Россия за рубежом: история российской эмиграции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 06:14, реферат

Описание

Эмиграция – сложное историческое явление, зависящее от многих политических, экономических и других событий в стране. Мотивов, заставляющих людей покидать родную страну и искать себя на новом поприще, достаточно много. Большинство людей в психологическом плане очень плохо переносят полную смену места и образа жизни. Но в дальнейшем ситуация меняется и даже имеет благотворное влияние на культуру страны, за счет взаимодействия людей различных наций, имеющих абсолютно разную ментальность и просто по-разному думающих.

Содержание

Введение

1. Эмиграция и революция «Первая волна»

2. Эмиграция и Великая Отечественная война («Вторая волна»)

3. Эмиграция и Холодная война (“третья волна”)

4. Эмиграция и перестройка (“Четвертая волна”)

Заключение

Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Эмиграция до февральской революции 1917 года.docx

— 60.09 Кб (Скачать документ)

     Русские изгнанники обнаружили, что православная вера стала  для них основным связующим  звеном, и что для исповедования  этой веры требовались община  и организация. В результате, мир  обогатило великое множество  православных общин – они существуют  повсюду, на всех континентах,  свидетельствуя о нашей вере  и верности. Их могут по-прежнему  называть «русскими православными», но часто такое название имеет  лишь историческое значение; очень  немногие из прихожан – русские. 

     Не думайте, пожалуйста, что все  совершалось лишь в духе мира, любви и согласия. В детстве  мне часто доводилось слышать  мрачный анекдот, ходивший среди  русских эмигрантов в Европе: речь шла о русском, об эмигранте,  оказавшемся на необитаемом острове  и проявившем трудолюбие, достойное  Робинзона Крузо – или русского  эмигранта. Через несколько лет  его находят, и избавители восхищаются  eго жилищем, огородом, домашними животными, одно только приводит их в недоумение – зачем он построил две церкви на необитаемом острове.  «Почему две?» - спрашивают они. «Ну, как же,» - отвечает он – «в одну церковь я хожу, а в другой ноги моей не будет».  Такова, и в самом деле, история наших истоков: общественные, политические, личные соображения нередко брали верх и община распадалась на сферы влияния, часто полностью и резко враждебные друг к другу. 

      Заключение

В заключение следует сказать, что, несмотря на то, что Российская Эмиграция уже  внесла (и продолжает вносить) огромный вклад в мировую культуру и  в дело борьбы с мировым злом - коммунизмом, но в силу своего положения  в свободном мире и, особенно, в  силу непонимания этим миром той  цели, которую эмиграция преследует, она не имеет возможности в  должной и нужной мере вести борьбу с поработителями нашей Родины-России. Усилиями русских эмигрантов за рубежом была создана выдающаяся ветвь нашей отечественной культуры, охватившая многие направления человеческой деятельности (литература, искусство, наука, философия, образование) и обогатившая европейскую и всю мировую цивилизацию. Национально-своеобразные ценности, идеи и открытия заняли достойное место в западной культуре в целом, конкретных европейских и других стран, где приложился талант русских эмигрантов. О вкладе русских ученых-эмигрантов в мировую культуру говорит и такой факт: трое из них удостоились Нобелевских премий: И.Р.Пригожин в 1977г. по химии; С.С.Кузнец в 1971 и В.В.Леонтьев в 1973г. по экономике. Основное внимание русских мыслителей в начальные годы в эмиграции было обращено на осмысление феномена русской революции и ее влияния на историческую судьбу России. Большинство из них признавали историческую неизбежность революционного взрыва народа. Но они не смогли переломить себя, точнее свою социально-классовую приверженность, а потому были категорически против теоретического и нравственного оправдания революции как способа решения социальных проблем. И надо еще подчеркнуть: главным и для этой части ученых и для всей белой эмиграции было политическое противостояние Советской власти. Именно за развертывание антисоветской деятельности многие получили финансовую поддержку от иностранцев. Не случайно В.В. Маяковский после посещения Парижа пришел к выводу, что здесь «самая злостная идейная эмиграция». Таким образом, при всем масштабе и огромных заслугах эмигрантской культуры, не она определила последующее развитие и будущее России, своего народа в тяжелые годы ХХ века. Объективный, непредвзятый взгляд на этот сложный, многомерный процесс не может не привести в конце концов к самому главному выводу: помимо "отщепившейся", "отколовшейся" эмигрантской культуры в России сохранялась "магистральная" ветвь, само культурное ядро, носителем которого был главный исторический субъект - русский народ и его составная часть - интеллигенция, большая часть которой осталась на Родине. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы

1. Земсков  В.Н. Спецпоселенцы в СССР, 1930-1960. М Наука. 2005г. 306с.

2. Кабузан В. М. Русские в мире: Динамика численности и расселение (1719-1989 гг.): Формирование этнических и политических границ русского народа. - СПб. Изд-во «Рус. Балт. информ. Центр «Блиц»», 1996. - 350 с.

3. Попов  А.В. Русское зарубежье и архивы. Документы российской эмиграции  в архивах Москвы. Изд-во « М.: Историко-архивный институт РГГУ», 1998, 392 с.

4. Полян  П. Жертвы двух диктатур: Жизнь,  труд, унижения и смерть советских  военнопленных на чужбине и  на родине. М. РОСПЭН 2002 г. 896 с.

5. Мелихов  Г.В. Маньчжурия далекая и близкая  М Наука 1991 гг. 317 с.

6. Мелихов  Г.В. Российская эмиграция в  международных отношениях на  Дальнем Востоке (1925-1932). Москва  Русский путь, Викмо-М 2007 г. 320 с.

7. Юрий  Пивоваров «Русская политика  в ее историческом и культурном  отношениях». Изд-во Рос. политическая энциклопедия 2006. 168 с. 

1 Воспоминания  великого князя Александра Михайловича.  М., 2001. С. 365 - 367.2 Кара-Мурза С. Советская  цивилизация. Кн. 1. От начала до  Великой Победы. М., 2002. С. 245 - 247.

3 Тэффи  Н.А. Дети // Публицистика русского  зарубежья. М., 1999. С. 226 - 228.

4 Зеньковский  В. Детская душа в наши дни  // Дети эмиграции: Воспоминания. М., 2002. С.140 - 141.

5 Цуриков  Н. Дети эмиграции: Обзор 2 400 сочинений учащихся в русских  эмигрантских школах «Мои воспоминания»  // Дети эмиграции: Воспоминания.  М., 2001. С. 126.

6 Цит.  по: Лысенко А. Голос изгнания. Становление газет русского Берлина  и их эволюция в 1919 - 1921 гг. М., 2000. С. 280 - 281.

7 Ковалевский  П.Е. Зарубежная Россия: История  и культурно-просветительская работа  русского зарубежья за полвека  (1920 - 1970). Париж, 1971. С. 17.

8 Таубер Л.Я. Лига наций и юридический статус русских беженцев. Белград, 1933. С. 4 - 5.

9 См.: Сладек З. Русская и украинская эмиграция в Чехословакии // Советское славяноведение. 1991. № 6. С. 32.

10 См.: Доронченков А.И. Эмиграция «первой волны» о национальных проблемах и судьбе России. СПб., 2001. С. 12.

11 См.: Йованович М. Россия в изгнании: границы, масштабы и основные проблемы исследования // Русская эмиграция в Югославии.  М., 1996. С. 30 - 32; Шулепова Э.А. Русские вне границ (проблемы правового статуса, трудовой занятости, образования российской эмиграции первой волны) // Культура Российского Зарубежья. М., 1995. С. 12.

Информация о работе Россия за рубежом: история российской эмиграции