Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 15:56, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть причины, ход и итоги Карибского кризиса 1962 года.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать внешнеполитические отношения СССР, Кубы и США накануне кризиса и выявить предпосылки кризиса
- рассмотреть соотношение стратегических ядерных сил СССР и США к 1962 году
- проследить развитие Карибского конфликта
- определить результаты и последствия кризиса
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Куба-СССР-США……………………………………………………….4
1.1 Предпосылки кризиса………………………………………………………...4
1.2 Соотношение сил…………………………………………………………….14
Глава 2. Развитие Карибского конфликта……………………………………...16
2.1 Скрытая фаза кризиса……………………………………………………….16
2.2 Открытая фаза……………………………………………………………….20
2.3 Завершающий этап…………………………………………………………..26
Заключение………………………………………………………………………28
Список литературы………………………………………………………………34
Советская делегация успешно выполнила свою миссию. Однако цель развертывания ГСВК не была полностью ясна кубинскому руководству. Этот вопрос всплыл еще в начале ноября 1962 года во время переговоров
Ф. Кастро
с А. Микояном. Тогда советский
представитель заявил следующее: "Цель
доставки советских войск и
Кубинский же руководитель, правда, 30 лет спустя рассматривал создание Группы советских войск на Кубе как способ изменения соотношения сил и считал, что для целей сдерживания достаточно было заключить военный пакт с Кубой. Вопрос о советско-кубинском военном договоре в той или иной мере обсуждался при посещении СССР летом 1962 года членами кубинского руководства Р. Кастро и Э. Геварой, причем кубинская сторона считала целесообразным опубликовать его.
Неоднозначность замысла мероприятий "Анадырь" прослеживается при анализе боевого состава развертываемой Группы советских войск на Кубе, Основным элементом оперативного построения войск, несомненно, была 43-я ракетная дивизия с двумя полками ракет Р-14 и тремя полками ракет Р-12. Дивизия в полном составе обеспечивала возможность поражения военно-стратегических объектов на территории США, Общий ядерный потенциал в первом пуске составлял до 70 мегатонн (в Хиросиме - 20 килотонн). От ударов с воздуха дивизию прикрывали две зенитные дивизии и истребительный авиационный полк. Четыре мотострелковых полка защищали ядерные ракеты от наземного наступления. Ракетный полк «Сопка» и бомбардировщики Ил-28 предназначались для борьбы с морским десантом. Однако введение в предполагаемый боевой состав военно-морского компонента ГСВК - надводных кораблей - свидетельствует о намерения действовать и на морских коммуникациях. Замысел Хрущева базировался на скрытном развертывании ГСВК, с тем, чтобы поставить американское руководство перед свершившимся фактом.5
С
июля 1962 года началась грандиозная
операция по развертыванию в
С
полевыми подвижными госпиталями предписывалось
отправить неприкосновенный запас
имущества боевого перечня и
расходное медицинское
Первые боевые подразделения советских войск прибыли на Кубу в начале августа. Они разгружались в портах Сантьяго-де-Куба, Нуэвитас, Касильда, Гавана, Ваия-Онда, Кабаньяс и Мериель, В середине августа началась переброска ядерных боезарядов. В сентябре стали прибывать на Кубу ядерные ракеты средней дальности, а также самолеты Ил-28 и тактические ракеты "Луна", которые могли быть использованы как носители ядерных зарядов.7
В то же время на заседании Совета обороны (протокол №29) 25 сентября 1962 г, был отменен поход надводных кораблей и вспомогательных судов Северного, Черноморского и Балтийского флотов на Кубу. Вопрос о скрытном развертывании ГСВК в сентябре 1962 года фактически был снят с повестки дня.
Американское руководство знало о развертывании советских войск на Кубе практически с июля 1962 года, что было неудивительно при наличии на острове разветвленной американской разведывательной сети. Вот что докладывал об этом советский военный представитель в Вашингтоне в ноябре 1962 года: "Роберт Кеннеди, касаясь кубинского кризиса, сказал, в частности, что в дни кризиса правительству США удалось обеспечить "высокий уровень секретности". О действительных планах президента фактически знало только 12 человек. «Нам, - заявил Р. Кеннеди, стало известно о возможности строительства ваших ракетных баз на Кубе 3-4 месяца назад, и мы терпеливо хранили этот секрет до 22 октября. Для отражения возникающей угрозы президенту США не требовалось особых организационных усилий. В конце 40-х годов боеготовые группировки американских вооруженных сил были размещены в различных районах мира. А их применение было уточнено в военно-политической стратегии "гибкого реагирования", суть которой была изложена в специальном послании
Дж. Кеннеди конгрессу США. В нем говорилось: «Мы должны иметь способность целенаправленно выбирать оружие и способ его использования, варьировать темпы военного производства и гибко управлять нашими войсками, для того чтобы в кратчайшие сроки в любой обстановке реагировать на изменяющиеся условия и цели». Богатуров А. Д. Великие державы на Тихом океане. История и теория международных отношений в Восточной Азии после второй мировой войны.
Для
действий против Кубы в 1962 году предполагалось
использовать объединенные командования
(ОК) вооруженных сил США в зоне Атлантического
океана и в зоне Южной и Центральной Америки
(так называемое Южное командование). В
этих целях к июлю 1962 го да были разработаны
три оперативных плана; 312-62, 314-62 и 316-62.
По плану 312-62 планировалось нанести удары
с воздуха по кубинской территории самолетами
тактического авиационного командования
ВВС и базовой и палубной авиации ВМС США,
действующих с мест постоянной дислокации.
Оперативные планы 314-62 и 316-62 известной
мере являлись развитием постоянного
оперативного плана ОК в зоне Атлантического
океана. Планом 314-62 предусматривалась
пятидневная огневая подготовка силами
авиации ВВС и ВМС и кораблей флота с последующей
высадкой воздушного и морского десантов
на кубинской территории. Основной удар
планировалось нанести в районе Гаваны.
План 316-62 отличался от плана 314-62 тем, что
сокращались сроки начала операции после
получения приказа на ее проведение. Кроме
того, предполагался ввод в сражение войск
по частям, по мере их готовности. В обоих
планах в силы десанта выделялись пять
дивизии из стратегического резерва на
континентальной часта США и две дивизии
морской пехоты (одна из Тихоокеанского
флота). В первом эшелоне десанта предполагалось
иметь четыре армейские дивизии и одну
дивизию морской пехоты. Все оперативные
планы содержали мероприятия по установлению
морской и воздушной блокады Кубы, а также
создание на острове американской военной
администрации.8
1.2 Соотношение сил
Военные с обеих сторон стремились к безусловному поражению первым же ударом всех стратегических ядерных средств противника. Для этого необходимо было создать количественное и качественное превосходство в стратегических средствах доставки ядерного оружия. А достичь внезапности при первом ядерном ударе пытались за счет размещения стратегических ракет средней дальности вблизи границ противника.
И в Москве, и в Вашингтоне понимали, что даже после внезапного массированного ядерного удара по объектам противника вполне вероятен ответный выпад, хотя и не массированный, но способный унести жизни многих людей. Но это был уже вопрос второстепенный. Главное заслоняло собой все - одержать победу в ядерной войне.
К маю 1962г. США имели значительное превосходство над Советским Союзом в средствах доставки и семнадцатикратный перевес по ядерным боеприпасам. Превосходство в средствах средней дальности, способное превратить Западную Европу в радиоактивные развалины, и планы нанесения ядерных ударов по Аляске силами отдельного ракетного полка, который предполагалось развернуть в районе Анадыря, были слабым утешением для руководства Советского Союза.
В 1962 году уже 87% американских межконтинентальных ракет (Атлас-F, Титан-1) было размещено в шахтных пусковых установках, что обеспечивало их живучесть. Советский Союз только приступал к их строительству. Техническая готовность межконтинентальных ракет (МКР) США к старту из различных степеней боевой готовности в два раза превосходила аналогичные советские показатели.
С 1961 года одна треть стратегических бомбардировщиков В-52 осуществляла дежурство в воздухе. Другая треть находилась в 15-минутной готовности к вылету, При этом на самолетах, предназначенных для дежурства как в воздухе, так и на земле, размещалось ядерное оружие, а экипажам вручались документы с боевой задачей. Кроме того, с октября 1958 года в соответствии с системой «Рефлекс экшн» было организовано аналогичное дежурство средних бомбардировочных авиационных крыльев на передовых аэродромах Великобритании, Северной Африки и Испании.
Дальняя
авиация советских ВВС
Советский ВМФ только приступал к развертыванию группировки ракетных подводных лодок. Атомные подводные лодки 658 проекта с тремя ракетами Р-13 (дальность полета -- 600км) проходили испытания. В боевом составе флота находились только дизель-электрические подводные лодки 611 проекта с двумя ракетами Р-11 ФМ (дальность -- 150км) и 629 проекта с тремя ракетами Р-13.
При этом ракеты на борт лодок загружались непосредственно перед выходом в море, пуск ракет производился из надводного положения (при волнении моря не выше 5 баллов). Боевое патрулирование не предусматривалось. Для поражения объектов на территории США предполагалось привлекать подводные лодки 629 проекта.
Учитывая горький опыт Перл-Харбора, США в 1961 году развернули в Туле (Гренландия) и Файлингдейаз-Мур (Великобритания) две станции системы предупреждения о ядерном ударе. Станции позволяли фиксировать факт полета МКР за 25--30 минут до падения их головных частей на территории США, что обеспечивало достаточное время для принятия решения на ответные действия и тем самым исключало возможность внезапной атаки противника.
Кроме того, США по «настойчивым просьбам» своих союзников по НАТО к маю 1962 года в дополнение к 60 ракетам «Тор», развернутым на западе Англии, завершили развертывание в Северной Италии и Турции 45 пусковых установок ракет средней дальности (РСД) «Юпитер». И хотя эти ракеты находились в оперативном подчинении ВВС Великобритании («Тор») и объединенного командования НАТО («Юпитер»), планирование их боевого применения осуществлялось в общем плане «ядерного наступления» США. Время подлета этих ракет до целей на территории СССР составляло всего 10 минут, что полностью лишало советское руководство возможности принять решение об ответных действиях.
Таким
образом, к началу 60-х годов Соединенные
Штаты обладали количественным и качественным
превосходством в области стратегического
ядерного вооружения и гипотетически
могли одержать победу в ядерной войне
с СССР.
Глава 2. Развитие Карибского конфликта
2.1 Скрытая фаза кризиса
Обычно кризис вокруг Кубы ограничивают тринадцатью днями - с 14 по 27 октября 1962г. Но это слишком упрощенный подход к одному из важнейших конфликтов послевоенной истории. Некоторые исследователи выделяют три фазы кризиса: скрытую, открытую и завершающую.
Скрытая фаза кризиса началась в первые дни сентября. Не случайно 27 августа разведывательные данные по Кубе стали докладываться высшему руководству США в виде ежедневной самостоятельной сводки. Согласно докладу советского военного представителя в Гаване от 2 сентября 1962г., администрация США отдала приказ своим вооруженным силам об открытии "ответного" огня по кубинским кораблям и самолетам в нейтральных водах и воздушном пространстве и информировала правительства стран ОАГ о том, что "в ближайшее время в Карибском бассейне произойдут серьезные события, если Кастро не образумится". Богатуров А.Д. Великие державы на Тихом океане.9
В условиях разворачивающейся в США предвыборной кампании 4 сентября пресс-секретарь Белого дома был уполномочен дезавуировать заявления оппозиции о наличии советских войск на Кубе. Вместе с тем было сделано официальное предупреждение о серьезных последствиях появления "организованных вооруженных сил на Кубе из любой страны советского блока или с русских военных баз". 13 сентября конгресс разрешил президенту мобилизовать 150 тыс. резервистов в регулярную армию на год в связи с его обращением от 7 сентября о необходимости этой меры для защиты Западного Берлина. Совместная резолюция конгресса, принятая 26 сентября, уже однозначно была направлена против Кубы. В ней указывалось, что "США намерены... Б) помешать созданию или использованию на Кубе военного потенциала извне, представляющего угрозу безопасности Соединенных Штатов; С) совместно с Организацией американских государств и свободолюбивыми кубинцами поддержать стремление кубинского народа к самоопределению". Там же, с. 293