Шпаргалка по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:12, шпаргалка

Описание

Работа содежрит 99 ответов на вопросып о дисциплине "История"

Работа состоит из  1 файл

экзамены.docx

— 573.83 Кб (Скачать документ)

 

Мирное сосуществование  и разоружение. Возможность мирного  сосуществования государств с различным строем была подтверждена в 1957 г. на совещании представителей коммунистических и рабочих партий, которое продемонстрировало консолидацию сил на основе идей ХХ съезда КПСС. Но в эти же годы снова осложнились отношения с Китаем, руководство которого, недовольное критикой культа Сталина, стало свертывать партийные и государственные связи с СССР. На этой же почве обострились отношения с Албанией. Мирное сосуществование и борьбу за мир Хрущев и КПСС в целом считали главной задачей. За несколько лет численность Вооруженных Сил была сокращена на 1 млн. 200 тыс. человек. Первостепенное значение имела встреча Хрущева с президентом США Эйзенхауэром (осень 1959 г.). В 1960 г. Хрущев вновь прибыл в США на сессию Генеральной Ассамблеи ООН. Советский Союз предложил в кратчайшие сроки завершить процесс деколонизации, внес предложение о всеобщем и полном разоружении.

 

Берлинский вопрос. После  урегулирования отношений СССР и  ФРГ неразрешенным остался берлинский вопрос. В 1958 г. СССР предложил объявить Западный Берлин (разделенный на английскую, американскую и французскую зоны оккупации) вольным городом. Предложение не приняли. В январе 1959 г. отвергнуто и предложение о созыве специальной конференции для выработки мирного договора с Германией. В 1961 г. власти ГДР, по согласованию с СССР, возвели стену, отделяющую Восточный Берлин от Западного и установили контрольно-пропускные пункты. Вскоре у Бранденбургских ворот сконцентрировались американские танки. Им навстречу были выведены советские. Противостояние продолжалось более суток. Однако статус Берлина остался не узаконен.

 

Карибский кризис. Американское и советское противостояние в  значительно более серьезной  форме повторилось в 1962 г. После  победы кубинской революции (1959 г.) СССР разместил на острове ракеты среднего радиуса действия. Соединенные Штаты заявили протест, расценив их, как наступательное оружие. СССР перед лицом мирового сообщества отрицал наличие советских ракет на Кубе, но фотовыставка в ООН доказала обратное. В октябре военные корабли США установили карантин вокруг Кубы и привели вооруженные силы в боевую готовность. Мир оказался перед реальной угрозой ядерной войны. Но лидеры СССР и США проявили здравый смысл. Советское правительство признало, наконец, наличие ракет и их наступательный характер. 27- 28.10.1962 г. состоялся обмен посланиями между Хрущевым и Кеннеди. СССР согласился демонтировать ракеты и вывезти их с Кубы. США гарантировали безопасность Кубы и обязались вывезти ракеты из Турции.

 

 Общее стремление избежать  тотальной войны проявилось в  подписании первого соглашения  по контролю над вооружениями. Договор, подписанный великими державами 15.08.1963 г., запрещал ядерные испытания в трех сферах - в атмосфере, космическом пространстве и под водой.

  1. Внешняя политика  и международное положение СССР в конце 1960-х-начале 1980-х годов.

Ценой огромного напряжения сил и за счет низкой по сравнению  с Западом стоимостью рабочей  силы к началу 1970-х гг. удалось  достичь военно-стратегического  паритета между СССР и США, а также  между странами НАТО и странами Варшавского  договора. При этом наращивание ядерного потенциала приобрело такие масштабы, что речь уже шла не об опасности новой мировой войны, а об угрозе существованию жизни на Земле.

 

В этих условиях правительства  СССР и США приняли меры к ограничению  ядерных вооружений. Первым шагом  было подписание в 1968 г. СССР, США и  Великобританией Договора о нераспространении  ядерного оружия. Следующий принципиальный этап наступил в ходе визита президента США Р. Никсона в Москву в 1972 г. Был подписан Договор об ограничении стратегических вооружений, положивший начало длительному процессу ядерного разоружения.

 

В 1970-е гг. увеличились  устойчивость и стабильность системы  международных отношений, активно  развивалась разрядка международной напряженности. Ее суть заключалась в развитии добрососедских, основанных на атмосфере доверия и сотрудничества отношений со странами Запада во всех сферах — от дипломатической и военной до экономической и культурной.

 

Пиком международных успехов  советской дипломатии стало подписание в Хельсинки главами 33-х европейских государств, а также США и Канады Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Важнейшей его частью стала Декларация принципов взаимоотношений между государствами. Она провозглашала суверенное равенство; неприменение силы или угрозы силы; нерушимость границ; территориальную целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; принцип сотрудничества между государствами; добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

 

Таким образом, были закреплены результаты победы советского народа в Великой Отечественной войне, обеспечены пути дальнейшего развития разрядки и сотрудничества со странами Запада.

 

Однако рост взаимного  недоверия помешал реализации открывшихся  перспектив. Советская система, хоть и смягчившаяся после смерти Сталина, продолжала оставаться тоталитарной и  органически не могла принять идеи прав и свобод. В международных отношениях также не произошло отказа от диктаторских методов. Это особенно ярко проявилось в 1968 г., когда советские войска были введены в Чехословакию с целью предотвратить приход к власти «ревизионистов», желавших построить «социализм с человеческим лицом». Огромный удар и по престижу Советского Союза, и по его взаимоотношениям с Западом нанесло введение в 1979 г. войск в Афганистан. На многие годы СССР получил кровоточащую рану региональной войны, в итоге которой обострилось как внутреннее положение в СССР, так и его международное положение. Разрядка была свернута. США не ратифицировали заключенный в 1979 г. договор OCB-II (Первый договор об ограничении стратегических вооружений — OCB-I был подписан в 1972 г.). В 1982 г. президент США Р. Рейган назвал Советский Союз «империей зла». Начался новый виток холодной войны.

  1. Нарастание кризисных явлений в советском обществе в 1970-е- начале 1980-х годов.

В лице Л. И. Брежнева и его  окружения советская номенклатура — государственная, хозяйственная, военная и наиболее влиятельная партийная — нашла послушного проводника своей коллективной воли. Новое высшее руководство страны добросовестно и, как правило, без ненужной «самодеятельности» проводило в жизнь принципиальные установки, формировавшиеся в этом узком и всевластном слое советского общества.

 

Как и десятилетие назад, в числе первых оказались решения, напрямую затрагивавшие интересы номенклатуры и снимавшие напряжение, ею испытываемое.

 

Так, уже в 1965 г. было ликвидировано  разделение партийного аппарата по производственному  принципу. Задуманное Н. С. Хрущевым с  целью повернуть КПСС «лицом к  жизни», оно подводило партократию  к опасной черте, за которой следовала  личная ответственность за управление экономикой. В полном объеме продолжалась практика, когда партаппарат контролировал  все, но ни за что конкретно не отвечал. Он принимал решения, давал указания, в том числе нигде не фиксируемые  устные и телефонные, а за неудачу  отвечали руководители отраслей, предприятий  и учреждений.

 

Был отменен и включенный в 1961 г. в Устав КПСС пункт об обязательной ротации: при каждых выборах полагалось менять одну треть членов парткомов  от Президиума (с 1966 г.— Политбюро) ЦК до районных комитетов. Этим вводился принцип нестабильности партийных  работников, с чем аппарат был  категорически не согласен.

 

Принимались некоторые меры и для успокоения населения. Так, были свернуты гонения на личные подсобные хозяйства, затихли возобновленные Н. С. Хрущевым преследования церкви и религии.

  1. Перестройка в СССР от частичных преобразований к изменению общественного развития (1985-1991)

В 1985 г. политическое лидерство  в стране перешло к М.С. Горбачеву.

 

Был выработан новый курс развития страны, получивший название «перестройка». Характер нового курса, продолжавшегося с 1985 по 1991 г., определялся  стремлением реформировать советское  общество, которое к 80-м гг. вступило в затяжной социально-экономический кризис. Новый курс предполагал соединение социализма и демократии, улучшение социализма.

 

Выделяют три  этапа перестройки:

1) 1985–1986 гг.;

2) 1987–1988 гг.;

3) 1989–1991 гг.

 

Первый этап. Период ускорения, 1985–1986 гг.:

1) начало новому курсу  было положено на апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС. На Пленуме  речь шла о неотложности глубоких  перемен во всех областях жизни  общества; рычагом преобразований  должно было стать ускорение  социально-экономического развития  страны;

2) успех курса на ускорение  связывали:

 – с более активным  использованием достижений НТР  (научно-технической революции);

 – децентрализацией  управления народным хозяйством;

 – внедрением хозрасчета;

 – укреплением дисциплины  на производстве;

3) на основе реформированной  экономики намечалось решить  важные социальные проблемы –  жилищную (к 2000 г.) и продовольственную.

 

Второй этап. «Гласность»  и перестройка, 1987–1988 гг.:

1) перемены в общественно-политической  сфере начались с проведения  политики гласности. Была снята  цензура и разрешено издание  новых газет, журналов;

2) в обстановке более  реальной свободы в стране  стали возникать многочисленные  общественные объединения в поддержку перестройки. Были реабилитированы многие лица, невинно осужденные по процессам 1930-1950-х гг.;

3) возросла роль публицистики, средств массовой информации. Начался  процесс восстановления исторической памяти народа, раскрытия «белых пятен» истории. Перестала быть запретной критика В.И. Ленина.

 

Трудности и противоречия проведения перестройки:

1) экономическое реформирование  не привело к позитивным переменам.  Обострялись проблемы повседневной жизни. Становилась очевидной необходимость перехода к полноценным рыночным отношениям;

2) несмотря на многомиллионные  вливания в экономику, не удалось  выйти на передовые позиции,  не оправдались надежды и на закон о кооперации. Она в основном вылилась в вымывание дешевых товаров из госторговли и последующую их перепродажу по высоким ценам. Зато произошла легализация «теневой экономики»;

3) противоречивость начатых  преобразований в рамках командно-административной  системы особенно ярко проявилась  в политической сфере. Актуальным  стал вопрос о ликвидации монополии  КПСС и активизации деятельности Советов;

4) в 1989 г. в стране  начинает оформляться демократическая  оппозиция (Межрегиональная депутатская  группа), которая выступила за  необходимость не реформ, а изменения  всего общественного строя, который существовал в СССР;

5) хотя на III съезде Советов  народных депутатов СССР была  отменена монополия КПСС, было  введено президентство в стране (президентом СССР стал М.С.  Горбачев), этот институт оказался  очень слабым и не смог противостоять  распаду государства, который  начинается после демонтажа его  основы – власти партии.

 

  1. Международные отношения в 1980-е годы. Новое политическое мышление и окончание «холодной войны».

Отношения СССР и США накануне 1980-х

 

Мир вступал в восьмое  десятилетие XX в. в обстановке, значительно  отличающейся от той, которая была десять лет назад. Подписав ряд конкретных договоров и соглашений по ядерной  проблеме в 1960-е и 1970-е и приняв важные решения, в т.ч. о прекращении  войны во Вьетнаме, США в 1980-е изменили внешнеполитическую линию, что вызвало рост напряжённости в мире. На развитии международных отношений отрицательно сказался ввод советских вооружённых сил в Афганистан в ДК 1979. Представляется, что решение о введении советских войск в Афганистан было непродуманным. Несмотря на происходящие в это время события в Афганистане, вряд ли было целесообразно вводить туда войска. К сожалению, при выводе советских войск из Афганистана были допущены просчёты, что сказалось на последующих трагических событиях в стране и отразилось на советско-афганских отношениях.

Охлаждение м.СССР и США, начавшееся на рубеже 1970-х-1980-х, отразилось и на общем состоянии международных отношений. Постепенно всё, что было достигнуто положительного, отходило на задний план. Наметившееся решение ряда вопросов, связанных с проблемами разоружения и с урегулированием ряда конфликтов, не состоялось.

 

В 1980-е гонка вооружений продолжала нарастать, что создавало  большую угрозу для человечества. Нельзя было допустить, чтобы этот процесс подошёл к черте, за которой стало бы невозможно остановить его с помощью соглашения и поставить под строгий контроль. Ведь тогда он мог стать неуправляемым. Поэтому главной проблемой международных отношений оставалось прекращение гонки вооружений, особенно ядерных. Но поскольку американская администрация стремилась любыми путями добиться военного превосходства над СССР, то, идя на то или иное соглашение, она тут же находила новые пути к наращиванию вооружений. В традиционном послании конгрессу в ЯН 1980 президент США Картер Дж. писал, что Соединённые Штаты должны заплатить любую цену, какая только потребуется, чтобы оставаться самой могучей страной в мире.

 

Историю международных отношений  в 1980-е можно разделить на два  периода, примерно равных по времени. Главные внешнеполитические события этого десятилетия развернулись вокруг американской программы "звёздных войн".

В феврале - марте 1986 г. в Москве состоялся XXVII съезд КПСС. В его  решениях содержались новые оценки международной обстановки. Во-первых, советское руководство призывало  великие державы прийти к согласию о неприемлемости ядерной войны как средства решения международных споров. Во-вторых, Советский Союз фактически предлагал Западу отказаться от попыток добиться силового превосходства над СССР, обещая со своей стороны тоже не стремиться к превосходству над Западом. Эта идея была воплощена в тезис об одинаковой безопасности, которая, как говорилось в докладе М. С. Горбачева, должна была прийти на смену концепции «одинаковой опасности», определявшей логику взаимоустрашения на базе доктрины взаимно гарантированного уничтожения. В-третьих, в материалах съезда была дана позитивная оценка политики Китая и провозглашена линия на улучшение советско-китайских отношений. В целом в документах съезда было непривычно мало критики внешней политики США, государств НАТО и рассуждений о росте опасности новой мировой войны, как то было характерно для начала 1980-х годов. Общая тональность материалов настраивала на режим диалога с Западом.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"