Билет 46.Кризисные(застойные)явления
в советском обществе в 60-70-е годы: причины
и сущность
1970–1980 гг. вошли в историю СССР
как годы «застоя» в политике,
экономике, культуре, национальных
отношениях.В общественно-политической
жизни страны: 1) властвовали безраздельно
консервативные тенденции. Получила официальное
одобрение концепция развитого социализма,
согласно которой медленное, планомерное,
постепенное совершенствование реального
социализма, построенного в СССР «полностью
и окончательно», займет целую историческую
эпоху. В 1977 г. она была законодательно
закреплена во вступлении к новой Конституции
СССР. Также был закреплен Конституцией
тезис о руководящей и направляющей роли
КПСС; 2) на практике не все провозглашенные
Конституцией демократические свободы
выполнялось. В частности, Советы народных
депутатов всех уровней оставались лишь
декорацией, а реальная власть принадлежала
партийному аппарату, который вырабатывал
и принимал все главные решения. Его контроль
над обществом оставался всеобъемлющим;
3) аппарат и составлявшая его номенклатура,
партийно-государственные чиновники определенного
уровня, употребляя термин тех лет, «перерождались».
Л.И. Брежнев, в течение 18 лет занимавший
пост Первого (с 1966 г. – Генерального) секретаря
ЦК КПСС, считал необходимым поддерживать
кадровую стабильность аппарата, укреплять
его привилегии, воздерживаться от резких
действий в отношении номенклатуры. Большинство
министров и секретарей обкомов в тот
период занимали свои должности по 15–20
лет. Большинство членов Политбюро ЦК
КПСС находилось у власти более 15 лет;
4) происходит сращивание партийно-государственного
аппарата с «теневой экономикой», коррупция,
так как всевластие партийной элиты не
было подкреплено собственностью и она
постепенно стала стремиться к закреплению
за собой доли общественной собственности,
которой управляла.«Застойные» явления
в экономике: 1) в 1970-80-е гг. происходило
экстенсивное развитие экономики; 2) строились
новые предприятия (но лишь немногие технически
и технологически соответствовали мировому
уровню (ВАЗ, КамАЗ); 3) росла добыча невосполнимых
природных ресурсов (нефть, газ, руда);
4) увеличивалось число лиц, занятых ручным
и малоквалифицированным трудом; 5) достижения
научно-технического прогресса внедрялись
крайне слабо; 6) командная экономика не
могла эффективно работать в условиях
научно-технической революции, но все
проблемы руководство страны по-прежнему
пыталось решить преимущественно административными
способами; 7) сельское хозяйство принимало
огромные капиталовложения, но заметного
роста производства не показывало.Тяжким
бременем для экономики страны были огромные
затраты на военно-промышленный комплекс,
которые позволяли поддерживать военно-стратегический
паритет с США.Назревание кризисных явлений
в социально-экономической и политической
сферах: 1) с каждым годом сокращались возможности
затратной модели роста экономики, сокращалась
добыча топливно-сырьевых ресурсов, передвигаясь
в труднодоступные районы Сибири и Крайнего
Севера, она дорожала; оборудование изнашивалось
и морально устаревало; 2) происходили
серьезные деформации в социальной сфере.
Доходы людей постоянно росли, но ни промышленность,
ни сельское хозяйство не могли предложить
населению достаточное количество товаров,
продовольствия, услуг. Развивался дефицит,
обычным явлением становились очереди
и «блат»; 3) возникает так называемая «теневая
экономика» (подпольные мастерские, «спекуляция»
и пр.); 4) после смерти Брежнева новым Генеральным
секретарем ЦК КПСС стал Ю.В. Андропов
(1982–1984 гг.). Он начал расследование уголовных
дел, обвиняемыми по которым проходили
главным образом высокопоставленные руководители
и чиновники, что выявило масштабы и опасность
создавшихся кризисных явлений.
Билет 47.Попытка «перестройки» Советского
общества в 1985-1991гг.
Ускорения социально-экономического
развития не произошло, так как административно-командная
система оставалась непоколебленной,
в ее рамках продолжало работать все
народное хозяйство, активно использовались
методы нажима, штурмовщины и т.д. Неотъемлемой
частью системы был огромный бюрократический
аппарат, насчитывавший 18 млн. человек.
Очень медленно приходило понимание необходимости
проведения более глубоких реформ. В 1987
г. руководство заговорило о консерватизме
аппарата, торможении им проводимых реформ.
В январе этого года на Пленуме ЦК Горбачев
заявил о необходимости перестройки, то
есть модернизации социализма. В связи
с этим была выдвинута задача демократизации
общественной жизни, обновления кадров.
В июне на Пленуме ЦК было принято решение
о проведении экономической реформы. Была
провозглашена принципиально важная цель
- переход от административных к преимущественно
экономическим методам руководства. Однако
эта цель не была подкреплена созданием
механизма осуществления. Практически
не был допущен плюрализм собственности,
не был введен хозрасчет. С 1 января 1989
г. вступил в силу закон о государственном
предприятии (объединении), отразивший
непоследовательность горбачевской политики.
Права предприятий были расширены, а реальные
полномочия министерств и ведомств не
сокращены. Подобное половинчатое реформирование
лишь способствовало росту диспропорции
в народном хозяйстве, поскольку нарушало
старые экономические связи, а новую систему
не создавало. Заметного влияния на экономику
не оказывало разрешение создавать (май
1988 г.) самостоятельные, не подчиненные
государству, кооперативы. В 1988 г. на XIX
Всесоюзной конференции КПСС впервые
за годы советской власти была поставлена
задача реформирования политической системы,
так как считалось, что именно в ней со-Р
крыты многие корни "механизма торможения"
общественных пре-" образований. В документах
партии закреплялась модель "гуманного,
демократического социализма", повторялись
в общих чертах идеи "социализма с человеческим
лицом" периода "пражской весны"
1968 г. Было заявлено о возможности совмещения
постов первых секретарей партийных комитетов
с постами председателей соответствующих
Советов. Видимо, это понадобилось Горбачеву
для того, чтобы пропустить местных партийных
руководителей через сито выборов. Была
также намечена избирательная реформа,
содержавшая элементы альтернативности.
В решениях конференции делалась попытка
соединения "социалистических ценностей"
с некоторыми элементами политической
доктрины либерализма. Провозглашался
курс на создание правового государства,
отчасти - парламентаризма (в советской
форме) и разделения властей. Эти меры
способствовали реформированию Советов,
в лице которых Горбачев хотел иметь новый
"двигатель" перестройки, эффективного
помощника партии. Следует отметить, что
либерализация политической системы не
пошла на пользу КПСС: она, привыкшая лишь
командовать, не сумела проявить гибкость,
адаптироваться к новым условиям. В духовной
жизни общества новшеством стала политика
гласности. Этот термин впервые прозвучал
на XXVII съезде КПСС (1986г.): "...без гласности
нет и не может быть демократизма". Выдвижение
этого лозунга объяснялось сопротивлением
переменам со стороны старой номенклатуры
и необходимостью для реформаторов активнее
опереться на общественное мнение. Правда,
Горбачев подчеркивал: "Мы за широкое
развитие гласности, но в интересах общества,
социализма, в интересах народа". Но
даже такую гласность консервативные
круги не готовы были принять, видели в
ней попытку "очернить" социализм,
"атаковать КПСС" и высказывались
за сохранение монополии КПСС на гласность.
Но уже невозможно было остановить начавшееся
раскрепощение сознания. К.Б. Валиуллин,
Р.К. Зарипова. История России, XX век. ЭПОХА
"ПЕРЕСТРОЙКИ" (1985-1991 гг.). Попытки
модернизации
Билет 48. Распад СССР: причины и последствия.
Распад СССР, оформленный Беловежским
соглашением руководителей России,
Украины и Белоруссии Б. Н. Ельциным,
Л. М. Кравчуком и С. С. Шушкеви-чем
8 декабря 1991 г., является одним из самых
значительных событий мировой истории
XX в. Это, пожалуй, единственная оценка,
которая принимается большинством историков
и политиков. Все остальные вопросы, связанные
с анализом причин и значения распада
СССР, остаются предметом острых дискуссий.
Причины распада СССР. В марте 1990 г. на
всесоюзном референдуме большинство граждан
высказались за сохранение Союза ССР и
необходимость его реформирования. К лету
1991 г. был подготовлен новый Союзный договор,
дававший шанс на обновление федеративного
государства. Но сохранить единство не
удалось. СССР распался. Почему? Приведем
наиболее распространенные объяснения,
которые предлагают исследователи:
— СССР создавался в 1922г. как федеративное
государство. Однако с течением времени
он все более превращался в государство,
по существу, унитарное, управляемое из
центра и нивелирующее различия между
республиками, субъектами федеративных
отношений. Проблемы межреспубликанских
и межнациональных отношений игнорировались
на протяжении многих лет, трудности загонялись
вглубь, не решались. В годы перестройки,
когда межнациональные конфликты приобрели
взрывной, крайне опасный характер, принятие
решений откладывалось вплоть до 1990—1991
гг. Накопление противоречий сделало распад
неизбежным; — СССР создавался
на основе признания права наций на самоопределение,
федерация строилась не по территориальному,
а национально-территориальному принципу.
В Конституциях 1924, 1936 и 1977 гг. содержались
нормы о суверенитете республик, входивших
в состав СССР. В условиях нараставшего
кризиса эти нормы стали катализатором
центробежных процессов;
— сложившийся в СССР единый народнохозяйственный
комплекс обеспечивал экономическую интеграцию
республик. Однако по мере нарастания
экономических трудностей хозяйственные
связи начали разрываться, республики
проявляли тенденции к самоизоляции, а
центр оказался не готов к подобному развитию
событий; — советская политическая
система базировалась на жесткой централизации
власти, реальным носителем которой было
не столько государство, сколько Коммунистическая
партия. Кризис КПСС, утрата ею руководящей
роли, ее распад с неизбежностью вели к
распаду страны; — единство
и целостность Союза в значительной степени
обеспечивалась его идеологическим единством.
Кризис коммунистической системы ценностей
создал духовный вакуум, который был заполнен
националистическими идеями;
— политический, экономический, идеологический
кризис, который переживал СССР в последние
годы своего существования, привел к ослаблению
центра и усилению республик, их политических
элит. Национальные элиты были по экономическим,
политическим, личным мотивам заинтересованы
не столько в сохранении СССР, сколько
в его распаде. «Парад суверенитетов»
1990 г. ясно показал настроения и намерения
национальных партийно-государственных
элит. Значение распада СССР.
Значение столь масштабных событий определяется
временем. С момента распада СССР прошло
всего 10 лет, историки и политики, граждане
государств, возникших на месте СССР, находятся
во власти эмоций и еще не готовы к взвешенным,
обоснованным выводам. Отметим поэтому
очевидное: распад СССР привел к возникновению
независимых суверенных государств; коренным
образом изменилась геополитическая ситуация
в Европе и во всем мире; разрыв хозяйственных
связей стал одной из главных причин глубокого
экономического кризиса в России и других
странах — наследниках СССР; возникли
серьезные проблемы, связанные с судьбой
русских, оставшихся за пределам^ России,
национальных меньшинств в целом.
Становление новой российской государственности.
Процесс становления новой российской
государственности начался принятием
Верховным Советом РСФСР Декларации о
суверенитете России (1990) и выборами первого
российского президента (12 июня 1991). С распадом
СССР (декабрь 1991) статус Российской Федерации
как независимого суверенного государства
стал юридической и фактической реальностью.
Период становления российской государственности
завершился 12 декабря 1993 г., когда на всенародном
референдуме была принята Конституция
Российской Федерации и окончательно
демонтирована советская политическая
система. Рождение современного Российского
государства было драматическим, крайне
болезненным и сложным процессом.
Билет 49.Социально-экономическое
положение России на современном этапе
Социально-экономическое состояние
региона-субъекта РФ определяется общими
для страны макроэкономическими
тенденциями. Кроме того, современные
региональные ситуации в значительной
степени дифференцированы объективными
факторами: природно-ресурсным и
трудовым потенциалом, географическим
положением, политической ситуацией, ориентацией
на выполнение определённых федеральных
функций и др. Таким образом, макроэкономические
тенденции обостряют региональные
проблемы, а специфические особенности
конкретных регионов обусловливают
основные различия в проведении экономических
реформ. Усугубляет ситуацию то, что
не сформирован механизм отношений
региона-субъекта РФ и центра, отсутствует
чётко сформулированная государственная
региональная политика, нет системы
исследования, планирования и прогнозирования
развития региона. Определяя развитие
региона как устойчивой и эффективно
усложняющейся системы, важно знать
естественные предпосылки, историю
хозяйственного освоения и современное
социально-экономическое положение.
Понимание причин трансформации многих
сторон жизнедеятельности регионов в
новых условиях поможет определить степень
их кризисного состояния, позволит определить
круг проблем и найти пути смягчения сложившейся
ситуации.
Билет 50.Мир после холодной войны.
«Холодная
война», по официальному заявлению закончившаяся
в 1990 году, в которую были втянуты две мощнейшие
страны мира, продолжалась несколько десятилетий
с 1945 по 1990 год. Она привела к экономическому
и военному вмешательству основных враждующих
сил в страны Ближнего Востока, Азии, Африки
и к непрекращающемуся соперничеству
между Западом и Востоком. Стоит отметить,
что если бы не «холодная война», многие
страны не были бы втянуты в данные региональные
конфликты.Ялтинская схема, делившая мир
на сферы влияния, оставалась в силе с
1945 по 1990 годы, однако по окончании «холодной
войны» отпала сама необходимость в «жандармских»
функциях. Международные экономические
связи, торговое сотрудничество в 90-х годах
ХХ века оказывали огромное влияние на
мировое развитие; главным критерием деятельности
какого-либо государства являлось состояние
экономики, а торговые отношения с тарифами
или санкциями были прерогативой преуспевающих
стран, что вело к развитию протекционистской
политики (попытка Японии нагрузить мировой
рынок электроникой и автомобилями). Отношения
между странами-экспортерами нефти, бедным
третьим миром и Западом оставались животрепещущим
вопросом. Сырьевые страны не могли создать
долговременных объединений для поддержания
цен на свою продукцию, эквивалентных
западным. Таким образом мир был перенасыщен
дешевой нефтью, а ее экспортеры и не думали
повышать благосостояние народа– они
вкладывали деньги в вооружение. Попытки
некоторых африканских и латиноамериканских
стран борьбы с бедностью путем индустриализации
и модернизации привели к гигантским долгам,
проценты с которых сводили на нет международную
помощь. Перед странами Восточной Европы
открылись дороги в мировую экономику,
где решающую роль играют индустриально
развитые западные страны. Благодаря «холодной
войне» люди осознали, что запасы мировых
ресурсов исчерпаемы, природа «не всеядна»,
а ядерная энергия – опасна и вредна. Кроме
всего прочего, нельзя не учесть астрономические
людские потери, большой поток эмигрантов
из бедных стран на Запад. Несмотря на
то, что с распадом СССР исчезла угроза
ядерной войны, появилась новая опасность:
ядерным оружием могли завладеть маленькие
страны со слабой экономикой во взрывоопасных
районах. К Договору о нераспространении
ядерного оружия от 1968 года в настоящее
время присоединились 178 государств, но
некоторые, в том числе Франция и Израиль,
продолжают заниматься его разработкой.
В 90-х годах страны Восточной и Центральной
Европы столкнулись с серьезными проблемами
перехода от командной социалистической
системы к свободной рыночной экономике.
К сожалению, с окончанием конфронтации
сверхдержав не исключились возможности
вспыхивания локальных конфликтов (в Азии,
Африке, Европе, Латинской Америке, Тихоокеанском
регионе). В декабре 1991 года главы государств
и правительств 12 стран-участниц ЕЭС (европейского
экономического сообщества) в голландском
городе Маастрихт решили создать Европейский
Союз, основанный на ЕЭС и дополненный
новыми формами кооперации. Но немедленно
осуществить Маастрихтские решения не
удалось (финансовые кризисы 1992-1993 годов
и другие объективные причины). Окончание
«холодной войны» положило конец великой
угрозе всему человечеству. Впервые за
всю историю ХХ столетия могущественные
державы более не готовились к нападению
друг на друга. Произошла переоценка отношений,
в обстановке взаимного доверия сокращались
и даже частично уничтожались военные
запасы, что являлось несомненным прогрессом.
Однако на планете сохраняются горячие
точки, которые угрожают региональной
и международной стабильности, и мир, как
и век назад, оказался на переходной ступени
развития.