Россия на пути к рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2011 в 18:41, контрольная работа

Описание

Уже ушли в прошлое 1990 -гг. - поворотный пункт в нашей истории, когда Россия начинала путь к рыночной экономике. Но интерес к ним не угасает, по крайней мере, у тех, кто ищет ответы на поставленные вопросы, кто считает события этих лет или страшной ошибкой, или спасением от катастрофы, требовавшей от участников событий мужества и самоотречения.

Содержание

1.Введение.
2.Предпосылки в 1991 г. к формированию рыночной экономики. Россия перед выбором: два варианта дальнейших действий.
3.Начало экономических реформ в России. Основные реформы:
1.Либерализация цен;
2.Массовая приватизация, основные этапы.
4.Либерализация цен – важный элемент в формировании рыночной экономики в истории России.
5.Итоги проведения либерализации и приватизации.
6.Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная история.doc

— 114.00 Кб (Скачать документ)

государственный авиационный технический университет

Кафедра истории Отечества и культурологи 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

по отечественной  истории 
 
 

    Россия  на пути к рыночной экономике. 
     
     
     
     
     

                                   Студент ыыыыыыыыыПавел Сергеевич

                                   Факультет ИРТ группа 444-134 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Уфа 2011 

План 

  1. Введение.
  2. Предпосылки в 1991 г. к формированию рыночной экономики. Россия перед выбором: два варианта дальнейших действий.
  3. Начало экономических реформ в России. Основные реформы:
    1. Либерализация цен;
    2. Массовая приватизация, основные этапы.
  4. Либерализация цен – важный элемент в формировании рыночной экономики в истории России.
  5. Итоги проведения либерализации и приватизации.
  6. Список использованной литературы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Уже ушли в прошлое 1990 -гг. - поворотный пункт в нашей истории, когда Россия начинала путь к рыночной экономике. Но интерес к ним не угасает, по крайней мере, у тех, кто ищет ответы на поставленные  вопросы, кто считает события этих лет или страшной ошибкой, или спасением от катастрофы, требовавшей от участников событий мужества и самоотречения.

      Мне интересна тема «Россия на пути к  рыночной экономике», так как я  будущий экономист. В своей контрольной  работе я попытаюсь рассказать о  начальном пути экономических реформ в общих чертах, и особенно о либерализации цен и приватизации, так как считаю их главными в процессе перехода к рыночной экономике.

      Надеюсь, что мой обзор позволит сделать  вывод о масштабности, о высокой  цене преобразований, осуществленных на первом этапе реформ, ставшем  поистине одним из самых значительных и ярких периодов в российской истории. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Предпосылки к формированию рыночной экономики. 

     Предпосылки формирования к рыночной экономике  начались в 1991 г. Состояние экономики  в конце 1991 г. ухудшалось буквально на глазах и приближалось к катастрофическому. Потребительский рынок практически не существовал, прилавки магазинов в городах были пустыми, торговля проводилась по талонам и карточкам, которые повсеместно не обеспечивались ресурсами. Причем реальная угроза голода в крупных городах возникла не из – за плохого урожая и нехватки продовольствия в стране, с этим все было нормально, просто сельскохозяйственным предприятиям было невыгодно продавать государству урожай по официальным ценам и они выжидали роста закупочных цен. А поскольку цены на «черном» рынке были в несколько раз выше, то хлеб скупался и вывозился контрабандой за рубеж. Так, к ноябрю 1991 г. правительство закупило менее 20% урожая.

      Обострившийся экономический кризис сдерживал  рыночные преобразования, а нерешительность, непоследовательность реформ и сопротивление консерваторов еще более углубили положение. Только  за 1991 г. ВВП сократился на 5%, продукция промышленности – на 8%, в том числе легкой промышленности – на 6%, а пищевой – более, чем на 10%; добыча нефти на 11%, угля – на 10%, выплавка стали – на 14%, продукция сельского хозяйства – на 4,5%, закупки мяса и молока – на 7%, урожай зерновых – на 24%.

      Кроме того, в наследство от СССР Россия получила крайне несбалансированную экономику  с открытой инфляцией 260% в год1и дефицитом государственного бюджета, превышающим 16% ВВП2, по другой оценке, дефицит бюджета составлял даже 31% ВВП3. Одновременно сохранялась и подавленная инфляция, которая привела к концу 1991 г. к всеобщей нехватке важнейших товаров и развалу административной торговли. В крупнейших городах надвигалась угроза голода.

      Кризис  усугублялся тем, что Россия традиционно  была экономическим донором большинства  союзных республик, особенно по энергоносителям  и наиболее капиталоемким видам производства. Сохранение этих поставок, продолжавшееся в рамках СНГ, оплачивалось в кредит или безналичными рублями, которые эмитировались национальными банками стран СНГ в виде безналичных рублевых кредитов. Для России эта денежная масса только увеличивала инфляцию.

      Огромный  внешний долг, который резко возрос в конце 1980 – х годов до 70 млрд. долларов4, невозможно было обслуживать, даже, использовав для этого весь объем валютных сбережений в стране. Иностранные кредиты были полностью исчерпаны, и зарубежные банки не хотели больше предоставлять их, поскольку в декабре 1991 г. страна не могла выплатить по ним проценты. А обязательства перед СССР и, соответственно, Россией были сосредоточены в основном в странах третьего мира, платежеспособность которых была весьма низкой, а точнее нулевой. Получается «заколдованный круг» какой – то. К тому же по политическим соображениям эти страны не стремились и до сих пор не стремятся рассчитаться с Россией по долгам. Золотовалютные резервы были исчерпаны и достигли небывало    низкого уровня – всего 289,6 т5, что было несопоставимо с неотложными финансовыми обязательствами и потребностями страны. В преддверии зимы города испытывали большие проблемы с энерго – и теплоснабжениями из – за неритмичных поставок топлива. Отсутствие валютных резервов, которыми союзное правительство оплачивало централизованный импорт, привело к фактическому банкротству Внешэкономбанка СССР. За этим последовал отказ от возврата валютных накоплений всем юридическим и физическим лицам на общую сумму 5,5 млрд6. долларов. Кроме того, на оплату импорта была потрачена часть золотого запаса страны на сумму 3,4 млрд.7 долларов.

      В этих экстремальных обстоятельствах, требовавших чрезвычайно быстрых  и решительных мер, ответственность  за судьбу страны в ноябре – декабре 1991 г. взяло на себя российское правительство во главе с президентом Б. Н. Ельциным, предложившее два варианта дальнейших действий.

      В соответствии с первым вариантом  следовало  сначала стабилизировать  экономическую обстановку при помощи традиционных советских методов, которые носят в основном административный, запретительный характер: замораживание цен, ограничение деятельности кооперативов, запреты производителям снижать объемы производства, отказываться от заключения договоров и т. п. Постепенность финансового оздоровления, позволяющая выживать неэффективным предприятиям;  постепенное разгосударствление. Насыщение потребительского рынка за счет увеличения объемом производства при неизменных ценах, расширения сферы карточного распределения потребительских товаров. И только после этого можно было приступать к подготовке условий по либерализации экономики и проведению институциональных реформ. Такую последовательность действий предусматривала Программа 500 дней.

      Второй  вариант предполагает глубокую и резкую, сконцентрированную на коротком отрезке времени ломку всех сложившихся структур, единовременное снятие всех ограничений рыночного механизма. Запуск рыночного механизма связывается с полным или почти полным отказом от контроля за ценами и доходами. Их сдерживание осуществляется только за счет решительных мер по финансовому оздоровлению, включая санирование балансов предприятий, далеко идущее сокращение государственных расходов на инвестиции и дотации к розничным ценам, рестриктивную кредитную политику (т.е. ограничение банками и государством размеров кредита в целях сдерживания инфляции). По сути, речь идет о том, чтобы комплексом единовременно осуществляемых мер, практически одним актом, перейти к той хозяйственной системе, которая должна стать результатом реформы.

      Первый  вариант был более понятен  как для руководителей всех уровней, так и для народа. Но реализация этого варианта упиралась в одну проблему: в стране на этот период не было политических и организационных  механизмов, которые смогли бы осуществить «административную стабилизацию». Фактически распалась жесткая властная вертикаль, органы принуждения и правопорядка были основательно подорваны.

      Второй  вариант был сложен и малопонятен  как для населения, так и для  хозяйственных руководителей. Экономика страны должна была очень быстро переходить к совершенно новым методам хозяйствования, к чему никто не был подготовлен и был связан с болезненными шагами. Этот путь был сопряжен и с обязательным скачком цен, связанным с существованием огромного инфляционного «денежного навеса». Конечно же, такие мысли сразу отбрасывали романтическую «перестроечную» иллюзию о всесильном и популярном правительстве.

      Надо  было что – то делать, хотя бы и  с какими – то жертвами. Да, никто  из высших руководителей и не знал, что делать, ни на что не мог решиться. Ситуация между тем обострялась. Политическая активность населения нарастала и все больше обращалась против власти. Достижениями гласности и демократии накормить голодный народ было нельзя. Надо было выбирать из двух вариантов, либо беспощадное подавление по – большевитски, либо радикальные и быстрые реформы. Президент Б. Н. Ельцин после некоторого колебания сделал выбор в пользу второго варианта, и в ноябре 1991 г. было сформировано новое правительство.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Начало  экономических реформ в России, основные реформы. 

     Реформы в экономике собственно России начались после формирования в ноябре 1991 г. нового российского правительства, которое возглавили лично Б. Н. Ельцин и первый вице – премьер Е. Т. Гайдар. Правительство оказалось новым не только по форме, но и по существу, так как состояло в основном из ученых – экономистов, выходцев из научной среды, большинство которых ранее не занимали значимых правительственных постов. Все они были молоды – от 35 до 40 лет. С одной стороны, они хорошо знали основные направления западной экономической мысли, но с другой – почти никто из них не имел опыта хозяйственной деятельности и государственного управления крупного масштаба. Министры честно предупреждали общество о трудном и болезненном переходе к рынку, поэтому настаивали на быстрых и решительных реформах, - промедление грозило поражением. Правда, наверное, никто не представлял себе, какие реальные трудности ждут всех на этом нелегком пути.

      Новое правительство не пыталось внедрять отдельные рыночные элементы в чуждую среду, а стремилось к созданию настоящего рынка товаров и факторов производства на основе механизма конкуренции. В качестве основной задачи правительства объявлялась макроэкономическая и финансовая стабилизация одновременно с переходом к рыночной экономике, с приватизацией государственной собственности во всех сферах экономики. В число стандартных мероприятий входили: либерализация цен на основные товары и услуги, ужесточение кредитной, финансовой и денежной политики, выход из товарного дефицита, постепенная стабилизация валютного курса и отказ от множественности курса рубля, структурная перестройка и т. д.

      3.1. Либерализация цен.

      В январе 1992 г. был сделан первый шаг  на пути к рыночной экономике: 28 октября президент выступает в Верховном Совете РСФСР с заявлением о предстоящих реформах, включая либерализацию цен, и получает на год чрезвычайные полномочия, 3 декабря подписан указ о либерализации цен с середины декабря. Его исполнение отложено до 2 января по просьбе союзных республик. Отрицательный эффект понятен: объявлено заранее, рост инфляционных ожиданий обеспечен. После этого дня отпущены цены на большинство товаров и услуг, ликвидирована почти вся централизованная система распределения ресурсов. Были освобождены 80% оптовых и 90% розничных цен. Государство сохранило контроль за ценами только на ряд важнейших потребительских товаров: хлеб, молоко, кефир, творог, детское питание, соль, сахар, растительное масло, водку, спички, лекарства, а также на электроэнергию, городской транспорт, квартплату и коммунальные услуги.8 Но с марта 1992 г. контроль за этими ценами был снят или передан на региональный уровень.

      В административном порядке с сохранением  государственного контроля были повышены цены: на нефть – в 5 раз, на газ и электроэнергию для производственного потребления – в 4,7 раза, на уголь – в 5,5 раза.  Это было неудачное решение, во многом обусловившее колоссальный рост цен в 1992 г.  Пятикратное повышение цен на нефть и нефтепродукты сразу задало как бы нижнюю планку повышения всех остальных цен. Можно условно предположить: не будь этого, цены в 1992 г. могли вырасти не в 26 раз, а в 8-10 раз9. Цены на нефть либерализовали в мае 1992 г., убедившись, что трудности возникали именно там, где сохранялся контроль за ценами. Заключительный акт – переход к свободным ценам на уголь в 1993 г.  После этого под контролем федерального правительства остались только цены и тарифы на продукцию естественных монополий – газ, электроэнергия, железнодорожные перевозки, транспортировка нефти и т. п.

           29 января 1992 г. Президент подписывает  Указ «О свободе торговли».  Подобный опыт был в Польше, и он принес успех. В соответствии  с этим указом предприятиям  независимо от форм собственности  и гражданам было предоставлено право осуществлять посредническую и закупочную деятельность без специальных разрешений, в любых удобных для них местах, за исключением проезжей части улиц, станций метрополитена и территорий, прилегающих к зданиям государственных органов власти и управления. Ответственность за качество реализуемых товаров возлагалась на предприятия и граждан, осуществляющих торговлю. Приведу интересные воспоминания Е. Гайдара, он пишет в своих воспоминаниях: «На следующий день (после указа), проезжая через Лубянскую площадь, я увидел что – то вроде длинной очереди… Какого же было мое изумление, когда узнал, что это вовсе не покупатели! Зажав в руках несколько пачек сигарет или пару банок консервов, шерстяные носки и варежки, бутылку водки или детскую кофточку, прикрепив булавочкой к своей одежде вырезанный из газеты Указ «О свободе торговли», люди предлагали всячески мелкий товар… Не эстетично? Не благородно? Не цивилизованно? Пусть так. Но, насколько мне известно, младенцы не появляются на свет такими уж раскрасавцами. Пожалуй, только родители видят, какой прекрасный человек может вырасти из этого крошечного орущего существа. Если у меня и были сомнения – выжил ли после семидесяти лет коммунизма дух предпринимательства в российском народе, - то с этого дня они исчезли»10

Информация о работе Россия на пути к рыночной экономике