Россия в эпоху правления Петра Первого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 15:39, контрольная работа

Описание

Пока светит солнце и вертится земля, будет весенняя капель и половодье проснувшихся рек. Пока жива Россия, не умолкнут споры о Петре Великом, начатые еще его современниками. Стрельцы и петровские гвардейцы, старообрядцы и синодальные чиновники, старое боярство и новая знать - все они соответственно будут искать в Петре то "царя-анархиста", то отца отечества. Затем эти споры продолжат и углубят западники и славянофилы

Работа состоит из  1 файл

история России.docx

— 231.61 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

Однако это перечёркивало  усилия по обеспечению выхода к Чёрному  морю...

14 июля 1698 года состоялась  прощальная встреча Петра I с  императором Священной римской  империи (правителем Австрии)  Леопольдом I. Великое посольство  намеревалось выехать в Венецию,  но неожиданно из Москвы пришли известия о бунте стрельцов и поездка была отменена.

Для продолжения переговоров  в Вене был оставлен П.Б.Возницын. На Карловицком конгрессе он должен был отстаивать интересы России. Однако из-за дипломатических просчётов русскому послу удалось добиться лишь заключения двухгодичного перемирия с Османской империей.

По дороге в Москву царь узнал о подавлении бунта. 31 июля в Раве Пётр I встретился с королём  Речи Посполитой Августом II. Общение  двух монархов, бывших ровесниками, продолжалось в течение трёх дней. В результате возникла личная дружба и наметилось создание союза против Швеции.

Окончательно тайный договор  с саксонским курфюрстом и польским королём был заключён 1 ноября 1699 года. По нему Август должен был начать войну против Швеции вторжением в  Ливонию. Назревал конфликт между Россией  и Швецией, который вылился в  Северную войну 1700—1721 годов.

25 августа 1698 года Пётр I прибыл в Москву.

Мнения о реформах Петра, после возвращения из Великого посольства чрезвычайно расходились уже  при его жизни. Небольшая кучка  ближайших соратников Петра держалась  мнения, которое впоследствии Ломоносов  формулировал словами: «он Бог твой, Бог твой был, Россия».

Народная масса, напротив, готова была согласиться с утверждением раскольников, что Петр был антихристом.

И те, и другие исходили из того общего представления, что Петр Первый совершил радикальный переворот  и создал новую Россию, не похожую  на прежнюю. Новая армия, флот, сношения с Европой, наконец, европейская внешность, европейская техника - всё это были факты, бросавшиеся в глаза: их признавали все, расходясь лишь коренным образом в их оценке.

То, что одни считали полезным, другие признавали вредным для русских  интересов; что одни считали великой  заслугой перед отечеством, в том  другие видели измену другим преданиям; наконец, где одни видели необходимый  шаг по пути прогресса, другие признавали простое отклонение, вызванное прихотью деспота.

По словам американского  историка Р. Мэсси, «последствия этого 18-месячного путешествия оказались чрезвычайно важными, даже если вначале цели Петра Великого казались узкими. Он поехал в Европу с решимостью направить свою страну по западному пути. На протяжении веков изолированное и замкнутое старое Московское государство теперь должно было догнать Европу и открыть себя Европе.

В определенном смысле эффект оказался взаимным: Запад влиял на Петра, царь оказал огромное влияние  на Россию, а модернизированная и  возрожденная Россия оказала в свою очередь новое, огромное влияние  на Европу.

Следовательно, для всех троих  — Петра Первого, России и Европы — Великое посольство было поворотным пунктом».

 

Эпоха Петра I : рождение русского флота. - (реферат)

 

Дата добавления: март 2006г.

 

    Школа № среднего  ( полного ) образования

    Р Е Ф Е Р А Т

    по истории

    “Эпоха Петра  1: рождение русского флота”

    работу выполнил : ______________________

    __________________

    рецензент: _______________

    оценка :

    ВОРОНЕЖ

    1997 г.

    ПЛАН

    Географическое  положение России в конце 17 века .

    Вступление на  престол Петра 1.

    Первый Азовский  поход.

    “Консилия господ адмиралов . ”

    Второй Азовский  поход.

    Решение Боярской  Думы: “Морским судам быть.... ”

    7. Великое посольство 1697-1698 гг.

    Экзамен в Воронеже.

    Начало Северной  войны.

    Гангут и Гренгам , окончание Северной войны.

    Российский флот  к 1725 году.

    Завершение царствования  Петра 1 , его итоги и значение.

    Географическое  положение России в конце 17 века.

    ?

 

раницы русского государства 18-го века сущесвенно отличались от современных. Они совпадали лишь на севере, где безлюдные тогда просторы Заполярья омывали воды морей Ледовитого океана. На западе граница пролегала по Ладожскому озеру , включала земли , расположенные чуть западнее Смоленска , и далее тянулась вдоль Днепра.

 

На южной оконечности  страны находилась Астрахань. От нее  пограничная линия тянулась к  столице Донского войска—Черкасску , расположенному севернее устья Дона , и затем поднималась на северо-запад до излучины Днепра в районе современного Днепропетровска. Как видим , Россия в те времена занимала огромные пространства. Но ее территория была отрезана от морских берегов , от возможности широкого использования дешевых путей сообщения. Между тем в средние века и даже в новое время экономически процветали страны , располагавшие возможностью связываться с остальным миром морем–Англия , Голландия , Испания и др. У России такие возможности были крайне ограничены . На востоке ее границы омывал Тихий океан , но выгод из этого извлечь было нельзя , т. к. Дальний Восток только начинал осваиваться и экономического значения этот край не имел. На юге европейской России Астрахань открывала путь в Каспийское море . Город издавна являлся транзитным пунктом в торговле с восточными странами не только для России , но и для Западной Европы . Однако Каспийское море не имело выхода к океанским просторам , оно обеспечивало морские связи с Восточным Закавказьем , Ираном и отчасти Средней Азией.

 

Роль единственных морских  ворот России в страны Европы выполнял Архангельск . Но расположение этого города представляло ряд серьезных неудобств . Во-первых, Архангельск был удален от Москвы на расстояние , которое в два раза превосходило расстояние от Москвы до побережья Балтийского моря. К тому же Москва не имела прямого речного пути в Архангельск : товары, предназначавшиеся на экспорт , к зиме сосредотачивались в Ярославле , оттуда санным путем доставлялись в Вологду, а затем по Сухоне и Двине в Архангельск. Во-вторых , путь через Белое море в страны Западной Европы был в два раза длиннее , чем путь через Балтийское море. Наконец , в-третьих , морской путь через северные моря таил неизмеримо больше опасностей , чем путь через Балтийское море , где кораблям не грозили айсберги , обледенения и суровые условия плавания . Россия очень нуждалась в побережьях Черного и Азовского морей. Но выход к этим морям запирали две турецкие крепости , стоявшие в устье Дона и Днепра : Азов и Очаков. Однако в 1687 году царица Софья решается снарядить армию для похода в Крым , и в этом же году стотысячная армия под командованием главы правительства князя В. В. Голицына двинулась на юг , но не дойдя до Крыма вернулась обратно , понеся большие потери от болезней . Два года спустя в 1689 году Голицын повторил поход , достиг Перекопа , но , не предприняв активных действий возвратился в Москву . Эти походы подорвали авторитет Софьи и ослабили ее шансы в борьбе за власть .

 

    Вступление на  престол Петра 1 .

 

В 1689 году Петр смещает Софью  с престола и становится во главе  государства . Более всего юного царя влекло морское дело . Современников и потомков всегда удивляло , как Петр , живя в Преображенском , никогда не видев не только моря , но и большого озера , так пристрастился к морскому делу , что оно оттенило на второй план все прочие увлечения . Есть версия , что истоки этой страсти у царя , с детства боявшегося воды , связаны со знакомством с астролябией , а также со старым ботиком , найденным Петром и Францем Тиммерманом в сарае Н. И. Романова в селе Измайловском . Достоинство ботика , который Петр в последствии назовет “дедушкой русского флота”, состояло в том , что паруса на нем были устроены так , что позволяли плавать против ветра .

 

Обучение плаванию проходило  на Яузе , узенькой речушке , в берега которой судно то и дело упиралось . Поиски большой воды , где в полной мере можно было овладеть искусством управления ботиком , привели шестнадцатилетнего Петра на просяной пруд , а затем и на Переяславское озеро . Практически Петр все время проводил в марсовых и нептуновых потехах–так тогда называли военные игры и маневры на суше и на Переяславском озере . В промежутках между сухопутными маневрами Петр устраивал “баталии” на Переяславском озере . Впрочем , размеры озера не удовлетворяли царя , его тянуло к настоящему морю , и в 1693 году он отправляется в Архангельск - единственный торговый порт на Белом море , связывающий Россию со странами Западной Европы . Здесь царь впервые увидел крупные торговые корабли , доставляющие в Россию сукно , галантерею, краски . В их трюмы грузили меха , пеньку , черную икру , а на палубы укладывали мачтовый лес . На небольшой яхте Петр впервые совершил непродолжительное морское путешествие . В это время в Архангельске окончилась погрузка нескольких английских и голландских купеческих судов , и они готовились отправиться в обратный путь . Их провожал настоящий голландский военный корабль . Царь попросил капитана корабля Иолле Иоллеса взять его с собой в плавание , четвертого августа снялись с якоря , но при слабом ветре еле добрались до устья Двины , где при совершенном безветрии простояли целый день . Царь в это время оснастку корабля и пересмотрел все закоулки судна . Шестого августа подул южный ветер , и корабли вышли в море . Время для царя летело так быстро , что он не заметил , что отъехал от Архангельска более чем на триста верст . У Трех Островов царь простился с капитаном на своей яхте “Петр”.

 

Наконец восемнадцатого сентября Петр объявляет о своем решении  покинуть Архангельск . Перед отъездом царь закладывает в городе сорокапушечный корабль, а другой такой поручает купить в Голландии амстердамскому бургомистру Николаю Витсену.

 

По пути домой , на заводе в Олонце , Петр сам отлил пушки и выточил такелажные блоки для заложенного корабля . В течение Великого поста в Архангельск было отправлено 1000 самопалов и 2000 пудов пороха .

 

В самый конец распутицы  следующего лета ( 1694 год) Петр снова  спешит в Архангельск и двадцатого мая Спускает на воду “Святой Павел”–  пожалуй первый русский корабль , получивший “проездную грамоту “ на право заграничной торговли .

 

Пребывание русского царя на Белом море –уникальная страница истории. Скажем о главном. Дождавшись купленного в Голландии торгового корабля “Святое пророчество” , Петр поднял на нем трехцветный “штандарт царя московского” и в сопровождении

 

“Святого Петра” , “Святого Павла” и эскорта из восьми английских и голландских торговых и военных судов отправился на выход из Белого моря . Достигнув мыса Св. Нос и пожелав иноземцам счастливого плавания , Петр со своей эскадрой вернулся к устью Двины. Правда , до этого Петр совершил рискованное плавание на Соловки с известным крушением у Пертоминского монастыря. Плавание с голландцами было для царя “морским ликбезом” . государь интересовался всем : от подачи пива капитану до уборки парусов . Обучение дало отличные результаты , тем более , что голландским языком Петр владел в совершенстве. Несомненно , 1694 год был переломным в истории русского флота . Царь понял : потешные игрища–лишь начало.... В Архангельске он встречал торговое посольство из Голландии во главе с Николаем Витсеном–владельцем верфи в Роттердаме. Петр заказал ему построить “образцовую” 32-весельную галеру с тем , чтобы по прибытии ее в разобранном виде в Архангельск тотчас же отправить в Москву . По пути на пир , устроенный им для английских и голландских капитанов , Петр неожиданно прыгнул в реку . Нарядно одетые гости , наслышанные о крутом нраве царя , не замедлили последовать за ним . По преданию, Петр, страдавший водобоязнью , так снял с себя порчу и усугубил веселье за столом .

 

В это время назревает  план похода на турецкую крепость Азов. Русское командование преследовало цели : обезопасить южные границы  государства от ежегодных вторжений  крымских татар, захватить Азов , захваченный турками в 1471 году, и сделать его опорным пунктом борьбы за черноморское побережье . План похода был утвержден , оставалось ждать прибытия “образцовой” галеры , чтобы приступить к строительству флота . Франц Лефорт писал в июле 1694 года брату в Женеву: ”Меня непременно хотят сделать адмиралом, я отказываюсь , но их Величество того желают . Это доставит мне большое содержание и беспримерную честь быть генералом и адмиралом . Мне поручено командовать всеми судами. ” Но пока доставят “образцовую” галеру , пройдет не меньше года , поэтому пылкий нрав царя взял верх над осторожностью , и Петр , не дождавшись начала строительства , объявляет о выступлении армии в поход .

 

    Первый Азовский  поход.

 

В марте 1695 года 150-тысячное войско , из которого тридцать тысяч должны были штурмовать Азов , двинулось на юг.

 

Походы на Крым предпринимались  не раз , но все они заканчивались неудачно : русской рати приходилось двигаться по безлюдной и безводной степи , и она , подвергаясь постоянным нападениям татарской конницы , достигала Крыма столь обессиленной , что не рисковала вступить на полуостров и ни с чем возвращалась домой .

 

На этот раз было решено нанести удар не по Крымским татарам , находившимся в вассальной зависимости от Османской империи , а по Азову . Новое стратегическое направление имело ряд преимуществ по сравнению со старым , нацеленным непосредственно на Крым. Главное из них состояло в том , что войска получали возможность двигаться не по “ голодной” степи, а по реке Дон , вдоль которой стояли поселения донских казаков. Отпала необходимость в колоссальном обозе, доставлявшем не только продовольствие , но и воду.

 

Войско на судах дошло  до Царицына , оттуда пошло пешком до казачьего города Паншина на Дону . Этот переход был очень труден , потому что люди были изнурены продолжительной греблей , а тут , за недостатком лошадей , им пришлось тащить на себе пушки , амуницию и провиант . В Паншине Петра ожидала новая невзгода : подрядчики не приготовили нужного количества провианта и лодок . Однако , после трехдневных хлопот войско поплыло вниз по Дону и в конце июня подступило к Азову .

 

Вновь прибывшее войско установило батареи и в первых числах июля началась осада . Город непрерывно обстреливался . Петр собственноручно начинял бомбы, заряжал пушки и мортиры, о чем сам написал в своей книжке : ” Начал служить бомбардиром с первого Азовского похода”. Из-за отсутствия у русских флота турки постоянно получали подкрепление с моря , а наши войска нуждались даже в съестных припасах . Поводе продовольствие подвезти было нельзя , т. к. турки с обеих сторон Дона построили две крепкие каланчи , между которыми была протянута цепь. Было необходимо овладеть каланчами , чтобы восстановить сообщение со складами . В армии объявили , что солдаты , добровольно идущие на штурм этих башен , получат по десять рублей каждый . Охотники нашлись и одну каланчу взяли . Теперь плавание по Дону стало свободным . Вскоре осажденные отомстили за эту потерю : на сторону турок перешел голландский матрос Яков Янсен . Он рассказал о слабых местах русской армии , и сообщил , что осаждающие спят днем во время зноя , а ночью бодрствуют. Турки тихо подобрались к русскому лагерю . На вопрос часового : ” Кто идет? ” отвечал один из астраханских раскольников , находившихся в Азове , что идут казаки . Турки стремительно ворвались в лагерь и учинили жестокую резню. Подоспевшие на помощь войска отбили атаку , но неприятелю удалось увезти с собой девять пушек и испортить остальные осадные орудия . Зато гарнизон второй каланчи , опасаясь нападения , оставил башню со всеми пушками и бежал в Азов . Петр обрадовался и решил , что раз путь по Дону совершенно свободен , то и сам Азов долго не продержится . Но надежды царя не сбылись : турки отстреливались с еще большей яростью , осада и подкопы результатов не давали , войска таяли .

Информация о работе Россия в эпоху правления Петра Первого