либо написанных побывавшими там иностранцами, ни одной не суждена была такая долгая жизнь и такое количество переизданий, как книге французского писателя и политического философа Алексиса де Токвиля «О демократии в Америке» (1835). Она и по сей день остается одной из наиболее глубоких аналитических работ о социальной и политической жизни США. Токвиль был слишком проницательным мыслителем и внимательным наблюдателем американской действительности, чтобы отнестись к ней некритически, но его окончательный вывод был в основном положительным. Он писал: «При демократическом устройстве власти даже самые бедные граждане имеют представление о политических правах – точно так же как распределение богатства дает представление о собственности всем членам общества». Тем не менее, не только Токвиль задавался вопросом – сохранится ли это грубое равенство в условиях роста фабричной системы, когда общество раскалывается на промышленных рабочих и новую предпринимательскую элиту9.

     Уже к концу 1850-х годов США по производству промышленной продукции заняли четвёртое место в мире. В значительных масштабах стали изготовляться паровые двигатели, сельскохозяйственные и другие сложные машины. В текстильной промышленности к 1860 г. насчитывалось 1700 фабрик, где машины приводились в движение паром. Длина железнодорожной сети увеличилась за 1850-1860 гг. с 14 тыс. км до 48 тыс. км. За это же время капиталовложения в промышленность возросли вдвое и достигли 1 млрд. долл. Этому способствовали усиленный приток капиталов из Европы и открытие в 1848 г. богатых месторождений золота в Калифорнии. Переход к фабричному производству сопровождался концентрацией промышленности, вытеснением мануфактурных и ремесленных предприятий. За период 1850-1860 гг. численность рабочих, занятых в обрабатывающей промышленности, увеличилась с 957 тыс. до 1311 тыс. человек (включая занятых в фабричной, домашней промышленности, мануфактуре и ремесле). Однако, несмотря на быстрый рост, к концу 50-х годов американская промышленность все ещё не могла удовлетворить нужд собственной страны. Потребность в рельсах, машинах, станках и многом другом в значительной мере покрывалась за счет привоза из Англии10.

     Но  два фактора тормозили развитие промышленной революции – конкуренция английской промышленности и уход рабочих на Запад. Городская промышленность была сосредоточена в основном на северо-востоке; ведущей отраслью была хлопчатобумажная промышленность наряду с развитием производства обуви, шерстяной одежды и машиностроения. С 1845 по 1855 гг. ежегодно прибывало до 300,000 иммигрантов из Европы. Большинство из них были бедны и оставались в городах восточного побережья, часто в портах, куда они прибывали11. Последний этап промышленного переворота – производство машин при помощи машин – начался в США в 50-е годы XIX в. Безусловно, существовало несколько взглядов на модель дальнейшего развития промышленности США и их экономики в целом. Один из вариантов – политика протекционизма. В середине XIX в. наиболее полно и обстоятельно протекционистские взгляды выражал экономист Генри Кэри. Его размышления по этому поводу были изложены в его книге «Гармония интересов, аграрных, промышленных и торговых», которая представляла собой сборник его статей, напечатанных в издаваемом им самим журнале «Плуг, ткацкий станок и наковальня» в 1848-1852 гг. Кэри пытался доказать необходимость проведения политики протекционизма, как одной из наиболее перспективных. Все проблемы, стоящие перед США в 50-е годы XIX в., Кэри сводит к борьбе протекционистов и фритредеров. Кэри рассматривает проблемы влияния политики протекционизма на положение рабочих и фермеров. Система свободной торговли, по его мнению, ведет к обесцениванию труда. Политика протекционизма означает искусственное поддержание цен на промышленные изделия на высоком уровне, что противоречит интересам потребителей, прежде всего интересам трудящихся. Но это обстоятельство не смущает Кэри. Он всеми силами старается доказать, что протекционизм выгоден не только рабочим, но еще в большей степени – фермерам. Прежде всего фермерам, рассуждает Кэри, необходимо изобилие железа и чугуна для изготовления сельскохозяйственных орудий: лопат, вил, серпов, плугов, цепов и т.д. Конечно, английское железо стоит дешевле. Но если фермеры поддержат политику протекционизма, то и американское железо и чугун станут со временем более дешевым. Изобилие чугуна вызовет подъем железнодорожного строительства, позволит улучшить средства транспорта. Рост промышленности приведет к увеличению числа рабочих, а, следовательно, количества потребителей продуктов сельского хозяйства. Расширение внутреннего рынка для сельскохозяйственной продукции повысит цены на нее, что выгодно, прежде всего, фермерам. Вместо того, чтобы вывозить свою продукцию за границу и нести большие расходы на транспортировку, фермеры будут продавать ее дома вблизи от своих жилищ12. Однако следует отметить, что политика протекционизма, не решала всех проблем, стоящих перед американскими фермерами в середине XIX в..

          О промышленной зрелости американского капитализма свидетельствовала вовлеченность США в экономические кризисы. Весьма разрушительными оказались  циклические кризисы 1837 и 1847 гг., в результате которых тысячи рабочих оказались выброшены на улицу. Тогда взяло начало Рабочее движение. Рабочее движение в 50-е годы XIX в. носило в основном  экономический характер. Движение за сокращение рабочего дня достигло небольших успехов. Так в ряде штатов были приняты законы о 10-часовом рабочем дне. Так же продолжались забастовки по поводу низких  заработных плат. Рабочие требовали повышения зарплат и выходили на забастовки практически каждый день. Таким образом, в 1850-х годах это стало постоянным явлением в промышленных центрах страны.

     К 1860 г.  около 16 % американского населения проживало в городах, а на долю обрабатывающей промышленности приходилась одна треть общественного дохода. Городская промышленность была сосредоточена в основном на северо-востоке; ведущей отраслью была хлопчатобумажная промышленность наряду с развитием производства обуви, шерстяной одежды и машиностроения13.

     Важным  стимулом процветания Запада было значительное усовершенствование транспортных средств. Постепенно, железные дороги стали вытеснять водные пути. В 1850-1857 гг. через Аппалачские горы пролегало пять железнодорожных магистралей. Юг отставал в этой области, и лишь в конце 1850-х годов железная дорога, пройдя через горы, связала низовья Миссисипи с южноатлантическим побережьем.

     Также хочется заметить, что аграрное развитие Запада обусловило образование обширного внутреннего рынка для переживавшего промышленный переворот Северо-востока. В свою очередь, возникавшие на Северо-востоке промышленные центры и новые производства предъявляли неуклонно возраставший спрос на продовольственные товары западных штатов, уровень цен на производимые там продукты был стабильно высоким. Этому способствовала и благоприятная конъюнктура для американского зерна на мировом хлебном рынке в Ливерпуле, возникшая в результате прекращения экспорта зерна из России в годы Крымской войны 1853-1856 гг. . Поднимавшие целину прерий фермеры имели, таким образом, стимул пускать в обработку все большую часть собственной земли, чего не могли себе позволить в предыдущие годы. В этот период начавшегося процветания земледелия на Западе и плантаторского хозяйства на Юге (до кризиса 1857 г.), стоимость земельной собственности увеличилась более чем на 3 млрд. долл., или на 100 %. Но это увеличение происходило неравномерно не только в разных регионах и штатах, но и в разных округах одного и того же штата. Заселение и распашка новых площадей плодороднейших прерий постепенно превратили Северо-запад в основную житницу страны. За десятилетие с 1850 г. производство пшеницы здесь более чем удвоилось, а кукурузы – увеличилось в 1,8 раза. В 1860 г. только Северо-запад дал почти 60 % производства пшеницы в стране и около половины (48 %) сбора урожая кукурузы. На тучных лугах девственных прерий паслись огромные стада коров и овец, табуны лошадей и мулов. Но именно рост производства зерновых и кормовых культур позволил быстрыми темпами увеличить поголовье скота и соответственно производство мяса, молочных продуктов и шерсти. Поголовье крупного рогатого скота на территории Северо-запада увеличилось за 1850-1860 гг. с 4,7 млн. голов до 8,7, т.е. на 4 млн. голов. Спонтанное образование так называемого «кукурузного пояса», протянувшегося от штата Огайо через Индиану, Иллинойс к штату Миссури, обусловило беспрецедентное развитие свиноводства14.

     Характеризуя  положение свободного Севера, мы не можем так же не затронуть проблему рабства, так как именно в этих штатах формировались основные силы противников рабства. К 30-м годам XIX в. здесь начала издаваться газета «Либерейтор», тогда же началось массовое движение против рабства, названное аболиционизмом. В 1840 г. образовалась первая политическая организация аболиционистов – Партия свободы15.                           

     Говоря  об аболиционизме, следует отметить специфику данного термина.   Не редки случаи, когда понятие аболиционизм ограничивается следующим: это движение за отмену рабства. Безусловно, это верное определение, однако недостаточно полное. Аболиционизм следует понимать как движение за отмену рабства и предоставление черным равных прав с белыми гражданами. В аболиционизме, к  середине XIX в., сложилось два течения: меньшинство, возглавляемое Ф. Дуглассом, выступало за применение вооружённой силы; большинство аболиционистов во главе с У. Гаррисоном, считало, что с рабством необходимо бороться, не прибегая к силе. Гаррисон  ставил приоритетной задачей выставить на всеобщее обозрение самые отвратительные стороны рабства негров и заклеймить рабовладельцев как мучителей и торговцев человеческими жизнями. Более умеренные северяне не желали поддерживать его действия, противоречившие законам, и склонялись в пользу легальной и ненасильственной реформы.  

     Одной из форм борьбы с рабством на том  этапе была помощь беглым рабам, предоставление им убежища на Севере или за границей, в Канаде. В 1830-е годы во всех северных штатах имелась разветвленная сеть тайных маршрутов, названных «подземной железной дорогой». Постепенно значение дороги будет ослабевать, но к 1850-ым годам она вновь активизируется. К 1840 г. в стране насчитывалось около 2 тыс. аболиционистских обществ, в которых состояло почти 200 тыс. человек.

     В ходе исследования был замечен тот факт, что к 40-ым годам XIX в., в связи с расхождениями во взглядах между умеренными и радикальными аболиционистами, движение  против рабства несколько ослабло. Однако после проведения в жизнь закона о беглых рабах 1850 г., аболиционисты активизировались с новой силой. Закон, который обязывал жителей США возвращать беглых рабов их хозяевам, вызвал огромный общественный резонанс. Он, по сути, узаконивал охоту за людьми. Конгресс был завален петициями против ненавистного закона.  Не удивительно, что борьбу против этого закона возглавили аболиционисты. В одной из резолюций 1851 г., принятых Американским  антирабовладельческим обществом, как нельзя остро продемонстрировано отношение аболиционистов к данному закону: «Что касается закона о беглых рабах, то  мы  проклинаем  его, мы плюем на него, мы попираем его ногами»16.

     Под давлением плантаторов правительство США старалось привести закон в действие. Наиболее громким случаем на почве закона о беглых рабах стало дело Антони Бернса из Виргинии. В мае 1854 г. он был схвачен в Бостоне штат Массачусетс. Отряд  аболиционистов¸ возглавляемый Т.Хиггинсоном  и негром Л.Хэйденом предпринял попытку освободить Бернса из тюрьмы, однако закончилось все неудачей. По решению суда Бернс был возвращен своему хозяину. На сам процесс возвращения, который сопровождался милицией, моряками и войсками США, было потрачено более 40 тыс. долларов. Отсюда можно сделать вывод, что правительство  любой ценой старалось привести закон в действие, несмотря ни на материальные, ни на моральные издержки.

     Стоит заметить, что после суда над Бернсом, легислатурой  Массачусетса был принят закон о личной свободе, который предусматривал различные наказания за преследование беглых рабов. То есть фактически он отменял закон о беглых рабах.

     17 октября 1859 г. белый фермер  Джон Браун поднял восстание против рабства, собрав вооруженный отряд из 32 человек и  захватив склад оружия в городке Харперс-Ферри в Виргинии. Но отряд был уничтожен, а Браун казнен. Мужество и самопожертвование Джона Брауна вызвали восхищение передовых людей Америки и Европы, а восстание Джона Брауна навсегда осталось на страницах истории.

     Аболиционисты пытались доказать равенство всех рас, как естественный закон природы, говоря, что Бог создал всех людей равными. Следовательно, если чернокожие  равны белым людям, то и права они имеют равные. Один из членов Палаты представителей, заявил, что южанам все-таки придется покончить с рабством, так как против законов природы бессмысленно вести войну, как и против законов физики или механики. Он обвинил рабовладельцев в нарушении законов природы, закона равенства людей17.

     Итак, делая вывод по региональным особенностям социально-экономического положения  Севера США в середине XIX в., стоит обратить внимание на следующие аспекты. Во-первых, стоит заметить, что именно в северных штатах были расположены крупнейшие промышленные центры США. Следовательно, все производства были сосредоточены в северных штатах. Нельзя не отметить, что к 50-м годам XIX в. в США завершается промышленный переворот и окончательно формируется рабочий класс. Во-вторых,  именно на севере были сконцентрированы основные антирабовладельческие движения, крупнейшим из которых, безусловно, был аболиционизм.   
 
 

Информация о работе Региональные особенности социально-экономического положения США в середине 19века