Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 12:11, шпаргалка
Билет 1 Происхождение быт и верование восточных славян в древности.
Славяне – индоевропейская группа . Перовое упоминание содержится в Готских Хрониках епископа Иордана ( 58 нэ.)Восточная европа делилась на три племени .
Анты, Венеды, Склавене- Пра(протославянские племена.
ИСТОРИЯ !!
Билет 1 Происхождение быт и верование восточных славян в древности.
Славяне – индоевропейская группа . Перовое упоминание содержится в Готских Хрониках епископа Иордана ( 58 нэ.)Восточная европа делилась на три племени .
Анты, Венеды, Склавене- Пра(протославянские племена.
7 в нэ великое переселение народов в результате три ветви славян Южные Западные Восточные
8 в нэ- Восточные славяне расселяются на огромных териториях от балтийского до черного моря.
118 веке Нестор заканчивает повесть временных лет
Восточные славяне начинают расселение в 8-9 век
Озеро Ильмень – Славяне Ильменские племя чудь.
Северо восток Вятичи
Центр восточной Европы (Ока) Кривичи- родичи
Северо –запад Дрегавичи.
В лесах у Припяти –древляне
В полях у Киева- Поляне
На юге – Низовье Днепра Уличи и Тиверцы
Основные занятие – Подсечное земледелие- выжигание земли и выращивание рож. Скотоводство – Волы. Ремесла бортничество сбор меда диких пчел. Обработка болотной руды , торговля.
Из балтийского Моря по Неве- Ладожское озеро- Волхов- Озеро Ильмень- Плавали на себе .через Днепр чёрное море в Византию ( Константинополь) С целью обеспечить торговлей северных балтийских племен.
Везли оружие и специи- Из варяг в греки
Появляется изобилие –неравенство
9 в- родоплеменная знать. Вожди и старейшины. Вожди –военные вожди на один поход.
Жрецы – волхвы
Первые вожди Гоо, Кит. Щек. Хорив. Основатели Киева.
9 век в
результате появляется
Славяне язычники Анимизм( обожествление животных фетишизм.) Культ предков ( пращур) политеизм ( много божеств)
Бог- Перун жена Мокошь. Стрибог ( ветер) Даждь бог Бог Солнца. Велес бог торговли.
Язычество было
очень сильное последнее
Билет 2. Образование Древнерусского Госуд.
Образование древнерусского государства
К IХ в. у восточных славян сложился
комплекс социально- экономических и политических
предпосылок для образования государства.
Социально-экономические
- родовая община перестала быть экономической
необходимостью и распалась, уступив место
территориальной, "соседской" общине.
Произошло отделение ремесла от других
видов хозяйственной деятельности, рост
городов и внешней торговли. Шёл процесс
формирования социальных групп, выделились
знать и дружина.
Политические
- появились большие племенные союзы, которые
стали заключать между собой временные
политические союзы. С конца VI в. известен
союз племён во главе с Кием; арабские
и византийские источники сообщают, что
в VI- VII вв. существовала "Держава волынян"; новгородские
летописи сообщают о том, что в IХ в. вокруг
Новгорода существовало славянское объединение
во главе с Гостомыслом. Арабские источники
утверждают, что накануне образования
государства существовали союзы больших
племён славян: Куяба - вокруг Киева, Славия - вокруг Новгорода, Артания - вокруг Рязани или Чернигова.
Внешнеполитические
- важнейшим для образования и укрепления
государств у всех народов было наличие
внешней опасности. Проблема отражения
внешней опасности у восточных славян
стояла очень остро с самого появления
славян на Восточно-европейской равнине.
С VI в. славяне вели борьбу с многочисленными
кочевыми племенами тюрок (скифы, сарматы,
гунны, авары, хазары, печенеги, половцы
и др.).
Итак, к IХ в. восточные славяне своим внутренним
развитием были готовы к образованию государства.
Но завершающий факт образование государства
восточных славян связан с их северными
соседями - жителями Скандинавии (современные
Дания, Норвегия, Швеция). В Западной Европе
жителей Скандинавии называли норманами, викингами, а на Руси - варягами.
В Европе викинги занимались разбоем и
торговлей. Вся Европа трепетала перед
их набегами. На Руси условий для морского
разбоя не было, поэтому варяги в основном
торговали и нанимались к славянам в военные
дружины. Славяне и варяги находились
примерно на одной ступени общественного
развития - у варягов также происходило
разложение родоплеменного строя и складывание
предпосылок для образования государства.
Как свидетельствует летописец Нестор в "Повести временных лет", к IХ
в. новгородцы
и некоторые северные племена славян попали
в зависимость к варягам и платили им дань,
а южные племена славян платили дань хазарам.
В 859 г. новгородцы прогнали варягов и перестали
платить дань. После этого у славян началась
междоусобица: они не могли придти к соглашению
о том, кому же править ими. Тогда в 862 г.
новгородские старейшины обратились к
варягам с просьбой: прислать им на княжение
кого-либо из варяжских предводителей.
"Земля наша велика и обильна, а наряда
(порядка) в ней нет. Да поидите княжить
и володеть нами". На призыв новгородцев
откликнулся варяжский конунг (предводитель) Рюрик.
Так в 862 г. власть над Новгородом и его окрестностями
перешла к варяжскому предводителю Рюрику.
Случилось так, что потомки Рюрика смогли
укрепиться у восточных славян в качестве
предводителей.
Роль варяжского предводителя Рюрика
в русской истории заключается в том, что
он стал основоположником первой правящей
династии на Руси. Всех его потомков стали
звать Рюриковичами.
После смерти у Рюрика остался малолетний
сын Игорь. Поэтому править в Новгороде
стал другой варяг -Олег. Вскоре Олег решил установить
свой контроль над всем течением Днепра.
Южным участком торгового пути "из варяг
в греки" владели киевляне.
В 882 г. Олег пошёл походом на Киев. Там
в это время правили дружинники Рюрика
Аскольд и Дир. Олег обманом выманил их
за городские ворота и убил. После этого
он смог закрепиться в Киеве. Два самых
крупных восточнославянских города были
объединены под властью одного князя.
Далее Олег установил границы своих владений,
обложил всё население данью, на подвластной
ему территории стал следить за порядком
и обеспечивать защиту этих территорий
от вражеских нападений.
Так было образовано первое государство
восточных славян.
Позже летописцы начнут отсчёт времени
"от лета Олегова", т.е. от того времени,
когда Олег стал править в Киеве.
Происхождение
слова "русь". Со временем земли
вокруг Киева, население Киева станут
называть словом "русь". В исторической
науке существует несколько версий по
поводу происхождения этого названия.
В настоящее время возобладала точка зрения,
что так называлось варяжское племя, из
которого происходил Рюрик. Позже это
название закрепится за государством
и за всеми восточными славянами.
Значение
образования Древнерусского государства.
Государство Русь, Киевская Русь (научное
название Древнерусское государство,
Древняя Русь) по своему географическому
положению сразу заняло важное место в
системе европейских и азиатских государств.
В это время в Западной Европе также происходил
процесс образования государств, хотя
равные Руси по значению государства уже
сложились. Русь развивалась как часть
общемировой цивилизации.
Но на дальнейший
ход исторического процесса повлиял ряд
следующих факторов:
- суровый климат;
- равнина, открытая со всех сторон;
- сотни народов и народностей, находящихся
на разной стадии развития;
- отсутствие выхода к морю, необходимость
которого становилась государственной
потребностью;
- отсутствие культурного наследия.
Норманская
теория. Летописный рассказ о призвании
на Русь в качестве правителей
варягов послужил основой для возникновения
норманской теории образования Древнерусского
государства. Её создателями стали немецкие
учёные Г.
- Ф. Миллер, Г.- З. Байер, в ХVIII в. приглашённые
работать в Россию императрицей Елизаветой
Петровной. Немецкие учёные утверждали,
что создание государственности на Руси
- результат действия варягов. Горячим противником
норманской теории был великий русский
учёный М.В.
Ломоносов.
В наши дни норманская теория зачастую
трактуется следующим образом: всё, что
- либо значительное в России создано иностранцами
и под руководством иностранцев. Русские
к самостоятельному государственному
творчеству не способны.
У норманской теории есть как сторонники,
так и противники. Противники норманской
теории утверждают: не следует забывать,
что призвание варягов - это легенда. Вопрос
о том, кем были первые русские князья,
откуда пришли и как, - до сих пор остаётся
нерешённым. Версии об иноземном происхождении
той или иной династии типичны для древности
и средневековья. Следует вспомнить рассказы
о призвании бриттами англосаксов и создании
Английского государства и т.д. Русские
летописи, на основании которых мы складываем
представление о первых веках русской
истории, были написаны в более позднее
время, им было свойственно окружить возникновение
русской государственности ореолом таинственности.
Чужак, пришлый человек - всегда обладает
особой харизмой. Археологическое раскопки
подтверждают, что варяги действительно
проживали среди славян, что свидетельствует
об их широких взаимных связях. Варяги
стремились на Русь, в скандинавских сагах
Русь представлена как страна несметных
богатств. Но количество варягов на Руси
было не велико. Славяне и варяги находились
на одной ступени общественного развития.
Заметного влияния на хозяйство, общественные
отношения, культуру восточных славян
варяги не оказали. Варяги положили начало
первой правящей династии на Руси, первые
варяжские князья (Рюрик, Олег, Игорь, Ольга)
носили скандинавские имена, но уже сын
Игоря и Ольги и их внук носили славянские
имена - Святослав, Владимир. Через несколько
поколений после призвания Рюрика от варягов
остались только легенды о происхождении
наиболее знатных славянских родов. Славяне
своим внутренним развитием были готовы
к образованию государства. У восточных
славян сложился целый комплекс предпосылок
для образования государства. Государственные
институты возникают в результате долгого
внутреннего развития общества. Следовательно,
если призвание Рюрика - исторический
факт, то он говорит о возникновении княжеской
династии, а не о происхождения русской
государственности.
Билет 3 Крещение Руси
Верования восточных славян IX-X столетий представляла собой сложное переплетение религиозных представлений, человек поклонялся силам природы: воде, огню и земле. Поклоняясь воде, он верил в ее живительную силу, связывал плодородность земли с дождем, посланным небом. Представления про земной огонь издавна связывали с огнем небесным – солнцем, что дает тепло и свет. Верили в очищающую силу огня – отсюда и обычай прыгать через огонь в ночь Ивана-Купалы. С превращением земледелия в основной вид хозяйства и с изменением в связи с этим социальных отношений, человек чаще стал олицетворять те явления природы, с которыми был связан быт землероба. Земледельческий культ ярко отразился в праздниках в честь солнечного бога. Существует два расхожих мнения о состоянии духовной культуры славянских народов нашей страны. В первом крещение киевлян рассматривается современными церковными авторами, как начало культурного прогресса древнерусского общества, - прогресса, сводящегося к простому усвоению византийских эталонов культуры нашими предками, якобы не имевшими за душой ничего, кроме природной гениальности, понимаемой как способность к быстрому и глубокому усвоению готовых культурных форм. С другой стороны более глубокий анализ культурного наследия нашей страны показывает, что ко времени принятия христианства русское искусство находилось на достаточно высокой ступени развития. Более тысячи лет русскому народному творчеству, русской письменности, литературе, живописи, архитектуре, скульптуре, музыке. Между тем усвоение и творческое переосмысление элементов византийской культуры, попавших на Русь в ходе христианизации древнерусского общества (христианство в данном случае выступало в роли простого передатчика этих элементов), стали возможными только потому, что в дохристианской Руси не было какого-то культурного вакуума, а существовал достаточно высокий уровень развития духовной культуры.2. Крещение Киевлян князем Владимиром :Прежде всего князь Владимир крестил 12 своих сыновей и многих бояр. Он приказал уничтожить всех идолов, главного идола - Перуна сбросить в Днепр, а духовенству проповедовать в городе новую веру. В назначенный день произошло массовое Крещение киевлян у места впадения в Днепр реки Почайны. "На следующий же день, - говорит летописец, - вышел Владимир с попами Царицыным и Корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ... Люди же, крестившись, расходились по домам. Владимир же был рад, что познал бога и, посмотрел на небо и сказал: "Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать Тебя, истинного Бога, как познали Тебя христианские страны. Утверди в них правую и неуклонную веру и мне помоги, Господи, против диавола, да одолею козни его, надеясь на Тебя и на Твою силу"[1]. Это важнейшее событие совершилось, согласно летописной хронологии, принимаемой некоторыми исследователями, в 988 году, по мнению других – в 989-990 годах.3. Крещение Руси :Введение христианства в Киевской Руси в качестве государственной религии было вполне закономерным явлением и не могло вызвать серьезных осложнений, хотя в некоторых местах (Новгороде, Муроме, Ростове) не обошлось без открытой борьбы, начатой предводителями язычества - волхвами. Вслед за Киевом постепенно христианство приходит в другие города Киевской Руси: Чернигов, Новгород, Ростов, Владимир-Волынский, Полоцк, Туров, Тмутаракань, где создаются епархии. При князе Владимире подавляющее большинство русского населения приняло христианскую веру и Киевская Русь стала христианской страной. Крещение Руси создало необходимые условия для образования Русской Православной Церкви. Из Византии прибыли епископы во главе с Митрополитом, а из Болгарии - священники, привезшие с собой богослужебные книги на славянском языке; строились храмы, открывались училища для подготовки духовенства из русской среды. Летопись сообщает (под 988 год), что князь Владимир "приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где раньше стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на Крещение по всем городам и селам"[2]. С помощью греческих мастеров в Киеве был построен величественный каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Десятинный) и перенесены в него святые мощи равноапостольной княгини Ольги. Продолжателем апостольской миссии святого князя Владимира был его сын великий князь Киевский Ярослав Мудрый (1019-1054), в правление которого христианская вера на Руси, по свидетельству летописи (под 1037 год), продолжала "плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться... и умножались пресвитеры и люди христианские. И радовался Ярослав, видя много церквей и людей христианских..." При Ярославе Мудром построены такие выдающиеся памятники русского церковного зодчества, как киевская София (заложена в 1037 году) и новгородская София (1045-1055 годы), основан знаменитый Киево-Печерский монастырь (1051 год), во многом определивший дальнейшее развитие религиозной и культурной жизни Киевской Руси. Для подготовки духовенства Ярослав Мудрый в 1030 году открыл в Новгороде школу, в которой обучалось 300 детей. Есть основания предполагать, что такие школы существовали и при других архиерейских кафедрах, и прежде всего в самом Киеве.
Билет 4. причин6ы возникновения феодальной раздробленности на Руси.
Середина 11в.-можно
говорить о выделении 3х центров политиыческих
центров на территории Киевской Руси:1.Галицко-Волынское(
1.Усиление этого княжества происходило в середине 12 века, при князе ЯрославеОсмомысле, который отделил свои земли от киевской Руси. 1245г-князь Даниил Романович разбил Польских и Венгерских рыцарей, пытавшихся захватить эти территории, рыцарские набеги-знать, проживавшая на этих землях, решила выбрать в кач-ве полит.защитника-Польшу, и середина 13 в и еще 4 века эти земли находились в составе Польсконго и Литовского гос-ва.Православие подавлялось (Западная Украина)
2.Усиление
Ростовского княжества
3.После смерти Боголюбского, князем стал его брат-Всеволод-Большое гнездо пытался подчинить Владимиру Новгород, но ему это не удалось.Новгородцы в сер.12в.прогнали из Новгорода призванного из Киева князя, с тех пор князь в Новгороде превратился во временного наемника. В Новгороде сложилась система власти, состоявшая из общенародного веча, Боярской Думы и выбраных представителей администрации, таких, как посадник и тысяцкие. С 1216г после того. Как Новгородцы разбили войско Всеволода Большое гнездо, вплоть до 1477г. Новгород был фактически независимым городом. К моменту монгогльского нашествия на территории Киеской Руси сущ-ло до 40 княжеств, а после устан.Монгольского Ига их число увеличилось до 100, тем ослабляя влияние Руси.
Возникновение
феодальной раздробленности связано
с ослаблением центральной
Билет 5.Монго
В начале XII в общий съезд вождей провозгласил Темучина - Чингисханом. Тем самым ему удалось объединить монголов в единое государство. Главной задачей Чингисхана было установление мирового господства. В течение нескольких лет он завоевал Китай, Среднюю Азию, Северный Иран, появился на Северном Кавказе, в Приазовье и Крыму. Перед ним лежали Половецкие и Южно Русские степи.Главными причинами побед Чингисхана являлись:- сильная и могучая конница- хорошее вооружение- хорошая разведка- железная дисциплина Первое сражение между русичами и татаро - монголами состоялось в 1223 г на реке Калке.
В сражении участвовали несколько князей: Мстислав удалой (Галицкий князь), Мстислав Киевский, Мстислав Черниговский, Даниил Волынский.
Исход
сражения предопределил
Билет 6. Соц.-полит.изменения в русских землях в 13-14вв. Монгольское иго распространилось на Северо–Восточную Русь. Состояние феодального общества, зависят от характера отношений в господствующем классе. Выделяют два вида отношений внутри господствующего слоя: 1) отношения подданства; 2) отношения вассалитета. Отношения подданичества строились на основе зависимости низших от вышестоящих. Северо–Восточная Русь в ХШ в. еще не определилась в своем политической развитии. Здесь преобладали дружинные связи. Старшие дружинники становились вассалами, а младшие формировали княжеский двор. Дружинники имели право свободно переходить от одного князя к другому. Без ведома старшей дружины князь обычно не принимал решений. Князь – первый среди равных. Большую роль играл другой слой – многочисленный. Князей иго превратило в вассалов монгольских ханов. Отношения русских князей с ханами складывались по–разному. Некоторых унизительно наказывали, казнили. Те, кто подчинялись – находили общий язык, роднились, подолгу гостили в Орде. Постепенно северо–восточные князья превращались в "служебников" монгольских ханов. Формировалось поколение покорных князей.Монгольское нашествие повлияло на состав дружинников. Была уничтожена большая часть. После ордынского нашествия было расчищено место для расцвета новой знати, формировавшейся уже на почве побеждавших отношений подданства.Новая знать возникла на княжеском дворе. Дворяне становятся феодальными собственниками, получая от князя земельные пожалования. Эти дворяне ХШ в. – мелкие слуги князя. В 16 веке верхушка служилых людей. В последнее время происходили изменения в господствующем классе.Домонгольские города обладали своими правами, вольностями. Они существенно отличались от европейских городов – были теснее связаны с волостями (округами) и всегда имели князя. Во время монгольского нашествия было разрушено 49 городов. Всего 74. Причем 14 вовсе не поднялись из пепла. Ордынцы периодически разрушали Русские города. В этих условиях началась консолидация князей и горожан. Роль и значение князей в условиях постоянной внешней опасности неизмеримо возросла, что влекло за собой подавление городских вольностей. Да и горожане сами были заинтересованы в сильном князе, способном их защитить.Объединение страны и централизация начались в 14 в. В центре процессов находились московские и тверские князья, соперничавшие за главенствующее положение на Руси. Но условия для образования единого Русского государства создавали: труд русского народа, его борьба с игом, постепенное ослабление Орды.В 14 -15 вв. Московское княжество значительно усилилось. Русский народ, возглавляемый сначала Дмитрием Донским в 1380, и окончательно в 1480 во главе с Иваном Ш героической борьбой освободился от монгольского ига. Московскому княжеству в эпоху Дмитрия Донского не было равных. Москва стала признанной национальной столицей после Куликовской битвы. В конце княжения Ивана Ш (1462-1505) произошло объединение подвластных ему территорий в единое государство. Завершение образования централизованного государства произошло при Иване 4.