Сословно-представительная монархию в России (середина XVI- середина XVII вв)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 20:58, курсовая работа

Описание

Эта политическая форма складывается в результате борьбы монархов (великих князей и царей) за дальнейшее укреп­ление централизованного государства. Власть монарха в этот пе­риод еще недостаточно сильна, чтобы стать абсолютной. Внутри господствующего класса монархи и их сторонники боролись с вер­хушкой феодальной аристократии (бывшие удельные князья, крупные бояре), противодействующей централизации государст­ва. Монархи в этой борьбе опирались на дворян и верхушку го­рожан, которых пришлось более широко привлечь к власти.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩЕСТВЕННЫЙ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ МОНАРХИИ В РОССИИ
1.1. Общественный строй
1.2. Государственный строй
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ПРАВА
2.1. Гражданское право
2.2.Уголовное право
2.3.Процессуальное право
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

курссословнопредставитмонархия.doc

— 132.50 Кб (Скачать документ)

Все земские соборы можно условно разделить на четыре ос­новные группы: 1) соборы, которые созывал царь по своей ини­циативе; 2) соборы, которые созывал царь, но по инициативе со­словий; 3) соборы, созванные сословиями или по их инициативе в отсутствие царя либо направленные против него; 4) соборы, из­бирающие на царство.

Первая группа соборов была преобладающей. Ко второй груп­пе относится, например. Собор 1648 г., который царь был вынуж­ден созвать по требованию сословий. К третьей группе следует отнести соборы, которые действовали против царя (у власти в то время, в 1611-1613 гг., находился польский королевич). Соборы решали вопросы об избрании царей, начиная с 158"4 г. после смер­ти Ивана Грозного и кончая избранием на царство Петра и Ивана Алексеевичей[6].

В исторической литературе высказывалось мнение, что зем­ские соборы были совещательными органами при царе. В действительности же они являлись высшими органами государственной власти.

В середине XVI в. завершился переход от дворцово-вотчинной к приказной системе управления. Постепенно сложилась развет­вленная система приказов.

В период становления приказной системы ведущая роль при­надлежала военно-административным приказам. В это время про­изошла реорганизация армии. Основу ее составляли дворянская конница и стрельцы, появившиеся в результате реформы, про­веденной Иваном IV. Необходимость в стрелецком войске воз­никла в связи с развитием и совершенствованием огнестрельного оружия. Для управления стрельцами был создан специальный приказ.

Формированию новой организации Русского государства сопротивлялись крупные бояре-землевладельцы, которые привыкли являться в походы со своими полками и занимали места в сраже­ниях по своему выбору. Царское законодательство распространи­ло принцип обязательной военной службы на все разряды феода­лов. Всем помещикам и вотчинникам предписывалось являться в поход с оружием и со своими людьми. В отличие от Западной Ев­ропы, где военные силы формировались из вербованных или наня­тых войск, армия России состояла из собственных подданных. К лицам, обязанным нести службу, относились «служилые люди по отечеству» (князья, бояре, дворяне, дети боярские) и «служилые люди по прибору» (стрельцы, городовые казаки, пушкари и др.)[7].

Личным составом боярской и дворянской конницы ведал Раз­рядный приказ, который фиксировал все случаи назначения на службу, перемещения в должностях. Назначения на должности осуществлялись в соответствии с принципом местничества — по родовитости, знатности.

Поместными земельными владениями служилых дворян ведал Поместный приказ, который следил за тем, чтобы дворяне обес­печивались поместными землями за военную службу в соответст­вии с установленными нормами. Возник также Казачий приказ, который ведал казачьими войсками.

Появились в это время специальные территориальные прика­зы, ведавшие делами тех территорий, которые были присоединены к России или осваивались. К ним относились Казанский и Сибирский приказы. В дальнейшем стал функционировать и Малорос­сийский приказ, ведавший делами Украины.

В период сословно-представительной монархии зарождается центральный полицейский орган. Вначале действовала комиссия Боярской думы по разбойным делам, затем создается Разбойный приказ. Он разрабатывал для местных органов наказы по вопро­сам борьбы с общеуголовными преступлениями, назначал на мес­тах соответствующих должностных лиц.

Обслуживанием личных потребностей царя и его семьи веда­ли специальные дворцовые приказы. К ним относились: приказ Большого дворца (управлял дворцовыми землями), Конюшен­ный (ведал царской конюшней), Ловчий и Сокольничий приказы (охотничьи). Постельничий (ведал царской спальней) и др. Долж­ности руководителей этих приказов считались особо почетными и важными, в соответствии с принципом местничества их могли за­нимать наиболее родовитые феодалы.

Дворяне и дети боярские при Иване IV получили определен­ные привилегии — могли обращаться к суду самого царя. В связи с этим образовался специальный Челобитный приказ.

В конце XVII в. создается система судебных приказов (Мос­ковский, Владимирский, Дмитровский, Казанский и др.), которые выполняли функции высших судебных органов. В дальнейшем эти приказы, а также Челобитный слились в единый Судный приказ[8].

В деятельности Российского государства большое значение имел Посольский приказ, который ведал многообразными внеш­неполитическими вопросами. До его возникновения вопросами внешней политики Российского государства занимались многие органы. Отсутствие единого центра посольского дела создавало неудобства. Непосредственное участие Боярской думы во всех внешнеполитических вопросах было нецелесообразным. В этих делах следовало принимать участие ограниченному числу лиц, чтобы избежать разглашения государственной тайны. Царь считал, что все основные вопросы внешней политики (особенно оператив­ные) должны решаться лично им. Помогать в этом были призваны начальник Посольского приказа и небольшое число приказных.

Основные обязанности Посольского приказа состояли в том, чтобы вести переговоры с представителями иностранных госу­дарств. Эту функцию непосредственно выполнял сам начальник приказа. В нем вырабатывались важнейшие документы, в которых обосновывалась позиция Российского государства по различным внешнеполитическим вопросам. Кроме того, он решал пограничные конфликты, занимался обменом пленных и пр. Появление По­сольского приказа оказало влияние на снижение роли Боярской думы в решении вопросов внешней политики. Царь редко с ней советовался по этим вопросам, полагаясь главным образом на мне­ние Посольского приказа.

Во второй половине XVI в. создается специальное централь­ное учреждение, ведавшее делами о холопах. До сих пор этим за­нимались местные органы управления и Казенный приказ, кото­рый выполнял одновременно множество других функций. Теперь в связи с развитием кабального холопства возникает потребность в специальном органе. Главная обязанность Холопьего приказа заключалась в регистрации кабальных записей в особых книгах. Кроме того, он рассматривал иски по делам о беглых холопах, для которых существенное значение имела регистрация холопьих гра­мот в приказе.

Переход к сословно-представительной монархии привел и к существенному изменению местного управления. Система кормле­ния была заменена новой, основанной на принципе самоуправле­ния. В середине XVI в. вместо наместников-кормленщиков были введены губные органы. Они выбирались из среды опреде­ленных слоев населения. Дворяне и дети боярские выбирали главу губного органа—губного старосту, которого утверждал в долж­ности Разбойный приказ.

Аппарат губного старосты состоял из целовальников, избирав­шихся посадскими и верхушкой чернотяглого крестьянства. Целовальники — выборные должностные лица, которые назывались так потому, что они целовали крест с присягой верно служить на этой должности.

Губные органы как сословно-представительные учреждения могли успешно функционировать при условии коренной реорга­низации системы феодальных иммунитетов. Стоглавый собор 1551 г. принял решение о прекращении выдачи тарханов — гра­мот, которые предоставляли феодалам особые права и привилегии (право суда, освобождение от ряда повинностей и др.). Феодаль­ные иммунитета приводили к тому, что светский или церковный феодал мог устанавливать на определенной территории порядки по своему усмотрению, получал право не соблюдать некоторые общегосударственные правовые нормы. Теперь это исключалось.

Наряду с губными создавались земские органы самоуп­равления, вопрос о которых был рассмотрен Стоглавым собором 1551 г., одобрившим предложение царя о повсеместном введении в стране выборных старост, целовальников, сотских и пятидесят­ских. Реализация этого решения началась на черносошном Севере.

Первым шагом в этом направлении было принятие при Ива­не IV Мало-Пинежской земской уставной грамоты, в которой предусматривалась замена суда кормленщиков судом выборных старост. По просьбе черносошных крестьян и посадских людей ряд мест черносошного Севера переводился на откуп, который выражался в определенных денежных суммах, выплачиваемых земскими органами феодальному государству. Местное население как бы выкупало у государства право избавляться от кормленщи­ков и решать свои местные вопросы самостоятельно. Аналогич­ные грамоты стали выдаваться многим местам северного Поморья. Позднее царь дал указание об отмене кормлений по всей земле и введении земского самоуправления. Были определены конкретные сроки передачи кормлений на откуп[9].

К ведению земских органов относились прежде всего сбор по­датей и суд по гражданским и мелким уголовным делам. Более крупные дела рассматривались губными органами. Земские ста­росты и другие должностные лица свои обязанности по рассмот­рению гражданских и уголовных дел выполняли без взимания пошлин с населения. Тем самым отменялся прежний порядок, при котором наместники-кормленщики взимали многочисленные пош­лины в свой карман.

Крестьянская война под предводительством Болотникова и годы иностранной интервенции убедили царя в том, что на губные и земские органы нельзя полностью полагаться. Поэтому допол­нительно к ним были учреждены воеводы, которые назнача­лись Разрядным приказом из числа бояр и дворян, утверждались царем и Боярской думой. В больших городах назначались несколь­ко воевод, но один из них считался главным. В отличие от кор­мленщиков воеводы получали государево жалованье и не могли обирать местное население.

Одна из главных задач воевод состояла в обеспечении финан­сового контроля. Они производили учет количества земли и до­ходности земельных участков всех хозяйств. Сборы государствен­ных налогов непосредственно проводили выборные старосты и целовальники, но надзор за ними осуществляли воеводы.

Важной государственной функцией воевод был набор на воен­ную службу служилых людей из дворян и детей боярских. Воево­да составлял на них списки, вел учет, проводил военные смотры, проверял готовность к службе. По требованиям Разрядного приказа воевода направлял военнослужащих на места службы. Он ведал также стрельцами и пушкарями, наблюдал за состоянием крепостей.

При воеводе имелась специальная приказная изба, которую возглавлял дьяк. В ней велись все дела по управлению городом и уездом. В процессе деятельности воевод им все в большей степени подчинялись губные и земские органы, особенно по военным и полицейским вопросам.

Регламентация прав и обязанностей воевод была столь неопределенной, что они уточняли их сами в процессе своей деятель­ности. Это создавало возможности для произвола. Воеводы путем вымогательства взяток изыскивали дополнительные источники до­ходов, не довольствуясь жалованьем. Особенно велик был произ­вол воевод в Сибири.


ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ПРАВА

 

Важным источником права в этот период являлся Судебник.

1550 г. (в истории он получил название Царского). В нем отрази­лись изменения в российском законодательстве с 1497 по 1550 г.

К источникам, содержавшим главным образом нормы цер­ковного права, а также некоторые нормы гражданского, семей­ного, уголовного права, относился так называемый Стоглав

1551 г. —собрание постановлений Собора[10]. Значительный инте­рес представляет в этот период такой источник права, как устав­ные книги приказов.

Крупнейшим законодательным актом того времени явилось Соборное Уложение 1649 г. Непосредственным поводом для его принятия послужило вспыхнувшее в 1648 г. восстание по­садских людей Москвы. Посадские обратились к царю с челобит­ными об улучшении своего положения и о защите от притеснений. В это же время свои требования царю предъявили дворяне, кото­рые считали, что их во многом ущемляют бояре. Царь подавил восстание посадских, но все же был вынужден отложить взыска­ние недоимок, облегчить в некоторой мере положение посадских. В июле 1648 г. он приказал начать разработку проекта нового за­кона под названием «Уложение».

Главнейшая причина принятия Соборного Уложения заключа­лась в обострении классовой борьбы. Царь и верхушка господстаующего класса, напуганные восстанием посадских, стремились для успокоения народных масс создать видимость облегчения положе­ния тяглого посадского населения. На решение об изменении за­конодательства повлияли челобитные дворянства, в которых со­держались требования об отмене урочных лет.

Соборное Уложение 1649 г. — значительный шаг вперед по сравнению с предыдущим законодательством. В этом законе ре­гулировались не отдельные группы общественных отношений, а все стороны общественно-политической жизни того времени. В Соборном Уложении 1649 г. нашли отражение правовые нормы различных отраслей права.

 

2.1. Гражданское право

 

В этот период получают юридическое закрепление сложившиеся ранее три основных вида феодального землевладения. Первый вид—собственность государства или непосредственно царя (дворцовые земли, земли черных во­лостей). Второй вид—вотчинное землевладение. Будучи услов­ной собственностью на землю, вотчины имели все же иное право­вое положение, чем поместья. Они передавались по наследству. Существовало три их вида: родовые, выслуженные (жалованные) и купленные. Законодатель заботился о том, чтобы число родовых вотчин не уменьшалось. В связи с этим предусматривалось право выкупа проданных родовых вотчин. Третий вид феодального зем­левладения —поместья, которые давались за службу, главным об­разом военную. Размер поместья определялся служебным поло­жением лица. Поместье не могло передаваться по наследству, фе­одал пользовался им до тех пор, пока служил.

Различие в правовом положении между вотчинами и помес­тьями постепенно стиралось. Хотя поместье не передавалось по наследству, его мог получить сын, если он нес службу. Было ус­тановлено, что, если помещик умер или покинул службу по ста­рости либо болезни, то он сам или его вдова и малолетние дети могли получить часть поместья на «прожиток». Соборное Уложе­ние 1649 г. разрешило производить обмен поместий на вотчины. Подобные сделки считались действительными при следующих ус­ловиях: стороны, заключая между собой меновую запись, обязы­вались эту запись представить в Поместный приказ с челобитной на имя царя.

Информация о работе Сословно-представительная монархию в России (середина XVI- середина XVII вв)