Люди, перенесшие трудности
и лишения военного времени,
рассчитывали на перемены к
лучшему. С надеждой возвращались
домой демобилизованные и эвакуированные.
На родину вернулось свыше 4 млн. репатриантов
- военнопленные, угнанные в неволю жители
оккупированных районов, часть эмигрантов.
Однако чаще всего они становились узниками
ГУЛАГа. Многие были расстреляны. Оставшиеся
на свободе имели сложности с работой,
пропиской. Каждый побывавший в плену
или на оккупированной территории оказывался
под подозрением. Противоречивые процессы
происходили на вновь присоединенных
территориях. В Западной Украине и Прибалтике
действовали вооруженные отряды националистов.
В антиправительственную борьбу были
вовлечены здесь сотни тысяч людей. После
окончания войны власти стали восстанавливать
прежнюю политическую систему. Особое
место в укреплении тоталитарного режима
принадлежало репрессивным органам, находившимся
под контролем Сталина и Берии.
С 1943 г. функции управления
в области охраны государственной
безопасности и общественного
порядка осуществляли НКВД СССР
(нарком Л.П Берия) и НКГБ
СССР. В 1946 г. наркоматы были
переименованы соответственно в
Министерство внутренних дел
СССР и Министерство государственной
безопасности СССР. Влияние этих
структур на внутриполитическую
жизнь страны в 40-х - начале
50-х гг. было огромным и всеобъемлющим,
существовала налаженная система тотального
шпионажа, подавления малейших проявлений
инакомыслия. Методы работы репрессивного
аппарата изменились по сравнению с периодом
20-30-х гг., превратив его в отлаженный карательный
механизм, послушное орудие верховной
власти. Внимание руководителей государства
направлялось не столько на выработку
эффективных мер по подъему экономики,
сколько на поиски конкретных «виновников»
ее неудовлетворительного развития.
Первые репрессии обрушились
на военных, усилившегося влияния
которых опасался Сталин. Готовился
даже судебный процесс против
Жукова. Многие видные военачальники
были арестованы. Шла борьба за
власть между сторонниками репрессий
(Маленков, Берия) и более молодыми
деятелями, склонными к либерализации
административно-командной системы (Кузнецов,
Вознесенский, Родионов). После смерти
в 1948 г. Жданова, победу одержало старое
окружение Сталина. Фабрикуется так называемое
«Ленинградское дело». Главными обвиняемыми
стали Вознесенский, Кузнецов, Родионов
и другие. Организаторы не существовавшей
антипартийной группировки были приговорены
к расстрелу, около 2 тыс. ленинградских
коммунистов репрессированы.
В 1952 г. было сфабриковано
«дело врачей-отравителей». Группа
крупных специалистов-медиков, обслуживавших
видных государственных деятелей, была
обвинена в причастности к шпионской организации
и намерении совершить террористические
акты против руководителей страны. В условиях
командно-административной системы возникло
глубокое противоречие между необходимостью
изменений в социально-политической и
экономической сферах и неспособностью
государственного аппарата осознать и
осуществить эти изменения.
Развитие науки и
культуры в СССР в послевоенные
годы сочеталось с ужесточением
борьбы с любыми, даже самыми
малейшими, отклонениями от «задач
социалистического строительства».
В 1946 г по государственному
бюджету было выделено на образование
3,8 млрд. рублей (в 1940 г. - 2,3 млрд.), в
1950 г. эта сумма возросла до
5,7 млрд. рублей.
В 1946 г. советское
правительство значительно увеличило
расходы на науку, они в 2,5
раза превысили расходы предыдущего
года. В этом году были восстановлены
Академии наук Украины, Белоруссии
и Литвы, созданы - в Казахстане,
Латвии и Эстонии. Вторая половина
40-х годов было временем организации
целой серии научно-исследовательских
институтов, которые вошли затем в золотой
фонд советской науки. Среди них были Институт
точной механики и вычислительной техники,
Институт радиотехники и электроники,
Институт прикладной физики, Институт
атомной энергии и многие другие. В то
же время, продолжали существовать и расширяться
специальные конструкторские бюро, находившиеся
в системе МВД СССР.
Война и репрессии
30-х годов нанесли тяжелый удар
по интеллигенции, поэтому в
40-е - начале 50-х годов Советский Союз
имел огромный дефицит специалистов с
высшим и средним образованием. Лихорадило
высшую школу, которая испытывала острый
недостаток в квалифицированных кадрах.
Трудности, с которыми столкнулась сфера
образования в СССР, были решены за счет
понижения образовательного уровня. Хотя
учителям и преподавателям вузов, как
и всем научным сотрудникам, была существенно
увеличена заработная плата и предоставлен
ряд льгот, подготовка их была ниже даже
по сравнению с 30-ми годами. Большинство
школьных учителей были подготовлены
на краткосрочных курсах или в учительских
институтах по укороченной программе.
Несмотря на все это, страна перешла на
всеобщее семилетнее образование. Понижение
общеобразовательного уровня привело
впоследствии к кризисным явлениям в науке
и экономике советского государства, но
в то время оно дало быстрый эффект, создалась
иллюзия ускоренного научно-технического
развития общества. В 40-е - начале 50-х годов
советская наука и техника достигли ряда
успехов, прежде всего в области физики,
химии, точной техники, но все они, в основном,
были нацелены на военные нужды, способствовали
наращиванию военной мощи первого в мире
«социалистического» государства. В 1949
г. в СССР была испытана атомная бомба,
интенсивно шли исследования в области
химического и бактериологического оружия.
В то же время
отрасли науки, не имевшие прямого
отношения к обороне, подвергались
жестокому нажиму и даже запретам. Наиболее
показательными в этом отношении стали
гонения на генетику и кибернетику, которые
были объявлены науками, противоречащими
законам материализма. Это привело к сильнейшему
отставанию СССР в этих отраслях. В августе
1948 г. была проведена печально известная
сессия Всесоюзной академии сельскохозяйственных
наук им. В.И. Ленина (ВАСХНИЛ), на которой
генетика была объявлена лженаукой и запрещена
в СССР. Монопольное положение в сельскохозяйственных
науках заняли сторонники академика Лысенко,
обещавшего резкое повышение урожайности
сельскохозяйственных культур быстро
и без серьезных капитальных вложений.
Если в развитии
точных и естественных наук
вмешательство и диктат партийно-государственного
аппарата были тормозом, то для гуманитарных
наук они стали просто катастрофой. За
первое послевоенное десятилетие в гуманитарных
науках не появилось ни одного сколько-нибудь
серьезного достижения, а в области литературы
и искусства ни одного сколько-нибудь
выдающегося произведения.
Давление и контроль
на науку и искусство со
стороны партийно-государственного
аппарата были велики. Художественные
и научные установки были не
приоритетом творческой интеллигенции,
а «привносились в жизнь» с
высоких трибун, после чего становились
непреложными истинами. В 1947 г.
в дискуссии по философии принял
участие член Политбюро ЦК
А.А. Жданов, а в дискуссии по
языкознанию 1950 г. и политэкономии
1951 г. - сам Сталин. Все это вело к постепенной
деградации гуманитарной науки в СССР.
Также отрицательно
на развитии науки, литературы
и искусства сказалась и кампания
по борьбе с космополитизмом,
которая развернулась в конце 40-х - начале
50-х годов. Целью ее было очернить все несоветское,
несоциалистическое, поставить барьер
между советским народом и достижениями
культуры западных стран. Поэтому удар
был нанесен по той части советской интеллигенции,
которая стремилась показать достижения
Запада более объективно, чем это допускалось
в правительственных кругах. В результате
этой кампании многие деятели науки и
искусства подверглись репрессиям, были
уволены со своих должностей и даже попали
в тюрьмы и ссылку. Партия и правительство
открыто и активно вмешивались в работу
деятелей литературы и искусства, что
приводило к падению художественного
и идейного уровня, формированию посредственного,
приукрашивающего советскую действительность,
искусства.
Печально известно
постановление ЦК ВКП(б) 1946 г. «О
журнале «Звезда» и «Ленинград»,
направленное в основном против
А. Ахматовой и М. Зощенко,
чье творчество было отнесено
к антинародному. Через несколько
дней после постановления они были исключены
из Союза писателей. Лишен был возможности
жить литературным трудом А. Платонов.
Позже появились постановления о репертуаре
театров, о кинофильме «Большая жизнь»,
опере В Мурадели «Великая дружба». В практику
вошло запрещение литературных, музыкальных,
кинематографических произведений, закрытие
журналов. 1948 г. прошел под знаком борьбы
с «формалистами» в музыке - Шостаковичем,
Прокофьевым и др. Затем началась борьба
с космополитизмом, основной жертвой которой
стала еврейская интеллигенция - Михоэлс,
Маркиш и др.
Все это привело
к резкому сокращению количества
новых фильмов, спектаклей и
художественных произведений, увеличению
посредственности, сознательному слому
великой русской художественной традиции
XIX - начала XX вв.
- Формирование биполярного мира. Начало «холодной войны», её причины, сущность и последствия.
Начало холодной
войны
Истоки противостояния СССР
- США
Трансформация образа США
в России начинается в 1917 г. после
смены общественного строя и
идеологии национального развития
и внешней политики. С этого
времени можно увидеть начало
тотального противостояния двух держав
и их идеологий.
Настоящий глобальный конфликт
России и США начинается не с реального
столкновения национальных интересов,
а со столкновения двух сверхидей. К
этому времени США уже взяли
на себя миссию борьбы с мировыми империями
ради утверждения в мировом пространстве
своего понимания свободы. В Советской
России был разработан альтернативный
проект: преобразование мира на универсальных
социалистических началах. Тем самым был
брошен вызов США. Каждая держава стала
видеть в другой не только конкурента,
но и препятствие в реализации своей мессианской
роли.
По мере роста влияния
США среди европейских держав,
общественное сознание России-СССР начинает
воспринимать Америку как символ
Запада – «мира капитализма» и
внешней угрозы. Соединенные Штаты
стали ведущим, но негативным ориентиром
в национальном сознании, а антиамериканизм
продолжил традицию прямого противопоставления
России Западу. В силу этого по существу
весьма продуктивная идея об альтернативном
или параллельном цивилизационном развитии,
предложенная русскими социалистами,
но доведенная до абсурда их преемниками,
в конечном итоге вернула Россию опять
в положение догоняющего со всеми присущими
этому комплексами. В таком психологическом
контексте и развивались советско-американские
отношения.
Причины холодной
войны
Историками материалистами
(М.П. Ким, Ю.С. Кукушкин и др.) «холодная
война» рассматривается как проявление
агрессивной сущности мирового капитализма
во главе с США. Она трактуется
как «враждебный политический курс,
который правительства западных держав
проводили в отношении СССР и других социалистических
стран после окончания войны». Такое определение
сводило все события «холодной войны»
к внешней политике и ставило СССР в оборонительную
позицию. Причины холодной войны видятся
в стремлении США завоевать мировое господство
путем «отбрасывания коммунизма» во всем
мире. Для достижения этой цели капиталистические
государства использовали любые средства
вплоть до сотрудничества американских
спецслужб с сицилийской мафией для борьбы
с коммунистами в Италии.
Либеральные историки (Н. Верт,
В.П. Островский, А.И. Уткин и др.) считают,
что причина «холодной войны»
кроется в противостоянии двух разнородных
сил: тоталитаризма и демократизма.
А «холодную войну» развязал СССР.
«Холодная война» затрагивала не
только внешнеполитическую сферу СССР,
но и опиралась на соответствующий
идеологический и внутриполитический
курс (помощь пролетариату других стран
в борьбе против своего классового врага
– буржуазии, милитаризация экономики,
ведение идеологической войны).
Историки технологического
направления ключевым в понимании
сути «холодной войны» считают то,
что она развернулась в условиях
бурного развития научно-технического
прогресса, являлась проявлением новой
ситуации, сложившейся в результате военно-технической
революции, когда ядерное оружие и ракеты
стали фактором в решении всех вопросов.
Для СССР военно-технический
аспект модернизации явился основой
дальнейшего экономического развития,
что привело в конечном итоге к неспособности
осуществить переход от индустриального
к постиндустриальному обществу. Для Запада
«холодная война» позволила выиграть
экономическое соревнование с социализмом
и широко использовать новейшие научно-технические
достижения в гражданских и военных отраслях.
Историки локально-исторической
теории (изучает единство человека
и территории, составляющие понятие
локальная цивилизация), анализируя фактический
материал, считают, что страны Запада,
убедившись, что военным путем остановить
опережающее развитие мира Евразии не
удастся, изменили формы и методы борьбы.
Западный мир взял курс на изоляцию Евразии
«развал ее единства изнутри», навязав
«холодную войну», гонку вооружений.
Последствия «Холодной войны».
«Холодная война» будучи по
преимуществу явлением мировой политики,
тем не менее серьезно повлияла и
на внутреннюю жизнь. Черно-белое видение
мира порождало чувство настороженности
по отношению к внешнему миру и
создавало тягу к искусственной
внутренней сплоченности перед лицом
внешнего врага. Инакомыслие стало
рассматриваться как подрывная
деятельности. В США это породило
в итоге массовые нарушения гражданских
прав и свобод, а в СССР - способствовало
укреплению тоталитарных черт режима.
Вместе с тем в странах Запада «холодная
война» стала стимулом для завершения
социальных реформ с целью создания «государства
благоденствия» - оно рассматривалось
как барьер для проникновения идей коммунизма.
«Холодная война» заставила
направить колоссальные средства на
вооружение, лучшие инженеры и рабочие
трудились над все новыми системами оружия,
каждая из которых обесценивала предыдущую.
Но эта гонка породила и невиданные научные
открытия. Она стимулировала развитие
ядерной физики и космических исследований,
создала условия для мощного роста электроники
и создания уникальных материалов. Гонка
вооружений в конечном счете обескровила
советскую экономику и снизила конкурентоспособность
американской экономики. Вместе с тем
советско-американское соперничество
благоприятно сказалось на восстановлении
экономических и политических позиций
Западной Германии и Японии, ставших передовой
линией борьбы с коммунизмом для США. Соперничество
СССР и США облегчило народам колониальных
и зависимых стран борьбу за независимость,
но и превратило этот зарождающийся «третий
мир» в арену бесконечных региональных
и локальных конфликтов за сферы влияния.