Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 11:07, контрольная работа
В начале 1993г. государственно-политический строй в России определялся Конституцией 1978г., однако вследствие внесения поправок в 1990—1992 гг. он претерпел большие изменения. В 1990г. в РСФСР (вслед за СССР) был введен съезд народных депутатов. Съезд поправкой статьи 1 внес в Конституцию норму, провозглашавшую принцип разделения властей. В соответствии с этим был учрежден действующий на постоянной основе парламент, принято решение о создании Конституционного суда, введена должность Президента, который являлся «высшим должностным лицом, главой исполнительной власти» России. По ходу деятельности этих институтов возник вопрос о разделении полномочий. Начало экономических преобразований вызвал раскол коалиции.
Тест……………………………………………………………………………. 3
Формирование и развитие новой политической системы в 1990-е гг…… 4
Политический кризис 21 сентября – 4 октября 1993г…………………………5
Выборы в Федеральное собрание и принятие новой Конституции РФ……...6
Общественно-политическое развитие России в 1994 – середине 1999 гг……7
Экономические преобразования и их социальные последствия 1992 - 1999гг. …………………………………………………………………………… 10
Основные направления внешней политики России в 1992 – 1999 гг….....11
Россия в 2000 – 2004 гг…………………………………………………………..13
Укрепление государственности. Обеспечение гражданского согласия..…… 14
Экономическая политика……………………………………………………….15
Новые черты во внешней политике РФ………………………………………...16
Список литературы………………………………………………………………18
Все эти и другие меры дали всё же ограниченный эффект. Ельцину удалось стать президентом, но только во втором туре. Победа первого российского президента знаменовала сохранение сложившейся к тому времени системы общественных отношений.
Гонка за президентский пост оказала большое влияние на социально-экономическую и политическую ситуацию в России. В 1996г. ускорился промышленный спад, было заморожено большинство инвестиционных проектов. Вновь обострилось положение в Чеченской республике. Весной 1997г. была произведена реорганизация правительства. Новым кабинетом была разработана программа первоочередных мер, известная под названием «Семь главных дел», по которой планировалось ликвидировать задолженности по зарплате, перейти к «адресной» социальной поддержке, внедрить единые правила игры для банкиров и предпринимателей, ограничить влияние «естественных монополий», вести борьбу с чиновничьим произволом и коррупцией, активизировать региональную экономическую инициативу. Проводимый курс стали называть «Второй либеральной революцией».
Правительство энергично взялось за решение поставленных задач, однако, через год было четко видно, что правительство не справилось со своими задачами. 23 марта 1998г. был издан указ Ельцина об отставке премьера Черномырдина В.С.. Указ президента положил начало затяжному политическому кризису. Под нажимом Ельцина депутаты утвердили внесенную кандидатуру Кириенко, но правительство не могло рассчитывать на безоговорочную поддержку парламента в то время, когда ситуация требовала быстрых и решительных действий.
17 августа 1998 г. произошел финансовый обвал («дефолт»), который привел к падению правительства. 21 августа на внеочередном заседании Думы депутаты призвали президента добровольно уйти в отставку. Чтобы обезопасить Думу от роспуска, депутаты выразили готовность инициировать процедуру импичмента. Президент вынужден был уступить. 10 сентября 1998г. президент предложил на пост премьера академика Е. М. Примакова. Важность широкой общественной поддержки для исполнительной власти было продемонстрировано при обсуждении бюджета на 1999г.: правительство провело через Думу самый «жесткий», «либеральный» бюджет. Были сделаны шаги в сторону поддержки реального сектора экономики страны. Примаков Е.М. выступал за государственное регулирование экономики. Время премьерства Примакова в политической истории России характеризуется как период «двойного лидерства».
С весны
1999г. в центре внимания Ельцина была
проблема поиска преемника. Его имя было
названо 9 августа 1999г. после подписания
указа о назначении В. В. Путина исполняющим
обязанности премьер-министра.
Экономический преобразования и их социальные последствия 1992-1999
В 1992— 1999 гг. начался путь к финансовой стабилизации, который выразился в борьбе с инфляцией и сокращении бюджетного дефицита. Это было связано со снижением объема промышленного производства — на 56%, дефицитом бюджета, который уменьшился с 30% до 4,8%. Потребительский рынок был наполнен разнообразными товарами, но не за счет развития собственного производства, а за счет увеличения импорта в обмен на топливно-энергетические ресурсы, металлы и другие сырьевые материалы. Российский рынок наполнился товарами, но не вследствие расширения производства, а через повышение цен. Это привело к колоссальному разрыву между платежеспособным спросом большинства населения и предлагаемой для потребления товарной массой.
В 1992—1999г.г. выросла денежная масса в отрыве от процессов в реальной экономике. Это привело к тому, что в 1990-е гг. отечественную экономику охватил глубочайший инвестиционный кризис. Основной причиной кризиса явилось то, что государство сферы инвестирования фактически ушло, а новые субъекты инвестирования были экономически слабы, либо не имели достаточных стимулов для вложений в реальный сектор. Нехватка денежно-кредитных ресурсов приводила к воспроизводству бартерных отношений, введению заменителей, суррогатов денег. Сложные процессы становления переживали инвестиционные фонды, страховые компании и другие институты, обычно аккумулирующие в условиях рынка финансовые ресурсы населения и ориентированные на их приумножение. Не были прямо заинтересованы в финансировании промышленности и коммерческие банки. В это время государство прибегало к заимствованию средств у банков под очень высокий процент.
Таким образом, сформировалась хозяйственная модель, которую называют спекулятивной экономикой. Взятые в совокупности, все эти факторы обусловили депрессивное состояние российской экономики 1992—1999 гг.
17 августа 1998г. правительство провело девальвацию рубля: его стоимость по отношению к доллару снизилась втрое; а уровень инфляции «прыгнул» с 11% в 1997г. до 84,4% к концу 1998г.
Последствиями кризиса 17 августа стали: масштабное свертывание деятельности в наиболее продвинутых секторах экономики, увеличение безработицы, быстрый рост потребительских цен, снижение уровня жизни населения, снижение доверия к банкам и российской национальной валюте. Одновременно проводилась форсированная приватизация государственной собственности. Следствием явилось: в экономической сфере - крупнейшее в России разбазаривание государственной собственности, что явилось одним из источников кризиса и будущих конфликтов, направленных на ее передел. В социально-политической сфере — недовольство граждан властью.
Кризис
и приватизация продемонстрировали
неэффективность проводившегося с 1992г.
курса реформирования.
Основные направления внешней политики России в 1992 – 1999 гг.
Распад СССР явился важнейшим событием международной жизни конца XXв., оказавшим огромное влияние на систему международных отношений. Россия оставалась отгороженной от Запада визовыми и таможенными барьерами, его рынки защищались высокими тарифами, квотами и другими регуляторами. В середине 1990-х гг. надежным ориентиром внешней политики должна стать твердая защита национальных интересов.
Отношения с США занимали ключевое место во внешней политике России в 1990-е гг. Новый характер российско-американских отношений получил отражение в двух документах 1992г. Ими были «Декларация президентов России и США» и «Хартия российско-американского партнерства и дружбы». В них предусматривался отказ сторон рассматривать друг друга в качестве противников, общая приверженность правам человека, экономической свободе, поддержки США курса России на углубление реформ, продолжение процесса сокращения вооружений и сотрудничество в поддержании стратегической и региональной стабильности.
В 1992г. был ратифицирован договор о сокращении и ограничении стратегических и наступательных вооружении (СНВ-1), а уже в 1993г. был подписан договор СНВ-2. Стороны достигли договоренности, предусматривавшей сокращения наступательных вооружений США и России к началу XXв.
Механизмом для сотрудничества в торгово-экономической области стала созданная в 1993г. межправительственная российско-американская Комиссия по экономическому и технологическому сотрудничеству.
Развернулось российско-американское сотрудничество в урегулировании острых региональных проблем. Россия и США кооперировали свои усилия в качестве сопредседателей мирной конференции по Ближнему Востоку.
Несмотря на положительную динамику экономического сотрудничества, со стороны Вашингтона проявлялась агрессия по вытеснению России с высокотехнологичных товарных рынков. В целом же в 1990-е гг. в российско-американских отношениях сложился достаточно отлаженный механизм взаимодействия и преодоления разногласий.
Европейское направление российской внешней политики в 1990-е гг. являлось одним из приоритетных. В Европе происходили глубокие перемены, которые способны были серьезно осложнить взаимодействие с нашей страной. Среди них — объединение Германии, активизация интеграционных процессов в западной части континента, внешнеполитическая переориентация бывших советских союзников, конфликты на территории бывшей Югославии. Для России наиболее острой проблемой формирования европейской безопасности был вопрос о роли НАТО в новых условиях. Закладывались политико-правовые основы для превращения отношений Россия—НАТО в один из центральных элементов европейской безопасности.
Активное участие Россия принимала в рамках Общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). В отличие от других европейских объединений, здесь Россия является полноправным участником.
Россия расширила связи с Европейским союзом (ЕС). В 1990-е гг. ЕС выступал как важнейший торгово-экономический партнер России. В 1997г. вступило в силу Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Россией, открывающее широкие возможности для привлечения инвестиций в нашу страну.
В 1996г. Россия была принята в Совет Европы — организацию, добивающейся расширения демократии и защиты прав человека, развития сотрудничества по вопросам культуры, образования, здравоохранения, молодежи, спорта, информации, охраны окружающей среды.
Новый характер приобрели отношения между Россией и странами Центральной и Восточной Европы.
Сложнее складывались отношения России с Содружеством Независимых Государств. Российская политика в 1990-е гг. в отношении стран СНГ определялась противоборством двух тенденций. В январе 1993 г. был принят Устав СНГ. Внутри СНГ шел процесс формирования разнонаправленных коалиций, притом без участия России. С 1999г. Россия перестала настаивать на наделении органов СНГ наднациональными полномочиями.
1989г. был поворотным для нормализации отношений с Китаем. В 1990-е гг. отношения между двумя странами развивались достаточно стабильно. Всего с 1991 по 1999г. состоялось шесть российско-китайских встреч на высшем уровне. Важное место в развитии российско-китайского политического сотрудничества заняла двусторонняя Декларация о многополярном мире и формировании нового международного порядка, подписанная в Москве в апреле 1997г.
Достаточно
устойчиво развивались
Еще в январе 1990г. были восстановлены дипломатические отношения между СССР и Республикой Корея. В 1990-е гг. контакты между Россией и Южной Кореей развивались достаточно стабильно.
В 1998г.
наша страна была принята во вторую
по важности региональную структуру —
Азиатско-Тихоокеанский Экономический
Совет (АТЭС).
Россия в 2000 - 2004 гг.
31 января
1999 г. Президент РФ Б. Н. Ельцин
объявил о своей отставке. Обязанности
президента в соответствии с Конституцией
возлагались на Председателя Правительства
В. В. Путина, а новые президентские выборы
назначались на март 2000г. Накануне, в прессе
появилась программная статья В. В. Путина
«Россия на рубеже тысячелетий», в которой
потенциальный тогда президент изложил
свое видение прошлого и представления
о стоящих перед страной задачах.
Укрепление государственности. Обеспечение гражданского согласия.
Началась интенсивная работа по совершенствованию всех общественных структур. Насущной стала задача укрепления старой и создание новой «вертикали власти». С этой целью уже в мае 2000 г. Указом Президента РФ на территории России создано семь федеральных округов: Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Южный, Уральский, Сибирский, Дальневосточный. Их возглавили полномочные представители президента. Развернулась большая работа по приведению региональных правовых актов (конституций, законов, указов) в соответствие с общефедеральными нормами.
На повышение эффективности государственного управления была направлена и реформа верхней палаты Федерального собрания России — Совета Федерации, в который входили главы исполнительной власти (президенты, губернаторы) и законодательных собраний субъектов Федерации. В 2000г. бывшие члены Совета Федерации вошли в состав созданного Государственного совета — нового совещательного органа при Президенте РФ.
В 2000—2003 гг. в Думе сформировалось устойчивое пропрезидентское большинство. Это позволяло Президенту проводить более активную политику, опираясь на поддержку законодателей.
В соответствии с «Планом строительства Вооруженных сил РФ» (январь 2001г.) предусматривался рост их финансирования, запланировано оснащение войск современной и перспективной боевой техникой. В июне 2002г. был принят Закон «Об альтернативной гражданской службе».
В 2003г. Федеральной службе безопасности возвращены Федеральная погранслужба (ФПС) и Федеральное агентство правительственной связи (ФАПСИ). Расформирована Федеральная служба налоговой полиции (ФСНП), налогово-фискальные функции которой переданы МВД.
В 2002г. приняты новые акты, регулирующие деятельность суда и адвокатуры, интенсивно вносились поправки в действующие кодексы.
В 2003г. подготовлены акты, определяющие основные параметры административной реформы, призванной четко определить перечень полномочий различных уровней власти и обеспечить их необходимыми финансовыми источниками.
В декабре 2000г. по предложению президента Дума утвердила государственные символы России.
Весной 2001г. Госдума приняла новый закон о политических партиях по которому Партии были не региональными объединениями, а выразителями интересов граждан в государственном масштабе.