Россия в карибском кризисе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 15:56, курсовая работа

Описание

Цель работы - рассмотреть причины, ход и итоги Карибского кризиса 1962 года.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

- охарактеризовать внешнеполитические отношения СССР, Кубы и США накануне кризиса и выявить предпосылки кризиса

- рассмотреть соотношение стратегических ядерных сил СССР и США к 1962 году

- проследить развитие Карибского конфликта

- определить результаты и последствия кризиса

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Куба-СССР-США……………………………………………………….4

1.1 Предпосылки кризиса………………………………………………………...4

1.2 Соотношение сил…………………………………………………………….14

Глава 2. Развитие Карибского конфликта……………………………………...16

2.1 Скрытая фаза кризиса……………………………………………………….16

2.2 Открытая фаза……………………………………………………………….20

2.3 Завершающий этап…………………………………………………………..26

Заключение………………………………………………………………………28

Список литературы………………………………………………………………34

Работа состоит из  1 файл

Россия в Карибском кризисе.doc

— 143.00 Кб (Скачать документ)

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………...3 

Глава 1. Куба-СССР-США……………………………………………………….4 

1.1 Предпосылки  кризиса………………………………………………………...4

1.2 Соотношение  сил…………………………………………………………….14 

Глава 2. Развитие Карибского конфликта……………………………………...16 

2.1 Скрытая  фаза кризиса……………………………………………………….16

2.2 Открытая  фаза……………………………………………………………….20

2.3 Завершающий  этап…………………………………………………………..26 

Заключение………………………………………………………………………28 

Список  литературы………………………………………………………………34

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

    Вторая половина октября 1962г. вошла в историю под названием Карибский кризис, возникший в атмосфере обострения «холодной войны» и поставивший мир на грань ядерной катастрофы. Человечество в полной мере ощутило реальность апокалипсиса. К счастью, силы разума взяли тогда верх над безрассудством. Государственные деятели СССР, США и Кубы впервые осознали что такое «ядерный тупик», и, проявив необходимый реализм при ликвидации кризисной ситуации, нашли в себе силы вступить на путь решения острейших международных проблем не военными, а политическими средствами. И не будет преувеличением сказать, что уроки кризиса, предостерегающие от поспешных, непродуманных действий, стали серьезным вкладом в разработку и нового мышления, и новых подходов к событиям на мировой арене. Несмотря на обилие научных работ и статей посвященных этой теме, многие вопросы касающиеся событий Карибского кризиса до сих пор остаются спорными и до конца не ясными.

Цель  работы - рассмотреть причины, ход  и итоги Карибского кризиса 1962 года.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

- охарактеризовать внешнеполитические отношения СССР, Кубы и США накануне кризиса и выявить предпосылки кризиса

- рассмотреть соотношение стратегических ядерных сил СССР и США к 1962 году

- проследить развитие Карибского конфликта

- определить результаты и последствия кризиса

    При написании были использованы работы посла в Республике Куба в 1962-1968 гг. А.И. Алексеева и А.А. Громыко, занимавшего в 1962 году пост Министра Иностранных Дел СССР, т.е. непосредственных свидетелей и участников событий. Эта литература представляет интерес, но в определенной мере субъективна и не может в полной мере отразить картину событий, поэтому наряду с ней была использована литература более позднего времени и содержащая более объективную оценку событий. Статья Копылова И. «Главное не проиграть» содержит подробную информацию о соотношении ядерных сил СССР и США накануне кризиса. Характеристика хода событий и последствия кризиса объективно и подробно освещены в монографиях «История успехов и неудач советской дипломатии» Загладина Н.В. и «Советская внешняя политика в годы холодной войны».

 

Глава 1. Куба-СССР-США

1.1 Предпосылки кризиса

    Любой международный кризис в XX веке тесно  связан с общемировыми политическими  процессами. Не был исключением и Карибский. Его корни лежат в небывалом подъеме национально-освободительного и демократического движений после второй мировой войны. Стремлению латиноамериканских стран добиться на этой волне большей независимости противостояли Соединенные Штаты, желавшие закрепить результаты второй мировой войны и не допустить проникновения СССР в Латинскую Америку. В условиях начавшейся "холодной войны" американское руководство достижение своих целей в Латинской Америке связывало с созданием Организации американских государств (ОАГ), призванной реализовать лозунг "доктрины Монро" - "Америка для американцев".

    Среди латиноамериканских стран Куба в 50-х  годах занимала одно из первых мест по капиталовложениям США. Она была излюбленным местом отдыха и развлечений  американцев. На острове находилась крупнейшая база американских военно-морских сил. В то же время страна переживала острый политический кризис, который не был преодолен после установления проамериканской диктатуры Батисты в 1952 году. Ведущую роль в борьбе с режимом взяли на себя молодежные демократические организации: "Движение 26 июля" под руководством Фиделя Кастро и Абеля Сантамарии, и Федерация университетских студентов, и ее боевая организация "Революционный директорат". В 1956 году "Движение 26 июля" развернуло партизанскую войну против Батисты, которая завершилась падением диктатуры в начале января 1959 года.

    Приход  к власти демократических сил  на Кубе был настороженно встречен американским руководством. Попытка  Ф. Кастро в апреле 1959 года встретиться с представителями правительства США завершилась безрезультатно. После этого, в мае того же года, на Кубе был принят закон об аграрной реформе, ликвидировавший местное латифундии и крупные иностранные землевладения, что серьезно задело американские интересы, связанные с выращиванием сахарного тростника и производством сахара. В то же время, согласно реформе, земля передавалась крестьянам, 70% которых были безземельными. С этого момента кубино-американские отношения начали быстро ухудшаться. Обе стороны приняли ряд экономических санкций друг против друга. За ними последовали военные меры. 17 марта 1960г. президент Эйзенхауэр подписал секретную директиву о подготовке отрядов кубинских эмигрантов для вторжения на Кубу.1

    Ее  исполнение пришлось на апрель 1961 года, когда бригада кубинских эмигрантов при поддержке вооруженных сил США высадилась на Плая-Хирон (Куба). Экспедиция закончилась поражением десанта. После этого кубинское руководство взяло курс на строительство социализма в стране, а отношения между Соединенными Штатами и Кубой стали откровенно враждебными. Однако конфликт между двумя государствами не выходил за региональные рамки. Куба оставалась членом ОАГ. Поддержка Советского Союза выражалась главным образом в экономической помощи (закупки сахара, поставки нефти). Только в конце 1960 года после неудачных попыток Кубы приобрести оружие в Европе СССР начал поставлять современное бронетанковое, артиллерийское и минометное вооружение, а также некоторые виды стрелкового оружия. Подразделения кубинской армии, подготовленные советскими советниками, внесли свой вклад в победу на Плая-Хирон.

    В конце 1961 года кубино-американский конфликт начал перерастать региональные рамки. Куба была обвинена в обеспечении  коммунистического проникновения  в страны Латинской Америки.

    Порогом перехода конфликта на новый уровень  можно считать исключение Кубы по инициативе США в январе 1962 года из Организации американских государств и ее специализированных учреждений. Это решение подкреплялось созданием  двух антикубинских комиссий в ОАГ, разрывом отношений с Кубой 15 латиноамериканских государств, эмбарго на торговлю стран Латинской Америки с Кубой. Оно означало не только антикубинские санкции, но и введение в практику деятельности ОАГ в качестве обязательного условия членства в этой региональной организации принципа идеологической однородности ее членов. По оценке госдепартамента США, это были действия на грани войны.

    Жесткие меры США против Кубы, еще до ее исключения из ОАГ, были сформулированы в принятом в конце ноября 1961 года американским руководством проекте под кодовым названием "Мангуста". Его целью было оказание помощи кубинцам в свержении "коммунистического" режима. Для этого предполагалось создать внутри страны деятельную политическую организацию и добиться поддержки большинства населения. В январе 1962 года министерству обороны США было предложено разработать план использования американских вооруженных сил в случае обращения кубинского подполья к Соединенным Штатам после начала восстания на острове.2

    Переходу  кубино-американского конфликта на глобальный уровень способствовала и политика советского руководства. Начало 60-х годов ознаменовалось усилением конфронтации между СССР и США, В мае 1960 года не состоялось запланированное совещание глав четырех держав. Не снизила уровень противостояния встреча между председателем Совета Министров СССР Н.С. Хрущевым и вновь избранным президентом США Дж. Кеннеди 3-4 июня 1961 г. в Вене. На ней обсуждался германский вопрос. Американский президент в ходе бесед также стремился показать, что напряженность на мировой арене является следствием распространения коммунистических идей. В свою очередь, Хрущев заявил, что СССР будет оказывать поддержку национально-освободительным войнам. Когда же американский президент признал равенство сил США и СССР, последовал довольно резкий ответ: "Поскольку такое равенство признается, то из этого надо сделать надлежащие выводы для политики". Вскоре противостояние в центре Европы привело к возведению 13 августа 1961 г. Берлинской стены. Таким образом, в повестку дня как бы ставился вопрос о последствиях поддержки антиамериканских режимов в странах "третьего мира".

    Географическое  положение Кубы делало ее весьма привлекательной  для СССР с военно-стратегической точки зрение. Размещение на острове  даже оперативно-тактических ракет угрожало практически всем крупным городам Соединенных Штатов, что несколько выравнивало потенциалы ядерного "сдерживания" СССР и США. Даже размещение советских войск с обычным оружием создавало угрозу в случае военных действий снабжению американской армии, так как пути подвоза с их тыловых баз в бассейне реки

Миссисипи проходили в непосредственной близости от Кубы. Вместе с тем внутриэкономические  трудности в СССР, а также политическая неустойчивость восточноевропейских  стран подталкивали советское руководство к выходу из кризиса с помощью экстравагантной внешнеполитической акции. Таковой стало создание Группы советских войск на Кубе.

    Американские  лидеры не могли допустить возникновение  реальной военной угрозы Соединенным  Штатам (впервые за сто с лишним лет!). Потеря США абсолютного превосходства в ядерном оружии и средствах его доставки приводила к возникновению "ядерного тупика", что сказывалось и на их союзниках в Европе. Кроме того, президент Кеннеди взял на себя миссию защиты интересов Запада в развивающихся странах, выдвинув концепцию "перехвата революции". Поэтому укрепление антиамериканского правительства на Кубе никак не вписывалось в политическую стратегию Соединенных Штатов.3

    Как же было принято роковое решение  о размещении советских ядерных ракет на Кубе? Вопрос этот еще и сегодня до конца не выяснен. Сам механизм принятия решения, отработанный при Сталине, позволял скрыть истинных авторов того или иного постановления. Нет в живых и непосредственных инициаторов этого шага. Наиболее вероятным можно считать, что идея создания советских ракетных баз на кубинской территории возникла в марте-апреле 1962 года. Первым же признаком грозы над Кубой стало ее исключение из ОАГ. По мнению американского исследователя Р. Гартхофа, идея разместить ядерные ракеты на кубинской территории возникла у Хрущева в апреле 1962 года после доклада министра обороны Малиновского Р.Я. о развертывании американских ядерных ракет средней дальности в Турции. Хотя каких-либо неопровержимых документальных данных об этом нет, но события мая 1962 года дают основание согласиться с этим предположением.

    В начале мая в Москву был вызван советник посольства СССР в Гаване Алексеев А.И. Сразу же он был принят Хрущевым, от которого узнал о намерении  руководства назначить его послом на Кубе, что объяснялось его хорошими контактами с кубинским руководством, столь необходимыми для реализации решения о создании ракетной базы на Кубе. Через несколько дней Алексеев вновь был вызван в Кремль на совещание у Хрущева с участием членов политического руководства - А.И. Микояна, Ф.Р. Козлова, Ш.Р. Рашидова, а также министра обороны Р.Я. Малиновского, министра иностранных дел А.А. Громыко, командующего ракетными войсками С.С. Бирюзова. В заключение беседы Хрущев сказал о большой вероятности американского вторжения на Кубу, обосновав этим необходимость размещения советских ядерных ракет на кубинской территории, чтобы парировать военную угрозу Кубе ядерным устрашением США. Состав участников совещания свидетельствует о том, что решение было принято до этого и обсуждение было необходимо для снятия последних сомнений. В первой декаде 1962 года, по всей видимости, Генеральный штаб приступил к разработке мероприятий под кодовым названием "Анадырь" по созданию группы советских войск на Кубе (ГСВК). В конце мая состоялось фактически формальное утверждение решения о создании ГСВК Президиумом ЦК КПСС. Там же была окончательно сформирована делегация во главе с Рашидовым для переговоров с кубинским руководством. Перед отлетом делегации состоялся расширенный Совет обороны, на которое, очевидно, был представлен и утвержден замысел мероприятий "Анадырь".

Информация о работе Россия в карибском кризисе