Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2011 в 18:41, контрольная работа
Уже ушли в прошлое 1990 -гг. - поворотный пункт в нашей истории, когда Россия начинала путь к рыночной экономике. Но интерес к ним не угасает, по крайней мере, у тех, кто ищет ответы на поставленные вопросы, кто считает события этих лет или страшной ошибкой, или спасением от катастрофы, требовавшей от участников событий мужества и самоотречения.
1.Введение.
2.Предпосылки в 1991 г. к формированию рыночной экономики. Россия перед выбором: два варианта дальнейших действий.
3.Начало экономических реформ в России. Основные реформы:
1.Либерализация цен;
2.Массовая приватизация, основные этапы.
4.Либерализация цен – важный элемент в формировании рыночной экономики в истории России.
5.Итоги проведения либерализации и приватизации.
6.Список использованной литературы.
государственный авиационный технический университет
Кафедра
истории Отечества и
Контрольная работа
по отечественной
истории
Россия
на пути к рыночной
экономике.
Уфа 2011
План
Введение
Уже ушли в прошлое 1990 -гг. - поворотный пункт в нашей истории, когда Россия начинала путь к рыночной экономике. Но интерес к ним не угасает, по крайней мере, у тех, кто ищет ответы на поставленные вопросы, кто считает события этих лет или страшной ошибкой, или спасением от катастрофы, требовавшей от участников событий мужества и самоотречения.
Мне интересна тема «Россия на пути к рыночной экономике», так как я будущий экономист. В своей контрольной работе я попытаюсь рассказать о начальном пути экономических реформ в общих чертах, и особенно о либерализации цен и приватизации, так как считаю их главными в процессе перехода к рыночной экономике.
Надеюсь,
что мой обзор позволит сделать
вывод о масштабности, о высокой
цене преобразований, осуществленных
на первом этапе реформ, ставшем
поистине одним из самых значительных
и ярких периодов в российской истории.
Предпосылки
к формированию рыночной
экономики.
Предпосылки формирования к рыночной экономике начались в 1991 г. Состояние экономики в конце 1991 г. ухудшалось буквально на глазах и приближалось к катастрофическому. Потребительский рынок практически не существовал, прилавки магазинов в городах были пустыми, торговля проводилась по талонам и карточкам, которые повсеместно не обеспечивались ресурсами. Причем реальная угроза голода в крупных городах возникла не из – за плохого урожая и нехватки продовольствия в стране, с этим все было нормально, просто сельскохозяйственным предприятиям было невыгодно продавать государству урожай по официальным ценам и они выжидали роста закупочных цен. А поскольку цены на «черном» рынке были в несколько раз выше, то хлеб скупался и вывозился контрабандой за рубеж. Так, к ноябрю 1991 г. правительство закупило менее 20% урожая.
Обострившийся экономический кризис сдерживал рыночные преобразования, а нерешительность, непоследовательность реформ и сопротивление консерваторов еще более углубили положение. Только за 1991 г. ВВП сократился на 5%, продукция промышленности – на 8%, в том числе легкой промышленности – на 6%, а пищевой – более, чем на 10%; добыча нефти на 11%, угля – на 10%, выплавка стали – на 14%, продукция сельского хозяйства – на 4,5%, закупки мяса и молока – на 7%, урожай зерновых – на 24%.
Кроме того, в наследство от СССР Россия получила крайне несбалансированную экономику с открытой инфляцией 260% в год1и дефицитом государственного бюджета, превышающим 16% ВВП2, по другой оценке, дефицит бюджета составлял даже 31% ВВП3. Одновременно сохранялась и подавленная инфляция, которая привела к концу 1991 г. к всеобщей нехватке важнейших товаров и развалу административной торговли. В крупнейших городах надвигалась угроза голода.
Кризис
усугублялся тем, что Россия традиционно
была экономическим донором
Огромный внешний долг, который резко возрос в конце 1980 – х годов до 70 млрд. долларов4, невозможно было обслуживать, даже, использовав для этого весь объем валютных сбережений в стране. Иностранные кредиты были полностью исчерпаны, и зарубежные банки не хотели больше предоставлять их, поскольку в декабре 1991 г. страна не могла выплатить по ним проценты. А обязательства перед СССР и, соответственно, Россией были сосредоточены в основном в странах третьего мира, платежеспособность которых была весьма низкой, а точнее нулевой. Получается «заколдованный круг» какой – то. К тому же по политическим соображениям эти страны не стремились и до сих пор не стремятся рассчитаться с Россией по долгам. Золотовалютные резервы были исчерпаны и достигли небывало низкого уровня – всего 289,6 т5, что было несопоставимо с неотложными финансовыми обязательствами и потребностями страны. В преддверии зимы города испытывали большие проблемы с энерго – и теплоснабжениями из – за неритмичных поставок топлива. Отсутствие валютных резервов, которыми союзное правительство оплачивало централизованный импорт, привело к фактическому банкротству Внешэкономбанка СССР. За этим последовал отказ от возврата валютных накоплений всем юридическим и физическим лицам на общую сумму 5,5 млрд6. долларов. Кроме того, на оплату импорта была потрачена часть золотого запаса страны на сумму 3,4 млрд.7 долларов.
В
этих экстремальных обстоятельствах,
требовавших чрезвычайно
В соответствии с первым вариантом следовало сначала стабилизировать экономическую обстановку при помощи традиционных советских методов, которые носят в основном административный, запретительный характер: замораживание цен, ограничение деятельности кооперативов, запреты производителям снижать объемы производства, отказываться от заключения договоров и т. п. Постепенность финансового оздоровления, позволяющая выживать неэффективным предприятиям; постепенное разгосударствление. Насыщение потребительского рынка за счет увеличения объемом производства при неизменных ценах, расширения сферы карточного распределения потребительских товаров. И только после этого можно было приступать к подготовке условий по либерализации экономики и проведению институциональных реформ. Такую последовательность действий предусматривала Программа 500 дней.
Второй вариант предполагает глубокую и резкую, сконцентрированную на коротком отрезке времени ломку всех сложившихся структур, единовременное снятие всех ограничений рыночного механизма. Запуск рыночного механизма связывается с полным или почти полным отказом от контроля за ценами и доходами. Их сдерживание осуществляется только за счет решительных мер по финансовому оздоровлению, включая санирование балансов предприятий, далеко идущее сокращение государственных расходов на инвестиции и дотации к розничным ценам, рестриктивную кредитную политику (т.е. ограничение банками и государством размеров кредита в целях сдерживания инфляции). По сути, речь идет о том, чтобы комплексом единовременно осуществляемых мер, практически одним актом, перейти к той хозяйственной системе, которая должна стать результатом реформы.
Первый вариант был более понятен как для руководителей всех уровней, так и для народа. Но реализация этого варианта упиралась в одну проблему: в стране на этот период не было политических и организационных механизмов, которые смогли бы осуществить «административную стабилизацию». Фактически распалась жесткая властная вертикаль, органы принуждения и правопорядка были основательно подорваны.
Второй вариант был сложен и малопонятен как для населения, так и для хозяйственных руководителей. Экономика страны должна была очень быстро переходить к совершенно новым методам хозяйствования, к чему никто не был подготовлен и был связан с болезненными шагами. Этот путь был сопряжен и с обязательным скачком цен, связанным с существованием огромного инфляционного «денежного навеса». Конечно же, такие мысли сразу отбрасывали романтическую «перестроечную» иллюзию о всесильном и популярном правительстве.
Надо
было что – то делать, хотя бы и
с какими – то жертвами. Да, никто
из высших руководителей и не знал,
что делать, ни на что не мог решиться.
Ситуация между тем обострялась. Политическая
активность населения нарастала и все
больше обращалась против власти. Достижениями
гласности и демократии накормить голодный
народ было нельзя. Надо было выбирать
из двух вариантов, либо беспощадное подавление
по – большевитски, либо радикальные и
быстрые реформы. Президент Б. Н. Ельцин
после некоторого колебания сделал выбор
в пользу второго варианта, и в ноябре
1991 г. было сформировано новое правительство.
Начало
экономических реформ
в России, основные
реформы.
Реформы в экономике собственно России начались после формирования в ноябре 1991 г. нового российского правительства, которое возглавили лично Б. Н. Ельцин и первый вице – премьер Е. Т. Гайдар. Правительство оказалось новым не только по форме, но и по существу, так как состояло в основном из ученых – экономистов, выходцев из научной среды, большинство которых ранее не занимали значимых правительственных постов. Все они были молоды – от 35 до 40 лет. С одной стороны, они хорошо знали основные направления западной экономической мысли, но с другой – почти никто из них не имел опыта хозяйственной деятельности и государственного управления крупного масштаба. Министры честно предупреждали общество о трудном и болезненном переходе к рынку, поэтому настаивали на быстрых и решительных реформах, - промедление грозило поражением. Правда, наверное, никто не представлял себе, какие реальные трудности ждут всех на этом нелегком пути.
Новое правительство не пыталось внедрять отдельные рыночные элементы в чуждую среду, а стремилось к созданию настоящего рынка товаров и факторов производства на основе механизма конкуренции. В качестве основной задачи правительства объявлялась макроэкономическая и финансовая стабилизация одновременно с переходом к рыночной экономике, с приватизацией государственной собственности во всех сферах экономики. В число стандартных мероприятий входили: либерализация цен на основные товары и услуги, ужесточение кредитной, финансовой и денежной политики, выход из товарного дефицита, постепенная стабилизация валютного курса и отказ от множественности курса рубля, структурная перестройка и т. д.
3.1. Либерализация цен.
В январе 1992 г. был сделан первый шаг на пути к рыночной экономике: 28 октября президент выступает в Верховном Совете РСФСР с заявлением о предстоящих реформах, включая либерализацию цен, и получает на год чрезвычайные полномочия, 3 декабря подписан указ о либерализации цен с середины декабря. Его исполнение отложено до 2 января по просьбе союзных республик. Отрицательный эффект понятен: объявлено заранее, рост инфляционных ожиданий обеспечен. После этого дня отпущены цены на большинство товаров и услуг, ликвидирована почти вся централизованная система распределения ресурсов. Были освобождены 80% оптовых и 90% розничных цен. Государство сохранило контроль за ценами только на ряд важнейших потребительских товаров: хлеб, молоко, кефир, творог, детское питание, соль, сахар, растительное масло, водку, спички, лекарства, а также на электроэнергию, городской транспорт, квартплату и коммунальные услуги.8 Но с марта 1992 г. контроль за этими ценами был снят или передан на региональный уровень.
В административном порядке с сохранением государственного контроля были повышены цены: на нефть – в 5 раз, на газ и электроэнергию для производственного потребления – в 4,7 раза, на уголь – в 5,5 раза. Это было неудачное решение, во многом обусловившее колоссальный рост цен в 1992 г. Пятикратное повышение цен на нефть и нефтепродукты сразу задало как бы нижнюю планку повышения всех остальных цен. Можно условно предположить: не будь этого, цены в 1992 г. могли вырасти не в 26 раз, а в 8-10 раз9. Цены на нефть либерализовали в мае 1992 г., убедившись, что трудности возникали именно там, где сохранялся контроль за ценами. Заключительный акт – переход к свободным ценам на уголь в 1993 г. После этого под контролем федерального правительства остались только цены и тарифы на продукцию естественных монополий – газ, электроэнергия, железнодорожные перевозки, транспортировка нефти и т. п.
29 января 1992 г. Президент подписывает
Указ «О свободе торговли».
Подобный опыт был в Польше,
и он принес успех. В