Рубенс и его школа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 04:09, контрольная работа

Описание

Понимая под искусством разные явления, ученые пришли к общему выводу, что никакое общество без искусств немыслимо. Искусство – это зеркало, которое человечество создает чтобы узреть в нем самого себя и познать смысл собственного достоинства. Искусство на своем неповторимом языке раскрывает идеал, выражает надежды, воспитывает торжество, утверждает единства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..…3
Петер Пауль Рубенс: жизнь и творчество ………………………………...4
Рубенс видный представитель барокко …………………………….…8
Картины Петера Пауля Рубенса, написанные на мифологические сюжеты ………………...…………15
1.3Картины Петера Пауля Рубенса, написанные на библейские сюжеты……………………………………...24
2. Рубенс и его школа …………………………………………...……………26
Заключение……………………………………………...…………...………18
Список литературы…………………………

Работа состоит из  1 файл

ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ .doc

— 199.00 Кб (Скачать документ)

2. Рубенс и его школа

История искусства представляет собой сложную, противоречивую картину развития различных национальных школ, стилей, течений, творческих личностей, находящихся во взаимодействии, в борьбе. В своем творчестве художники исходят не только из непосредственных впечатлений, наблюдений и изучения окружающей их жизни, но также из опыта который был веками накоплен человечеством в искусстве. Художники то опираются на традиции национальных школ, то противопоставляют им свое новое понимание явлений действительности.

Эти противоречия характеризуют и 17 век в особенности, в период которого превалирующую роль занимает барокко. Просуществовав короткий период времени (до начала 70-х годов XVII века) барокко оставило значительный след в истории искусства. Зародившись во время разложения феодальных отношений и зарождения капиталистических барокко отражает всю сложность этой эпохи. Проявляются и создаются большие национальные художественные школы. Происходит синтез искусств. Появляются новые виды жанров, которые как никогда, включая и эпоху Возрождения не отражали так действительность как сейчас. Для барокко характерно превалирование чувств над разумом, экспрессия, изображая сцены мучений художник прославил мужество главного героя, прославлял его триумфы. Для барокко характерен не полный разрыв связей с Ренессансом. Например в период барокко одно из главных мест занимают библейские и мифологические сюжеты, но они уже выражали другие идеи и цели. Именно в 17 веке мифология, как жанр в период барокко достигает своего наивысшего расцвета. Через сюжеты из мифологии и Библии художник в иносказательной форме выражает свои мысли и идеи, касающиеся мировоззрения. Именно в 17 веке мифы являются выразителями нового этапа искусства. В создавшейся ситуации, когда ярко выражаются противоречия между старыми, феодальными и новыми капиталистическими отношениями мифологические и библейские сюжеты стали «проводниками» новых идей. Библейские сюжеты не несут в себе той сущности, которую они воспевали в период Возрождения. Сейчас они воспитывают человека цельного, ставившего на первое место долг, честь, а потом свои желания. С помощью мифа художники высмеивали пороки и отрицательные черты существовавшего строя. Культовые сооружения, выполненные в стиле барокко только функционально остаются культовыми, художественно-эстетическое же значение становится в них определяющим. Как и предвидел Рубенс, после его возвращения в Антверпен для художников наступило счастливое время. За благословенные годы мира, в период с 1609 по 1621 год, Рубенс рисовал алтарные образы для Антверпенского собора и для всех самых крупных городских церквей, как старых, так и новых, а также для провинциальных храмов в близлежащих Мехелене и Генте. 

Ученики стекаются к Рубенсу со всех сторон. Многим приходится отказывать. «Я до такой  степени осажден просьбами, что  многие ученики уже несколько лет ждут у других мастеров, чтобы я мог их принять к себе»,- писал Рубенс в 1611 году. Работы также было много. «Я так обременен заказами для общественных зданий и частных галерей, что несколько лет не буду в состоянии принимать новые обязательства». Рубенс взял себе за правило не отказываться ни от одного заказа, и, не справляясь самостоятельно с их исполнением, он создает свою мастерскую. Из этой мастерской на протяжении его жизни вышло множество разных живописных произведений. Для того, чтобы создать такое количество произведений, нужно было очень много времени проводить в мастерской, вести упорядоченный образ жизни. Знаток искусства XVII века Роже де Пиль дает такой портрет художника: «Он привлекал всех достоинствами, которые приобрел сам, и прекрасными качествами, дарованными природой. Он был высокого роста и обладал величественной осанкой, черты лица имел правильные, щеки румяны, волосы русые, глаза его блестели, но не слишком ярко; он казался жизнерадостным, мягким и вежливым. Он отличался приветливым обхождением, ровным нравом, легкостью в разговоре, живым и проницательным умом; говорил размеренно, очень приятным голосом. Все это придавало его словами естественную красноречивость и убедительность. Он мог без труда разговаривать, занимаясь живописью; не прерывая работы, непринужденно беседовал с теми, кто приходил его навестить. том насколько Рубенс был талантлив в декоративном искусстве свидетельствует грандиозный, блестяще выполненный художником замысел украшения Антверпена по случаю прибытия в Нидерланды нового наместника. Магистрат поручил ему украшение города. Под его руководством работают более 20 лучших художников и шесть скульпторов высекали фигуры из камня. В этой работе ярко проявилось общественная значимость искусства художника – искусства, рассчитанного на восприятие массами зрителей поднимающего большие и важные вопросы волновавшие тогда Фломандцев.

17 апреля 1635 года кардинал инфант Фердинант,  торжественно встреченный властями  Антверпина, вступил в город. Торжественная  встреча нового правителя, традиция еще средневековая, имела характер прежде всего политический. И, разрабатывая программу, тематику и аллегории вместе с учеными-гуманистами Роккоксо, Гервадсо, Рубенс прежде всего стремился обратить внимание Фердинанда на современное положение Антверпина, а потом уже прославить деяния нового наместника. С полководцем, одержавшим незадолго перед тем победу над Шведами, связывались надежды на улучшение положения Фландрии. Весь путь продвижения Фердинанда по городу был отмечен величественными архитектурными построениями, где в органическом единстве соседствовали и архитектура, и скульптура, и живопись. Его взору предстали величественные и пышные триумфальные сооружения с многочисленными скульптурными статуями и картинами, курильницами, знаменами и гербами, созданные по случаю его прибытия. Портики, колонады, арки возникали на всем пути следования Фердинанда и постепенно раскрывался смысл аллегорий и призывов обращенных к новому правителю. Часто в систему этих арок входили и так называемые «Живые картинки», где актеры представляли ту или иную сцену. У церкви Святого Георгия был воздвигнут портик, темой которого было «Поздравление инфанта Фердинанда с прибытием». Изображение на этом портике указывали на значение военных побед, ведущих к установлению мира и благополучия. Тема войны, несшей гибель стране и мира, к достижению которого стремился Рубенс как дипломат и как гражданин, и как художник, в аллегорической форме раскрывалась в другом портике, который находился недалеко от Молочной площади в Антверпене. «Храм Януса с благами мира и несчастьями войны» был возведен в дорическом ордере.

В римской  мифологии Янус является двуликим богом, которому были известны прошлое и  будущее. Так же его еще называли бог входов и выходов и всякого  начала. Его двуликость объясняли тем, что двери ведут и во внутрь и во вне дома. При обращении к богам имя Янус называли первым, так как его именовали «Богом богов». Янус изображался с двумя лицами, смотрящими в разные стороны и с ключами. Так же и называлась посвященная Янусу царю Нумой Помпилеем двойная арка на форме, крытая бронзой и опиравшаяся на колонны, образуя ворота, которые открывались во время войны и запирались на время мира, запертые двери храма Януса в традиции «светлых апофиозов» символизировали мир, оберегаемый государем. Посредине фасада на картине была изображена открытая дверь храма, от куда разорвав свои цепи выходил гнев с повязкой на глазах, с мечем и факелом в руках; слева ему отворяли дверь богиня раздора, с волосами – змеями, ей помогает Тизефон со змеями в руках, он опрокидывает ногой сосуд полный крови, а выше парит кровожадная гарпия. Справа богиня Мира с кадуцеем закрывает другую створку двери. У ее ног забытый всеми Рок изобилия. Богиня Мира умоляюще смотрит на зрителя, то есть на Фердинанда, ожидая от него помощи. Так же ей помогает инфанта Изабелла и благочестия.

Религия под покрывалом близ алтаря и выше амур с факелом любви. Слева между  колон портика – сцена ужасов войны; жестокосердие в лице воина, выволакивающего за волосы женщину  с ребенком, Чума в виде закутанного в покрывало скелета с серпом и Голод – бледное, высохшее существо с тяжело дышащим полуоткрытым ртом и змеиным хвостом19. На углу две женские полуфигуры служили кариатидами, поддерживая архитров. Это были Ссора и Раздор – худые и готовые к отпору, они злобно косились на друг друга. Над ними извивался клубок змей, а с корниза свисала медаль на которой с двух сторон были изображены головы Ужаса и Робости. На том же карнизе, где по постройка принимает круглую форму находились опиравшиеся на локоть Бедность – в лохмотьях, босая и понурая – и Плачь – женщина в слезах, со сложенными вместе руками. Между этими двумя статуями помещалось канделябры, о основании которого были два обращенных к земле факела, которые обозначали смерть и надпись, которая гласила: «Calamitas Publica» (народное бедствие - лат). Рядом на углу карниза помещался трофей, состоявший из оружия, с черными знаменами и обрубленными головами на шестах. Правая сторона как бы по контрасту посвящена аллегориям Благочестия и Спокойствия. В правом интерколумнии были изображены блага Мира, за которыми следовали Безопасность и Спокойствие в виде двух женщин, одна из низ закутанная в покрывало сидела с моками и полосьями в курах и, отдыхая опиралась на алтарь, другая стояла опираясь на тот же алтарь правой рукой. На углу, обнимаясь, поддерживали архитров две кареатиды изображавшие Единение и Согласие, исполненные радости они с любовью смотрели друг на друга. В руках они держали ровную связку прутьев – символ единения, а над головой корзину различных плодов и фруктов. На свисавшей с карниза медали виднелись головы Доблести и Чести. Над карнизом помещались фигуры Изобилия и Плодородия; одна из которых рассыпала из рога монеты и сокровища, другая держала на коленях множество плодов и рог изобилия в правой руке. На основании стоявшего между ними конделяра помещались головы двух близнецов и два рога изобилия с надписью: «Elicitas Temporum (Счастье века) на самом углу находился трофест, состоящий из мотыг, плугов и других мирных орудий вместе с плодами, колосьями и символами благополучия, а посредине – гнездо с двумя горлицами, символизирующее продолжение рода человеческого. Создавая этот портик, художник стремился показать, что от наместника, а в данном случае от Фердинанда зависит, какие события будут происходить в Антверпене и соответственно во Фландрии. Благосостояние города зависит от того сможет ли Фердинанд «закрыть ворота храма Януса». Этой своей картиной Рубенс стремится показать всю важность принимаемых решений в отношениях Фландрии и Нидерландов. К сожалению, огромный талант Рубенса, руководившего созданием всей системы декоративного убранства города, был воплощен на сей раз в сооружениях, рассчитанных лишь на время празднества и позже уничтоженных. Но эта работа оказалась не столько яркой и грандиозной, что не исчезла бесследно. Не только отзывы современников, но и гравюры художника Т. ван Тюльденна, запечатлевшего портики и арки декоративного убранства города, дают представление о замысле Рубенса.

Особенно  же ценны для нас эскизы, которые собственноручно выполнил художник. Триумфальные сооружения в Антверпене, с их актуальным содержанием и выразительной формой, явились ярким образцом монументального героического его разностороннего гения.

 Его  работы знала вся Европа, многие  художники стремились вместе с ним работать или быть его учениками. Главные идеи его произведений являлись лейтмотивом эпохи барокко. В отличие от итальянской школы Рубенс превознес в искусство послеренессанского времени свою самобытность экспрессию, веру в сильные чувства, которые способны кардинально изменить мир, веру в сильного человека, его чистые помыслы. Он создает свой идеал личности, который прочно пошел в искусство 17 века.

П.П. Рубенс хорошо известен во всем мире. Уже в 18 веке его имя значится в широко распространенных тогда «жизнеописаниях художников» в одном ряду с величайшими живописцами всех времен. Его картины приобретают императорские и королевские дома всей Европы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Заключение

Рубенс  был наделен сильным умом, необыкновенной политической зрелостью, трезвым видением сути исторических ситуаций и реальных возможностей современников. Его письма полны беспристрастных и точных оценок, пронизаны чувством горечи и возмущения тем, что судьба мира находится в руках «юнцов» молодых и бездарных королей Франции, Испании, Англии. Он принимает активное участие в дипломатической деятельности – по требованию эрцгерцогини Изабеллы и не из тщеславия, а потому что во Фландрии не оказывается более умного, способного и дальновидного политика, обладающего не только подлинной и бескорыстной заинтересованностью в судьбе своей страны, но и всеми данными для такого рода дела. Награды же им полученные, в том числе дворянство, ничтожны для человека такого масштаба, как он, и, может быть, впервые были даны за истинные заслуги.

Но, несмотря на все его достижения в области  искусства, многие историки считают  его баловнем судьбы, вытянувшим счастливый жребий, при этом забывая о его гигантском трудолюбии и работоспособности. Он обладал невероятной силой воли, собранностью и самодисциплиной. Также многие, ставя богатство ему чуть ли не в вину, забывают, что он добыл его собственными руками. Ему ставят в вину так же и то, что многие его произведения написаны учениками, и что он держал мастерскую. Но он жил в то время, когда живопись являлась ремесленным мастерством, и как каждое ремесленное производство имело свою мастерскую и учеников.

Многие  его называют буржуазной выскочкой, человеком неистощимого честолюбия, жадно стремившегося к славе. Но если он дорого ценил свой труд, то последний стоил того, и Рубенс, будучи, по существу, свободным художником, ценившим превыше всего свою независимость, требовал настоящего уважения к своему ремеслу живописца и высшей его оценки.

Делец и сребролюбец никогда не смог бы внушить нам то мощное чувство щедрости и радости жизни, ее широты и полнокровности, ее бесценной свободной сущности, которую мы ощущаем перед картинками Рубенса. Высокое этическое содержание искусства является лучшей характеристикой нравственного мира его создателя.

Рубенс своими концепциями и идеями внес большой вклад в развитие барокко. Он явился одним из его создателей. В творениях Рубенса натура и идеал слились в некоем новом естественном синтезе, настолько ярком и впечатляющем, что само достижение этой желанной цели в немалой степени воспринимается, как одна из важнейших предпосылок ликующего тонуса его искусства, его переполненности чувствами счастливого бытия.

В своих  работах он заложил те основы, которые в последствии использовали многие художники нового времени. Он является ярким представителем барокко, в произведениях которого были выражены наиболее передовые, значимые идеи Западной Европы и Фландрии, в частности.

Когда впервые видишь картины Рубенса, то кажется, что жизнь и творчество художника были безоблачным  праздником, наполненным удовольствиями, благородными движениями ума и сердца, всевозможными развлечениями, богатством и красотой.

Но когда  более пристально и глубоко начинаешь  знакомиться с его искусством и перипетиями его судьбы, то видишь, что жизнь Рубенса была заполнена постоянным трудом и неуёмной тягой к знаниям, особенно в области истории искусства, скреплённых суровой творческой дисциплиной.

Рубенс... Чародей, раскрывший людям волшебный мир красок, радости бытия. Художник, поражающий в своих полотнах открытостью светлого восприятия жизни. Он покоряет нас могуществом человеческой плоти, которая безраздельно царит в его картинах. Мы словно ощущаем, как жаркая кровь кипит в могучих жилах его героев, бьется в серд-цах его белокурых богинь. Рубенс, как никто, владел карнацией - искусством писать живое тело. Но секрет живописи Рубенса был не в этом. Тайна его творчества проста. Он знал и умел писать все. Владел оркестром палитры. Мог работать в одно касание - а-ля прима. Недаром художники XIX века как бы вновь открыли Рубенса. Их поразили его живая, трепетная форма, блистательный прозрачный колорит. Пять-шесть красок звучат у Рубенса так, что перед нами предстает вся симфония, вся радуга нашей земной жизни. Поистине Петер Пауль Рубенс шагнул через века! 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Рубенс и его школа