Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 15:56, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть причины, ход и итоги Карибского кризиса 1962 года.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать внешнеполитические отношения СССР, Кубы и США накануне кризиса и выявить предпосылки кризиса
- рассмотреть соотношение стратегических ядерных сил СССР и США к 1962 году
- проследить развитие Карибского конфликта
- определить результаты и последствия кризиса
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Куба-СССР-США……………………………………………………….4
1.1 Предпосылки кризиса………………………………………………………...4
1.2 Соотношение сил…………………………………………………………….14
Глава 2. Развитие Карибского конфликта……………………………………...16
2.1 Скрытая фаза кризиса……………………………………………………….16
2.2 Открытая фаза……………………………………………………………….20
2.3 Завершающий этап…………………………………………………………..26
Заключение………………………………………………………………………28
Список литературы………………………………………………………………34
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава
1. Куба-СССР-США……………………………………………
1.1 Предпосылки
кризиса………………………………………………………..
1.2 Соотношение
сил…………………………………………………………….14
Глава
2. Развитие Карибского конфликта……………………………………...16
2.1 Скрытая
фаза кризиса………………………………………………
2.2 Открытая
фаза……………………………………………………………….
2.3 Завершающий
этап…………………………………………………………..26
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение.
Вторая половина октября 1962г. вошла в историю под названием Карибский кризис, возникший в атмосфере обострения «холодной войны» и поставивший мир на грань ядерной катастрофы. Человечество в полной мере ощутило реальность апокалипсиса. К счастью, силы разума взяли тогда верх над безрассудством. Государственные деятели СССР, США и Кубы впервые осознали что такое «ядерный тупик», и, проявив необходимый реализм при ликвидации кризисной ситуации, нашли в себе силы вступить на путь решения острейших международных проблем не военными, а политическими средствами. И не будет преувеличением сказать, что уроки кризиса, предостерегающие от поспешных, непродуманных действий, стали серьезным вкладом в разработку и нового мышления, и новых подходов к событиям на мировой арене. Несмотря на обилие научных работ и статей посвященных этой теме, многие вопросы касающиеся событий Карибского кризиса до сих пор остаются спорными и до конца не ясными.
Цель работы - рассмотреть причины, ход и итоги Карибского кризиса 1962 года.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать внешнеполитические отношения СССР, Кубы и США накануне кризиса и выявить предпосылки кризиса
- рассмотреть соотношение стратегических ядерных сил СССР и США к 1962 году
- проследить развитие Карибского конфликта
- определить результаты и последствия кризиса
При написании были использованы работы посла в Республике Куба в 1962-1968 гг. А.И. Алексеева и А.А. Громыко, занимавшего в 1962 году пост Министра Иностранных Дел СССР, т.е. непосредственных свидетелей и участников событий. Эта литература представляет интерес, но в определенной мере субъективна и не может в полной мере отразить картину событий, поэтому наряду с ней была использована литература более позднего времени и содержащая более объективную оценку событий. Статья Копылова И. «Главное не проиграть» содержит подробную информацию о соотношении ядерных сил СССР и США накануне кризиса. Характеристика хода событий и последствия кризиса объективно и подробно освещены в монографиях «История успехов и неудач советской дипломатии» Загладина Н.В. и «Советская внешняя политика в годы холодной войны».
Глава 1. Куба-СССР-США
1.1 Предпосылки кризиса
Любой международный кризис в XX веке тесно связан с общемировыми политическими процессами. Не был исключением и Карибский. Его корни лежат в небывалом подъеме национально-освободительного и демократического движений после второй мировой войны. Стремлению латиноамериканских стран добиться на этой волне большей независимости противостояли Соединенные Штаты, желавшие закрепить результаты второй мировой войны и не допустить проникновения СССР в Латинскую Америку. В условиях начавшейся "холодной войны" американское руководство достижение своих целей в Латинской Америке связывало с созданием Организации американских государств (ОАГ), призванной реализовать лозунг "доктрины Монро" - "Америка для американцев".
Среди латиноамериканских стран Куба в 50-х годах занимала одно из первых мест по капиталовложениям США. Она была излюбленным местом отдыха и развлечений американцев. На острове находилась крупнейшая база американских военно-морских сил. В то же время страна переживала острый политический кризис, который не был преодолен после установления проамериканской диктатуры Батисты в 1952 году. Ведущую роль в борьбе с режимом взяли на себя молодежные демократические организации: "Движение 26 июля" под руководством Фиделя Кастро и Абеля Сантамарии, и Федерация университетских студентов, и ее боевая организация "Революционный директорат". В 1956 году "Движение 26 июля" развернуло партизанскую войну против Батисты, которая завершилась падением диктатуры в начале января 1959 года.
Приход к власти демократических сил на Кубе был настороженно встречен американским руководством. Попытка Ф. Кастро в апреле 1959 года встретиться с представителями правительства США завершилась безрезультатно. После этого, в мае того же года, на Кубе был принят закон об аграрной реформе, ликвидировавший местное латифундии и крупные иностранные землевладения, что серьезно задело американские интересы, связанные с выращиванием сахарного тростника и производством сахара. В то же время, согласно реформе, земля передавалась крестьянам, 70% которых были безземельными. С этого момента кубино-американские отношения начали быстро ухудшаться. Обе стороны приняли ряд экономических санкций друг против друга. За ними последовали военные меры. 17 марта 1960г. президент Эйзенхауэр подписал секретную директиву о подготовке отрядов кубинских эмигрантов для вторжения на Кубу.1
Ее исполнение пришлось на апрель 1961 года, когда бригада кубинских эмигрантов при поддержке вооруженных сил США высадилась на Плая-Хирон (Куба). Экспедиция закончилась поражением десанта. После этого кубинское руководство взяло курс на строительство социализма в стране, а отношения между Соединенными Штатами и Кубой стали откровенно враждебными. Однако конфликт между двумя государствами не выходил за региональные рамки. Куба оставалась членом ОАГ. Поддержка Советского Союза выражалась главным образом в экономической помощи (закупки сахара, поставки нефти). Только в конце 1960 года после неудачных попыток Кубы приобрести оружие в Европе СССР начал поставлять современное бронетанковое, артиллерийское и минометное вооружение, а также некоторые виды стрелкового оружия. Подразделения кубинской армии, подготовленные советскими советниками, внесли свой вклад в победу на Плая-Хирон.
В
конце 1961 года кубино-американский конфликт
начал перерастать региональные
рамки. Куба была обвинена в обеспечении
коммунистического
Порогом
перехода конфликта на новый уровень
можно считать исключение Кубы по
инициативе США в январе 1962 года
из Организации американских государств
и ее специализированных учреждений.
Это решение подкреплялось
Жесткие меры США против Кубы, еще до ее исключения из ОАГ, были сформулированы в принятом в конце ноября 1961 года американским руководством проекте под кодовым названием "Мангуста". Его целью было оказание помощи кубинцам в свержении "коммунистического" режима. Для этого предполагалось создать внутри страны деятельную политическую организацию и добиться поддержки большинства населения. В январе 1962 года министерству обороны США было предложено разработать план использования американских вооруженных сил в случае обращения кубинского подполья к Соединенным Штатам после начала восстания на острове.2
Переходу кубино-американского конфликта на глобальный уровень способствовала и политика советского руководства. Начало 60-х годов ознаменовалось усилением конфронтации между СССР и США, В мае 1960 года не состоялось запланированное совещание глав четырех держав. Не снизила уровень противостояния встреча между председателем Совета Министров СССР Н.С. Хрущевым и вновь избранным президентом США Дж. Кеннеди 3-4 июня 1961 г. в Вене. На ней обсуждался германский вопрос. Американский президент в ходе бесед также стремился показать, что напряженность на мировой арене является следствием распространения коммунистических идей. В свою очередь, Хрущев заявил, что СССР будет оказывать поддержку национально-освободительным войнам. Когда же американский президент признал равенство сил США и СССР, последовал довольно резкий ответ: "Поскольку такое равенство признается, то из этого надо сделать надлежащие выводы для политики". Вскоре противостояние в центре Европы привело к возведению 13 августа 1961 г. Берлинской стены. Таким образом, в повестку дня как бы ставился вопрос о последствиях поддержки антиамериканских режимов в странах "третьего мира".
Географическое положение Кубы делало ее весьма привлекательной для СССР с военно-стратегической точки зрение. Размещение на острове даже оперативно-тактических ракет угрожало практически всем крупным городам Соединенных Штатов, что несколько выравнивало потенциалы ядерного "сдерживания" СССР и США. Даже размещение советских войск с обычным оружием создавало угрозу в случае военных действий снабжению американской армии, так как пути подвоза с их тыловых баз в бассейне реки
Миссисипи проходили в непосредственной близости от Кубы. Вместе с тем внутриэкономические трудности в СССР, а также политическая неустойчивость восточноевропейских стран подталкивали советское руководство к выходу из кризиса с помощью экстравагантной внешнеполитической акции. Таковой стало создание Группы советских войск на Кубе.
Американские лидеры не могли допустить возникновение реальной военной угрозы Соединенным Штатам (впервые за сто с лишним лет!). Потеря США абсолютного превосходства в ядерном оружии и средствах его доставки приводила к возникновению "ядерного тупика", что сказывалось и на их союзниках в Европе. Кроме того, президент Кеннеди взял на себя миссию защиты интересов Запада в развивающихся странах, выдвинув концепцию "перехвата революции". Поэтому укрепление антиамериканского правительства на Кубе никак не вписывалось в политическую стратегию Соединенных Штатов.3
Как же было принято роковое решение о размещении советских ядерных ракет на Кубе? Вопрос этот еще и сегодня до конца не выяснен. Сам механизм принятия решения, отработанный при Сталине, позволял скрыть истинных авторов того или иного постановления. Нет в живых и непосредственных инициаторов этого шага. Наиболее вероятным можно считать, что идея создания советских ракетных баз на кубинской территории возникла в марте-апреле 1962 года. Первым же признаком грозы над Кубой стало ее исключение из ОАГ. По мнению американского исследователя Р. Гартхофа, идея разместить ядерные ракеты на кубинской территории возникла у Хрущева в апреле 1962 года после доклада министра обороны Малиновского Р.Я. о развертывании американских ядерных ракет средней дальности в Турции. Хотя каких-либо неопровержимых документальных данных об этом нет, но события мая 1962 года дают основание согласиться с этим предположением.
В
начале мая в Москву был вызван
советник посольства СССР в Гаване
Алексеев А.И. Сразу же он был принят
Хрущевым, от которого узнал о намерении
руководства назначить его