Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 15:39, контрольная работа
Пока светит солнце и вертится земля, будет весенняя капель и половодье проснувшихся рек. Пока жива Россия, не умолкнут споры о Петре Великом, начатые еще его современниками. Стрельцы и петровские гвардейцы, старообрядцы и синодальные чиновники, старое боярство и новая знать - все они соответственно будут искать в Петре то "царя-анархиста", то отца отечества. Затем эти споры продолжат и углубят западники и славянофилы
“Здесь мы работаем без отдыха – пишет царь –но, слава Богу , все здоровы и марсовым плугом и в городе , и на стенах , и во рву все испахано и засеяно железом . Теперь ожидаем хорошего урожая , помощи Божией во славу Его святого имени . “
Но несмотря на все надежды и ожидания Петра поход 1695 года окончился ничем . Два штурма не удались и в конце сентября было решено отступить от Азова , оставив сильные гарнизоны в каланчах.
4. “ Консилия господ адмиралов . ”
Возвратившись из-под Азова , Петр созывает совет , на котором присутствовали Шереметьев , Гордон, Зотов, Репнин, Лефорт , Головин и конечно же “шутейный” государь и шеф грозного Преображенского приказа “костолом” Федор Романовский . Также здесь были Яков Брюс с картами и , наконец, Александр Меньшиков . Флот решили строить в Преображенском : 22 галеры по образцу голландскому , 4 брандера , 3 фрегата и 2 галеаса и везти их для сборки в Воронеж ; на ближних к Воронежу плотбищах–Козлове , Добром , Сокольске сделать 1300 сплавных стругов для войска , 300 лодок и 100 плотов ; в Воронеже учинить Адмиралтейство и цейхгауз заложить 2 корабля и дома для работных людей рубить непрестанно .
Неудача под Азовом обнаружила
привлекательную черту
- вблизи находилась липецкая железная руда ;
- река Воронеж впадала
в Дон и во время половодья
обладала достаточной
Тридцатого ноября Петр пишет Апраксину : “ По возвращении от не взятия Азова с консилии господ адмиралов указано мне к будущей войне делать галер , для чего удобно мню , быть шхип-тиммерманам всех от Вас сюды.... ” Между тем Архангельск дождался груза из Голландии . В январе 1696 года подводы с галерой прибыли в Преображенское . Историк флота прошлого века Сергей Елагин писал : “ Положения консилии начали исполняться . Преображенское обратилось в верфь , на ней к концу февраля были срублены члены 22 галер по образцу , доставленному из Архангельска , 4 брандеров . Галеры были длиной 38 шириной 9 метров , с двумя мачтами и числом весел от 28 до 36 . Первыми строителями флота были солдаты Семеновского и Преображенского полков , а также нанятые купцом Гартманом голландцы . Главным сервайером был знаток “каторжного” дела Ф. Тиммерман. Тихон Стернев отвечал за поставки леса и “имание” людей . А. Кревет– толмач Посольского приказа – улаживал с иноземцами поставки по парусной и такелажной части –дела тонкого и мало кому понятного из-за обилия иностранных терминов . Ранней весной 1696 года началось драматическое шествие 27 судов из Москвы в Воронеж . В конце февраля Петр приезжает в Воронеж и остается в городе до начала мая . Он лично работал над постройкой кораблей , занимался их оснащением и комплектованием экипажей . Жил царь в доме подьячего Игната Моторина . Работы велись на правом берегу реки , около Успенского монастыря Воронежская верфь как бы раздваивалась . В конце марта в Воронеж приехал воевода А. С. Шеин , назначенный главнокомандующим . Фактически же всем руководил сам Петр . В течение апреля в Воронеж стягивались русские войска , прибывали иностранцы : инженеры-кораблестроители и офицеры . Основную часть работных людей на верфи в Воронеже составляли драгуны , стрельцы , казаки и солдаты из городов Белгородского разряда–всего около 27000 человек . Второе апреля 1696 года считают днем рождения русского флота : на воду были спущены галеры “Принципиум” , “Святой Марк” и “Святой Матвей”. 26 апреля спущен на воду многопушечный галеас “Апостол Петр” .
Второй Азовский поход .
И вот наконец флот готов . Весь флот состоял из трех караванов, возглавляемых тремя флагманами под общим руководством генерал-адмирала Лефорта на голландской галере . Для вице-адмирала Лима и шаутбенахта Лозера флагманскими стали корабли “Святой Петр” и “Святой Павел” . Петровскую галеру называли просто “Его Величество” или “Кумандера” . Третьего мая Петр , покидая Воронеж , пишет дьяку Андрею Винниусу в Москву : “Сегодня с осьмью галерами в путь свой пошли , где я от господина адмирала учинен есмь командором “ . Остальные караваны уходили по мере готовности , ведя достройку на ходу . В пути Петр лихорадочно сочинял “Указ по галерам о порядке морской службы”–первый российский военно-морской устав . Вот одна из его статей : “Под великим запрещением должны друг друга не оставлять и всячески о том радеть . Понеже пока в корабле доски плотно стоят меж себя , тогда всю вселенную могут объехать и никакого шторма не бояться . ”
Пятнадцатого мая Петру салютовал Черкасск –казачья столица . Казаки , встретившие караван , преподнесли сюрприз : три десятка лодок уже сделали попытку взять на абордаж турецкие суда , да борта у тех оказались слишком высокими ....
Известие о первой стычке казаков с турками было хорошим подарком Петру –гетман левобережной Украины Иван Мазепа заслуживал всякого одобрения . Вся морская эпопея 1696 года , положившая начало русскому флоту , выглядела следующим образом....
Хотя два других каравана были еще в пути , Петр решил один из полков Гордона посадить на галеры и двигаться к устью Дона вслед за 40 казачьими лодками во главе с войсковым атаманом Фролом Миняевым : на каждой лодке было по 20 бойцов . Когда из-за мелей галеры встали на якорь в самых протоках , Петр на казачьей лодке отправился в разведку на азовское взморье и увидел 13 судов неприятеля , стоявшие на якорях . Дальнейшие действия Петра остаются непонятными : все галеры спешно поднимаются вверх по протокам и Дону к Новосергиевску–укрепленной базе русского флота выше Азова . Видимо , Петр решил дождаться подхода двух других караванов , поскольку 9 русских галер против 13 кораблей турок оказались бы в слишком невыгодном положении.
Между тем казаки , оставшиеся в засаде в камышовых зарослях, продолжали наблюдение за действиями неприятеля . Девятнадцатого мая атаман Миняев , обнаружив турецкий десант , направлявшийся с кораблей к Азову , решил напасть на 13 тумбасов со снарядами и продовольствием и на прикрывавшие их 11 вооруженных ушколов . Натиск 40 казачьих лодок был столь внезапен , что почти все тумбасы были захвачены в абордажном бою . Перегрузив припасы и пленных на один из тумбасов 9 других сожгли . Турки в панике бежали . три тумбаса все же прорвались к Азову , а ушколы к кораблям . Турки начали поспешно сниматься с якорей . Два корабля не успели поднять паруса и казаки напали на них . Один из кораблей турки затопили сами , другой был захвачен и сожжен казаками .
Это была единственная морская баталия в Азовской кампании , и она была проведена с казачьих лодок . Значит , первой победой на море русский флот обязан казакам . Поэтому , вероятно , Петр в донесении “кесарю” не смог не слукавить : ”И того же дня (19 мая ) мы , холопи твои , в малых судах , а казаки в лодках ударили на неприятеля , те вышеописанные суда разбили , из которых 9 сожгли , одно взяли .... с моря , май 31 дня . Петр . “ В тот же день, к вечеру , казачьи лодки с захваченным снаряжением и пленными приплыли в Новосергиевск и были встречены салютом . Через неделю салют повторился по случаю прибытия к войскам генералиссимуса А. Шеина и генерал-адмирала Франца Лефорта . Первый российский адмирал задержался не по своей воле : рана , полученная в прошлой кампании привела к тяжелой болезни . Корабли , не мешкая , по протокам Каланча и Кутерьма , наконец, вышли в море . Это случилось 27 мая 1696 года . На беду разыгрался шторм . Уровень воды стремительно поднимался , и палатки с солдатами штурмового полка , высаженного на острова , стало затапливать . Солдаты пересели на лодки , но шквальный ветер разметал их , выкидывая целые суда на илистый , поросший камышом берег . Однако , корабли отстояли на якорях без происшествий . На следующий день “великая непогода” продолжалась . Второго июня 1696 года к флоту присоединился отряд вице-адмирала Георга Лима с семью галерами . Десять дней спустя показалась галера шаутбенахта Карла Лозера и четыре брандера. Теперь весь флот , расположенный поперек залива , преграждал путь с моря к осажденному Азову , над которым уже давно клубился дым боя . Четырнадцатого июля турецкий флот стал на якорь на виду у русского флота . Молчаливое противостояние продолжалось две недели , но двадцать восьмого июня турки рискнули высадить десант в помощь окруженному Азову . Наши галеры тут же стали сниматься с якорей , чтобы сорвать высадку и ударить по кораблям . Турки , видя это , поспешно поставили паруса и ушли в море . В следующие дни , как отмечал историк Елагин , “флот наш оставался в наблюдательном положении до взятия Азова войсками. ”
Тем временем русские войска храбро сражались под стенами Азова . Генерал Гордон начал осуществлять рискованный план : он составил проект вала , превышающего крепостные стены , наметил выходы для вылазок , раскаты для батарей так , чтобы появилась возможность стрелять по каменному замку . Двадцать третьего июня приступили к гигантской работе . Пятнадцать тысяч человек работали ночью , и каждое утро вал видимо разрастался . Но солдатам не нравились изнурительные осадные работы. Два полка малороссийских и донских казаков под командованием атамана Лизогуба начали штурм . Им удалось ворваться в Азов , но без поддержки остальных войск казаки не выдержали , отступили и засели в бастионе . Турки быстро опомнились от неожиданного натиска и всеми силами ударили по казакам , укрывшимся на валу в бастионе . Гордон со своими гренадерами поспешил на помощь , и после шестичасового боя атаку турок удалось отбить . Царь поблагодарил казаков за храбрость и приказал готовиться к штурму . Но девятнадцатого июля из Азова вышел старый турок , махая шапкой , чтобы русские прекратили пальбу . Условия сдачи, по которым турки уступали Азов со всеми орудиями и снарядами , если им будет предоставлена свобода и гарантия , что они смогут выйти из города в полном вооружении с женами и детьми , были приняты и девятнадцатого июля флот вошел в устье дона и с пушечным салютом встал на якорь у стен поверженной крепости . Неделю спустя Петр проводил вновь заболевшего Лефорта водным путем в Москву и вышел с флотом в северную часть залива для осмотра мыса Таганрог . Выбрав место для будущей крепости , Петр приказал флоту стать на якорь у вновь приобретенного берега . Утром флот возвратился в Азов . Историк Елагин писал : “Кампания кончилась . Без громкой славы , скромно , но вполне , флот выполнил свое назначение–дать возможность не только покорить крепость , но приобрести край и кончить войну , искупив таким образом значительные издержки и почти нечеловеческие усилия , употребленные на его постройку . ”
Три года спустя Петр 1 проводил
до Керченского пролива
Последствия Азовской победы отозвались по всей России . Осенью 1696 года в Москве состоялась пышная “триумфания”
в честь взятия турецкой крепости . У триумфальной арки наряженный гением стихотворец приветствовал первого российского адмирала и идущего следом Петра 1 :
-- Генерал-адмирал , морских всех сил глава , пришел , узрел , победил прегордого врага ....
6. Решение Боярской Думы : “Морским судам быть.... ”
На двадцатое октября ( по старому стилю ) было назначено заседание Боярской Думы , к которому Петр подготовил записку с названием : ”статьи удобные , которые принадлежат к взятой крепости или фартеции турок Азова. ” Собранная в Преображенском Дума выслушала историческое предложение Петра 1 : “.... воевать морем , понеже зело близко и удобно многократ паче , нежели сухим путем . К сему же потребен есть флот или караван морской , в сорок или вяще судов состоящий , о чем надобно положить не испустя времени : сколько каких судов и со много ли дворов и торгов и где делать ? ” Дума приняла “Статьи удобные.... ” . Приведу более пространный отрывок из этого документа , чем широко известное троесловие : “октябрь , в двадцатый день приговорено :
Морским судам быть , а скольким , о том справитца о числе крестьянских дворов , что за духовными изо всяких чинов людьми , о том выписать и доложить не замолчав . “
Азовская победа привела ко многим переменам в России . Возросло и национальное самосознание русского народа , надо было позаботиться о символах державы и флота . Победа под Азовом подвигла Петра на учреждение высшего ордена страны–Андрея Первозванного . Первыми кавалерами ордена стали : преемник Лефорта на адмиральском поприще Ф. Головин и гетман Иван Мазепа за храбрые действия казаков . Учреждение ордена привело к появлению главной гордости русского флота–Андреевского флага . Кроме того , Петр посылает за границу 35 молодых людей, 23 из которых носили княжеский титул , для обучения морскому делу . Позже, в декабре 1696 года Петру приходит мысль снарядить за границу посольство , поручив ему заботу об организации коалиции европейских держав для продолжения борьбы с Османской империей . Посольство , кроме того , должно было нанять за рубежом специалистов на русскую службу , закупить оружие , а также пристроить для обучения новую партию дворян .
7. Великое посольство 1697 - 1698 годов .
И вот , наконец , назначен день отъезда . Поручив управление страной князю Ромодановскому и боярину Тихону Стершневу, посольство выехало второго марта 1697 года из Москвы . Посольство назвали “великим” из-за его многочисленности . Его возглавляли три посла : Лефорт , Головин и Возницын . В числе волонтеров находился Петр Михайлов–под такой фамилией значился царь . Посольство сопровождал многочисленный обслуживающий персонал : священники , лекари , переводчики , хлебники . В месте с солдатами охраны общая численность составляла 250 человек , а обоз насчитывал 1000 саней .
Посольство направилось в Голландию . Путь туда пролегал через Курляндию , Бранденбург , Германию . Повсюду в их честь устраивали торжественные приемы , а Петру иногда не удавалось сохранить инкогнито .
В начале августа 1697 года посольство
прибыло в центр
Шестнадцатого августа 1697 года состоялся въезд посольства в Амстердам , где было достигнуто соглашение о том , что волонтеры будут работать на верфи Ост-Индской компании . Конец августа и начало сентября прошли в освоении премудростей кораблестроения . Девятого сентября был заложен фрегат “Петр и Павел” , который в середине ноября был спущен на воду . В выданном царю аттестате корабельным мастером Полем было засвидетельствовано : “Петр Михайлов , находившийся в свите великого московского посольства .... был прилежным и разумным плотником .... ; кроме того под моим надзором корабельную архитектуру и черчение планов его благородие изучил так основательно , что может , сколько мы сами разумеем в том и другом упражняться . ”
Но царю было мало одной практики , ему хотелось освоить теорию . Для этого он решает отправиться в Англию , куда прибыл в январе 1698 года . Там Петр работал на верфях , осматривал Лондонские предприятия , побывал в Оксфордском университете , несколько раз съездил в Гринвичскую обсерваторию и на монетный двор .
Так одна из задач посольства была выполнена : волонтеры постигли азы кораблестроения . Большие трудности пришлось преодолеть при закупке оружия и найме специалистов . Тем не менее удалось приобрести 10000 ружей , 5000 мушкетов , 3200 штыков , корабельные припасы и прочее. На русскую службу были наняты 350 матросов , а также боцманы , шлюзные мастера и т. д. Но главная задача посольства не была выполнена : Голландия отказалась вступить в войну с Турцией на стороне России .
После пребывания в Англии посольство снова отправляется в Голландию , которую покидает в мае 1698 года , чтобы отправиться в Вену для предотвращения возможности сепаратного мира австрийцев с османами и достижения согласия продолжать войну с ними . Однако и это не удалось . Австрия уже вела переговоры о мире с Османской империей .
Впрочем , у Петра теплилась надежда склонить к продолжению войны Венецию , но тревожные вести из Москвы разрушили все его планы . Царю пришлось возвратиться в Россию .
8. Экзамен в Воронеже .
К весне 1699 года из-за границы возвратились все волонтеры . Они прибыли в Воронеж , где их назначили на корабли , готовящиеся к Керченскому походу . В конце апреля Петр приказывает К. Крюйсу произвести на корабле “экзерциции , сколько на якоре стоя , то исполнить можно”. Стольники в присутствии царя демонстрируют неплохие навыки и сноровку . Что касается умения управлять кораблем и командовать экипажем , то здесь ученики показывают свою полную несостоятельность .