Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 05:35, реферат
В работе рассмотрен наиболее трудный этап Российской экономики в 90-е годы. Либерализация и стабилизация были двумя столпами стратегии радикальных реформ. Третьим столпом была быстрая приватизация.
Введение……………………………………………………………………….3
1. История «реформ» 90-х годов…………………………………………….4
2. Причины и последствия социально-политического кризиса в России...9
3. Политические причины экономического кризиса в России. ………….15
4. Финансовый кризис России и экономический рост ………………...…34
5. Заключение………………………………………………………………..42
Список используемой литературы. ………………………………………..46
Российская номенклатура
оказалась неспособной
В качестве иллюстрации достаточно указать на то, что одной из причин подписания Беловежских соглашений, которые привели к прекращению существования Советского Союза, стало стремление Б.Н.Ельцина к абсолютной власти, а для этого нужно было устранить с политической сцены его главного соперника в лице президента СССР М. С. Горбачева. Тем же стремлением к абсолютной власти во многом объясняется и осуществленный по приказу Б. Н. Ельцина разгон и расстрел российского парламента в октябре 1993 года. Стремлением укрепить президентскую власть и создать образ "сильного" правителя, пресекающего всякие попытки ее ослабления и покушения на территориальную целостность России, явилось решение Б. Н. Ельцина о начале войны в Чечне, которая стала одновременно и национальной трагедией, и национальным позором России.
О том, что российские власти, проводя свою социально-экономическую политику, совершенно не принимали во внимание интересы народа и страны, свидетельствует начало гайдаровской "шоковой терапии", катастрофический обвал рубля в 1992 г., когда население лишилось практически всех своих сбережений, накопленных долгим и тяжелым трудом. Новыми ударами по населению страны стал "черный вторник" в октябре 1994 г., очередной обвал рубля в августе 1995 г. и, наконец, обвал пирамиды ГКО и финансовое банкротство государства 17 августа-1998 г. События 17 августа стали пиком социально-политического кризиса в России, вскрытием того "нарыва", который в экономике и общественно-политической жизни страны был создан деятельностью ее властей за предшествующие 7 лет.
По мнению сотрудников
центра политических технологий РФ, в
августе-сентябре 1998 г. политическому
режиму, созданному. Б. Н. Ельциным, был
нанесен самый мощный удар за всю
историю его существования, после
которого под вопросом оказалась
сама возможность его выживания.
Каковы же причины того катастрофического
положения, в котором в настоящее
время оказалась на, того кризиса,
который создал реальную угрозу самому
существованию российского
Другой причиной кризиса стала чубайсовская "ваучерная приватизация" - величайший в истории обман народа и небывалое ограбление страны. Приватизация превратилась в раздачу государственной собственности за Мизерную цену узкой группе лиц и нанесла огромный ущерб производству, ибо новые собственники меньше всего думали о его развитии и эффективности. На начало конфискационной либерализации цен в 1992 г. сбережения населения и накопления предприятий оценивались. Примерно в 1 трлн. рублей при тогдашней стоимости всех Основных фондов в стране около 2 трлн. рублей. Имевшихся у населения и предприятий средств было вполне достаточно, чтобы проводить демократическую приватизацию с целью создания "среднего класса" и класса мелких производителей в интересах производства и благосостояния народа. Но эти средства были умышленно экспроприированы посредством обвальной либерализации цен, чтобы расчистить путь для концентрации собственности в руках финансовой олигархии - опоры авторитарного режима Ельцина и проводника американских интересов в России. Мафиозно-спекулятивный олигархический капитал разорил страну, подорвал производство как основной источник поступления налогов и силы государства. Как отмечал российский экономист В. Квинт, семь лет своего правления Б. Н. Ельцин и его окружение являлись не гарантами конституции и рыночных демократических реформ, а легальным прикрытием клептократии, разграбившей страну и вывезшей за рубеж сотни миллиардов долларов[3].
Еще одной причиной кризиса
стала опора в проведении реформ
не на собственные силы, ибо промышленный,
сельскохозяйственный, научно-технический,
оборонный потенциал был
Нарастанию и углублению
кризиса, наконец, способствовали махинации
и аферы на российском финансовом
рынке со стороны международных
и отечественных спекулянтов. С
середины 1995 г, когда появилась система
ГКО-ОФЗ с процентными
3. Политические
причины экономического
Политическими причинами российского кризиса экономики стали следующие.
Во-первых, навязанная в 1993 г.
российскому обществу авторитарная
Конституция и созданная на ее
основе государственная система, отдавшая
в руки Б. Н. Ельцина всю исполнительно-
Во-вторых, в стране фактически отсутствовали разделение властей и принцип управления ею со стороны парламентского большинства, избранного населением РФ.
В-третьих, цепная реакция
распада Советского Союза перекинулась
на многонациональную Россию. Начался
парад суверенитетов
Общим результатом политики псевдореформ, которую начала 90-х гг. проводило российское руководство, стала национальная трагедия для страны и ее народа. Экономическая, политическая, социальная стабильность страны разрушена, основы ее безопасности подорваны. За период с 1992 по 1997 гг., произошло падение ВВП 50% (ныне он составляет 10% американского), промышленной продукции - на 55%, жизненного уровня населения - на 60%, капиталовложений - на 50-60%. Запад беспрепятственно, без всякого противодействия со стороны властей перекачано 300 млрд. долларов в основном награбленного капитала[5]. Страну из-за нищенской зарплаты и бедности покинуло около 200 тыс. ученых и специалистов. Произошла деградация науки, среднего и высшего образования, здравоохранения, культуры, вооруженных сил. Россия откинута в разряд развивающихся стран. По выражению 3. Бжезинского, она превратилась в зияющую "черную дыру". По оценкам западных экономистов, Россия может вернуться к уровню экономического развития 1990 г. лишь в 2010-2015 гг.[6]. Развал производства товаров и продуктов питания правительства псевдореформаторов компенсировали импортом из-за рубежа на кредиты, получаемые с Запада, импорта во внутреннем потреблении России превысила 50%, в городах этот показатель доходил до 50-60%, Москве - до 80%. Страна утратила продовольственную безопасность. В громадном выигрыше от этого оказались зарубежные производители, а собственное производство захирело. Продовольственная зависимость превратилась в мощное орудие политического давления на Россию. Псевдореформы в России отрицательно сказались на возможностях интегрироваться в мировую экономику. Прием России в "семерку" индустриальных стран оказался сугубо формальным актом, не более чем признаком благоволения Запада к нынешнему российскому президенту. Россия еще до финансового краха выбыла из "десятки" крупнейших экономических держав мира и не может претендовать на место выше 15 или 16. Россия находится на 6 месте в мире по численности населения, на 70 - по объему ВВП на душу населения. Этот показатель вдвое ниже среднемирового и в 10 раз ниже уровня США. Удельный вес РФ в мировом ВВП - 1,9%, Россия вчетверо уступает США по размеру экспорта на душу населения и занимает по этому показателю примерно 70 место в мире[7]. В стране отсутствуют инвестиции, без которых невозможно возрождение экономики. В результате "шоковой терапии" Россия перестала быть желанным экономическим партнером не только для развитых, но и развивающихся стран. По этой же причине она не могла выполнять роль маяка и ведущей силы рыночных реформ и мотора интеграции в рамках СНГ. Страна находится в финансовой зависимости от Запада и не исключено подчинение РФ западному диктату в решении актуальных международных проблем. Глубокий раскол общества, противостояние режима и народа, ситуация приближающегося экономического коллапса и социального взрыва, возможной гражданской войны, если режим вступит на путь насильственной диктатуры - таковы были итоги правления. Б. Н. Ельцина и его окружения к концу лета 1998 г.
Всех этих зол можно
было бы избежать, если бы в России начались
рыночные преобразования, ориентированные
на повышение эффективности
В этом случае можно было бы начать с приватизации мелких и средних предприятий, а затем начать приватизировать крупные. Не потребовалось бы разорять население страны, которое могло бы стать активным участником демократической приватизации, а такая приватизация, в свою очередь, способствовала бы появлению среднего класса в России. Благосостояние населения в этом случае не только бы не пострадало, но и могло быть повышено, что содействовало бы социальной и политической стабильности общества, предотвратило бы дискредитацию демократии и рыночных реформ. Трансформация государственной собственности в частную и акционерную при Одновременном реформировании хозяйственного механизма, создании рыночной инфраструктуры и активной микроэкономической политике сопровождалась бы модернизацией производства, повышением его эффективности, появились бы благоприятные возможности для конверсии военной промышленности. Не произошло бы столь сильной девальвации рубля и страна не погрузилась бы в состояние гиперинфляции.
Укрепив свою производственную
базу на новой рыночной основе, Россия
смогла бы перейти к постепенной
контролируемой конвертируемости рубля,
к разумной интеграции своей экономики
в мировое хозяйство. Российское
руководство смогло бы избежать унизительной
участи быть постоянным просителем иностранных
кредитов, избавило бы страну от финансовой
зависимости от МВФ и США и
от бремени громадных внешних
долгов. Перед российским обществом
при наличии среднего класса открылись
бы благоприятные возможности
На альтернативной политике настаивали не только патриотические силы России, которым были небезразличны национальные интересы страны. К ней призывали российские и западные экономисты, среди которых было много лауреатов Нобелевской премии. Они предупреждали, что "шоковая терапия" и монетаристские реформы заведут Россию в тупик. Но к этим предупреждениям ни Ельцин, ни его окружение не прислушались. Было ли это результатом дремучего недомыслия или злого умысла - вопрос остается пока открытым. Но несомненно, что глубокие корни разрушительных процессов, потрясших Россию, во многом связаны с низким уровнем политической и моральной культуры ее правящих кругов. Интересы захвата и удержания власти для них стояли и стоят выше национальных интересов страны. Это особенно проявилось на современном этапе развития социально-политического кризиса в России, подтверждением этого стали, как уже отмечалось, события в августе-сентябре 1998 г. Причины этих событий во многом были связаны с внешними факторами: кризисом в Юго-Восточной Азии, начавшимся осенью 1997 г. и падением мировых цен на нефть. Первоначально российское руководство пыталось отмахиваться от азиатского кризиса, делать вид, что он для России даже выгоден, поскольку заставит иностранных инвесторов, покидающих "переоцененные" рынки в ЮВА, устремиться на недооцененный рынок России, обеспечив поток необходимых для нее инвестиций. Однако перелива капиталов из ЮВА в Россию не произошло. Зарубежные инвесторы были напуганы социально-экономическим кризисом в России, ее политической нестабильностью. Их не устраивали и условия вложения капиталов, отсутствие законодательной базы для защиты иностранных инвестиций. Поэтому рискованным доходам в России они предпочли вложение капитала в промышленно развитых странах, прежде всего в США, где при скромном процессе существует абсолютная гарантия сохранности капитала, особенно при низкой инфляции и устойчивых темпах развития экономики. Что же касается России, то здесь не произошло не только увеличения инвестиций, но резко сократились доходы от экспорта в результате падения мировых, цен на нефть.
Крах финансовой и банковской
системы в России был также
отчасти связан со спекуляциями на
бирже с участием иностранных
инвесторов и отечественных банкиров,
которые рассчитывали, вызвав финансовый
кризис, скупить затем за бесценок
упавшие бумаги. Однако, судя по глубине
кризиса, за этим стояли более серьезные
и фундаментальные внутренние причины.
Как полагает известный экономист
А. Н. Быков, победа над инфляцией
монетаристскими методами, что ставили
себе в заслугу "реформаторы",
обернулась ее конвертацией в многомиллиардные
неплатежи как бюджетникам, так
и между хозяйственными объектами
по их обязательствам перед бюджетом.
Имевшиеся же средства были потрачены
на проведение президентской выборной
кампании в 1996 г., на выполнение обязательства
президента закрыть в 1997г. проблему
задолженности по пенсиям и зарплатам.
Но эта проблема в следующем году
возникла вновь, а бюджет был подорван
и восстановить его не удалось
даже с помощью жесткого секвестра.
Покрывать дефицит за счет кредитов
ЦБР, т. е. путем дополнительной эмиссии,
правительству было запрещено и
поэтому инструментами покрытия
дефицита стали перманентные заимствования
на внутреннем и внешнем рынке
путем выпуска высокодоходных гособлигаций
в рублях и валюте, в основном
краткосрочных, погашаемых в течение
года, что привело к резкому
росту государственного долга. В
мае 1998 г. он: превысил 700 млрд. рублей только
в виде ценных бумаг без учета
обязательств государства перед
пенсионным фондом, бюджетниками, регионами
и т. д. Другим источником затыкания
бюджетных дыр стали займы
международных финансовых институтов,
прежде всего МВФ и Всемирного
банка, предоставляемые на жестких
условиях, расходящихся с задачами
социально-экономического развития страны.
Займы увеличивали внешнюю
Для спасения завышенного
курса рубля от девальвации и
остановки бегства капитала из России
ЦБР пошел на резкое повышение
ставки рефинансирования до 150%, истратил
значительную часть золотовалютного
резерва на валютные интервенции. Эти
меры сократили возможности для
финансирования реального сектора,
парализовали межбанковское кредитование,
ослабили валютное обеспечение государственных
долговых обязательств. Власти также
пошли на усиление распродажи госсобственности
и ужесточение фискальной политики,
но и это не могло спасти государство
от финансового краха. Расплачиваться
по своим внутренним и внешним
обязательствам ему было нечем. Поэтому
и появилось заявление