Российская экономика в 90-е годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 05:35, реферат

Описание

В работе рассмотрен наиболее трудный этап Российской экономики в 90-е годы. Либерализация и стабилизация были двумя столпами стратегии радикальных реформ. Третьим столпом была быстрая приватизация.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. История «реформ» 90-х годов…………………………………………….4
2. Причины и последствия социально-политического кризиса в России...9
3. Политические причины экономического кризиса в России. ………….15
4. Финансовый кризис России и экономический рост ………………...…34
5. Заключение………………………………………………………………..42
Список используемой литературы. ………………………………………..46

Работа состоит из  1 файл

Экономика России в 90-е года.docx

— 78.75 Кб (Скачать документ)

Таким образом, причины социально-экономического кризиса в России можно разделить  на три основные группы:

1.          Причины, которые были унаследованы Россией от бывшего СССР.

-           почти полное или тотальное огосударствление экономики, и, соответственно, собственности;

-                наличие глубоких диспропорций в экономике (76 % средств производства и 24% средств потребления);

-                антидемократический характер в государственном управлении собственностью и экономики, т.е. абсолютное преобладание командно-административных рычагов в управлении;

-                концентрация 96% всей собственности в руках всесоюзных министерств и ведомств;

-                отчуждение трудящихся от средств производства и результатов труда, от самого процесса труда, что проявлялось, прежде всего, в отсутствии действенных стимулов к труду, к господству "уравниловки";

-                чрезмерная централизация при перераспределении национального дохода через государственный бюджет;

-                процветала политика ограбления села, которая выражалась в перекачивании значительной части созданного здесь национального дохода в пользу промышленности, прежде всего через механизм цен;

-                огромный физический (около 60%) и моральный износ (около 90%) основных фондов, низкая производительность труда.

2.        Те причины, которые вызваны действиями "реформаторов" в 90-е гг.

-            разрыв хозяйственных связей со странами бывшего СССР;

-            отсутствие научно обоснованной стратегии трансформации административно-командной системы в более развитую и совершенную экономическую систему;

-                упразднение государственного управления и активное внедрение рыночных рычагов, которые использовались в развитых странах мира почти столетие назад;

-                доминирование идеологии свободной рыночной экономики в законодательных органах;

-                политика шоковой либерализации цен и ликвидация трудовых сбережений;

-                отсутствие комплексной военно-технической политики государства;

-                принятие многочисленных законов, постановлений, распоряжений правительства, которые в результате непосильного налогового пресса поставили в невыгодное положение производителя и в привилегированное положение посредника;

-                отсутствие надежной финансово-банковской системы, госконтроля за деятельностью коммерческих банков;

-                бездумное воплощение программ западных экспертов в практику, в том числе различных международных экономических организаций, напр., мирового банка;

-                мафиозно-номенклатурный характер разгосударствления и приватизации;

-                массовый отток капитала за границу;

-                отсутствие необходимого инвестиционного климата;

-                чрезмерное расширение управленческого аппарата;

-                чрезмерный налоговый пресс.

3.             Причины связанные с сущностью трансформации существующей в стране экономической системы,спецификой переживаемого переходного периода, который, как свидетельствует опыт других стран, развивается в форме различных глубинных кризисов, потрясений. Они обусловлены содержанием и направленностью процесса трансформации более развитой общественно экономической формации в менее развитую.

 

 

 

 

 

 

4. Финансовый кризис  России и экономический рост. 

 

Российская экономика  после либерализации цен и  внешней торговли включена в глобальные процессы не только экспортом сырьевых и импортом потребительских и  инвестиционных товаров, но и, во все  большей степени, своей финансовой системой. Изоляция крупного национального  хозяйства от мировых процессов  в наше время нереальна и невозможна. Однако все большая интеграция в  мировые финансовые рынки повышает требования к устойчивости национальной финансовой системы.

События последнего года наглядно показали, что страны, где нет  сложившейся устойчивой частной  финансовой системы, в которых существует чрезмерное политическое влияние на экономическую политику и высока степень концентрации богатства, сталкиваются с трудностями системного характера, проявляющимися даже в условиях экономического роста.

Основной результат финансового  кризиса 1997 г. состоит в уходе  части капитала с нарождающихся  рынков, к числу которых принадлежит  и Россия. Хотя уход носит в общем  временный характер, возвращение  на эти рынки будет сопровождаться повышением "рисковой" составляющей при кредитовании и, как результат, общим ростом стоимости заимствования. В ближайшие годы западные банки  и фонды будут рассматривать  страны с нарождающимися рынками, включая  Россию, как сферу высокорискованных вложений.

Это ведет, по крайней мере, к двум последствиям. Первое - такой  подход крупных инвесторов окажет сдерживающее воздействие на саму возможность  реализации на еврорынке российских ценных бумаг - как федеральных, так  и (особенно) муниципальных и корпоративных. Второе, что даже более существенно - принципы финансирования экономикив странах с нарождающимися рынками должны будут измениться. Учитывая вероятное удорожание доступа к ресурсам мирового финансового рынка, страны будут вынуждены в большей мере полагаться на внутренние источники капитала. Реальный путь к этому - проведение взвешенной кредитно-денежной политики, оздоровление финансового сектора, эффективный контроль за финансовыми институтами в целях предотвращения их крахов. Это станет одной из основных российских задач российского правительства на ближайшие годы.

В условиях кризиса, как обычно, стала возрастать роль СМИ и различных  аналитических служб, зарабатывающих на неопределенности. Россия уже столкнулась  с понижением своего рейтинга в мае 1998 г. вместе с девятью банками. Вновь  возникла проблема имиджа страны в  глазах инвесторов, которые часто  реагируют на сообщения телевидения  и не могут сами объективно оценить  состояние экономики страны.

Процессы макро стабилизации, формирования национальных финансовых систем протекают трудно и сравнительно медленно на фоне мгновенных перемещений  капитала в глобальной экономике. Складывается ситуация, в которой значительные массы капитала следуют не за объективной, а за "любой" информацией об экономике той или иной страны, причем эти массы сравнимы по масштабам  с такими экономическими показателями как ее бюджетный или внешний  дефицит.Мощность и конвульсивность этих потоков создают проблемы для правительств, ответственно подходящих к своим планам и обязательствам в области макроэкономики и структурных преобразований, которые могут быть прерваны бегством капиталов и крахом национальной валюты по внешним и, в сущности, случайным причинам, включая реакцию на сходные события в соседних странах. Эта новая проблема встала и перед международными финансовыми организациями, которые обычно рассматривали создание хорошего климата для портфельных инвестиций как универсальный метод привлечения капитала и финансирования дефицитов текущих балансов.

Финансовый кризис в России начался осенью 1997 г. под воздействием извне, но прежде всего хрупкость  собственной финансовой системы, высокая  доля иностранного спекулятивного капитала, вложенного в государственные бумаги и акции ведущих предприятий, поставили Россию в зависимость  от общей мировой системы рисков и доходности. Стабилизация производства в России к осени 1997 г. сопровождалась ростом курсов акций, перестройкой балансов коммерческих банков, падением ставок процента - т.е. процессами, характерными для периода раннего подъема  в деловом цикле среднеразвитой страны с рыночной экономикой.

Сводный индекс Российской торговой системы с января по середину октября 1997 г. вырос втрое. Рост курсов акций выглядел вполне закономерным в преддверии ожидавшегося подъема, однако он касался ограниченного круга крупнейших компаний. В основе повышения курса акций лежали ожидания прироста доходов от финансовых операций в противоположность реальной динамике производства и, соответственно, прибыли и дивидендов. В этих условиях, несмотря на внешне успешное развитие рынка корпоративных бумаг, любой ощутимый удар по нему не мог не привести к тяжелым последствиям.

Важным свойством российской кредитно-денежной системы является особая роль доллара как в обороте  предприятий, так и в активах  населения. Фактически это означает, что скорость оборота денег, степень  жесткости кредитно-денежной политики ослабляется не только офшорными  операциями, но и постоянной возможностью для инвесторов и населения перевода своих активов из рублей в доллары  и обратно. Недоверие вкладчиков, долларизация личных расчетов, потребность в оборотном капитале со стороны малого теневого бизнеса исключают легкость связывания доходов населения в форме сбережений. Фактически доллары составляют в России примерно 46% всей денежной массы. При этом больше половины всей денежной массы существует в наличной форме, опять-таки в основном в виде долларов на руках у населения (его верхних слоев). В результате население располагает большей массой ликвидных активов, чем вся остальная экономика.

В России длительное время  бытовала легенда о 20-30 млрд. долларов сбережений населения, которые надо лишь привлечь к накоплению. Эти  миллиарды фактически существуют (в  размере порядка 25 млрд. по нашей  оценке), но только как ресурсы населения  и рабочий капитал теневых  малых фирм; так что этот "инвестиционный мираж" не может материализоваться. Растущаядолларизация личных сбережений в последние годы, возможно, отражает скрытое прямое инвестирование сбережений в малый бизнес, минующее регистрацию фирм, банковские трансакции и уплату налогов. Положительный ли это факт - зависит от угла зрения: хорошо с точки зрения восстановления роста экономики, но безусловно является симптомом "враждебности" инвестиционного климата, загоняющего накопления в подполье. На протяжении последних нескольких лет формальное вытеснение доллара из видимого кассового оборота не предотвратило постоянное увеличение роли и веса долларов в личных сбережениях при сокращении доли вложений в банковских вкладах и ценных бумагах.

В числе причин обострения кризиса российского финансового  рынка в январе 1998 г. можно указать  следующие:

-                расширение спроса на доллары со стороны нерезидентов, продолжавших выводить свои средства с российского рынка;

-                действия российских банков по скупке долларов;

-                спекулятивная атака на рубль извне;

-                продолжавшийся финансовый кризис в Юго-Восточной Азии;

-                снижение мировых цен на нефть.

Третья волна финансового  кризиса в мае 1998 г. произошла  на фоне усиления внутриполитической нестабильности, ставшей результатом  затяжного правительственного кризиса  и фактического начала предвыборной кампании 1999-2000 гг. В этой связи для  западных инвесторов вполне убедительны  тревожные оценки состояния российской экономики, которые дают эксперты СМИ  и рейтинговых агентств. Правительственный  кризис и появление затем в  Правительстве группы новых руководителей, стоящих перед необходимостью решать сложнейшие проблемы, доставшиеся в наследство от прежнего кабинета, совпали с рядом внешних факторов, которые резко осложнили проведение экономической политики.

Среди более частных причин обострения недоверия внешних инвесторов сыграло свою роль вступление в силу закона об особенностях распоряжения акциями РАО "ЕЭС", который однозначно был расценен иностранными инвесторами  как нарушение прав акционеров. Трудности  с приватизацией крупных компаний типа Роснефти в условиях биржевого  спада не являются чем-то экстраординарным в мире, но в мае 1998 г. несостоявшаяся приватизация также оказала негативное воздействие на рынки. Свою роль в  обострении кризиса в мае сыграли  и другие факторы, например, введение временной администрации в Токобанке, входящем в число 20 крупнейших коммерческих банков России. Доля иностранных инвесторов в акционерном капитале Токобанка составляет 17%. Применение экстренных мер в отношении такого крупного банка служит для инвесторов признаком общей нестабильности российской банковской системы.

Серьезным фактором, влияющим на поведение инвесторов в России, является ожидание девальвации рубля. В значительной мере такие ожидания порождены крайне сложной ситуацией  на российских финансовых рынках, когда  меры по поддержанию рубля должны сопровождаться действиями по снижению доходности ГКО и стабилизации фондового  рынка. Многим инвесторам явно не дают покоя лавры Дж. Сороса, заработавшего  когда-то миллиард долларов на спекуляции на курсе фунта стерлингов. С учетом того, что курс рубля (с учетом инфляции) рос в течение трех лет, а валютные резервы ЦБ остаются сравнительно небольшими по международным понятиям - 14-15 млрд. долл. (по сравнению с 56 млрд. дол.в Бразилии осенью 1997 г. - см. вставку).

Но рубль устоял трижды благодаря резким и координированным мерам Правительства и ЦБ. Первоначально  возникшая теория заговора против рубля, прозвучавшая в СМИ в середине мая, постепенно сошла на нет, поскольку  игра на финансовых рынках - это принципиально  важно. Фактически российские власти показали инвесторам, что не собираются лишать их всех прибылей за счет девальвации. Более важно то, что девальвация  в условиях кризиса не решает проблемы, вызывая новый отток "разочарованных" инвесторов, и может привести к  глубокому падению курса национальной валюты. Как бы ни развивались события  в дальнейшем, новое Правительство  и ЦБ справились с выбором приоритетов  и в последний момент сумели удержать рынок. Соображения ряда банкиров и  инвесторов по поводу того, что девальвация  рубля неизбежна, не оправдались.

Ситуация перед кризисом 1997 г. характеризовалась явными успехами макростабилизации, но органической слабостью платежного баланса и зависимостью от притока краткосрочного иностранного капитала - общая болезнь всех стран, задетых кризисом 1997 г. Первые десять месяцев 1997 г. экономическая программа бразильского правительства предполагала поддержание валютного коридора, расширение приватизации и проведение денежно-кредитной политики, оказавшейся недостаточно жесткой для экономики, столь сильно зависящей от иностранного капитала. Кризис международных финансовых рынков отразился и на рынке Бразилии. Для поддержания курса реала в конце октября Центральный банк был вынужден потратить за три дня 9,5 млрд. долл. из валютных резервов.

Информация о работе Российская экономика в 90-е годы