С.Ю.Витте о российской общине и хозяйственной кооперации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 20:37, реферат

Описание

Основная деятельность Сергея Юльевича Витте (1949-1915 гг.) пришлась на конец XIX - начало XX вв., на эпоху правление Николая II, период в Российской империи сложный, стремительный и революционный. Время трений и противоречий.

В 1984 г. на престол в возрасте 26 лет взошел император Николай II. Молодой царь унаследовал власть от сурового самодержавца Александра III, урезавшего либеральные реформы 60-70-х годов XIX в. строго охранявшего старые устои русской жизни – сословность, патриархальность деревни и абсолютизм.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Основные этапы деятельности С.Ю.Витте -

Министра финансов, 1892 – 1903 гг. 5

1.1. Промышленный подъем 5

1.2. Винная монополия 7

1.3. Денежная монополия 8

1.4. Противоречия во внешней политике. Отношение
к войне с Японией 1904-1905 гг. 9

Глава 2. Аграрная политика. Крестьянский вопрос. 11

2.1. Особенности процесса первоначального накопления
капитала в России. Класс помещиков и класс крестьян 11

2.2. Застой в агарном секторе 12

2.3. Разрушение крестьянской общины - как важнейший
вопрос для роста экономики России 13

Глава 3. С.Ю. Витте - председатель Совета министров
(1905-1906 гг.). Сдвиг в аграрном секторе. 16

3.1. Проект Царского Манифеста 16

3.2. Царский Манифест от 17 октября 1905 г. 17

3.3. Царский манифест - дело или обещание? 19

3.4. Военная реакция 22

3.5. Окончание карьеры С.Ю.Витте 23

Заключение 25

Список использованной литературы 26

Работа состоит из  1 файл

иэу.doc

— 142.50 Кб (Скачать документ)

    Оглавление 

    Введение             3

    Глава 1. Основные этапы деятельности С.Ю.Витте -

Министра  финансов, 1892 – 1903 гг.       5

          1.1. Промышленный подъем        5

     1.2. Винная монополия         7

     1.3. Денежная монополия        8

     1.4. Противоречия во внешней политике. Отношение 
к войне с Японией 1904-1905 гг.        9

    Глава 2. Аграрная политика. Крестьянский вопрос.    11

     2.1. Особенности процесса  первоначального  накопления  
капитала в России. Класс помещиков и класс крестьян    11

     2.2. Застой в агарном секторе       12

     2.3. Разрушение крестьянской общины - как важнейший  
вопрос для роста экономики России       13

    Глава 3. С.Ю. Витте - председатель Совета министров 
(1905-1906 гг.). Сдвиг в аграрном секторе.      16

     3.1. Проект Царского Манифеста       16

     3.2. Царский Манифест от 17 октября 1905 г.     17

     3.3. Царский манифест - дело или обещание?     19

     3.4. Военная реакция         22

     3.5. Окончание карьеры  С.Ю.Витте       23

    Заключение           25

    Список  использованной литературы       26 

 

     Введение

    Основная деятельность Сергея Юльевича Витте (1949-1915 гг.) пришлась на конец XIX - начало XX вв., на эпоху правление Николая II, период в Российской империи сложный, стремительный и революционный. Время трений и противоречий.

    В 1984 г. на престол в  возрасте 26 лет взошел император Николай II. Молодой царь унаследовал власть от сурового самодержавца Александра III, урезавшего либеральные реформы 60-70-х годов XIX в. строго охранявшего старые устои русской жизни – сословность, патриархальность деревни и абсолютизм.

    С новым царем в либеральных  кругах воскресли надежды на то, что общество освободится от жесткой  бюрократической опеки, а представительные органы расширят свои функции.

    Девять  земств направили ходатайства царю; просили в основном о том, чтобы  власти и простые подданные были равны перед законом, чтобы голос самоуправления "мог достигать до высоты престола". Но на первой же встрече с представителями общества Николай заявил, что расчеты земств на "участие в делах внутреннего управления" являются "бессмысленными мечтаниями" (в черновике речи, написанной Победоносцевым, значилось "беспочвенные мечтания"; невольная оговорка прозвучала как оскорбление). С самого начала новое царствование пошло по пути конфликтов.

    Слово царя не расходилось  с делом: внутренняя политика пошла по строго охранительному руслу. Возникший в правительстве замысел продолжить реформы 60-70-х годов - ввести земства в западных губерниях - был отвергнут, самоуправление все строже ограничивалось бюрократией: правительство урезало земский бюджет, изъяло из ведения земств помощь голодающим, приостановило земские статистические исследования. Недовольным земцам грозила высылка в глухие города, на север и в Сибирь. Одновременно принимались новые меры в поддержку поместного дворянства.

    Однако  у охранительной политики были свои пределы: защищая старые социально-политические устои, правительство в то же время всемерно поощряло индустриальный прогресс. Творцом этого курса был С.Ю.Витте, министр финансов в 1892-1903 гг. Сын крупного чиновника, С.Ю.Витте после университета избрал необычную карьеру - пошел служить на железные дороги. Хваткий администратор и знаток техники, тесно связанный с крупными предпринимателями, С.Ю.Витте вошел в правительство, миновав сразу несколько ступеней чиновной лестницы. 
 

 

     Глава 1. Основные этапы  деятельности С.Ю.Витте - Министра финансов, 1892 – 1903 гг.

    1.1. Промышленный подъем.

    В конце XIX - начале XX в. российская промышленность, как крупная, так и мелкая, быстро развивалась. За двадцать пять лет она прошла все фазы экономического цикла. Цикличность является закономерной чертой экономики, основанной на частной собственности, но в России этот процесс имел свои особенности.

    Новый министр финансов С.Ю. Витте (1892 - 1903 гг.) еще активнее проводил политику предшественников. С.Ю.Витте повысил таможенные тарифы, провел реформу торгово-промышленного налогообложения, расширил вмешательство государства в экономику, прямо поддерживая отдельные отрасли, объединения предприятий, улаживая конфликты между группировками предпринимателей, и т. д.

    Промышленный  подъем 1893 - 1899 гг. В этот период завершился промышленный переворот в наиболее важных отраслях российской промышленности. Общий объем промышленного производства увеличился в 2 раза, а в тяжелой промышленности - в 3 раза, текстильное и пищевое производства росли несколько медленнее, но оставались при этом самыми крупными отраслями (вместе - около 50 % общего объема промышленной продукции). Особенностью данного периода являлось то, что почти все увеличение производства было достигнуто за счет создания новых предприятий и целых отраслей.

    Железнодорожная сеть выросла за 10 лет (1890 - 1899 гг.) в 2 раза. Государство продолжало поддерживать развитие промышленности и железнодорожное строительство. За рубежом размещались новые займы.

    В Персии (Иране) Россия усиливала финансовую зависимость   шахского   режима.   Крупные   займы   шаху,   создание российского Учетно-ссудного банка Персии, имевшего право чеканки монеты, обеспечили подписание соглашений 1890 и 1901 гг. В результате Россия смогла успешно воспрепятствовать не только попыткам Германии распространить свое влияние на эту страну, но и стремлению Англии поделить Персию на сферы влияния.

      Дальневосточное направление с  конца XIX в. приобретало все  большее значение в российской внешней политике. Не имея сил в корне изменить положение в балканско-ближневосточном регионе, отечественная дипломатия проявляла наибольшую активность в Китае.

    Экономическая экспансия стала основной формой расширения влияния России на Дальнем  Востоке. Министр финансов С. Ю. Витте стал вдохновителем мирного «захвата» территорий. Он предложил начать продвижение в Северный Китай со строительства Транссибирской железной дороги (1891 – 1903 гг.) и активизации торгово-финансовой деятельности. Россия, по образцу своей «персидской» политики, выдавала Китаю займы в обмен на согласие китайского правительства на строительство в Маньчжурии экстерриториальной (т. е. находившейся на территории Китая, но неподвластной китайским властям) Китайско-Восточной   железной    дороги - КВЖД   (1896 – 1901 гг.), расширение влияния Русско-Китайского банка, получение ряда концессий.

    В итоге Россия укрепилась на Дальнем  Востоке, но даже с учетом этих достижений реальное экономическое освоение Маньчжурии требовало значительно больших средств и времени, а главное, могло иметь успех лишь в условиях мирного развития отношений с Японией и Китаем.

    Министр финансов намеревался за десять лет  догнать ведущие индустриальные страны. По его мнению, это решило бы сразу ряд проблем - укрепило бы оборонную мощь страны, обеспечило ее хозяйственную независимость и пополнило государственный бюджет. Для ускорения индустриального прогресса он использовал сразу несколько рычагов. В 1895 г. была объявлена государственная монополия на продажу водки ("пьяные деньги" составили значительную часть бюджета).

 

     1.2. Винная монополия

    По  инициативе С.Ю.Витте в 1895 г. была введена винная монополия, то есть исключительное право государства на изготовление и продажу спиртных напитков.

    Винокурение и изготовление водки разрешалось и частным лицам, но только по заказам казны и под наблюдением акцизного надзора. Продажа спирта и винно-водочной продукции целиком сосредотачивалась в руках государства. Государственная монополия не распространялась на изготовление и продажу пива, браги и виноградного вина. Регламентировалось время и место торговли спиртным. Контроль за проведением в жизнь этой реформы возлагался на Главное управление неокладных сборов и продажи питей министерства финансов.

    Сразу после введения монополия ежедневно приносила казне миллион рублей. При преемниках С.Ю.Витте поступления в государственный бюджет от продажи горячительных напитков достигли более 540 млн. руб. в год. Оборотной стороной реформы стало спаивание населения. В будни казенные лавки торговали водкой с 7 утра до 10 вечера. В выходные дни торговля открывалась сразу же после церковной службы. Автор реформы утверждал: «Я каждый год старался ездить именно по тем губерниям, в которых вводилась эта новая реформа, и при всех моих объездах внушал акцизному ведомству, что реформа эта вводится не с целью увеличения дохода, а с целью уменьшения народного пьянства».

      Сильно выросли косвенные налоги - на соль, керосин, спички; повысились пошлины на ввоз в страну промышленных товаров. Это тяжелым бременем ложилось на народ, но С.Ю.Витте говорил, что "великие задачи требуют великих жертв".

    Министерство  финансов провело денежную реформу. Бумажный рубль был деноминирован  на треть, зато стал свободно и без  ограничений размениваться на золото. Выбор золота в качестве эквивалента для нового бумажного рубля диктовался тесными финансовыми связями с Европой, наличием собственной золотодобычи и трудностями подделки золотых монет. Первым шагом стал закон 1895 г. о фиксации курса бумажного рубля по отношению к золотой монете. С этого момента все сделки должны были оплачиваться либо золотом, либо ассигнациями по их фиксированному курсу на день платежа.

    1.3. Денежная реформа

    С 1897 г. вводилось золотое денежное обращение, что ускорило приток иностранных капиталов в страну. Были отчеканены новые золотые монеты достоинством 10 и 5 руб. (империал и полуимпериал), которые обменивались на такое же количество девальвированных бумажных рублей. Право Госбанка России на эмиссию бумажных денег было жестко лимитировано (не более 300 млн. руб.), поэтому бумажные банкноты теперь были полностью обеспечены золотым запасом страны. В итоге Россия получила валюту европейского уровня, стабильную и устойчивую. Это породило настоящий взлет отечественного банковского дела.

    С.Ю. Витте вспоминал, что «против этой реформы была почти вся мыслящая Россия». Однако введение «золотого стандарта» способствовало притоку иностранного капитала. За 90-е гг. уходящего века сумма иностранного капитала в России возросла с 200 до 900 млн. руб. Последствия ввоза иностранного капитала в Россию отличались от вложения денег европейскими державами в свои колониальные владения. Если в колониях ввозимые денежные средства приспосабливали местную экономику к нуждам метрополии, то в России они способствовали промышленному развитию российской державы.

    В 1898 г. было утверждено положение о  новом промышленном налоге, согласно которому его размер определялся в зависимости от мощности предприятия, а не от принадлежности владельца к той или иной гильдии. Существенное значение для пополнения казны имело повышение акцизов, а значит, и розничных цен на товары повседневного массового спроса. При С.Ю.Витте протяженность российских железных дорог увеличилась с 29 до 54 тыс. верст. Министерство финансов проводило политику централизации тарифного дела, добиваясь не только рентабельности, но и упорядочения транспортных перевозок.

    С.Ю.Витте  критиковали и обвиняли в разрушении отечественных хозяйственных устоев, чрезмерном увлечении промышленностью, распродаже России иностранным банкам.

    Последовавший за этим кризис 1900-1903 гг. оказался особенно болезненным и длительным для страны. Тесно связанный с европейским денежным кризисом 1899 г. он выразился в падении цен на основные виды промышленной продукции, резком спаде производства и как следствие - массовой безработице. Кризис оказался особенно губительным для металлургии и машиностроения. Правительство субсидировало скупку банками бумаг «горевших» крупных обществ и само кредитовало и финансировало их различными путями. Кризис вынудил правительство отказаться от практики неограниченного вмешательства в экономику.

    1.4. Противоречия во внешней политике. Отношение к войне с Японией 1904-1905 гг.

    Николай II избрал путь обострения отношений  с Японией. В 1896 г. был подписан оборонительный антияпонский договор с Китаем. В 1897 г. русская эскадра заняла Порт-Артур на Ляодуне, а в 1898 г. Россия добилась аренды Квантунского полуострова (южной части Ляодуна) на 25 лет с правом строительства железной дороги.

    Император, мечтавший о присоединении Маньчжурии и Кореи, поддался влиянию придворной группировки во главе с отставным гвардейским ротмистром А. М. Безобразовым, близким царю. Эвакуация войск из Северной Маньчжурии была приостановлена. Вопреки возражениям С.Ю.Витте и министра иностранных дел В.Н.Ламздорфа царь санкционировал курс на скорую войну с Японией, которая, по его мнению, не имела настоящей армии. Под давлением А.М.Безобразова в 1903 г. С.Ю. Витте был уволен с поста министра финансов.

Информация о работе С.Ю.Витте о российской общине и хозяйственной кооперации