С.Ю.Витте о российской общине и хозяйственной кооперации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 20:37, реферат

Описание

Основная деятельность Сергея Юльевича Витте (1949-1915 гг.) пришлась на конец XIX - начало XX вв., на эпоху правление Николая II, период в Российской империи сложный, стремительный и революционный. Время трений и противоречий.

В 1984 г. на престол в возрасте 26 лет взошел император Николай II. Молодой царь унаследовал власть от сурового самодержавца Александра III, урезавшего либеральные реформы 60-70-х годов XIX в. строго охранявшего старые устои русской жизни – сословность, патриархальность деревни и абсолютизм.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Основные этапы деятельности С.Ю.Витте -

Министра финансов, 1892 – 1903 гг. 5

1.1. Промышленный подъем 5

1.2. Винная монополия 7

1.3. Денежная монополия 8

1.4. Противоречия во внешней политике. Отношение
к войне с Японией 1904-1905 гг. 9

Глава 2. Аграрная политика. Крестьянский вопрос. 11

2.1. Особенности процесса первоначального накопления
капитала в России. Класс помещиков и класс крестьян 11

2.2. Застой в агарном секторе 12

2.3. Разрушение крестьянской общины - как важнейший
вопрос для роста экономики России 13

Глава 3. С.Ю. Витте - председатель Совета министров
(1905-1906 гг.). Сдвиг в аграрном секторе. 16

3.1. Проект Царского Манифеста 16

3.2. Царский Манифест от 17 октября 1905 г. 17

3.3. Царский манифест - дело или обещание? 19

3.4. Военная реакция 22

3.5. Окончание карьеры С.Ю.Витте 23

Заключение 25

Список использованной литературы 26

Работа состоит из  1 файл

иэу.doc

— 142.50 Кб (Скачать документ)

    Но  если в манифесте было больше уступок, то в докладной записке С.Ю.Витте содержались критические замечания в адрес предшествовавшего внутриполитического курса царизма.

    Манифест  даровал населению «незыблемые  основы гражданской свободы» на началах  действительной неприкосновенности личности, свободы совести,: слова, собраний, союзов, о расширении состава думских избирателей за счет «тех классов населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав», о предоставлении Государственной думе законодательных прав, о создании объединенного Совета министров. В то же время в документе ничего не было сказано о сословном равноправии, о равенстве избирательных прав, об учреждении ответственного перед Думой правительства.

    «Об усовершенствовании государственного порядка». Высочайший манифест от 17 октября 1905 г.:

    «Божьей милостью мы, Николай Второй, император  и самодержец всероссийский, царь польский, великий князь финляндский…

    Смуты и волнения в столицах и во многих местностях империи нашей великой и тяжкой скорбью преисполняют сердце наше. Благо Российского государя неразрывно с благом народным, и печаль народная - его печаль. От волнений, ныне возникших, может явиться глубокое нестроение народное и угроза целости и единству державы нашей...

    На  обязанность правительства возлагаем  мы выполнение непреклонной нашей воли:

    1. Даровать населению незыблемые  основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

    2.  Не останавливая предназначенных  выборов в Государственную думу, привлечь теперь же к участию  в Думе, в мере возможности,  соответствующей краткости остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив засим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку.

    3. Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей.

    Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед Родиной, помочь прекращению сей неслыханной смуты и вместе с нами напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на земле».

    3.3. Царский манифест - дело или обещание?

    Смысл издания Манифеста 17 октября 1905 г. заключался в том, чтобы внести успокоение и «умиротворяющим образом ответить на жажду населения видеть Россию конституционным государством». Между тем, хотя весь документ и казался построенным на конституционных началах, самое слово «конституция» нигде употреблено не было.

    Поэтому манифест вызвал двоякую реакцию  в обществе: у революционных партий - решимость продолжить борьбу с  еще большим ожесточением, у широких масс - чувство радости, что пришел конец забастовкам и всякого рода беспорядкам. Правое крыло либерализма было полностью удовлетворено обещанием царя созвать законодательную Думу и расширить избирательные права. Сложнее была позиция кадетов, которые считали, что Манифест 17 октября заложил основы для перехода России от самодержавного режима к конституционно-монархическому строю. Вместе с тем они осознавали, что манифест все же «не предоставляет даже минимума уступок, так необходимых на сегодняшний день».

    Упорное нежелание произнести слово - «конституция», показало, что за мнимой уступкой кроется надежда - и даже не надежда, а уверенность, что когда пройдет революционный шквал, можно будет убрать, вместе с уступками, и их автора, и произнести уже громко другое «слово», - которое даже было, под тем или другим предлогом, сохранено слово «самодержец».

    Манифест 17 октября раздробил и единый революционный поток. Рассматривая царский документ как победу революции, большевики разоблачали лицемерный, с их точки зрения, характер обещаний, подчеркивая, что «самодержавие вовсе еще не перестало существовать».

    Меньшевики  же, разделяя конституционные иллюзии, исходили из того, что страна будет  развиваться по мирному, конституционному пути, и возлагали на это свои надежды. Центральный комитет партии социалистов-революционеров вынес  решение о прекращении индивидуального террора и о переходе к иным массовым методам борьбы.

    Из  воспоминаний С.Ю. Витте:

    «Я  был лишен возможности составить  новое министерство, сочувствующее 17 октября или, по крайней мере, понимающее его неизбежность, в течение ближайших недель, что, конечно, содействовало общей неопределенности, растерянности власти в ближайшие 10-12 дней после 17 октября...

    В сущности, я должен был в это время  один управлять Россией - Россией поднявшейся, революционировавшейся, не имея в своих  руках ни каких  орудий управления сложным механизмом империи, составлявшей чуть ли не 1/6 всей земной суши, с 150-миллионным населением. Если к этому прибавить, что забастовка железных дорог, а потом почты и телеграфа мешала сообщениям, передаче распоряжений, что 17 октября для провинциальных властей упало, как гром на голову, что большинство провинциальных властей не понимало, что случилось, что многие не сочувствовали новому положению..., что многие не знали в какую им дудку играть, чтобы, в конце концов, не проиграть, что одновременно действовала провокация, преимущественно имевшая целью создать погромы..., то будет совершенно ясно, что в первые недели после 17 октября проявилась полная дезорганизация власти, как говорится, «кто шел в лес, а кто по дрова», одним словом, можно сказать, действовала сломанная, неорганизованная власть, которую потом окрестили растерянной властью».

    С первых дней премьерства стало ясно, что «скорое успокоение» вряд ли возможно. Правительственным сообщением 20 октября С.Ю.Витте объявил, что осуществление провозглашенных манифестом реформ требует времени для законодательной разработки, а пока должны действовать прежние законы. Тем самым он по существу дал понять, что он намерен сохранить самодержавную власть без всяких перемен и отложить реализацию задач и принципов преобразования России в духе конституционного обновления, о чем много писал и говорил до 17 октября 1905 г.

    Из  доклада С.Ю. Витте царю о характере существующего государственного строя в России и необходимости его сохранения:

    «Я  полагаю, что деятельность власти на всех ступенях должна быть охвачена следующими руководящими принципами:

    1. Прямота и искренность в утверждении  на всех поприщах даруемых  населению благ гражданской свободы и установление гарантий сей свободы.

    2. Стремление к устранению исключительных законоположений.

    3. Согласование действий всех органов  правительства.

    4.  Устранение репрессивных мер  против действий, явно не угрожающих  обществу и государству, опираясь  на закон и в духовном единении  с благоразумным большинством общества».

    Но  обойтись без нововведений все-таки не удалось. Вслед за изданием Манифеста 17 октября правительство приняло ряд мер политического и социального характера. 21 октября была объявлена политическая амнистия. 3 ноября был обнародован царский манифест, который предусматривал уменьшение выкупных платежей наполовину в 1906 г. и полную их отмену с 1 января 1907 г. 24 ноября была значительно расширена черта еврейской оседлости.

    Однако  от С.Ю.Витте ожидали гораздо большего. 18 октября в беседе с представителями петербургских газет премьер-министру был выражены первые недовольства. 22 октября земцы потребовали от С.Ю.Витте Учредительного собрания. В ответ тот в отчаянии воскликнул: «Если бы при теперешних обстоятельствах во главе правительства стоял Христос, то и ему не поверили бы!»

    Все острее стало чувствоваться  политическое соперничество  между императором и С.Ю.Витте, характерное для всего периода политической деятельности последнего, вне зависимости от занимаемых им правительственных постов. Он был государственным деятелем, который понимал значение необходимых реформ и одновременно твердой власти. Николай II обратился к С.Ю.Витте после увольнения с поста министра финансов, потому что нуждался в нем. Но царь не терпел снисходительно-поучительного тона, который позволял себе в разговорах с ним премьер-министр.

    3.4. Военная реакция.

    31 октября, через две недели после Манифеста, последовал первый «акт твердой власти». Было объявлено военное положение в царстве Польском. Правительство обещало отменить его только в том случае, если в стране наступит успокоение после начавшейся 2 ноября всеобщей забастовки в знак протеста.

    Открывшийся 6 ноября в Москве очередной земский  съезд, на который премьер возлагал большие надежды, отказался от поддержки новых политических начинаний. 23 ноября появилось правительственное сообщение о том, что введение правового порядка требует времени, и окончательное проведение в жизнь основ гражданской свободы может быть осуществлено лишь с законодательной санкции Думы.

    29 ноября был издан указ, предоставлявший  местным гражданским и военным властям право в случае забастовок на железных дорогах, почте или телеграфе объявлять исключительное или военное положение без ведома центральных властей. 2 декабря было установлено тюремное заключение для участников забастовок на предприятиях государственного значения. Из письма Николая II матери:

    «Теперь он (С.Ю. Витте) хочет всех вешать и расстреливать. Я никогда не видел такого хамелеона... Благодаря этому свойству своего характера, почти никто ему больше не верит, он окончательно потопил себя в глазах всех...» 12 декабря 1905 г. был опубликован царский указ с изменениями положений о выборах в Думу. В дополнение к закону 6 августа в число избирателей, кроме рабочих, включались средние и низшие разряды городской и сельской интеллигенции, а также некоторые разряды мелких землевладельцев и лиц, хотя и обрабатывающих землю, но не связанных с нею правом собственности. Соотношение числа выборщиков по новой системе составляло 41,9% крестьянских, 32,4% землевладельческих, 22,1% городских и 3,4% рабочих.

 

     3.5. Окончание карьеры  С.Ю.Витте.

    К началу Декабрьского вооруженного восстания в Москве С.Ю.Витте как глава правительства претендовал на роль одного из главных руководителей карательной политики и требовал от царя, чтобы порядок определения дислокации войск в стране был изменен и подотчетен лично ему. 13 декабря Совет министров по настоянию С.Ю.Витте рассмотрел вопрос о применении военно-полевого суда против участников революционного движения. 24 декабря царь предложил С.Ю.Витте разработать проект мероприятий, способных устранить как аграрные беспорядки, так и крестьянские бунты. Однако проект закона главноуправляющего землеустройством и земледелия Н.Н. Кутлера об отчуждении за довольно высокую плату казенных, удельных и частновладельческих земель, которые, по мнению, самих реформаторов, не могли удовлетворить крестьянскую нужду в земле. Предложение же о создании черносотенного ополчения царь отклонил, однако, С.Ю.Витте проигнорировал эту рекомендацию. Но решение Николая II вовсе не означало отход от усиления карательных мер против продолжавшейся революции. Он тут же предложил учредить «конно-полицейскую стражу, хорошо вооруженную, которую расквартировать по городам и железнодорожным узлам».

    Основное  внимание власти в период после образования  либеральных и консервативных партий и подавления Декабрьского вооруженного восстания было сконцентрировано на аграрной политике и государственных преобразованиях. Процесс разработки правительственных мероприятий в аграрной сфере отражал подъемы и спады в крестьянском революционном движении. В области государственных преобразований все усилия были направлены к тому, чтобы временно ограничить полномочия Думы, сведя к минимуму ее законодательный характер. Рабочий вопрос в его экономическом разрешении отодвигался на второй план. Изданный 20 февраля 1906 г. Манифест об изменении учреждения Государственного совета и пересмотре думского учреждения означал некоторый шаг назад от Манифеста 17 октября и устранял известное двухпалатное равенство, поскольку превращал Государственный совет в верхнюю палату.

    4 марта 1906 г. были обнародованы временные правила о союзах и собраниях, которые предоставляли министру внутренних дел право закрывать общества и союзы, если их деятельность признавалась им «угрожающей общественному спокойствию и порядку». Существенным ограничением прав Думы были бюджетные правила 8 марта, «бронировавшие» целый ряд частей бюджета (платежи по бюджетному долгу, военный и морской бюджеты, бюджет министерства Двора). Все эти изменения вошли в новую редакцию Основных государственных законов Российской империи, утвержденную царем 23 апреля и опубликованную 26 апреля 1906 г. Это было закрепление законодательной власти за Государственным советом и Государственной думой. В них повторялись положения манифеста 20 февраля. Существенным отличием было то, что пересмотр Основных законов допускался только по инициативе государя. Однако определение императорской власти как неограниченной было устранено.

    23 апреля 1906 г. было опубликовано  сообщение об отставке С.Ю.Витте и всего его Кабинета. Как писал Милюков в своих воспоминаниях, «он был больше не нужен. - после того как, благодаря ему, правительство успело получить заем в Париже, а войска вернулись из Манчжурии. Военные и материальные силы правительства были теперь достаточны для того, чтобы не бояться Государственной думы». Тем самым Николай II подвел черту под своим политическим сотрудничеством с С.Ю.Витте. Одновременно он отомстил ему и за своеобразную «забастовку министров» 12 февраля 1906 г., когда те, по его инициативе, заявили государю, что царские кандидаты на министерские должности не отвечают требованиям однородности состава правительства. В письме матери от 2 ноября 1906 г. Николай II писал: «Нет, никогда, пока я жив, не поручу я этому человеку самого маленького дела! Довольно с меня прошлогоднего опыта»

Информация о работе С.Ю.Витте о российской общине и хозяйственной кооперации