Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 05:35, реферат
В работе рассмотрен наиболее трудный этап Российской экономики в 90-е годы. Либерализация и стабилизация были двумя столпами стратегии радикальных реформ. Третьим столпом была быстрая приватизация.
Введение……………………………………………………………………….3
1. История «реформ» 90-х годов…………………………………………….4
2. Причины и последствия социально-политического кризиса в России...9
3. Политические причины экономического кризиса в России. ………….15
4. Финансовый кризис России и экономический рост ………………...…34
5. Заключение………………………………………………………………..42
Список используемой литературы. ………………………………………..46
Таким образом, причины социально-
1. Причины, которые были унаследованы Россией от бывшего СССР.
- почти полное или тотальное огосударствление экономики, и, соответственно, собственности;
- наличие глубоких диспропорций в экономике (76 % средств производства и 24% средств потребления);
- антидемократический характер в государственном управлении собственностью и экономики, т.е. абсолютное преобладание командно-административных рычагов в управлении;
- концентрация 96% всей собственности в руках всесоюзных министерств и ведомств;
- отчуждение трудящихся от средств производства и результатов труда, от самого процесса труда, что проявлялось, прежде всего, в отсутствии действенных стимулов к труду, к господству "уравниловки";
- чрезмерная централизация при перераспределении национального дохода через государственный бюджет;
- процветала политика ограбления села, которая выражалась в перекачивании значительной части созданного здесь национального дохода в пользу промышленности, прежде всего через механизм цен;
- огромный физический (около 60%) и моральный износ (около 90%) основных фондов, низкая производительность труда.
2. Те причины, которые вызваны действиями "реформаторов" в 90-е гг.
- разрыв хозяйственных связей со странами бывшего СССР;
- отсутствие научно обоснованной стратегии трансформации административно-командной системы в более развитую и совершенную экономическую систему;
- упразднение государственного управления и активное внедрение рыночных рычагов, которые использовались в развитых странах мира почти столетие назад;
- доминирование идеологии свободной рыночной экономики в законодательных органах;
- политика шоковой либерализации цен и ликвидация трудовых сбережений;
- отсутствие комплексной военно-технической политики государства;
- принятие многочисленных законов, постановлений, распоряжений правительства, которые в результате непосильного налогового пресса поставили в невыгодное положение производителя и в привилегированное положение посредника;
- отсутствие надежной финансово-банковской системы, госконтроля за деятельностью коммерческих банков;
- бездумное воплощение программ западных экспертов в практику, в том числе различных международных экономических организаций, напр., мирового банка;
- мафиозно-номенклатурный характер разгосударствления и приватизации;
- массовый отток капитала за границу;
- отсутствие необходимого инвестиционного климата;
- чрезмерное расширение управленческого аппарата;
- чрезмерный налоговый пресс.
3. Причины связанные с сущностью трансформации существующей в стране экономической системы,спецификой переживаемого переходного периода, который, как свидетельствует опыт других стран, развивается в форме различных глубинных кризисов, потрясений. Они обусловлены содержанием и направленностью процесса трансформации более развитой общественно экономической формации в менее развитую.
4. Финансовый кризис России и экономический рост.
Российская экономика после либерализации цен и внешней торговли включена в глобальные процессы не только экспортом сырьевых и импортом потребительских и инвестиционных товаров, но и, во все большей степени, своей финансовой системой. Изоляция крупного национального хозяйства от мировых процессов в наше время нереальна и невозможна. Однако все большая интеграция в мировые финансовые рынки повышает требования к устойчивости национальной финансовой системы.
События последнего года наглядно показали, что страны, где нет сложившейся устойчивой частной финансовой системы, в которых существует чрезмерное политическое влияние на экономическую политику и высока степень концентрации богатства, сталкиваются с трудностями системного характера, проявляющимися даже в условиях экономического роста.
Основной результат
Это ведет, по крайней мере, к двум последствиям. Первое - такой подход крупных инвесторов окажет сдерживающее воздействие на саму возможность реализации на еврорынке российских ценных бумаг - как федеральных, так и (особенно) муниципальных и корпоративных. Второе, что даже более существенно - принципы финансирования экономикив странах с нарождающимися рынками должны будут измениться. Учитывая вероятное удорожание доступа к ресурсам мирового финансового рынка, страны будут вынуждены в большей мере полагаться на внутренние источники капитала. Реальный путь к этому - проведение взвешенной кредитно-денежной политики, оздоровление финансового сектора, эффективный контроль за финансовыми институтами в целях предотвращения их крахов. Это станет одной из основных российских задач российского правительства на ближайшие годы.
В условиях кризиса, как обычно, стала возрастать роль СМИ и различных аналитических служб, зарабатывающих на неопределенности. Россия уже столкнулась с понижением своего рейтинга в мае 1998 г. вместе с девятью банками. Вновь возникла проблема имиджа страны в глазах инвесторов, которые часто реагируют на сообщения телевидения и не могут сами объективно оценить состояние экономики страны.
Процессы макро стабилизации, формирования национальных финансовых систем протекают трудно и сравнительно медленно на фоне мгновенных перемещений капитала в глобальной экономике. Складывается ситуация, в которой значительные массы капитала следуют не за объективной, а за "любой" информацией об экономике той или иной страны, причем эти массы сравнимы по масштабам с такими экономическими показателями как ее бюджетный или внешний дефицит.Мощность и конвульсивность этих потоков создают проблемы для правительств, ответственно подходящих к своим планам и обязательствам в области макроэкономики и структурных преобразований, которые могут быть прерваны бегством капиталов и крахом национальной валюты по внешним и, в сущности, случайным причинам, включая реакцию на сходные события в соседних странах. Эта новая проблема встала и перед международными финансовыми организациями, которые обычно рассматривали создание хорошего климата для портфельных инвестиций как универсальный метод привлечения капитала и финансирования дефицитов текущих балансов.
Финансовый кризис в России начался осенью 1997 г. под воздействием извне, но прежде всего хрупкость собственной финансовой системы, высокая доля иностранного спекулятивного капитала, вложенного в государственные бумаги и акции ведущих предприятий, поставили Россию в зависимость от общей мировой системы рисков и доходности. Стабилизация производства в России к осени 1997 г. сопровождалась ростом курсов акций, перестройкой балансов коммерческих банков, падением ставок процента - т.е. процессами, характерными для периода раннего подъема в деловом цикле среднеразвитой страны с рыночной экономикой.
Сводный индекс Российской торговой системы с января по середину октября 1997 г. вырос втрое. Рост курсов акций выглядел вполне закономерным в преддверии ожидавшегося подъема, однако он касался ограниченного круга крупнейших компаний. В основе повышения курса акций лежали ожидания прироста доходов от финансовых операций в противоположность реальной динамике производства и, соответственно, прибыли и дивидендов. В этих условиях, несмотря на внешне успешное развитие рынка корпоративных бумаг, любой ощутимый удар по нему не мог не привести к тяжелым последствиям.
Важным свойством российской кредитно-денежной системы является особая роль доллара как в обороте предприятий, так и в активах населения. Фактически это означает, что скорость оборота денег, степень жесткости кредитно-денежной политики ослабляется не только офшорными операциями, но и постоянной возможностью для инвесторов и населения перевода своих активов из рублей в доллары и обратно. Недоверие вкладчиков, долларизация личных расчетов, потребность в оборотном капитале со стороны малого теневого бизнеса исключают легкость связывания доходов населения в форме сбережений. Фактически доллары составляют в России примерно 46% всей денежной массы. При этом больше половины всей денежной массы существует в наличной форме, опять-таки в основном в виде долларов на руках у населения (его верхних слоев). В результате население располагает большей массой ликвидных активов, чем вся остальная экономика.
В России длительное время бытовала легенда о 20-30 млрд. долларов сбережений населения, которые надо лишь привлечь к накоплению. Эти миллиарды фактически существуют (в размере порядка 25 млрд. по нашей оценке), но только как ресурсы населения и рабочий капитал теневых малых фирм; так что этот "инвестиционный мираж" не может материализоваться. Растущаядолларизация личных сбережений в последние годы, возможно, отражает скрытое прямое инвестирование сбережений в малый бизнес, минующее регистрацию фирм, банковские трансакции и уплату налогов. Положительный ли это факт - зависит от угла зрения: хорошо с точки зрения восстановления роста экономики, но безусловно является симптомом "враждебности" инвестиционного климата, загоняющего накопления в подполье. На протяжении последних нескольких лет формальное вытеснение доллара из видимого кассового оборота не предотвратило постоянное увеличение роли и веса долларов в личных сбережениях при сокращении доли вложений в банковских вкладах и ценных бумагах.
В числе причин обострения
кризиса российского
- расширение спроса на доллары со стороны нерезидентов, продолжавших выводить свои средства с российского рынка;
- действия российских банков по скупке долларов;
- спекулятивная атака на рубль извне;
- продолжавшийся финансовый кризис в Юго-Восточной Азии;
- снижение мировых цен на нефть.
Третья волна финансового кризиса в мае 1998 г. произошла на фоне усиления внутриполитической нестабильности, ставшей результатом затяжного правительственного кризиса и фактического начала предвыборной кампании 1999-2000 гг. В этой связи для западных инвесторов вполне убедительны тревожные оценки состояния российской экономики, которые дают эксперты СМИ и рейтинговых агентств. Правительственный кризис и появление затем в Правительстве группы новых руководителей, стоящих перед необходимостью решать сложнейшие проблемы, доставшиеся в наследство от прежнего кабинета, совпали с рядом внешних факторов, которые резко осложнили проведение экономической политики.
Среди более частных причин
обострения недоверия внешних инвесторов
сыграло свою роль вступление в силу
закона об особенностях распоряжения
акциями РАО "ЕЭС", который однозначно
был расценен иностранными инвесторами
как нарушение прав акционеров. Трудности
с приватизацией крупных
Серьезным фактором, влияющим на поведение инвесторов в России, является ожидание девальвации рубля. В значительной мере такие ожидания порождены крайне сложной ситуацией на российских финансовых рынках, когда меры по поддержанию рубля должны сопровождаться действиями по снижению доходности ГКО и стабилизации фондового рынка. Многим инвесторам явно не дают покоя лавры Дж. Сороса, заработавшего когда-то миллиард долларов на спекуляции на курсе фунта стерлингов. С учетом того, что курс рубля (с учетом инфляции) рос в течение трех лет, а валютные резервы ЦБ остаются сравнительно небольшими по международным понятиям - 14-15 млрд. долл. (по сравнению с 56 млрд. дол.в Бразилии осенью 1997 г. - см. вставку).
Но рубль устоял трижды
благодаря резким и координированным
мерам Правительства и ЦБ. Первоначально
возникшая теория заговора против рубля,
прозвучавшая в СМИ в середине
мая, постепенно сошла на нет, поскольку
игра на финансовых рынках - это принципиально
важно. Фактически российские власти показали
инвесторам, что не собираются лишать
их всех прибылей за счет девальвации.
Более важно то, что девальвация
в условиях кризиса не решает проблемы,
вызывая новый отток "разочарованных"
инвесторов, и может привести к
глубокому падению курса
Ситуация перед кризисом 1997 г. характеризовалась явными успехами макростабилизации, но органической слабостью платежного баланса и зависимостью от притока краткосрочного иностранного капитала - общая болезнь всех стран, задетых кризисом 1997 г. Первые десять месяцев 1997 г. экономическая программа бразильского правительства предполагала поддержание валютного коридора, расширение приватизации и проведение денежно-кредитной политики, оказавшейся недостаточно жесткой для экономики, столь сильно зависящей от иностранного капитала. Кризис международных финансовых рынков отразился и на рынке Бразилии. Для поддержания курса реала в конце октября Центральный банк был вынужден потратить за три дня 9,5 млрд. долл. из валютных резервов.