Россия на пути к рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2011 в 18:41, контрольная работа

Описание

Уже ушли в прошлое 1990 -гг. - поворотный пункт в нашей истории, когда Россия начинала путь к рыночной экономике. Но интерес к ним не угасает, по крайней мере, у тех, кто ищет ответы на поставленные вопросы, кто считает события этих лет или страшной ошибкой, или спасением от катастрофы, требовавшей от участников событий мужества и самоотречения.

Содержание

1.Введение.
2.Предпосылки в 1991 г. к формированию рыночной экономики. Россия перед выбором: два варианта дальнейших действий.
3.Начало экономических реформ в России. Основные реформы:
1.Либерализация цен;
2.Массовая приватизация, основные этапы.
4.Либерализация цен – важный элемент в формировании рыночной экономики в истории России.
5.Итоги проведения либерализации и приватизации.
6.Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная история.doc

— 114.00 Кб (Скачать документ)

      Местным органам власти и управления указывалось  на необходимость содействия свободной  торговле предприятий и граждан, обеспечения свободного перемещения  товаров на территории РФ. Указ «О свободе  торговли» сыграл значительную роль в формировании динамичного потребительского рынка. Люди безбоязненно могли продать накопившиеся у них товарные излишки. А излишки были немалые, так как в условиях тотального товарного дефицита все  старались закупить больше. Никто не мог быть привлечен к ответственности за спекуляцию. В общем, такая анархия свободного рынка со всеми ее недостатками (антисанитарией и т. д.) выполнила свою историческую миссию, и достаточно скоро указ после разного рода исправлений и дополнений утратил былое значение. В результате пусть не сразу, но потребительский рынок стал насыщаться. Начался рост товарных запасов в розничной торговле: 49 дней в конце 1992 г. против 39 годом ранее и 56 дней в конце 1993 г. В 1992 – 1993 гг. статистика исчисляла коэффициент насыщенности рынка, основываясь на данных обследования в 132 городах по 98 продуктам. Коэффициент подсчитывался как отношения числа городов, в которых на момент регистрации товар был в продаже, к общему числу обследованных городов.

      В феврале 1992 г. этот коэффициент равнялся 35% (по продовольственным товарам), в 1993 г. он достиг 70%, а в октябре 1994 г. – 92%, и его публикация вскоре прекратилась за ненадобностью.11 Впервые с 1928 г. граждане России расстались с дефицитом.

      Либерализация цен привела к кризису товарных бирж, их число стало резко сокращаться. К лету 1993 г. количество активных бирж снизилось до 150, и только 40 из них функционировали постоянно. 40% общего оборота было сконцентрировано на шести товарных биржах, четыре из которых находились в Москве12. Торговля такими товарами, как нефть, никель, алюминий, древесина, зерно, уголь велось на одной из специализированных бирж. На процесс сокращения количества товарных бирж повлияло также и то, что в стране была разрешена обычная частная оптовая торговля инвестиционными товарами. Однако биржи сыграли заметную роль в становлении рыночных отношений, послужили фундаментом для возникновения более цивилизованных биржевых структур, существующих и в настоящее время. Следует отметить, что некоторые товарные биржи быстро сменили свою направленность и превратились в настоящие фондовые биржи. Если в 1992 г. биржевой оборот с деньгами и ценными бумагами составлял всего 3% их общего оборота, то в 1999 г. он стремительно возрос до 46%.13

      Несмотря  на падение производства и снижение уровня жизни подавляющей части населения Российской Федерации, сопровождающие реформы, в стране стал формироваться нормальный потребительский рынок, появились условия для начала структурной перестройки экономики, отсекались неэффективные, технически и технологически отсталые производства.

      Правительству Ельцина – Гайдара в чрезвычайно  сложной ситуации в определенной степени удалось обеспечить макроэкономическую сбалансированность и управляемость  народным хозяйством. Однако продолжавшийся экономический спад, обусловленный не столько воздействием монетарных методов, сколько низкой культурой предпринимательства, незнанием рынка, медленной конверсией военного производства, разрывом связей с бывшими советскими республиками ослабил позиции реформаторов в политическом руководстве страны.

      Неудивительно, что активная либерализация экономики  вызвала яростное сопротивление  проводимым преобразованиям со стороны  региональных и отраслевых структур и особенно Верховного Совета РФ. В  итоге мероприятия правительства  Е. Гайдара по переводу экономики на рыночные оказались не до конца последовательными, утратили комплексность: реформаторам не удалось задействовать многие важнейшие экономические механизмы. Отсутствие последовательности и твердости в проведении реформ проявилось в смягчении финансово – кредитной политики, отказе от бездефицитного бюджета и массированной кредитной  эмиссии Центрального банка. Ее величина начала резко возрастать с середины года, а в итоге за год месячная эмиссия выросла в 16, 4 раза.

      Негативное  влияние на экономику России оказывало сохранявшееся единое рублевое пространство при отсутствии контроля за эмиссионной деятельностью бывших советстких республик. Поэтому через несовершенный  механизм взаимных расчетов со странами СНГ продолжалось фактическое субсидирование экономик этих государств. В конечном счете вновь начался рост денежной массы, ускорилось падение курса российского рубля. Появившиеся признаки стабилизации сменились усиливающимся кризисом, четко обозначившимся с осени 1992 г. В условиях нараставшей инфляции правительство Гайдара осенью вновь ужесточило финансово – кредитную политику, но ее результаты стали проявляться только со следующего года.

      В итоге, страна вступила в 1993 год со значительным спадом: за 1992 г. на 14,5% сократился ВВП, на 18,8% - выпуск промышленной продукции, инвестиционная активность снизилась на 40%, инфляция превысила 25%, а ее годовой рост составил 2610%14. Резко обострился кризис взаимных неплатежей. Продолжилось падение жизненного уровня подавляющей части граждан России. При том, что денежные доходы в расчете на душу населения выросли в 12, 9 раза, а средняя заработная плата – в 12, 8 раза, реальные располагаемые доходы сократились на 48%.15

      В истории России впервые, не считая военных  лет, в 1992 г. было зафиксировано принципиально новое явление – естественный отрицательный прирост населения в размере 220 тыс. человек. С этого же года в России начала учитываться открытая безработица.

      Первый  этап реформ завершился, когда после  крайне резкой и оскорбительной обструкции в Верховном Совете Российской Федерации в декабре 1992 г. Е. Т. Гайдар покинул пост и. о.  премьер – министра.

      3.2. Проведение массовой  приватизации.

      А. Чубайс, назначенный в ноябре 1991 г. председателем Госкомимущества, стал настаивать на проведении быстрой и подлинной приватизации, ведущей к возникновению личных прав собственности. 29 декабря 1991 г. были изданы «Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации в 1992 году», в соответствии с которыми определялись не только нормативы и процедура приватизации, но и общие суммы  доходов от этого мероприятия в государственный бюджет на 1992 – 1994 гг. Правда, эти суммы оказались легко достижимыми из – за высокой инфляции, поэтому государство не получило ожидаемых реальных доходов. В итоге было принято решение о том, что работники предприятий должны получать 25% капитала бесплатно, в виде привилегированных акций. В программе приватизации на 1992 г. были установлены большие ограничения: не подлежали приватизации природные ресурсы, объекты культурного наследия и т. д.

      Процесс приватизации в России проходил в  два этапа, принципиально различающихся  между собой как по целям, так  и по методам ее проведения.

      Первый  – этап ваучерной приватизации (1992 – 1994 гг.), в течение которого были созданы важные законодательные и нормативные документы, закрепляющие основные права акционеров, коллективных и индивидуальных собственников.

      Идея  использования приватизационных чеков (ваучеров) в качестве центрального пункта экономической реформы была выдвинута правительством летом 1992 г. В августе 1992 г. был издан Указ президента «О введении системы приватизационных чеков в Российской Федерации», который подготавливал условия для создания спроса на все виды приватизированной собственности. Все граждане России, в том числе и дети, имели право на получение одного чека (ваучера) номинальной стоимостью 10 т. рублей, уплатив в сберегательном банке в качестве выкупа 25 руб.  Выдача ваучеров проходила с октября 1992 г. до января 1993 г.

      Ваучеры не были персональными, их можно было продавать, передавать другому лицу, вкладывать в акции приватизированных  предприятий. Предполагалось, что в  будущем люди смогут получать проценты от прибыли этих предприятий, но на деле этого так и не произошло, поскольку реального роста в экономике не произошло. Рынок ваучеров рассматривался правительством в качестве начального этапа функционирования рынка ценных бумаг, а концентрация большого количества ваучеров должна была сформировать реальных собственников.

      Следует подчеркнуть, что население страны в основном поддержало идею ваучерной  приватизации. Свою роль играла мощная агитация людей, в результате начальный  передел государственной собственности  прошел быстро и без социальных потрясений.

      В 1993 г. по всей стране стали создаваться  чековые инвестиционные фонды (ЧИФы). Опасаясь мошенничества, правительство  заставило эти фонды получить лицензии. По России было зарегистрировано около 650 фондов. Чтобы эти фонды  вели себя на рынке цивилизованно, Госкомимущество не разрешало им скупать более 10% акций какого – либо одного предприятия. ЧИФы собрали более трети всех ваучеров, а среднее количество акционеров в них составило 22,8 млн. человек.16

      Правительство рассматривало ЧИФы, как опору  при формировании будущего финансового рынка при мобилизации и свободном переливе капиталов. Население могло обменивать ваучеры на акции ЧИФов, которые в свою очередь, сосредотачивая у себя ваучеры, должны были посредством их формировать портфели акций предприятий, доход от которых позволял бы им  выплачивать дивиденды своим акционерам. Однако российская действительность в очередной раз подтвердила ненадежность новых экономических структур. Эти фонды так же, как и коммерческие банки, были заинтересованы лишь в росте своих дивидендов, а не в развитии производства. Но замысел был разумный. После завершения ваучерной приватизации многие инвестиционные фонды тихо и незаметно ушли с рынка, продав ваучеры, так и не сумев использовать их соответствующим образом. К началу 1995 г. из 650 фондов почти половина закрылась, не пройдя необходимую перерегистрацию в паевые инвестиционные фонды.

      В результате первого этапа приватизации началось создание  институциональных  основ рыночной экономики на базе развития негосударственного сектора. Так по данным Госкомимущества на 1 января 1995 г. насчитывалось более 25 тыс. зарегистрированных Акционерных Обществ, которые составили основу корпоративного сектора экономики. Именно на первом этапе началось формирование биржевого и внебиржевого рынка корпоративных ценных бумаг, созданы тысячи крупных инвестиционных, страховых, пенсионных компаний, множество коммерческих и инвестиционных банков. Появился новый социальный слой – акционеры, пайщики. Количество приватизированных предприятий превысило количество неприватизированных.

      Второй  этап приватизации начался в 1995 г..  Главной его особенностью был  переход к денежной форме приватизации, когда развернулась основная борьба за реальную собственность. Главная  задача второго этапа - не скорость, а выручка от продажи государственного имущества, пополнение бюджета. Предполагалось, что продажа акций будет проходить не единовременно и в массовых масштабах, а по определенному графику на аукционах, чтобы поступления от продаж шли постепенно и равномерно в течение года. Сначала дело шло медленно. Полгода приватизация вообще стояла. Потом стали проводить инвестиционные конкурсы, но это были «конкурсы обещаний». Контроль за реальными вложениями организован не был, не было и отработанных средств на тех, кто не выполнял обязательств.

      Другое  дело, что в 1994 – 1995 гг. не инвестиции в реконструкцию предприятий, а  доходы в бюджет и преодоление  инфляции были главными задачами. В  бюджете 1995 г. предусматривалось получить от приватизации более 8 трлн. руб, намного больше, чем в прежние годы.17 И это при бюджетном дефиците в 50 трлн. руб. или же 16% дефицита консолидированного бюджета должна была закрыть приватизация.

      Была  идея выполнить задание за счет продажи  акций нефтяных компаний, но их продажу  запретил парламент. Правительство продолжало поиски вариантов дальнейшей денежной приватизации. Наиболее удачной оказалась практика залоговых аукцинов, составившая самую яркую, скандальную страницу второго этапа приватизации. Эту идею предложил В. О.  Потапин, в марте 1995 г. Суть ее состояла в следующем: государственные пакеты акций отдельных («точечных») предприятий не продавались, а передавались в доверительное управление на определенный период, во время которого победитель тендера получал возможность управлять этим пакетом акций, рискуя при этом потерять свои вложения. От залоговых аукцинов правительство до конца 1995 г. получило  около 1 млрд. долларов. Задание по приватизации было выполнено, финансовая стабилизация состоялась.

      Необходимо  подчеркнуть, что приватизация в России относится к явлению, равного которому по масштабам в мировой практике не было. В сравнительно короткий срок был сформирован крупный негосударственный сектор, в связи с чем в стране произошла перегруппировка социальных слоев, участвовавших в приватизационном процессе.

      В тот период проходила и традиционная малая  приватизация, которая особенно активизировалась в 1992 – 1993 гг.. Всего  к 1996 г. было полностью приватизировано  более 84% малых предприятий.18

      Наряду  с этим по всей стране осуществлялась приватизация жилья. Начало этому процессу было положено еще в 1988 – 1989 г., но наиболее массовым он стал с июля 1991 г., когда был издан «Акт о приватизации жилья в России» и сопутствующие ему нормативные документы.

      Наиболее  сложной в техническом и экономическом отношении оказалась приватизация земли, которую одобряло население, но противостояли почти 25 тыс. колхозов и совхозов, чиновники агропромышленного комплекса всех уровней. В декабре 1991 г. правительство приняло постановление о реорганизации колхозов и совхозов в любую стандартную форму ассоциаций. Одновременно с процессом реорганизации колхозов и совхозов в стране шло дальнейшее развитие семейных ферм, их период от арендной формы к частному хозяйству.

Информация о работе Россия на пути к рыночной экономике