Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:31, контрольная работа
Сосуществование в любом развитом обществе всех четырех элитных групп, а также неравномерная индивидуальная эволюция разных их представителей, накладываясь на соответствующие тенденции в развитии общественных отношений, приводят в итоге к тому, что каждая из этих групп подразделяется на несколько подгрупп, воспроизводя стратификацию, свойственную всей политической элите.
Введение стр.2
Внутренняя иерархия политической элиты стр.3
Элита и контрэлита дореволюционной России стр.10
Революция 1917-20 гг.: судьбы элиты и контрэлиты стр.14
"Пролетарская" бюрократия и ее эволюция стр.18
Социальный облик политической элиты России 90-х гг. стр.23
Заключение стр.26
Список литературы стр.27
Содержание.
Введение.
Люмпены, чиновники, предприниматели и интеллигенция — это идеальные типы, которые поддаются вычленению только с относительно недавнего времени. На формирование политической элиты в течение даже не столетий, а тысячелетий существенное влияние оказывали родовые и сословные отношения, равно как и господство религиозного мировоззрения, что способствовало сакрализации власти. Так, бюрократия как класс — прямая наследница военно-феодального сословия (недаром долгое время ее высшие слои формировались по сословно-родовому принципу). Только полное искоренение родовых и сословных пережитков позволило бюрократии стать “классом в себе”. Класс буржуазии, несмотря на то что зачатки гражданских отношений возникли еще внутри античной общины, также вырос в рамках феодального общества на базе одного из сословий. “Вход” в политическую элиту открылся для его представителей только после зарождения парламентаризма и существенного ограничения сословного принципа. Интеллигенция может вести свою родословную от духовенства, но вообще она не слишком укладывалась в рамки сословий, поэтому ее представителям если и удавалось войти в политическую элиту, то исключительно путем чиновной службы. Люмпенов во все времена “выносило наверх” только в переходные эпохи, когда рушились прежние общественные отношения, а новые утвердиться еще не успевали. Когда же переход завершался, на периферии политической элиты оседал довольно мощный слой люмпеноидов, грезивших о возвращении былого (что находило отклик в тех слоях общества, которые тоже тяжело адаптировались к новым реалиям). Однако только сравнительно недавно сколько-нибудь значительная прослойка люмпенов смогла цивилизоваться настолько, чтобы претендовать на роль хотя и низшей по статусу, но все-таки элитной страты.
Сосуществование
в любом развитом обществе всех четырех
элитных групп, а также неравномерная
индивидуальная эволюция разных их представителей,
накладываясь на соответствующие тенденции
в развитии общественных отношений,
приводят в итоге к тому, что
каждая из этих групп подразделяется
на несколько подгрупп, воспроизводя
стратификацию, свойственную всей политической
элите. Например, буржуазная политическая
элита включает в себя не только
“чистых” предпринимателей, но и предпринимателей-люмпенов,
предпринимателей-чиновников и предпринимателей-
1. Внутренняя иерархия политической элиты
Многолетний мониторинг деятельности современных политических партий и политической элиты страны в целом привел автора к выводу, что активной политической деятельностью, в том числе и созданием политических организаций, занимаются представители четырех основных классов: 1) люмпены и люмпеноиды; 2) бюрократия (чиновничество); 3) буржуазия (предприниматели); 4) интеллигенция. Каждому из этих классов свойствен определенный тип мировоззрения, укорененный в основах их социального бытия. Представители этих классов способны навязывать свое видение мира остальному обществу – особенно очевидным это становится в условиях демократии, предоставляющей членам социума возможность выбора между различными типами мировоззрения.
В свою очередь, влияние процессов, охватывающих общество в целом, на политическую элиту имеет ограниченный характер. Оно не касается сути мировоззрения и сводится к изменению удельного веса различных элитных групп – выведению на авансцену одних и вытеснению на второй план, а то и вовсе на периферию других.
Определим вкратце суть каждого из указанных выше типов мировоззрения.
1.
Люмпенов отличают две
Вообще, типичная
для мировоззрения люмпенов установка
– это борьба всех против всех. Необходимость
же сплочения в мало-мальски
Люмпен внеидологичен, или, скорее, доидеологичен. До высоких материй ему нет никакого дела. В более или менее развитых обществах, предполагающих если не самостоятельную выработку, то свободный и сознательный выбор индивидуумом своего мировоззрения, люмпен-политик вынужден мимикрировать под какую-либо идеологию. Причем идеология для подобной мимикрии выбирается, как правило, довольно примитивная и, что характерно, весьма агрессивная к окружающему миру, полная ксенофобии и социальной озлобленности – националистическая, религиозно-фундаменталистская, право– и леворадикальная, т.е. такая, которая ставит исповедующего ее субъекта во главу мира, а всем, кто не желает этого признавать, отводит роль его злейшего врага. Подобные идеологии весьма благосклонны к насилию как методу достижения целей. Более того, этот метод является для них предпочтительным.
Отличие люмпеноида
от люмпена заключается, по большому
счету, только в том, что если люмпен
всем своим существованием отрицает
легитимность имеющей место социальной
структуры, то люмпеноид некогда
являлся ее частью, но, будучи из нее
вытеснен, стал ее непримиримым врагом.
В своем стремлении вернуть прежний
порядок он проявляет себя таким
же эгоцентристом, солипсистом и
волюнтаристом, что и люмпен. По мнению
люмпеноида, для восстановления некогда
бывшего положения вещей, которое
он считает единственно
В отличие от люмпена, люмпеноид не чужд идейности. Он не притворяется приверженцем той или иной идеологии, он искренне верит в то, что пропагандирует. Мало того, в своих убеждениях люмпеноид довольно стоек – порой до фанатичности. Другое дело, что исповедуемые им идеологии – это как раз те, под которые и мимикрирует люмпен, т.е. национализм, религиозный фундаментализм, правый и левый радикализм и т.п. Причем в своем радикализме, нетерпимости, экстремизме и готовности к насилию люмпеноид может дать фору любому люмпену.
2.
Мир глазами чиновника – это
строго иерархизированная
В принципе, чиновник
– вовсе не раб идей. Даже в
современном обществе в обыкновении
представителей бюрократии всячески подчеркивать
свою аполитичность, свой т.н. "прагматизм".
Когда же необходимость публичной
политической деятельности заставляет
их формулировать свои идейные предпочтения,
они проявляют изрядную гибкость,
подстраиваясь под запросы
3.
Предприниматели видят мир
Несмотря на высокий уровень конкуренции, основной чертой, наиболее высоко котирующейся среди предпринимателей, является не столько жесткость в борьбе за прибыль, сколько гибкость, умение договариваться ко взаимной пользе, а также способность нести ответственность за принятые на себя обязательства. Именно способность договариваться и следовать достигнутым договоренностям воспринимается предпринимателями как главный залог успеха.
В принципе, отношения, практикующиеся между предпринимателями, можно охарактеризовать как договорные, или, в точном смысле слова, гражданские, на что, собственно, и указывает происхождение термина "буржуазия", "бюргеры" (т.е. горожане, граждане). Общественный договор, о котором писал Руссо [Руссо Ж.-Ж. 1998], – это и есть тип отношений, связывающий как представителей буржуазии между собой, так и в целом класс предпринимателей с пользующимся его поддержкой государством. Не зря парламентаризм – это способ достижения договоренностей, наиболее понятный буржуазии. Именно в парламенте каждая из сторон, опираясь на имеющуюся в ее активе поддержку избирателей, добивается наиболее выгодных для себя условий, признавая при этом необходимость нести некие обязанности перед социумом. Данная модель во многом воспроизводит повседневную предпринимательскую практику. Нельзя при этом не отметить, что идеал парламента для буржуазии – это парламент, избираемый в соответствии с имущественным цензом. Человек, не способный заработать, не имеет, по мнению предпринимателей, и права голоса, поскольку предъявлять права может только тот, кто несет обязанности, – иждивенцам в их мире места нет.
Как и чиновник,
предприниматель отнюдь не идеократичен.
Абстрактной идее он всегда предпочитает
конкретный интерес. Тем не менее
его жизненный опыт убеждает его
в необходимости гарантий личной
свободы, частной собственности
и общественной безопасности. Предприниматель,
как правило, – стихийный либерал
и сторонник имущественно-
Информация о работе Социальный облик политической элиты России 90-х гг