Россия на пути к рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2011 в 18:41, контрольная работа

Описание

Уже ушли в прошлое 1990 -гг. - поворотный пункт в нашей истории, когда Россия начинала путь к рыночной экономике. Но интерес к ним не угасает, по крайней мере, у тех, кто ищет ответы на поставленные вопросы, кто считает события этих лет или страшной ошибкой, или спасением от катастрофы, требовавшей от участников событий мужества и самоотречения.

Содержание

1.Введение.
2.Предпосылки в 1991 г. к формированию рыночной экономики. Россия перед выбором: два варианта дальнейших действий.
3.Начало экономических реформ в России. Основные реформы:
1.Либерализация цен;
2.Массовая приватизация, основные этапы.
4.Либерализация цен – важный элемент в формировании рыночной экономики в истории России.
5.Итоги проведения либерализации и приватизации.
6.Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная история.doc

— 114.00 Кб (Скачать документ)

      Третьим направлением в продвижении земельной реформы явилось дальнейшее развитие личных подсобных хозяйств, рост числа земельных участков в садовых товариществах и др. В эти же годы произошла массовая приватизация этих земельных участков, то есть увеличилось количество частных собственников.

      Нужно отметить, что реформа в сельском хозяйстве продвигалась гораздо  медленнее, чем в других секторах экономики. Но именно на селе удалось  избежать крупных социальных потрясений, которые время от времени охватывали другие отрасли народного хозяйства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Либерализация цен – важный элемент  в формировании рыночной экономики в истории  России. 

      Либерализация экономики, то есть снятие многообразных  административных ограничений на хозяйственную  деятельность, сокращение вмешательства  государства в экономику, радикальное повышение степени экономической свободы, - ключевой момент в переходе от планово – распределительной экономики к рыночной. Она предполагает прежде всего либерализацию цен, дерегулирование экономики – демонтаж институтов планово – распределительной системы, ограничивающих экономическую свободу, в том числе снятие ограничений на доходы и заработную плату, открытие экономики, то есть либерализацию внешнеэкономической деятельности. Определяющие шаги по этим направлениям, которые я рассмотрел выше, были предприняты в России в 1992 г.. Я думаю, достигнутый тогда уровень экономической свободы, положивший начало глубоким институциональным преобразованиям, - основная заслуга Е. Т. Гайдара, до сих пор непризнанная. Главный элемент указанных процессов – либерализация цен. Наверное, у Вас появится вопрос: а что собственно, сделал Гайдар? Ведь процесс освобождения цен начался давно и к моменту официального решения стал фактом, который этим решением был лишь легализован. Да и вообще, зачем преувеличивать роль этого акта, есть много других не менее важных.

      И я попробую возразить Вам как  будущий экономист, здесь речь идет о важнейшем институте рыночной экономики. Свободные цены именно институт, более всех других влияющий на поведение. Контролируемые цены влекут за собой действие закона «дать меньше – получить больше». Дефицит – прямое следствие их преобладания. Свободные цены при некоторых дополнительных условиях (конкуренция, жесткие бюджетные ограничения) ведут к сбалансированности рынка, понуждают производителей экономить. Поэтому либерализация цен – крупнейшее революционное институциональное изменение в составе рыночных реформ, хотя оно может занимать совсем мало времени.

      Возможны  два варианта либерализации цен: а) поэтапный – был предложен в программе 500 дней; б) единовременный – разовый акт. Я думаю, в России был реализован смешанный вариант, в основном единовременный, но в некоторых секторах – поэтапный.

      В итоге либерализации цен мы получили: открытую экономику, насыщение рынка, ликвидирование дефицита, удар по советскому монополизму, свободный доступ к товарам, ранее казавшийся недосягаемой мечтой, и к заработкам от внешней торговли («челноки»). Это снижало социальную напряженность, что особенно было необходимо, поскольку либерализация цен – весьма болезненная мера.

      Что не получилось, так это удержать в узде инфляцию. Рост цен превзошел, к сожалению, прогнозы реформаторов.

      И все же решение о либерализации  цен, является основным аккордом ключевого  этапа рыночных преобразований. Наши же коммунистические лидеры не хотели перемен и, тем более не хотели брать на себя какие – либо непопулярные решения.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Итоги проведения либерализации  и приватизации. 

      Итоги либерализации. С начала 1992 г. осуществлена либерализация цен, одновременно произошел демонтаж планово – распределительной системы, открыта экономика, введен свободный курс рубля. В середине 1996 г. Россия присоединилась к ст. VIII Устава МВФ, тем самым формально была введена конвертируемость рубля по текущим операциям. В регионах еще в течение двух – трех лет пытались регулировать цены на основные предметы потребления, применяли административные барьеры. Тем не менее, либерализация в объеме, необходимом для работы рыночной экономики, произошла. Но она не завершена, так как российскую экономику можно назвать рыночной, но она не является свободной. В ней не обеспечены равные условия конкуренции, очень силен бюрократический произвол. Малый бизнес, этот подлесок большой экономики, существует в полуподавленном состоянии, преимущественно в тени. Не обеспечен свободный вход на рынок. Созданы антимонопольные законы и органы, но реально эти органы пока обычно опасаются браться за самые острые вопросы, опасные проявления монополизма, в том числе со стороны властей, участвующих в бизнесе. Так что либерализация не завершена.

      Итоги приватизации. Приватизация, вначале массовая, осуществлена в кратчайшие сроки: программа чековой приватизации завершена 1 июля 1994 г.. С 1995 г. перешли к этапу денежной приватизации, не такой быстрой и сопряженной с большим числом скандалов. Тем не менее, две трети ВВП уже производится в негосударственном. Начался естественный процесс перераспределения и закрепления прав собственности, изобилующий многочисленными эксцессами, но неизбежный для выхода на эффективных собственников. Для закрепления прав собственности важное значение имело принятие современного Гражданского кодекса.

      Приватизация  также далека от завершения, до трети  активов находится в руках  государства, и многие функции, которые  можно было бы передать частному сектору, выполняются чиновниками. На многих государственных или полугосударственных предприятиях сохраняется плохое управление и нет внутренних стимулов к его улучшению: менеджеры больше думают о перераспределении собственности в свою пользу. Начинает складываться заметный разрыв в уровне менеджмента государственных и частных компаний.

      Тем не менее, сама по себе приватизация отходит  на второй план, в сфере отношений  собственности более важны спонтанно  идущие процессы перераспределения  и закрепления прав собственности, которые, хотя и через противоречия, неумолимо идут к усилению пориций эффективных собственников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

     Бородин Е.Т. Россия в тупике: где же выход // Социально-гуманитарные знания. – 2001. – № 6. – С. 17-28.

     Зудин А.М. Олигархия как политическая проблема российского посткоммунизма // Общественные науки и современность. – 1999. – № 1. – С. 45-65.

     Левашов В.К. Россия на путях реформ // Социально-политический журнал. – 1999. – № 4. – С. 3-13.

     Механик А.Г. Финансовая олигархия или бюрократия? Мифы и реалии российской политической власти // Общественные науки и современность. – 1999. – № 1. – С. 39-44.

     Мировой опыт системных преобразований и  экономические реформы в России. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. – 390 с.

     Тимошина  Т.М. Экономическая история России. Учебное пособие. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2001. – 432 с.

     Федотова  В. Социальное государство и рынок // Свободная мысль. – 2002. - №7. – С. 78-94. 
 
 

Информация о работе Россия на пути к рыночной экономике