Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 15:34, реферат
С открытием для русской колонизации обширных юго-восточных пространств среднего и нижнего Поволжья сюда устремился из центральных областей государства широкий поток крестьянского населения, стремившегося уйти от государева и помещичьего «тягла», и эта утечка рабочей силы повела к недостатку рабочих рук в центре. Чем больше уходило людей из центра, тем тяжелее давило государственное помещичье тягло на оставшихся.
ПЛАН
1. “Смутное время”: причины, сущность, проявления. ……………...3
1.1. Царь Борис Годунов и Лжедмитрий 1 (1598-1606)……………….4
1.2. Василий Шуйский и социальная смута……………………………7
1.3. Королевич Владислав………………………………………………10
1.4. Первое земское ополчение…………………………………………12
1.5. Второе земское ополчение (Минин и Пожарский)
Освобождение Москвы и избрание на царство М. Романова………..13
2. Проблема исторического выбора в период Смуты, возможные альтернативы развития………………………………………………16
2.1. Последствия смуты…………………………………………………19
Список литературы…………………………
1.3. Королевич Владислав. Поляки в Москве. Патриарх Гермоген.
После свержения Шуйского в Москве
наступило междуцарствие. Во главе
правительства оказалась
После того, как Жолкевский принял
предложенные Владиславу условия, Москва
27 августа торжественно присягнула
королевичу Владиславу как своему будущему
государю с условием, что он обещает
охранять православную веру. На последнем
условии категорически
Лжедимитрий был прогнан от Москвы и снова бежал в Калугу с Маринойи казачьим атаманом Заруцким. К королю Сигизмунду под Смоленск было послано посольство, во главе которого стояли митрополит Филарет и князь Василий Голицын; посольству было поручено настаивать, чтобы королевич Владислав принял православие и без промедления ехал в Москву, а королю со своим войском было предложено выйти из пределов Московского государства.
Однако планы Сигизмунда были другие:
он не хотел отпускать молодого сына
в Москву, тем более не хотел
позволить ему принять
Между тем Москва в сентябре 1610г.
с согласия бояр была занята польским
войском Жолкевского, который скоро
уехал оттуда передав команду
Гонсевскому. Во главе гражданского
правительства стали боярин Михаил
Салтыков и «торговый мужик» Федор
Андронов, которые и пытались управлять
страной от имени Владислава. Летом
(в июле) 1611г.был занят шведами
Новгород Великий почти без
Польская оккупация Москвы затягивалась, Владислав не принимал православия и не ехал в Россию, правление поляков и польских клевретов в Москве возбуждало все большее неудовольствие, но его терпели как меньшее зло, ибо присутствие польского гарнизона в столице делало ее недоступной для Тушинского (теперь Калужского) вора. Но в декабре 1610 г. Вор был убит в Калуге, и это событие послужило поворотным пунктом в истории Смуты. Теперь у служилых людей, и у «земских» людей вообще и у тех казаков, у которых жило национальное сознание и религиозное чувство, оставался один враг, тот, который занимал русскую столицу иноземными войсками и угрожал национальному русскому государству и православной русской вере.
Во главе национально-
1.4. Первое земское ополчение.
Голос патриарха Гермогена был скоро услышан. Уже в самом начале 1611 г. начинается широкое патриотическое движение в стране. Города переписываются между собою, чтоб всем прийти в соединение, собирать ратных людей и идти на выручку к Москве. «Главный двигатель восстания... был патриарх, по мановению которого, во имя веры, вставала и собиралась Земля».
Весною 1611 г. к Москве подступило земское
ополчение и начало его осаду.
В это время король Сигизмунд
прекратил бесконечные
Значительная часть Москвы в
марте 1611 г. подверглась разгрому и
сожжению со стороны польского гарнизона,
желавшего предупредить восстание,
причем было избито несколько тысяч
жителей. Пришедшее под Москву земское
ополчение состояло из двух различных
элементов: это были, во-первых, дворяне
и дети боярские, во главе которых
стоял знаменитый в то время рязанский
воевода Прокопий Ляпунов, а во-вторых,
казаки, во главе которых стояли
бывшие тушинские бояре, князь Трубецкой
и казачий атаман Иван Заруцкий.
После многих разногласий и раздоров,
воеводы и ополчения
Однако приговор 30 июня не устранил
антагонизма между дворянами
и казаками и личного соперничества
между Ляпуновым и Заруцким. Дело
кончилось тем, что казаки, подозревая
Ляпунова во враждебных умыслах, вызвали
его в свой круг для объяснения
и здесь зарубили его. Оставшись
без вождя и напуганные казацким
самосудом, дворяне и дети боярские
в большинстве разъехались из-
1.5. Второе земское ополчение (Минин и Пожарский). Освобождение Москвы и избрание на царство Михаила Романова.
Неудача первого земского ополчения огорчила, но не обескуражила земских людей. В провинциальных городах скоро снова началось движение за организацию нового ополчения и похода на Москву. На этот раз исходным пунктом и центром движения стал Нижний Новгород во главе с его знаменитым земским старостою Кузьмою Мининым, который в сентябре 1611 г. выступил в нижегородской земской избе с горячими призывами помочь Московскому государству, не жалея никаких средств и никаких жертв. Городской совет, из представителей всех слоев населения, руководил начальными шагами - сбором средств и призывом ратных людей. Начальником земского ополчения был приглашен «стольник и воевода» Дмитрий Михайлович Пожарский, способный военачальник и человек с не запятнанной репутацией; хозяйственную и финансовую часть взял на себя «выборный человек всей землею» Кузьма Минин. В ноябре движение, начатое Нижним, охватило уже значительный приволжский район, а в январе ополчение двинулось из Нижнего сначала к Костроме, а потом к Ярославлю, куда оно прибыло к началу апреля 1612 г., встречая по пути живейшее сочувствие и поддержку со стороны населения.
Узнав о движении нижегородского ополчения, Салтыков со своими приспешниками потребовали от патриарха Гермогена, чтобы он написал грамоту с запрещением нижегородцам идти к Москве. Земское ополчение оставалось в Ярославле около 4-х месяцев; это время прошло в напряженной работе над восстановлением порядка в стране, над созданием центральных правительственных учреждений, над собиранием сил и средств для самого ополчения. Вокруг ополчения объединилось больше половины тогдашней России; в городах работали местные советы из представителей всех слоев населения, а из Ярославля назначали в города воевод. В самом Ярославле образовался земский собор, или совет всея земли, из представителей с мест и представителей от служебных людей, составлявших ополчение; этот совет и был временной верховной властью в стране.
Помня судьбу Ляпунова и его ополчения, Пожарский не спешил идти к Москве, пока не соберет достаточно сил. В конце июля ополчение Пожарского двинулось из Ярославля к Москве. Услыхав о его движении, атаман Заруцкий, увлекши с собой несколько тысяч «воровских» казаков, ушел из-под Москвы в Калугу, а Трубецкой с большинством казацкого войска остался, поджидая прихода Пожарского. В августе ополчение Пожарского подошло к Москве, а через несколько дней к Москве подступил польский гетман Ходкевич, шедший на помощь польскому гарнизону в Москве, но был отражен и вынужден отступить.
В сентябре подмосковные воеводы договорились,
«по челобитью и приговору
всех чинов людей», чтобы им вместе
«Москвы доступать и
22-го октября казаки пошли
на приступ и взяли Китай-
Временное правительство Трубецкого
и Пожарского созвало в Москву
выборных из всех городов и из всякого
чина людей «для земского совета и
для государственного избрания». Земский
собор, заседавший в январе и феврале
1613 г., был по составу наиболее полным
из московских земских соборов: на нем
были представлены все классы населения
(за исключением холопов и
2. Проблема исторического
выбора в период Смуты,
«В развитии московской Смуты ясно различаются три периода. первый может быть назван династическим, второй - социальным и третий - национальным. Первый обнимает собою время борьбы за московский престол между различными претендентами до царя Василия Шуйского включительно. Второй период характеризуется междоусобной борьбою общественных классов и вмешательством в эту борьбу иноземных правительств, на долю которых и достается успех в борьбе. Наконец, третий период Смуты обнимает собою время борьбы московских людей с иноземным господством до создания национального правительства с М.Ф. Романовым во главе».
Борьба за власть и за царский престол, начатая московским боярством, привела впоследствии к полному крушению государственного порядка, к междоусобной «борьбе всех против» и к страшной деморализации, которая нашла особенно яркое выражение в тушинских «перелетам» и в тех диких и бессмысленных зверствах и насилия над мирным населением, которые совершали шайки «воровских людей».
Нет сомнения, что в середине Смутного времени (начиная с 1606 г.) мы наблюдаем элементы «классовой борьбы», или восстания бедных против богатых, но в большей мере это было всеобщее междоусобие, которое одна из ярославских грамот второго земского ополчения характеризует в следующих словах: «собрався воры изо всяких чинов учинили в Московском государстве междоусобное кровопролитие и восста сын на отца, и отец на сына, и брат на брата, и всяк ближний извлече меч, и многое кровопролитие христианское учинилося».
Современники точно и
В период так называемого междуцарствия (1610-1613 гг.) положение Московского государства казалось совершенно безвыходным. Поляки занимали Москву и Смоленск, шведы - Великий Новгород; шайки иноземных авантюристов и своих «воров» разоряли несчастную страну, убивали и грабили мирное население. Когда земля стала «безгосударной», политические связи между отдельными областями порвались, но все же общество не распалось: его спасли связи национальные и религиозные. Городские общества центральных и северных областей, возглавляемые своими выборными властями, становятся носителями и проповедниками национального сознания и общественной солидарности. В своей переписке города призывают одни других «быти в любви и в совете и в соединении друг с другом», и «в том крест целовати меж себя, что нам с вами, а вам с нами и ожить и умереть вместе», и за «истинную христианскую веру на разорителей нашея християнские веры, на польских и литовских людей и на русских воров стояти крепко», а потом «выбрати бы нам на Московское государство государя всею землею Российской державы». Вожди нижегородского ополчения, со своей стороны, призывают города соединиться, «чтоб нам, по совету всего государства, выбрати общим советом государя, чтоб без государя московское государство до конца не разорилося»..., «и выбрати б нам государя все Землею...всемирным советом».