Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 12:11, шпаргалка
Билет 1 Происхождение быт и верование восточных славян в древности.
Славяне – индоевропейская группа . Перовое упоминание содержится в Готских Хрониках епископа Иордана ( 58 нэ.)Восточная европа делилась на три племени .
Анты, Венеды, Склавене- Пра(протославянские племена.
Билет 7.Иван III.общерусский судебник 1497г.
(1440-1505), Иван
Великий, великий князь
Судебный кодекс Ивана III является первым общерусским законодательством, обобщившим многие предыдущие правовые нормы и вместе с тем отразившим новое в общественной жизни Руси XIV-XV вв.Основной вопрос Судебника – организация судебно-административной системы как в центре, так и на местах. Вводились три типа суда: суд великого князя, суд наместников и волостной. Судопроизводство, вместе с тем, предусматривало в ряде случаев, участие «добрых христиан»: представителей крестьян и горожан. Проводится также последовательная регламентация пошлин за все виды судебной деятельности.Другой сферой приложения Судебника 1497 г. была сфера социальных отношений: поземельная собственность и зависимое население. В нем впервые в русском законодательстве упоминается о такой форме крупного землевладения, как поместное которое вместе с черными землями ставится в привилегированное положение по сравнению с боярскими и монастырскими вотчинами. Так, иск о вотчинной земле можно было предъявлять до трех лет, иск о государственной (помещичьей и черной) – в течение шести. Допускался земельный иск и черных крестьян к помещику, что зафиксировало охрану черных земель от захвата частными землевладельцами.Статья 57 «О христианском отказе» вводила одновременный для всего государства срок, в течение которого частновладельческим крестьянам разрешалось покидать своего господина. Срок этот – за неделю до и после Юрьева дня 26 ноября – был связан с окончанием сельскохозяйственных работ. В случае ухода крестьянин платил хозяину «пожилое» – плату эа пользование крестьянским двором. Распространенное в исторической литературе мнение, что введение Юрьева дня являлось «важным шагом на пути крестьянского закрепощения», неверно. Речь шла о закреплении в общегосударственном масштабе давно существовавших традиций взаимоотношения крестьян и землевладельцев. Основная масса русского крестьянства, таким образом, имела и право и возможность перемены владельца. Социально-экономические и социально-политические отношения были еще далеки от жесткого крепостничества.Ряд статей Судебника посящаются институту холопства, в частности, речь идет об ограничении источников пополнения холопов. Однако до изживания рабских отношений было еще далеко.
Билет 8.Иван IV грозный:
Иоанн IV Василльевич (прозвание Иван Гроозный; 25 августа 1530, село Коломенское под Москвой — 18 марта 1584, Москва) — великий князь Московский и всея Руси (с 1533), первый царь всея Руси (с 1547) (кроме 1575—1576, когда «великим князем всея Руси» номинально был Симеон Бекбулатович).Сын великого князя Московского Василия III и Елены Глинской. По отцовской линии происходил из династии Ивана Калиты, по материнской — от Мамая, считавшегося родоначальником литовских князей Глинских.Бабка, Софья Палеолог — из рода византийских императоров. Сам себя возводил к римскому императору Августу, бывшему якобы предком Рюрика согласно придуманной к тому времени родословной легенде.В то же время, по монаршему потомствованию Иоанн Грозный был рюриковичем — последним действенно властительным на русском престоле.
Пришёл
к власти в очень раннем
возрасте. После восстания в Москве
1547 года правил с участием круга
приближённых лиц, который
Билет 9.Внешняя политика Ивана Грозного и ее результаты.
Укрепление
Российского государства в
Билет 10.Причины, суть и последствия соц.-полит.кризиса в начале 17в.(смутное время, борьба с иностр.интервенцией.
СМУТА (СМУТНОЕ ВРЕМЯ) – глубокий духовный, экономический, социальный, и внешнеполитический кризис, постигший Россию в конце 16– начале 17 в. Совпал с династическим кризисом и борьбой боярских группировок за власть, поставившей страну на грань катастрофы. Основными признаками смуты считают бесцарствие (безвластие), самозванство, гражданскую войну и интервенцию. По мнению ряда историков, Смутное время можно считать первой гражданской войной в истории России. Современники говорили о Смуте как о времени «шатости», «нестроения», «смущения умов», которые вызвали кровавые столкновения и конфликты. Термин «смута» использовался в обиходной речи 17 в., делопроизводстве московских приказов, вынесен в заголовок сочинения Григория Котошихина (Смутное время). В 19– начале 20 в. попал в исследования о Борисе Годунове, Василии Шуйском. В советской науке явления и события начала 17 в. классифицировались как период социально-политического кризиса, первой крестьянской войны (И.И.Болотникова) и совпавшей с ней по времени иностранной интервенции, но термин «смута» не использовался. В польской исторической науке это время именуется «Димитриада», поскольку в центре исторических событий стояли Лжедмитрий I, Лжедмитрий II, Лжедмитрий III – поляки или сочувствовавшие Речи Посполитой самозванцы, выдававшие себя за спасшегося царевича Дмитрия. Предпосылками Смуты стали следствия опричнины и Ливонской войны 1558–1583: разорение экономики, рост социального напряжения. Причины Смуты как эпохи безвластия, согласно историографии 19 – начала 20 в., коренятся в пресечении династии Рюриковичей и вмешательстве сопредельных государств (особенно объединенной Литвы и Польши, отчего период иногда именовался «литовское или московское разорение») в дела Московского царства. Совокупность этих событий привела к появлению на русском престоле авантюристов и самозванцев, притязаний на трон с казаков, беглых крестьян и холопов (что проявилось в крестьянской войне Болотникова). Церковная историография 19– начала 20 в. считала Смуту периодом духовного кризиса общества, видя причины в искажении нравственных и моральных ценностей. Однако долгий и тяжелый кризис был разрешен, хотя экономические последствия Смуты – разорение и запустение огромной территории, особенно на западе и юго-западе, гибель почти трети населения страны продолжали сказываться еще полтора десятилетия.
Следствием Смутного времени стали изменения в системе управления страной. Ослабление боярства, возвышение дворянства, получившего поместья и возможности законодательного закрепления за ними крестьян имели следствием постепенную эволюцию России к абсолютизму. Переоценка идеалов предыдущей эпохи, ставшие очевидными негативные последствия боярского участия в управлении страной, жесткая поляризация общества привели к нарастанию идеократических тенденций. Они выразились в том числе в стремлении обосновать незыблемость православной веры и недопустимость отступлений от ценностей национальной религии и идеологии (особенно в противостоянии «латынству» и протестантству Запада). Это усилило антизападнические настроения, что усугубило культурную, а в итоге и цивилизационную замкнутость России на долгие столетия.Борьба с польско-шведской интервенцией в начале XVII в на Руси. В начале XVII в. польские и шведские феодалы, воспользовавшись ослаблением Русского государства, вызванным развернувшейся борьбой внутри правящего класса, начали интервенцию. Они хотели расчленения Русского государства и порабощения его народов.Вследствие измены группы бояр полякам удалось занять значительную часть территории Руси и даже захватить Москву (сентябрь 1610 г.). Шведы же заняли Новгород, русское побережье Финского залива и бассейн Невы. Вооруженные силы Русского государства, основу которых составляло поместное ополчение из дворян и детей боярских, были недостаточно боеспособными и не смогли оказать должного сопротивления польско-шведским интервентам. Наиболее боеспособной частью вооруженных сил являлись стрельцы, но они были разбросаны по многим городам. В этих условиях русский народ проявил глубокий патриотизм, выступив на защиту своей родины. Борьбу русского народа за национальную независимость возглавили Кузьма Минин и Димитрий Пожарский. Созданное ими народное ополчение, состоявшее из крестьян, посадских людей и дворян, примкнувших к ополчению, в длительной и жестокой борьбе разгромило иностранных захватчиков. Русский народ отстоял свою национальную и государственную независимость.В результате польско-шведской интервенции Русское государство лишилось своих земель, возвращенных ему в 1595 г. по Тявзинскому мирному договору. Панская Польша захватила Смоленскую и Северскую области, Швеция — Ям, Копорье, Карелу, побережье Ладожского озера, Неву и всю южную часть побережья Финского залива. Русское государство не могло примириться с потерей своих земель и готовилось к новой войне. С этой целью в 30-х годах XVII в. было приступлено к увеличению численного состава русских войск путем формирования полков нового строя — солдатских, рейтарских и драгунских. К началу войны с Польшей (1632—1634 гг.) было сформировано шесть солдатских и один рейтарский полк (конница). Численность каждого солдатского полка была установлена правительством в 1 600 рядовых и 176 начальных людей, рейтарского — 2 400 человек. Первые солдатские полки были укомплектованы преимущественно «вольными охочими людьми» (добровольцами). Дворяне и дети боярские предпочитали рейтарскую службу, так как она считалась почетнее солдатской и, кроме того, выше оплачивалась. Во время польской интервенции были сформированы драгунский (1 440 рядовых) и два солдатских полка. Укомплектованы эти полки были в основном за счет тяглого населения (крестьян).Полки нового строя во второй половине XVII в. уже составляли основу вооруженных сил Руси; поместные войска к тому времени являлись лишь вспомогательной силой. Войска нового строя обучались военному делу и находились на полном содержании государства.