Революции в Латинской Америки и участие в них США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 19:54, курсовая работа

Описание

Среди факторов, способствовавших сплочению латиноамериканских стран под знаменами панамериканизма, следует отметить, прежде всего, Вторую мировую войну, когда почти все государства региона, хотя не без колебаний, в первую очередь со стороны Аргентины, выступили на стороне США против держав «оси». После войны энтузиазм латиноамериканцев в отношении развития межамериканских отношений опирался на понимание невозможности развиваться без связей как со своими соседями, так и с Соединенными Штатами, экономическое и военное влияние которых стало в Западном полушарии всепроникающим.

Содержание

Введение 3
1 Вступление Латинской Америки в мировую политику 5
1.1 Послевоенные проблемы и пакт РИО 5
1.2 «Союз ради прогресса» 12
2 Революции в Латинской Америки и участие в них США 30
2.1 Гватемальская революция 1944-1954 гг 30
2.2 Боливийская революция 1952 года 32
2.3 Кубинская революция,отношения между США и Кубой 33
Заключение 42
Список литературы 43

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.США — Латинская Америка 1945–1964 гг.docx

— 87.59 Кб (Скачать документ)

 

Амнистированный в 1955 г., Кастро укрылся в Мексике, где он основал  Движение 26 июля. В Мексике он познакомился с Эрнесто Че Геварой, аргентинским врачом, пережившим гватемальский опыт и сразу ставшим его товарищем по борьбе. В ноябре 1956 г. вместе с 82 товарищами Кастро попытался высадиться на Кубе. Результат был катастрофичным. Только дюжина тех, кто уцелел, смогли скрыться в горах СьерраМаэстра на востоке острова. Оттуда в течение немногим более двух лет Кастро возглавлял борьбу против диктатуры, которую Батиста установил в 1952 г. Количество партизан росло, но никогда не превышало нескольких сотен, возможно, двух тысяч человек. Однако им удалось завязать контакты с крестьянским миром, принявшим их как своих, и с городскими средними слоями. Последние подвергались все большему угнетению режимом Батисты, испытывали сильное влияние антиамериканизма, к которому их толкала неспособность США найти на Кубе политические силы, отличные от тех, что собрались вокруг диктатора, и с которыми можно было бы сотрудничать. Эти слои привлекала программа движения Кастро, не подрывная, а реформистская. Немногим более чем за два года группе революционеров удалось стать центром притяже ния всех сил, оппозиционных режиму. 1 января 1959 г. Батиста, чувствуя свою неспособность оказывать сопротивление и сознающий, что его больше не поддерживают США, покинул Гавану, куда триумфально вошли «партизаны» Кастро.

 

Политическая коалиция, во главе которой стоял Фидель Кастро вместе со своим братом Раулем, командующим вооруженными силами (умеренный Мануэль Уррутиа стал при этом президентом республики), сразу же продемонстрировала сильное стремление к моральному обновлению и другим изменениям. Правительство Кастро в социальной сфере развернуло борьбу за ликвидацию безграмотности и бесплатное медицинское обслуживание, имевшие огромный успех и означавшие объективное улучшение условий жизни народа. Единство начало давать трещину, когда Кастро стал проводить свою социальноэкономическую политику (резкое снижение арендных платежей, аграрная реформа, наносившая удар по владениям, превышающим 400 гектаров, сельскохозяйственные кооперативы). Уррутиа подал в отставку с поста президента. Народная поддержка революции нарастала, однако возрастала также и потребность в эффективной организационной структуре и в надежной международной поддержке. Кубинская проблема становилась международной проблемой.

 

Соединенные Штаты своевременно признали режим Кастро, пользовавшийся огромной симпатией в американских либеральных кругах. Эти симпатии были связаны с надеждой разрушить  не нравившуюся многим американским политическим деятелям традиционную практику, когда отношения с Латинской  Америкой неизменно должны были проходить  через этапы острого столкновения или же через этапы зависимости, слегка прикрытой присутствием у  власти олигархических (часто семейных) групп, чей демократический характер был весьма сомнительным и чья  репрессивная политика в конце концов дискредитировала сами Соединенные Штаты. Кастро представлял новую реформистскую модель, укорененную в народе, сотрудничество с которой при определенных условиях представлялось Соединенным Штатам возможным, хотя секретные службы и предупреждали о массовом проникновении коммунистов в движение Кастро. Союз между сторонниками Кастро и коммунистами стал поводом для беспокойства Соединенных Штатов и подтолкнул вашингтонское правительство к оказанию некоторых форм давления на новый кубинский режим.

 

Кастро ответил национализацией  без компенсации или с символической  компенсацией имущества, принадлежавшего  американским компаниям. С этого  момента начался массовый выезд  с Кубы, приведший к тому, что  несколько сотен тысяч людей, враждебно настроенных к Кастро, эмигрировали главным образом во Флориду, где они стали базой  для любого антикастровского движения в будущем.

 

Атмосфера накалялась все  больше, чему способствовали также  визит первого заместителя Председателя Совета министров СССР Микояна на Кубу в феврале 1960 года и подписание соглашения, по которому Советский Союз обязался покупать урожай кубинского сахара по цене, меньшей, чем та, что платили американцы, но взамен предоставлял кредит в 100 миллионов долларов под 2,5% годовых. Было ясно, что в атмосфере того особенного года Куба также стала одной из новых арен соперничества между сверхдержавами, и в гораздо большей степени, чем Гватемала в 1954 г., она представляла собой первую серьезную проекцию конфликта США-СССР на Западное полушарие. Соединенные Штаты впервые в своей истории близко столкнулись с опасностью, которой они не могли пренебречь. Первой реакцией Эйзенхауэра было путешествие в Аргентину, Бразилию, Чили и Уругвай, где американскому президенту был оказан восторженный прием. Очевидно, что если многие сомневались в антикоммунистическом «предлоге» применительно к Гватемале в 1954 г., то советское присутствие на Кубе в 1960 г. было настолько явным, что вызвало цепную реакцию, которая заставила олигархические силы забыть о каком бы то ни было искушении опереться в по исках популярности на такое легко возбудимое чувство, присущее массовому сознанию, как оппозиция yankees .

 

В июне 1960 года государственный  департамент предложил ввести эмбарго  на импорт кубинского сахара, и после  одобрения конгресса в следующем  месяце Эйзенхауэр провозгласил введение этой меры. Кастро обратился с жалобой  в Совет Безопасности ООН по поводу американской «экономической агрессии», и Хру щев ее поддержал, угрожая использовать атомное оружие против Соединенных Штатов в случае, если те вторгнутся на Кубу. Хотя это был чистый блеф, его слова значили очень многое.

 

Обострение кубинского кризиса  вызвало цепную реакцию последствий  для политики Соединенных Штатов в отношении Кубы, в частности, и Латинской Америки в период. Оно открыло новую арену советскоамериканской конфронтации именно в то время, когда кампания по поводу Берлина стала ослабевать, однако своего апогея достигла антиколониальная полемика, и процесс чередования ядерных испытаний и переговоров за их же запрещение переживал сложный момент. Наконец, это обострение имело последствия более общего характера для отношений между Соединенными Штатами и Европой и, в еще более широком плане, для американской политики в мире. Иными словами, кубинский вопрос начинал перерастать в другой кризис, открытый для разноплановых решений. Такой была почва, на которой основные черты сосуществования в условиях конкуренции были подвергнуты испытанию при большом шуме.

 

Отношения между Соединенными Штатами и Кубой неуклонно  ухудшались как на заключительном этапе  правления администрации Эйзенхауэра, так и во время президентства  Кеннеди. Для ответа на советские  угрозы Вашингтон пытался использовать солидарность ОАГ, не добившись от нее, однако, решительного осуждения вмешательства  или угрозы вмешательства держав, находящихся за пределами континента, в американские дела (заявление совещания  в СанХосе, в КостаРике, в августе 1960 г.).

 

Кастро объявил об установлении дипломатических отношений с  Китайской Народной Республикой  и о том, что Куба принимает  советское покровительство. С этого  времени начался поток экономической, технической и военной помощи со стороны Советского Союза, направляемой на остров в Карибском море. Когда  в начале января 1961 г. Кастро потребовал, чтобы американское посольство в  Гаване сократило свой персонал со 130 до 11 человек, вашингтонское правительство  решило прервать дипломатические отношения  между двумя странами.

 

Когда Кеннеди стал президентом, он оказался, следовательно, перед существенно  ухудшившейся ситуацией, однако позиции  правительства в данном вопросе не изменил. Он скорее стремился ответить на вызов, развернув политическую деятельность большего масштаба, направленную на уменьшение опасности распространения идей Кастро в остальной Латинской Америке, отдавая в первую очередь предпочтение подготовке самой сложной системы экономического сотрудничества, которая когдалибо планировалась Соединенными Штатами в отношении Латинской Америки. Одновременно в 1961 г. он санкционировал осуществление плана, разработанного прежней администрацией (начиная с марта 1960 г.), по решительному перевороту всей ситуации на Кубе плана, закончившегося полным провалом. 17 апреля 1961 г. около 1200 кубинских беженцев высадились на южном побережье острова Куба, в бухте Кочинос, рассчитывая на то, что их десант послужит искрой для восстания, сравнимого с победоносным восстанием Кастро, начатого с еще меньшими силами.

 

Предприятие основывалось на ошибочном предположении, что кубинский  народ хочет вернуться к «демократии» батистовско го типа, которую интервенты какова бы ни была их настоящая политическая программа естественным образом представляли. К тому же отсутствовала информация относительно отношения кубинцев к Кастро и популярности, которую он завоевал в первые месяцы правления. Интервенцию готовили секретные службы, не выполнившие свою работу должным образом. Она была санкционирована президентом, который, проявив некоторое легкомыслие, поверил в возможность быстрого успеха до такой степени, что отказался предоставить интервентам поддержку с воздуха для того, чтобы продемонстрировать нейтралитет, в который никто не верил.

 

В течение трех дней все  высадившиеся на берег были взяты  в плен войсками Кастро, однако десант не разжег в стране ни малейшего  очага восстания. Кеннеди пытался  отрицать свою ответ ственность, подтверждавшуюся многочисленными фактами. Очень скоро стало ясно, что «добровольцы» прошли обучение в ЦРУ и что последнее несло ответственность за всю операцию. Кеннеди попытался переложить ответственность за неудачу на своего предшественника, что было справедливо, но лишь отчасти, по скольку Эйзенхауэр, как он сам нашел возможность сказать Кеннеди, никогда бы не позволил, чтобы, раз уж был затронут американский престиж (как это и было в действительности), «захватчики» двигались почти в темноте, подобно пиратам неизвестного происхождения с непонятными целями.

 

 

Престиж США потерпел значительный урон. Кастро получил возможность обвинить Соединенные Штаты в агрессивных целях, а все его усилия самозащиты подтверждались историей с провалом десанта в бухте Кочинос. 1 мая он объявил Кубу социалистической республикой, и с тех пор ее путь в направлении полной трансформации кубинской системы в марксистсколенинском смысле (то есть смоделированной по советскому образцу) стал необратимым. Однако этот эпизод имел не только позитивное значение для кубинского диктатора. Хрущев, как он написал в своих мемуарах, начал взвешивать бремя обязательств, связывавших в удачах и опасностях Советский Союз и Кубу, остров, расположенный слишком близко от Соединенных Штатов, чтобы они могли пассивно воспринимать то, что там происходило. Как отмечает Джон Льюис Гэддис, энтузиазм Кремля в отношении успеха Кастро начинал угасать.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Отношения между США и  Латинской Америкой в этот можно назвать сложными. Они не были ни хорошими, ни плохими.

Система межгосударственных отношений в Западном полушарии вступала в полосу острого кризиса, непосредственно угрожавшего интересам национальной безопасности США - резкое обострение межамериканских отношений, последовавшими за ним рядом революций .

В данном случае переход  Вашингтона к новому латиноамериканскому курсу происходил под воздействием внешнего фактора - внеконтинентальной угрозы. В этом случае провозглашенные новые программные установки, отражавшие резко возросшую роль Латинской Америки на шкале стратегических приоритетов США, первоначально оказывали весьма позитивное влияние на отношения «двух Америк».  Межамериканские отношения вступали в фазу гармонизации интересов и действительно конструктивного взаимодействия.

С конца 40-х годов и на протяжении почти целого десятилетия Вашингтон сумел без ощутимых потерь законсервировать ситуацию в регионе вплоть до кубинской революции, то попытки вновь вернуться к консервативному варианту после свертывания программы «Союз ради прогресса» со второй половины 60-х годов, по существу, не удались. Латиноамериканский регион вступил в фазу интенсивного развития, по темпам экономического роста превосходя любой другой регион планеты, что повлекло за собой динамизацию социально-экономических и политических процессов.

 

 

Список литературы

  1. Гвоздарёв Б. И.Организация американских государств/ Б.И. Гвоздарев.-  М.: Наука, 1998 г.- 294 с
  2. Гвоздарев Б.И. «Союз ради прогресса» и его сущность / Б.И. Гвоздарев .-М.: Наука, 1964г.-284 с
  3. Коваль Б.И.  Латинская Америка: революция и современность  / Б. И. Коваль. - М. : Наука, 1981. - 198 с
  4. Королев Ю.Н. Латинская Америка: революции XX века  / Ю. Н. Королев. - М. : Политиздат, 1986. - 349 с
  5. История Латинской Америки  : вторая половина ХХ века / отв. ред. Е. А. Ларин. - М. : Наука, 2004. - 607 с
  6. Сударев В.П.  Взаимосвязь и конфликт интересов.США И Латинская Америка (вторая половина XX века)/В.П. Сударев.-М.: ИЛА РАН, 2000 г.-357 с

 

1 Б.И. Гвоздарёв «Организация американских государств» М, Наука, 1998 г,- с 98

2 В.П. Сударев «ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ И КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ

США И ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА / ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XX ВЕКА /» М., ИЛА РАН, 2000 г,- С 63

3 В.П. Сударев «ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ И КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ

США И ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА / ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XX ВЕКА /» М., ИЛА РАН, 2000 г,- с 69

4 В.П. Сударев «ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ И КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ

США И ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА / ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XX ВЕКА /» М., ИЛА РАН, 2000 г,- с 76

5   Б.И.Коваль «Латинская Америка: революция и современность» М, Наука, 1981г. – с73

6А.И.  Строганов «Новейшая история стран Латинской Америки» Учеб. пособие. – М,Высш. шк., 1995 г,– с 95

 


Информация о работе Революции в Латинской Америки и участие в них США