Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 20:52, курсовая работа
Цель работы: анализ литературного творчества славянофилов, изучение истории возникновения течения и философские взгляды славянофилов.
Задачи работы: изучить направление славянофильства, его возникновение и развитие, сделать сравнительный анализ общего и различий между двумя течениями: славянофилов и западников, исследовать отношение славянофилов к власти, определить отношение к просвещению России и осветить творчество и философские взгляды русских славянофилов.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………....3
Глава1. История возникновения славянофильства
1.1 Направление славянофильства, его возникновение и развитие……………………………………………………………………………………………………......5
1.2 Славянофилы и западники: общее и различное…………………….…….9
1.3 Отношение славянофилов к власти……………………………….………….…13
Глава 2. Творчество и взгляды славянофилов
2.1 Религиозный фактор в учении славянофилов…………………………….16
2.2 Отношение славянофилов к просвещению России………………….…19
2.3 Творчество и философские взгляды русских славянофилов…..….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………..24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..………25
АЛМАТИНСКИЙ ФИЛИАЛ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ»
Курсовая работа
по дисциплине: Теория и история социально-культурной деятельности
на тему: Славянофилы как собиратели русского фольклора
Выполнил(а) слушатель(ца):
Леоненко К.И
Группа: 101 СКД
Проверила доцент: Ратманова С.Б.
Алматы, 2012
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава1. История возникновения славянофильства
1.1 Направление
славянофильства, его возникновение и
развитие…………………………………………………………
1.2 Славянофилы и западники: общее и различное…………………….…….9
1.3 Отношение славянофилов к власти……………………………….………….…13
Глава 2. Творчество и взгляды славянофилов
2.1 Религиозный фактор в учении славянофилов…………………………….16
2.2 Отношение славянофилов к просвещению России………………….…19
2.3 Творчество и философские взгляды русских славянофилов…..….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы: данная тема, на мой взгляд, является важным фактором в изучении истории русской культуры . С помощью этих знаний, мы можем подробно изучить замыслы славянофилов, углубиться в их мысли, понять чего они хотели добиться, создавая это течение. Также, мы можем понять какое отношение они имели к религиозной деятельности и каким было отношение к просвещению в России.
Цель работы: анализ литературного
творчества славянофилов, изучение истории
возникновения течения и
Задачи работы: изучить направление славянофильства, его возникновение и развитие, сделать сравнительный анализ общего и различий между двумя течениями: славянофилов и западников, исследовать отношение славянофилов к власти, определить отношение к просвещению России и осветить творчество и философские взгляды русских славянофилов.
Объект исследования: подробное изучение истории возникновения направления славянофильства и обоснования его как важного течения в русской истории.
Предмет исследования: кружок славянофилов как основа для развития культурно-досуговой деятельности России и реализации её основных функций и принципов.
Степень изученности темы: о направлении славянофильства мало освещено, также тяжело найти нужные источники информации о них. Если заняться этим вопросом с научной серьёзностью, то можно повысить степень изученности темы. Особенно удачными мне показались работы Андрейченко Г.В. и Грачёва В.Д., которые подробно раскрыли цели славянофилов.1
Значимость исследования: использование работы в студенческих научных конференциях, изучение истории, издание фольклорного репертуара для культурно-досуговых учреждений в виде практических сборников.
Методы исследования: исторический, биографический, анализ и синтез.
Структура работы: курсовая работа состоит из содержания, введения, двух глав, которые в свою очередь делятся на 6 разделов, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1.История возникновения славянофильства
1.1 Направление славянофильства, его возникновение и развитие
Славянофильство — течение общественной мысли в России в 1840-х — 1860-х гг. Это название было применено в 40-х гг. к тому кругу деятелей, который в лице И. В. Киреевского (1808—1856), А. С. Хомякова (1804—1860), К. С. Аксакова (1817—1860), Ю. Ф. Самарина (1819—1876) и др. считался основоположником школы С., боролся устно и печатно с идейными антагонистами — так наз. западниками. Сами славянофилы считали свое направление «московским», «славяно-христианским» (Ю. Самарин, И. Киреевский) и признавали прозвище, придуманное «петербургскими журналами» в насмешку, не раскрывающим существа их идеологии. Чернышевский еще при жизни указанных лиц писал, что имя славянофилов «не имеет в настоящее время никакого внутреннего смысла» («Очерки гоголевского периода русской литературы», гл. III): признак любви к славянам не был главной особенностью доктрины Киреевского, а Герцен славянофилом называл напр. Мицкевича. Но в 40-х гг. этот термин утвердился в общественном сознании; он стал применяться и к позднейшим публицистам (К. Леонтьев, Н. Данилевский) впрочем без достаточного основания; им же пользовались, сужая общее значение, подчеркивая какой-либо признак, разнообразные деятели русской культуры XIX—XX вв. Но в истории общественной мысли с именем С. по преимуществу связывается та своеобразная доктрина, которая именно в 40—60-х гг. выработала свои философские, исторические и социально-политические воззрения, которая нашла отзвуки и в литературных формах.
Временем зарождения славянофильства считается зима 1838-39гг., когда в литературных салонах Москвы произошел обмен посланиями между А.С. Хомяковым («О старом и новом») и И.В. Киреевским («В ответ А.С. Хомякову»). В 1839г. К. Аксаков написал статью «Об основных началах русской истории». Вскоре присоединился к кружку Ю. Самарин. Началась дискуссия с западниками, где главным идеологом стал В.Г. Белинский. К 1843-44гг. сложился славянофильский кружок. В разгар споров 1844-45гг. западники и славянофилы разделяли общие принципы раннего российского либерализма, сохраняли не только идейную, но и дружественную близость. В 1845-47гг. были предприняты попытки создания своего печатного органа. Становление завершилось в 1848г., когда события европейских революций, казалось, подтвердили правильность противопоставления России и Запада.
Второй период 1848-1855гг., период наиболее острой оппозиции славянофилов бюрократическому правительству. Цензура запрещает многие статьи славянофилов, в 1848г. Был арестован Ю. Самарин за «Письма из Риги» и И. Аксаков «За либеральный образ мыслей». В этот период славянофилами Самариным, Аксаковым, Кошелевым были предприняты первые подступы к практической разработке планов отмены крепостного права.
Третий этап начался, условно говоря, 19 февраля 1855г., в день смерти Николая I, и продолжался до 19 февраля 1861г. (день отмены крепостного права). Это был период действенного славянофильства, когда они верили в возможность скорого осуществления своих идеалов. Главные их усилия были сосредоточенны на двух направлениях: участие в подготовке крестьянской реформы и завоевание русского общественного мнения. В 1856г. славянофилы получили возможность издавать свой журнал «Русская беседа», где были напечатаны последние и наиболее значительные философские работы И.В. Киреевского и А.С. Хомякова. Этим этапом заканчивается ранее славянофильство.
Четвертый этап охватывает 1861-75гг. Из ранних славянофилов только Ю.Ф. Самарин продолжал развивать философские воззрения А.С. Хомякова. К середине 70х годов разногласия в кружке относительно роли православия в обновлении общества, а также разногласия по польскому вопросу привели к распаду кружка. Споры велись вокруг основной проблемы: правит ли миром свободно творящая воля или же закон необходимости. Обсуждались также вопросы о том, в чем разница между русским и западноевропейским Просвещением - в одной лишь степени развития или в самом характере просветительских начал, а потому предстоит ли России заимствовать эти начала у Запада или же искать их в православно-русском быте. Важной темой споров был и вопрос об отношении православной церкви к латинству и протестантству: есть ли православие лишь первобытная среда, призванная стать почвой для более высоких форм религиозного миросозерцания, или же оно есть неповрежденная полнота откровения, которая в западном мире под влиянием латино-германских представлений пришла к раздвоению на противоположные полюсы. Славянофильство перестало существовать как особое направление русского идеализма, которое разрабатывало идеи совершенствования человека и общества в контексте православных ценностей.
Но, не нужно сводить это к упадку и деградации славянофильского учения. Главная линия в развитии позднего славянофильских мнений, оценок, убеждений, слияние с другими направлениями либерального движения на основе неопределенной программы земского либерализма.
Центральная тема философского
творчества ранних славянофилов Хомякова,
Киреевского, Аксакова, Самарина - это
обоснования своеобразия
Основные позиции
Вывод: мы выяснили причины и время создания славянофильского течения как самостоятельной структуры, узнали, что Центральная тема философского творчества ранних славянофилов Хомякова, Киреевского, Аксакова, Самарина - это обоснования своеобразия истории и культуры русского народа, и осознали, что основные позиции славянофильской философии, неприятие западного пути развития через создание промышленности, классовую борьбу и революции, обоснование исторической судьбы народа в контексте национальной психологии и вероисповедания.
1.2 Славянофилы и западники: общее и различное
Спор славянофилов и западников был спором о судьбе России и ее признании в мире. И те и другие любили свободу. И те и другие любили Россию, славянофилы, как мать, западники, как дитя.
Русская философия истории
должна была прежде всего решить вопрос
о смысле и значении реформы Петра,
разрезавшей русскую историю
как бы на две части. На этом прежде
всего и произошло
Обе системы взглядов вышли из одного общего источника, современных им западноевропейских философских течений, и этот факт наложил опечаток на их полемику, и те и другие в своих построениях основывались на некоторых исходных, хотя и разных, «началах». В итоге они пытались подойти к одной и той же проблеме, только с разных сторон, но поиски средств ее решения развели их по разные стороны баррикад. Общей была еще и вера в высокое историческое призвание России. И те и другие критиковали николаевский режим и крепостничество, отстаивали свободу совести, слова, печати. И те и другие были детьми русского просвещения XVIIIв., и те и другие испытали влияние идей декабристов.
Главным вектором полемики славянофилов и западников стала оппозиция «Россия - Европа» в связи с прогнозированием будущего страны. Все они были озабочены будущим России и с тревогой оценивали ее настоящее.
У классических славянофилов не было полного отрицания Запада, они не говорили о гниении Запада (для этого они были слишком универсалисты). Но они построили учение о своеобразии России и ее пути и хотели объяснить причины ее отличия от Запада. Они смешали свой идеал России, свою идеальную утопию совершенного строя с историческим прошлым России.
Западники смешивали свой идеал лучшего для России строя жизни с современной им Западной Европой, которая отнюдь не походила на идеальное состояние. И у славянофилов у западников был замечательный элемент, они противопоставляли свою мечту невыносимой николаевской действительности. Ошибочны были и те и другие. Одни не поняли неизбежности реформы Петра для самой миссии России в мире, не хотели признавать, что лишь в петровскую эпоху стали возможны в России мысль, и слово, и мысль самих славянофилов, стала возможна и великая русская литература. Западники не поняли своеобразие России, не хотели признать болезненность реформы Петра, не видели особенности России. Славянофилы были у нас первыми народниками, но народниками на религиозной почве. Славянофилы, как и западники, любили свободу и одинаково не видели ее в окружающей действительности.
Славянофилы стремились к органичности и целостности. Идея органичности взяты ими у немецких романтиков. Органичность была их идеалом совершенной жизни. Они проецировали эту идеальную органичность в историческое прошлое, в допетровскую эпоху, в петровскую эпоху они никак не могли ее увидеть.
Целостность и органичность России славянофилы противополагают раздвоенности и рассеченности Западной Европы. Они борются западными рационализмом, в котором видят источник всех зол. Этот рационализм они возводят к католической схоластике. На западе все механизировано и рационализировано. Рационалистическому рассечению противополагается целостная жизнь духа. И. Киреевскому в статье «О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России» удалось сформулировать типичные черты различия России и Европы. Само противоположение существует и внутри Западной Европы, например, противоположение религиозной культуры и безбожной цивилизации. Тип русского мышления и русской культуры все же очень отличается от западноевропейского. Русское мышление гораздо более тоталитарно и целостно, чем мышление западное, более дифференцированное, разделенное на категории. Центральная философская мысль, из которой исходит И. Киреевский, им выражена так: «Внутреннее сознание, что есть в глубине души живое общее сосредоточие для всех отдельных сил разума, и одно достойное постигать высшую истину - такое сознание постоянно возвышает самый образ мышления человека: смиряя его рассудочное самомнение, оно не стесняет свободы естественных законов его мышления; напротив, укрепляет его самобытность и вместе с тем добровольно подчиняет его вере». Славянофилы искали в истории, в обществе и культуре ту же духовную целостность, которую находили в душе. Они хотели открыть оригинальный тип культуры и общественного строя на духовной почве православия. «На западе, - писал Аксаков, - души убивают, заменяясь усовершенствованием государственных форм, полицейским благоустройствием; совесть заменяется законом, внутренние побуждения - регламентом, даже благотворительность превращается в механическое дело; на Западе вся забота о государственных формах». «В основании государства русского: добровольность, свобода и мир». Последняя мысль не соответствует исторической действительности и обнаруживает неисторический характер основных мыслей славянофилов о России и Западе.
Информация о работе Славянофилы как собиратели русского фольклора