Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 20:17, реферат
В моей работе характеризуется армия в 1812 году. Её организация, система управления, источники комплектования. Затрагиваются военные преобразования, проведённые накануне войны.
В этой работе рассматриваются такие вопросы, как готовность армии к войне, уровень развития военного дела, командование армии, боевой дух солдат, уровень подготовки солдат и офицеров, вооружение.
Только зная, какова была наша армия в начале XIX столетия, мы можем удить об успешности ведения войны 1812 года. Мы можем судить о ней в сравнении с армией Наполеона.
Кроме того, из-за угрозы затяжной войны с Францией было решено прибегнуть к экстренной мере и созвать народное ополчение («земское войско»). В него первоначально хотели собрать 612 тыс. ратников. Но затем сократили эту цифру до 252 тыс. человек. Фактически собрали около 200 тыс. ратников, но пока собирали ополчение, война с Францией закончилась Тильзитским миром. Из этого ополчения в армии оставили 168 тыс. человек, ещё 9 тыс. направили на флот, остальные были распущены по домам. Всего население дало с лишком 2 миллиона рекрутов. 17
За время великих войн
с 1812 г. по 1815 г. поставлено 1.237.000 рекрутов.
Если принять в соображение, что
в возрасте (от 17 — 35 лет) была всего
треть населения, обязанного рекрутской
повинностью, то выйдет, что во время
Отечественной войны и
Рекрутская система не позволяла одновременно увеличивать армию и создавать значительные обученные резервы. Предлагались различные способы решить эту проблему: повысить призывной возраст, сократить срок службы до 15 лет и т. д. Но эти меры не решали проблему коренным образом. В это же время правительство продолжало освобождать от обязательной службы отдельные категории населения: в 1807 году указом императора были освобождены от военной службы купцы и члены их семей. Разрешалось вносить вместо рекрутов деньги – в 100-верстной приграничной полосе 1 тыс. рублей и 2 тыс. в Сибири. Разрешали сдавать вместо рекрутов лошадей. Были освобождены от рекрутской повинности целые регионы империи, к примеру, Грузия и Украина. Украина вместо рекрутов выставляла иррегулярные войска – казаков. Получали освобождение рабочие военных предприятий. В результате Россия могла поставить под ружьё 2-3% мужского населения, а Франция до 8%.
Во время войны только призыв народного ополчения позволил усилить полевую армию. Но и в этих экстренных условиях численность русской полевой армии была не выше 572 тыс. человек. Рекрутская система отжила свой век и стала малопригодной в условиях войн 19 столетия.
Интенсивный количественный рост армии шел до самой Отечественной войны. В то время не было «запаса армии, поэтому увеличение численности войск достигалось все новыми и новыми формированиями отдельных воинских частей.
Общую идею, которой бы руководствовались при формировании новых пехотных частей, указать трудно; было сформировано за это время новых 66 полков: гренадерских, егерских и мушкетерских. Гренадерские части вообще по тогдашним понятиям были отборным войском. В гренадерские полки попадали после гвардии наиболее видные высокие рекруты. Кроме специально гренадерских полков, в каждом полку егерском и мушкетерском были гренадерские роты и взводы, в которые назначались наиболее высокие и в нравственном отношении вполне надежные люди. Эти роты и взводы ставились на флангах частей, охрана и устойчивость которых при боевом порядке в развернутом строю была особенно важной. Мушкетерские полки были, так сказать, заурядной пехотой, они составляли главную массу.19
Егерские же полки отличались
особым обучением: в них был введен
рассыпной строй и они
При учреждении новых в числе 25 полков конницы решительное преимущество было дано легкой кавалерии перед полками кирасирскими. Большинство новых полков были драгунскими или гусарскими, вновь вводились уланы и конные егеря. Кирасирские полки были, главным образом, предназначены для атаки в сомкнутом строю. Согласно этому назначению, они были посажены на тяжелых коней, чтобы развивать большую силу удара при столкновении. Грузные кирасирские кони были слишком медлительны.. Драгуны, кроме конного строя, были обучены действию в пешем строю наравне с пехотой. Соответственно этому боевому назначению, были вооружены, как и прочая конница, пистолетами и саблями, но имели ружья пехотного образца с примыкающими штыками. Боевая подготовка конных егерей в существеннейших частях была та же, что и драгун. Гусары и уланы составляли собственно легкую кавалерию, назначение которой было разведывательная и сторожевая служба и быстрая атака. Гусары, кроме пистолетов и сабель, были вооружены карабинами для стрельбы с коня, передняя шеренга улан — пиками; карабинами они были вооружены не все, а только часть задней шеренги, лучшие стрелки.21
Итак, положительные стороны:
Отрицательные стороны:
Подготовка офицеров.
Офицерские кадры пополнялись преимущественно молодыми людьми, окончившими курс в кадетских корпусах. В начале XIX века существовали I и II кадетские корпуса, Гродненский корпус и дворянское отделение военно-сиротского дома. Пажеский корпус был также переформирован в военное учебное заведение. Но уже с самого начала царствования выяснилось, что эти корпуса не могут дать достаточного количества офицеров, требуемых в армию. В 1801 году шеф I кадетского корпуса П. А. Зубов представил проект создания 17 военных училищ в губернских городах. Они были должны обучать 3 тыс. человек, в придачу к 2 тыс., которые готовили уже существующие заведения. Император утвердил этот проект. 22
При министерстве просвещения была учреждена комиссия, которая стала изучать опыт подготовки офицерских кадров в Европе. Проект этой комиссии предусматривал создание военных училищ в Москве, Петербурге, Смоленске, Киеве, Воронеже, Твери, Ярославле, Нижнем Новгороде, Казани и Тобольске. В 1805 году проект утвердили как «План военного воспитания». Кадетские корпуса пока решили сохранить до начала работы военных училищ. Пока этот проект разрабатывали, были открыты военные школы в Тамбове, Туле, Оренбурге (в соответствии с указом 1801 года). В 1807 году при II кадетском корпусе открыли Волонтёрный корпус (в 1808 году его переименовали в Дворянский полк). В первый же год в него зачислили 600 человек, в 1812 году было уже 1200 учащихся (во время войны 1812 года Дворянский полк дал армии 1139 офицеров). В 1811 году при нём был учреждён Дворянский кавалерийский эскадрон.23
В 1804 году была создана специальная
инженерная школа на 25 человек. В 1810
году её переименовали в Главное
инженерное училище. В 1812 году в Финляндии
открыли топографический
Все эти школы дали армии с 1801 по 1812 год более 10 тыс. офицеров. 24
Кроме этого офицерский состав пополнялся, поступивших на службу по набору. Наполеоновское положение, что «всякий солдат носит в своем ранце фельдмаршальский жезл», всегда существовало в русской армии, несмотря на колоссальное преобладание дворянского элемента в рядах офицерства. За военные подвиги всякий рядовой мог быть произведен в офицеры, в мирное время в особенности унтер-офицеры могли добиться производства в офицеры за особо выдающиеся заслуги. Последние случаи были, конечно, явлением редким. После же великих Александровских войн было значительное число офицеров, произведенных из нижних чинов за отличие. Итак, мы видим, что офицерский состав, главным образом, пополнялся из дворянского сословия. Преобладание дворянского элемента накладывало яркий отпечаток на дух, нравственные качества и весь облик офицерства. Влияние это не смягчалось в большинстве случаев и воспитанием, так как очень многие офицеры военного образования в специальных училищах не получали. За исключением воспитанников кадетских корпусов, офицеры поступали под знамена прямо из той среды, из которой они вышли, и были такими, какими было все дворянство со всеми его дурными и хорошими сторонами. Первый огромный недостаток заключался в их малообразованности. Не было у них ни уважения к подчиненным, к личности солдата, ни взгляда на него, как на боевого товарища, ни склонности к интенсивному труду. Но из своей же среды они выносили дух преданности императору, солидарность членов одного сословия, значительную дозу добродушия, фатализма и склонности к нравственной порядочности, т.е. такие качества, при наличности которых из них можно было, при умении взяться за дело, выработать прекрасный офицерский состав.25
Итак, положительные стороны:
Минусы системы:
Военные порядки и реформы.
В начале царствования делались лишь очень нерешительные и робкие шаги против прусской системы. Изданный Александром приказ 1804 г. допускал применение телесного наказания, даже за незначительные нарушения порядка службы: оплошность в карауле, небрежность хранения амуниции и т. п. 26
К отмене или смягчению, по крайней мере, прусской системы делаются более решительные шаги по вступлении в должность военного министра Барклая-де-Толли. В 1811 г. вышел новый устав ротного ученья, отменявший многие бесполезные ружейные приемы и вообще облегчавший муштру солдата. Согласно уставу основным построением батальона был трехшереножный развернутый строй, улучшавший условия стрельбы. Для атаки батальон строился в колонны. Общий боевой порядок был линейным. Впереди рассыпались в стрелковую цепь егеря, за ними в развернутом строю, с интервалами для артиллерии, строились батальоны первой линии. Во второй линии, в 200-300 шагах от первой, строились батальонные колонны для массированного удара при атаке или контратаке. Конница сосредоточивалась на флангах или позади пехоты, и предназначалась для удара холодным оружием. Артиллерия располагалась или в боевом порядке пехоты – легкая, или массированно на возвышенных местах за боевыми порядками, или на флангах – тяжелая. Часть артиллерии всегда оставалась в резерве.27
В новом уставе получили
отражение принципиальные указания
передовой русской военной
Кроме устава, в армии
были введены «Учреждение для
управления большой действующей
армии», регламентировавшее вопросы
руководства боевыми
Наставление требовало от офицеров активности и инициативы, в нем указывалось: «Офицерам не довольствоваться одной перестрелкой, но высматривать удобного случая, чтоб ударить в штыки, и пользоваться сим, не дожидаясь приказания».31
До 1812 г. издавались циркуляры
и разъяснения о большем
Решительный поворот против прусской системы наступил только тогда, когда император, уступая общественному мнению и желанию армии поставить во главе ее Кутузова, когда войско перестало быть делом императора и его генералов, а стало делом народным, только тогда прусская система вся целиком заняла приличное для нее место, т.е. была искоренена вовсе. Но ненадолго. Героев войны, всех военных людей, носивших в себе искру Божию, желавших дальнейшего развития военного дела, которому они были преданы, ждало горькое разочарование, которое принесла с собой реакция, наступившая с 1815 г.33
Итак, положительные стороны:
Отрицательные стороны:
Обеспечение больных и раненных.
Обеспечение больных и раненых не было поставлено в царствование Александра I на надлежащую высоту. В начале царствования медицинский персонал, обслуживавший войско, находился в ведении Военного Министерства и Внутреннего одновременно.
Информация о работе Сильные и слабые стороны русской армии в войне 1812 года