Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 00:42, реферат
Гимназии имеют давнюю историю. Первые учреждения такого типа появились в Древней Греции как общественные школы физического воспитания («гимназия» (греческое γυμνάζω) буквально переводится как «упражняю в гимнастике»). Популярность гимназии в начальном значении этого слова обрели в государствах Малой Азии, в которых получила распространение греческая культура.
Не смотря на то, что синодский статут считался главным (всё-таки училище было кальвинистским), предполагается, что ректор и преподаватели гимназии пользовались обоими документами. Оба статута были одобрены князем.
Наличие двух одновременно действующих статутов регламентировало жизнь школы, систему и порядок обучения таким образом, что появились основания для того, чтобы назвать школу «Слуцкими Афинами» и «образцовой Слуцкой гимназией».
Евангельский статут строго обозначал каждый шаг воспитанников в соответствии с теми целями, ради которых было образовано училище.
До
1624 года выпускники должны были стать
кальвинистскими
Статут обязывал ректора и преподавателей вести праведный образ жизни, чтобы подавать хороший пример ученикам. Преподаватель гимназии за какую-либо провинность сначала облагался денежным штрафом, а потом ему выносился выговор от общины. Но положительные стороны педагогической деятельности в большей степени зависели от стремления преподавательского состава претворять в жизнь свои прогрессивные меры в процессе воспитания и обучения.
Но я хочу большее внимание уделить статуту 1628 года, так как именно он в большей мере оказывал влияние на деятельность гимназии. В то время, как во всей Европе в этот период наблюдался отход от идей гуманизма в угоду католицизму, Слуцкая гимназия наоборот оставалась цитаделью гуманизма. На это есть свои причины. В составе Речи Посполитой Слуцкое княжество обладало некоторой автономией и успешно сопротивлялось наступлению католицизма. Для защиты княжества князь-протестант был вынужден опираться на поддержку православных жителей Случчины. Благодаря такому тандему идеи католицизма не смогли широко распространиться на территоии княжества.
Но вернемся к статуту. Преподаватели должны были уважительно относится к личности ученика: запрещалось во всём потакать воспитанникам, но и относится к ним слишком сурово и жестко было нельзя.
Преподаватели не могли покинуть стены школы, пока там оставался хотя бы один ученик. Каждую субботу преподаватели и ректор просматривали ученические дневники (следили за тем, чтобы всё необходимое было в них записано).
Во время каникул преподаватели занимались со слабыми учениками: кратко передавали сущность того, что должно быть обязательно выучено. Учителя стремились не перегружать воспитанников, не давать им слишком большой объём материала для заучивания.
В
этом документе также идет речь о
последовательности изучения дисциплин
и о том, что необходимо учитывать
возрастные особенности учеников и
преподавать более сложные
Богословие авторы статута предлагают изучать лишь в рамках философии, а не как отдельный предмет. Для того времени это был довольно смелый и прогрессивный шаг.
В статуте делался акцент на том, что за религиозные спорами скрываются чьи-то интересы, причем не очень чистые и честные. Поэтому не стоит обращать внимание на то, кто какую религию исповедует.
Особенностью
статута является то, что это практически
единственное педагогическое произведение,
в котором описывается влияние
общественного окружения и
Также отмечается необходимость развивать у учеников чувство связи науки с жизнью, понимание того, что, не владея науками, нельзя защищать свои взгляды, интересы, опровергать доводы противников.
На
мой взгляд, очень интересен тот
факт, что особое внимание уделялось
красноречию. Его разделяли на два
вида: настоящее и подкрашенное.
Первое – добро, второе – игра, фальсификация
речи. Естественно, что в гимназии обучали
первому виду красноречия. Гимназистов
учили практическому применению приемов
красноречия. Преподаватели должны были
тщательно следить за стройностью мыслей
учеников, поощрять высказывания по существу,
чтобы «моладзь, у якой звестак мала, не
запаўняла старонкі сваіх запісаў адным
только бразгатаннем слоў і траскатнёй
выразаў» [6, c.15].
Статут Слуцкой школы (авторы: Р. Адами, А. Музониус, А. Добрянски). Из «Обращения к читателю»
«...У гэтай школе ёсць усё, што неабходна для дасягнення найвышэйшай ступені удасканалення. Toe, што іншым ліцэям здабыло славу i значэнне, ёсць у дастатку i у нас. Чысціня неба, урадлівасць глебы, багацце лясоў, садоў, рэк, лугоў у гэтым ласкавым клімаце настолькі вялікія, што можна падумаць, быццам шчодрымі рукамі самой прыроды, музамі i фацыямі усё гэта ад самага пачатку было выхавана i упрыгожана. Да гэтага трэба дадаць таленавітасць жыхароў.., якая нi ў чым не саступае хараству i замілаванню мясцовасці. Вельмі чалавечныя ix адносіны да чужаземцаў... І яны гатовы у любы час i у любым месцы прыйсці на дапамогу як вучням, так i настаунікам. Гэтую гуманнасць насельніцтва яшчэ больш дапауняюць іншыя незлічоныя годнасці, якімі добрае неба абдарыла гэты край. У тaкix умовах легка развіваюцца вялікія таленты, a ім часцей за усё спадарожнічаюць бязлітасныя 6агіні Галеча або Беднасць...
У
школе ажыццяўляецца
рух наперад не толькі
для знешніх даброт
жыцця, але, галоўным
чынам, да ўнутранага,
духоўнага развіцця.
Да гэтага заклікае
стараннасць вучоных:
яны трывала стаяць
на дазорнай школьнай
вежы, пастаянна рупліва i
зорка сочаць за бестурботнай i
санлівай моладдзю,
клапоцячыся аб яе карысці...
Прыходзьце ж усе, каму
дарагая Радзіма, хто
правільна ацэньвае
мэтанакіраванасць cвaix
учынкаў! НІкому не зыкрыты
шлях! Адчынены дзверы,
што вядуць да нашых
грацый i муз, для ycix
сумленных i шчырых людзей.
Узрост, становішча,
веравызнанне не маюць
для нас ніякай розніцы.
Месца на гэтых школьных
зэдлях прадстаўляецца
бедняку не менш, чым
прыхільніку Рэфармацыі. I
ўрэшце, хай нікога не
адштурхне ад нашага
парога разыходжанне
у рэлігіі, хай не адарве
ад валодання даступным
шчасцем з-за беспадстаўнага
страху... Мы ужо даўно
навучаны вопытам, што
рэлігія — прадмет пераканання,
а не наалля, i што замахваюцца
на нябесныя замкі з
безразважнай дзёрзкасцю
тыя, хто распаўсюджвае
зман сваёй веры на свядомасць i
на закон» [5,
c.106].
Как видно из статута, Слуцкая школа отличалась большой веротерпимостью и уважительным отношением к личности ученика.
Очевидно
и то, что князья Радивиллы придерживались
мнения о том, что образование
должно быть для всех равное, поэтому
они способствовали тому, чтобы дети
из простых семей тоже могли получить
образование (ярким примером этого
служит интернат, о котором упоминалось
ранее) . Благодаря им многие не очень
обеспеченные «слуцакі» получили возможность
стать образованными людьми.
На момент основания в гимназии был ректор и три преподавателя.
По итогам работы Слуцкой гимназии за 1617-1630 годы можно смело утверждать, что она сразу начала работать на достаточно высоком уровне. Уже через 7-8 лет после начала занятий ученики могли писать на латинском языке стихи. В 1625 году в Любче Слуцкое училище издало сборник стихов на латинском языке.
Вот
одно из стихотворений, вошедших в этот
сборник. Стихотворение называется
«Да Слуцка» и его автор
ученик гимназии Александр Бенецкий:
«Слуцк, ты цветешь урожаем полей, изобильем и златом,
Градам
соседним соперник единственный,
ты впереди» [6, c.9].
В это время курс обучения составлял то 10, то 8, то 6 лет. Ученики распределялись по трём классам (а в отдельные периоды времени существовали четвёртый и пятый классы). Срок обучения в каждом классе составлял два года. Самым младшим был третий класс, а второй и первый – самыми старшими.
Способ обучения был не предметный, как сейчас (то есть каждый преподаватель ведёт один предмет), а классный (по одному учителю на каждый класс).
В этот период в гимназии преподавались Закон Божий, языки (латинский, греческий, польский, немецкий) , этика, риторика, история, математика, законодательство. Те, кто в будущем собирался стать проповедником, изучали ещё и староеврейский язык. Те, кто хотел стать преподавателем, сразу после окончания гимназии поступали в университеты Англии, Германии, Бельгии [9].
Младшие
классы получали образование на польском
языке. Ученики старших классов
тренировались излагать свои мысли
на латинском. Для более качественного
изучения языков ученикам даже на переменах
и во время игр запрещалось
разговаривать на родном языке. Но родной
язык также включался в
Большое внимание педагоги уделяли физическому воспитанию. Девизом для них служило высказывание Платона: "Чтобы тело не закаливалось без ума, а ум без тела".
Занятия проводились каждый день с 9 до 11 часов утра и с 13 до 15-16 часов дня. В воскресение и по праздникам занятия не проводились.
Каждые полгода проводились публичные экзамены. На них присутствовали представители высших властей и родители учеников. В гимназии велся специальный альбом, куда почетные лица, присутствовавшие на экзамене, записывали свои фамилии. Этот альбом велся почти 142 года и являлся рукописной историей гимназии. В альбом записывались все важные события из жизни гимназии, фамилии ректоров, преподавателей, выпускников.
В начале каждого учебного года проходили вступительные испытания. В результате этих испытаний школа ежегодно пополнялась 10-25 новыми учениками (а порой меньше). Те, кто закончили гимназию, имели довольно прочные для своего времени знания [6, c.19].
Постепенно
Слуцкая гимназия завоевала славу
далеко за пределами Беларуси. Педагоги
считали честью возглавлять Слуцкую
школу.
После первого раздела Речи Посполитой в 1772 году польское правительство провело ряд реформ. Была создана специальная образовательная комиссия, которая состояла из наиболее образованных людей Польши того времени.
Кальвинистские училища и гимназии уклонились от надзора этой комиссии. Но влияние духа того времени дало о себе знать: литовский синод, в чьём подчинении находилась Слуцкая гимназия и который частично её финансировал, создал свою Образовательную комиссию. В её состав вошли три светских и три духовных лица.
Комиссией была получена инструкция, на основе которой должно было осуществляться управление. Согласно этой инструкции в гимназии сохранялись три класса, но следовало изменить порядок преподавания дисциплин. Комиссия решила ликвидировать поклассный метод преподавания. В первом и втором классе должны были работать по очереди два преподавателя в зависимости от их способностей к тем или иным наукам. Ликвидация поклассного метода должна была улучшить качество знаний.
Как и до реформы занятия проводились шесть часов: три до обеда и три после обеда. Но многие религиозные праздники не отмечались, и в эти дни занятия проводились.
Расширился круг предметов, которые должны были изучаться в гимназии. Были добавлены начала геометрии, географии, геометрии, тригонометрии, физики и чистописание.
Изменилась нумерация классов. Теперь первый класс стал самым младшим, а шестой - старшим [6, c.26].
По
окончании реформы (1778 год) гимназия
стала называться публичным евангельским
училищем, которое не давало среднего
образования. Но в это же время
при многих европейских университетах
стали открываться
После второго раздела Речи Посполитой (1793 год) Слуцк был присоединен к Российской империи. С этого момента Слуцкая гимназия развивается также, как и многие российские учебные заведения.
В 1802 в России было создано министерство просвещения. В этом же году в курс Слуцкого училища впервые включили русский язык (2 часа в неделю в каждом классе). В 1803 году училище переходит под контроль Виленского университета. И в этом же профессор этого университета Богуш проверял гимназию. Он был очень удивлен, что школа, про которую он так много слышал, находится в плачевном состоянии: не хватало книг, приборов, зарплата у преподавателей была смехотворной, отсутствовала дисциплина. Так Слуцкая гимназия оказалась на волосок от гибели. Богуш поставил вопрос о том, что в небольшом Слуцке нецелесообразно держать две школы (еще была католическая школа) и предложил закрыть кальвинистскую. Оно и понятно: он был католиком и отдал преимущество католической школе. Но в скором времени католическая школа была переведена в Несвиж и Слуцкую гимназию сохранили как единственное учебное учреждение в городе [6,c.25].
Информация о работе Слуцкая гимназия – старейшая гимназия Беларуси