Скульптор Петр Карлович Клодт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:59, реферат

Описание

В данной работе будет рассказано не только о его знаменитых шедеврах. Талант Клодта уникален в своем роде, он был скульптором и литейщиком одновременно. Он отливал не только свои работы, но произведения других скульпторов, прежде всего памятники, которые можно сейчас увидеть во многих городах России. Также Клодт не ограничивался созданием исключительно монументальных работ, он создал великолепные мемориальные, станковые, портретные и декоративные произведения, а также работал в технике офорта и литографии.

Содержание

1.Введение
2.Родословная семьи Клодтов фон Юргенсбург
3. Отец Петра Карловича Клодта
4.Петр Карлович Клодт. Ранний период.
5. Скульптурные группы Аничкова моста
6.Памятник И.А. Крылову в Летнем саду
7.Памятник Николаю 1
8.Монументальные и мемориальные работы П.К. Клодта
9.Заключение
Список Литературы

Работа состоит из  1 файл

Реферат по истории клодт.doc

— 152.50 Кб (Скачать документ)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГОРНЫЙ ИНСТИТУТ ИМ. Г.В.ПЛЕХАНОВА

(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)

 

 

 

 

По дисциплине:                           История Отечества          

 

 

 

Тема:                                        «Скульптор Петр Карлович Клодт»

 

 

 

Выполнили студент:  гр. ГК-08-1     ______________    /Николаева Г.С./

                                                                                                               (подпись)                                 

 

Дата: ___________

 

 

 

 

Проверил преподаватель:                ____________            /Афанасьев В.Г./

                                                                                                         (подпись)                                         (Ф.И.О.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2008

 

 

Содержание:

1.Введение

2.Родословная семьи Клодтов фон Юргенсбург

3. Отец Петра Карловича Клодта

4.Петр Карлович Клодт. Ранний период.

5. Скульптурные группы Аничкова моста

6.Памятник И.А. Крылову в Летнем саду

7.Памятник Николаю 1

8.Монументальные и мемориальные работы П.К. Клодта

9.Заключение

Список Литературы


1.Введение

 

 

                                           «Глубоко и всесторонне постигая натуру, он смог

                                           найти точное соотношение между идеалом и реальностью,

                                         что видно в его творениях, наделенных гармоничной красотой»                  

 

 

         Многие знают знаменитого русского скульптора 19 века Петра Карловича Клодта по его великолепным монументальным произведениям, известным на весь мир.

В данной работе будет рассказано не только о его знаменитых шедеврах. Талант Клодта уникален в своем роде, он был скульптором и литейщиком одновременно. Он отливал не только свои работы, но произведения других скульпторов, прежде всего памятники, которые можно сейчас увидеть во многих городах России. Также Клодт не ограничивался созданием исключительно монументальных работ, он создал великолепные мемориальные, станковые, портретные и декоративные произведения, а также работал в технике офорта и литографии. Клодт являлся основоположником анималистического жанра в русской скульптуре, до него в этом жанре работали единицы. Он прекрасно совмещал свою в каком-то роде опасную и трудоемкую работу с преподавательской деятельность в Императорской Академии художеств.

Талант Клодта был оценен не только в России, но и за рубежом. Многие из его работ являлись подарками правителям других стран. Его талант был отмечен несколькими русскими орденами, за рубежом он был также  награжден орденами.

В своем реферате я рассмотрю основные вехи жизни и творчества великого скульптора, оставившего колоссальное наследие своим потомкам.


2.Родословная семьи Клодтов фон Юргенсбург

       

        Родословная семьи Клодтов фон Юргенсбург была составлена в марте 1852 года на немецком языке. Однако имя составителя в текстах не указано. Именно из «Родословной» известно, что основоположником династии считается  барон Иоганн Адольф Клодт фон Юргенсбург, шведский генерал-лейтенант, родившийся 5 августа 1650 года, попавший в плен и умерший в Москве в 1720 году.

Густав Адольф Клодт - капитан гвардии королевы Кристины Августы Шведской был губернатором Риги. Позднее он стал ландмаршалом Шведским Лифляндского дворянства, в 1666 году был шведским посланником в России. Он и его сын Иоганн Адольф женаты были на шведках. Эти сведения дали убедительное основание для выявления скандинавской ветви Клодтов.

В «Родословной» указано, что « дворянский род Клодтов весьма древен. Он происходит из Италии, откуда уже распространился по Вестфалии, по Рейну и по Мозелю. В 1543 году один из Клодтов переселился из Вестфалии в Лифляндию. Его сын в том же году получил вотчинные земли и присоединил к фамилии своей прозвище фон Юргенсбург». По другим источникам, в 1561 году  магистр Ордена фон Гален пожаловал это имение Юсту Клодту. В 1780 году имение Юргенсбург, принадлежавшее всегда старшему в роде, перешло в постороннее владение. В эти годы одна из ветвей Клодтов переселилась в Россию. Их баронское достоинство с родовым гербом было признано в России  17 октября 1853 года.

Из описания баронского герба Клодтов фон Юргенсбург явствует, что первоначальный старинный герб расположен в середине большого щита. Старинный герб разделен поперечной золотой полосой, внизу на голубом поле - три золотых шара, сверху на серебряном поле - черный мельничный жернов. Большой щит составлен из четырех частей. В левой верхней части на красном поле - три серебряные лилии с золотыми звездами. Рядом - на золотом поле красная ладья, само поле окаймлено красной и серебряной полосами. В левом нижнем фрагменте на серебряном поле изображении четыре перекрещенных знамени. Щит увенчан шведской баронской короной и с двух краев рыцарскими шлемами.


3. Отец Петра Карловича Клодта

 

Изучение биографии Карла Федоровича Клодта – отца скульптора основано на исторических фактах, обнаруженных в его личных документах из Отдела рукописей Государственного Русского музея.

Карл Федорович родился 25 июля 1765 года в родовом имении Ваалькюль близ Ревеля в семье отставного лейтенанта русской кавалерии Адольфа Фридриха Клодта - внука Иоганна Адольфа Клодта. В его формулярном списке записано, что происходит он из Лифляндских дворян. Имеются сведения, что учиться он начал в «Dohm-Schule» в Ревеле, а далее обучался дома под руководством известных учителей, один из которых - Федор Иванович Шуберт, в дальнейшем ставший астрономом, академиком и членом петербургской Академии Наук.

В военную службу Клодт  вступил четырнадцатилетним юношей 4 февраля 1780 года  в чине сержанта в артиллерии, и с этого времени начинается его деятельность на благо Отечества. 10 мая 1786 года  он стал штык-юнкером в артиллерии. 7 декабря 1787 года его перевели в Генеральный штаб поручиком, а 18 июня 1792 года он становиться капитаном. 16 февраля 1797 года при императоре Павле 1 Клодт переведен в «Свиту Его Величества по квартирмейстерской части», и 17 ноября того же года он произведен в майоры. 8 апреля 1800 года Клодт произведен в подполковники.

Уже при новом императоре Александре 1 он был пожалован в 1806 году в чин полковника, о чем свидетельствует собственноручно подписанная императорская грамота.

Сведения о ранних годах службы Клодта удалось почерпнуть из формулярного списка. С 1783 года по 20 апреля 1784 года он находился в Польше в обсервационном корпусе. В 1789 году был за Кубанью до Тамани. С 3 октября по 3 ноября 1790 года снова за Кубанью. Далее в формулярном списке можно прочесть: « 1802 с 24 марта при съемке и сочинении карты части С.Петербургской губернии…..Был в сражениях под крепостью Измаил противу Турецких войск, за что награжден орденом Св. Владимира 4 степени с бантом».

Скупые записи в документах дают представление о том, что в августе 1809 года Клодт находился под командою генерал- лейтенанта Засса за Дунаем при взятии крепости Сакчи и Тулчи. При переправе через реку Дунай у крепости Туртукая и занятии ее Клодт был удостоен высочайшего благоволения. С 15 июня он участвует в осаде крепости Рущука и при ее штурме, потом при осаде крепости Журжи. В августе он находится в Сербии, при занятии деревни Раковицы на правом берегу Дуная  и при обложении берегового укрепления, за что был пожалован орденом Св. Анны 2-й степени с алмазами.

Геройски отличившийся во многих сражениях с французскими войсками ,Клодт был назначен начальником штаба Отельного Сибирского корпуса. Вместе с семьей- супругой Елисаветой Яковлевной – дочерью статского советника фон Фреингольдта- и сыновьями Владимиром, Петром, Константином, Александром и Борисом  Клодт переехал из Санкт- Петербурга в Омск. Там семья увеличилась - родился сын Михаил и дочь Наталья. 23 июля 1822 года К.Ф. Клодт скончался.

Живописный портрет К.Ф. Клодта, написанный в мастерской Джорджа Доу в 1821 году, находиться в Военной Галерее 1812 года в Зимнем дворце.


4.Петр Карлович Клодт. Ранний период.

 

В историю Отечественной пластики Петр Карлович Клодт вошел прежде всего как крупнейший мастер-монументалист, создатель таких всемирно известных произведений, как конные группы Аничкова моста, памятник И.А.Крылову и конной статуи для монумента Николаю 1. Клодт объективно признан основателем анималистического жанра в русской скульптуре, важнейшей темой его творчества было изображение лошадей. Скульптор явился достойным приемником и продолжателем лучших классических традиций.

Петр Карлович Клодт был вторым сыном. Он родился 24 мая 1805 года в Санкт-Петербурге и был записан с двойным именем Петр Яков. После 1814 года, когда барон Карл Густав  был назначен начальником штаба Сибирского корпуса, семья переехала в Омск, где в 1822 году скончался отец.

В 1822 году семейство Клодтов вернулось в Петербург. Удалось найти точную дату вступления Петра Клодта в Артиллерийское училище юнкером 14 апреля 1823 года. 16 февраля 1825 года произведен в прапорщики.

Именно в эти годы решался важнейший вопрос выбора профессии. Получив отставку, Клодт был принят в число пенсионеров Общества Поощрения художников. По «Высочайшему повелению Государя Императора» в 1829 году профессорам Академии художеств были показаны три рисунка, выполненные пером Клодтом. С этого времени он становиться вольнослушателем Академии художеств и полностью посвящает себя пластическому искусству.

Еще находясь на военной службе, Клодт делает графические силуэты животных из черной бумаги и вырезает из дерева небольшие фигурки лошадей. К его ранним работам относятся статуэтки «Артиллерист» и «Кавалерист». «Артиллерист»- конная статуэтка, отлитая из гипса, фигурка всадника и конь расписаны красками, хвост и грива выполнены из волос, глаза коня - вставки и стекла.

Модель для статуэтки «Кавалерист» относится к 1830 годам, и была растиражирована в конце 19 века в чугунных отливах Каслинского завода. Это работа выполнялась Клодтом по заказу Николая 1 для украшения письменного стола императрицы Александры Федоровны, и здесь изображен кавалергард Ян Стриевский. Уже ранние произведения Клодта были известны за границей, к примеру, немецкий живописец Крюгер считал, что «гипсовые лошади барона Клодта служат украшением его мастерской».

Важнейшие события в биографии Клодта произошли в 1833 году. Была успешно завершена его первая монументальная работа – шестерка коней для Нарвских триумфальных ворот в Петербурге. Ответственность и сложность заказа соединялись с чувством гордости за участие в оформлении памятника Славы героям, одним из которых был отец Клодта. К изучению скульптурного оформления Нарвских триумфальных ворот обращались неоднократно. Однако вопрос о истории создания шестерки коней остается не вполне ясен, прежде всего по причине фрагментарности дошедших до нас архивных документов. Из материалов строительной комиссии следует, что модели коней должны были выполнять С.С. Пименов и В.И. Демут – Малиновский. С января 1831 года появляется фамилия Клодта, заказ на выполнение моделей коней передается ему. 25 мая 1831 года комиссия, принимавшая первую модель коня, вылепленную из глины, отметила, что «сия модель во всех ее частях отделана с желаемым успехом». К октябрю того же года первая модель коня была доставлена Клодтом на петербургский Александровский литейный завод. 19 марта 1833 года было принято решение о создании еще двух коней, с новым заданием Клодт справился успешно и быстро. Молодой художник, бесспорно, внес существенный вклад в облик этого архитектурного памятника. Как отмечалось в «Иллюстрации»: «почти непостижимо, как возможно было непривычному, неопытному, занимавшемуся тонкими, миниатюрно-совершенными работами, не растеряться в колоссальности размеров монументальных коней, не быть измятым этим шестериком? – барон вышел победителем».

Одновременно Клодт начал работать над первой моделью конной группы «Конь с водничим». Первое упоминание об этой скульптурной композиции и ее изображение мы встречаем на проекте пристани у Академии художеств, выполненном К.А. Тонном в 1831 году, и в сопроводительных документах. На проекте видим симметрично размещенные две конные группы, зеркально повторяющие друг друга. В 1833 году « Государь император, будучи весьма доволен представленными художником Клодтом двумя гипсовыми моделями, заказанных ему конных групп», утвердил их к установке на пристанях Адмиралтейского бульвара. К.А.Тону было поручено спроектировать место размещения и величину групп.

20 сентября 1833 года П.К. Клодт « по любви к его художествам и за успешные занятия по части скульптуры…избран в назначенные Академики Императорской Академии художеств».

6 ноября того же года состоялось венчание с племянницей И.П. Мартоса Иулианной Ивановной Спиридоновой. Образ супруги скульптора известен по портрету К.П.Брюллова и акварели П.Ф.Соколова.


5. Скульптурные группы Аничкова моста

 

Наиболее значительные работы по реконструкции моста проводились в 1839-1841 годах по проекту инженеров Готмана, Редера, Буттаца. Когда Клодт узнал о предпринимаемой перестройке моста через Фонтанку, то предложил оформить его своими конными группами, которые бы эффектно смотрелись с Невского проспекта. Николай 1 утвердил эту идею к реализации.

19марта 1838 года Клодт был удостоен звания академика и литейного мастера. В апреле того же года « по высочайшему его императорского величества повелению» скульптор был возведен в звание профессора Императорской Академии художеств. Таким образом, 1838 год принес официальное признание его уникального таланта, а Россия приобрела замечательного скульптора и литейщика в одном лице.

Первая выполненная Клодтом группа «Коня с водничим» была показана в 1839 году на выставке Императорской Академии  художеств и вызвала всеобщий восторг.

Две первые композиции «Конь с водничим» были установлены в 1841 году на постаментах из темно-розового гранита рапакиви при въезде на мост со стороны Аничкового дворца. Их повторные отливы были поставлены на противоположной стороне моста. После установки двух первых конных групп на Аничковом мосту в 1842 году было решено их повторные отливы снять с устоев моста для отправки в Берлин в качестве подарка императора Николая 1 прусскому королю Фридриху Вильгельму 4.

1 апреля 1843 года Клодт «за отличное исполнение конных групп, сделанных им вновь для Аничкова моста, Всемилостливейше пожалован кавалером ордена Св.Анны 3 степени». В 1843 году на мосту появились новые отливы, которые в 1846 году были преподнесены в дар неаполитанскому королю Фердинанду 4. Временно на мосту их заменяли гипсовые группы, тонированные под бронзу. 22 июля 1846 года за отправленные в Неаполь группы Клодт был награжден от Его Величества короля Неаполитанского кавалером ордена Св.Фердинанда.

Информация о работе Скульптор Петр Карлович Клодт