Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 18:00, реферат
«Сталин сохранил Россию, показал, что она значит для мира. Поэтому я как православный христианин и русский патриот низко кланяюсь Сталину» (Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) 1877-1961 гг).
«Сталин – это человек в крови. Я видел его резолюции, которые пачками он подписывал вместе с Молотовым, Ворошиловым, Кагановичем и Ждановым. Это самая пятерка была инициативная» (Горбачев М.С.).
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. «Перековка советского материала» (на примере литературы). Формовка
советского читателя…………………..…………………………….....……5
Глава II. Кремлевская критика (на примере киноиндустрии).
«Сталин смотрит кино»…………………………………………………...11
Глава III. Политическая цензура (на примере радиовещания).
«Мистический голос»…………………………………………………….17
Заключение……………………………………………………………………….23
Приложение………………………………………………………………………24
Список используемой литературы……………………………………………...25
Однако
сложность оперативной
Подписание
советского-германских договоров 1939 г.
повлекло за собой ряд других внешнеполитических
шагов советского руководства, прежде
всего территориального характера.
Перед исторической наукой, таким
образом, стояло две задачи: во-первых,
необходимо было дать историческое подтверждение
всем современным событиям; а во-вторых,
события должны были отложиться в сознании
людей с определенным к ним отношением.
Да и нацисты надеялись укрепить необычный
альянс с большевиками не только политическими
средствами, но и путем оживления культурных
связей. Они готовы были даже на «культурное
соглашение» в виде договора, предусматривавшего
книгообмен, взаимное знакомство с произведениями
литературы и искусства, научные контакты,
участие в художественных, технологических
выставках. Подобное соглашение так и
не было подписано, но культурные связи
двух стран в 1939-1941 года значительно расширились
(одним из проявлений культурных связей
был взаимный обмен корреспондентами,
представлявшими средства массовой информации
СССР и Германии)8.
Так,
говоря о жестких условиях сталинского
периода, приводя примеры политизации
литературы и формирования читательского
мировоззрения, уместным будет обратиться
к передовому призыву «Правды» от
12 апреля 1935г.: «Использовать библиотечные
богатства для целей коммунизма, для партийной
политико-воспитательной работы».9
Формирование партийной идеологии в советской
культуре, как в просветительской сфере,
было одной из важнейших задач, преследуемых
правительством в период сталинизма.
Глава II
Кремлевская критика (на примере киноиндустрии).
«Сталин смотрит кино»
«…творческая судьба и даже жизнь практически любого видного культурного деятеля стали зависеть от личного отношения к нему или к ней Сталина.
Конкретные идеологические указания менялись с головокружительной быстротой, часто в непредсказуемом или загадочном направлении. Угадать их эволюцию было затруднительно, покорно следовать за ними, не теряя при этом остатков самоуважения и творческой честности, - невозможно. Да это и не ценилось.
Единственный
шанс выжить представлялся в принятии
неких написанных параметров культурного
дискурса, предлагаемых Сталиным на каждом
новом витке советской истории.
Эти параметры часто
Непосредственное общение Сталина с кинематографистами началось еще в период Великого немого. Появление «Броненосца Потемкина» и «Матери», их успех на мировом экране еще более укрепил в его сознании значение искусства, которое могло служить важным политическим инструментом. Кино быстро почувствовало твердую «сталинскую руку». Первым, на кого обрушился удар, были молодые режиссеры Александр Зархи и Иосиф Хейфиц, воспитанники ленинградской киношколы. Обоим было около двадцати лет, когда они сделали первый фильм «Моя родина», начавший успешный путь на экранах страны, сопровождаемый хвалебными отзывами печати, одобренный на просмотрах в профессиональной сфере. Зерхи и Хейфиц возвращались с юга, когда прочитали в свежем номере «Правды» официальное сообщение: «Картина «Моя родина» воспрещена к демонстрации по всему СССР, как вредная». Фильм смотрел тов. Сталин. Известно, что после просмотра он сказал: «Фильм сделали чужие руки».
Картина Зархи и Хейфица, несколько экзотичная для своего времени. Действие проходило большей частью на советско-китайской границе и за кордоном. Картина рассказывала о добрых чувствах, установившимися между советскими людьми и китайцами, живущими по разные стороны границы, даже когда подверглись серьезным испытаниям. Китайские милитаристы претендовали на советскую собственность – Китайско-Восточную железную дорогу (КВЖД). Возник вооруженный конфликт.
История картины закончилась по законам своего времени: режиссеры были исключены из комсомола, им пришлось возвратить почетные грамоты и щедрые для того времени подарки, полученные от Главного Политического Управления Красной Армии и Военно-морского флота. Картина не только была запрещена к демонстрации, но фактически уничтожена, негативная пленка начисто смыта. Многие позитивные части исчезли бесследно. Однако вскоре «чужие руки» сделали для Красной армии новый фильм – «Горячие денечки», «Депутат Балтики» и «Член правительства». Но и этих прославленных картин не миновала общая участь – они были удостоены замечаний Хозяина. Так, после просмотра «Депутата Балтики» режиссеры получили предписание изменить одну из центральных, кульминационную и едва ли не самую лучшую из сцен фильма.
Нечто подобное произошло и с «Членоп правительства». По требованию Сталина была вырезана из фильма большая часть прохода Соколовой-Марецкой после конфликта с мужем по ночной деревне, исключительно тонко выражавшая ее душевное состояние. Снятый длинной панорамой, он передавал целую гамму человеческих чувств. Женщина шла в печальном одиночестве, немного выпившая, сетующая на нелегкую бабью долю. Проход Соколовой прервал сердитый окрик Сталина: «Не может председатель колхоза идти по деревне пьяной! Какой же у нее будет авторитет?»
Список подобных сцен, похороненных «верховным судьей», не мал. Его примеру следовали и судьи меньшего ранга из партийного аппарата республик, обкомов, горкомов, всех, кто был причастен к одобрению или неодобрению законченных производством фильмов попадавших в идеологическую мясорубку.
Трудно сложилась творческая судьба великого Мастера советского кино Эзенштейна Сергея Михайловича. После мирового успеха «Броненосца Потемкина» два последующих его фильма – «Октябрь» и «Генеральная линия» - не поднялись на достигнутую вершину.
Осенью 1929 года группа Эзенштейна выехала за рубеж. К нему поступило предложение от известного писателя Э. Синклера – снять фильм о Мексике. Эпопея, состоявшая из отдельных новелл, посвященная истории и культуре страны, получила название «Да здравствует Мексика!». Съемки в Мексике затягивались из-за производственных и финансовых затруднений. К тому же руководство в Москве, относившееся к этой картине недружественно, настойчиво требовало быстрейшего возвращения группы. Нашлись «доброжелатели», муссировавшие слухи о намерении Эзенштейна не вернуться на Родину. Слухи дошли до Сталина, - к подобным обвинениям, как известно, он прислушивался очень внимательно. Он отправляет телеграмму за его личной подписью. Пренебрегая элементарным этическим нормам, Сталин пытался «оговорить» Эзенштейна в глазах Синклера, оказав тем самым на него давление, чтобы прекратить работу: «Эзенштейн потерял расположение своих товарищей в Советском Союзе. Его считают дезертиром, который разорвал отношения со своей страной. Как это не прискорбно, но это факт…»
Сингер решительно отверг сталинское обвинение и встал на защиту Эзенштейна, направив Сталину ответное письмо. Ложь, дошедшая до вождя, явно не подтвердилась. Но подозрения остались. Он никогда от них не отступал. Эзенштейн вернулся в, но практически был лишен возможности снимать. Все его творческие предложения наталкивались на неодолимую преграду. Заявка режиссера на сценарий эксцентрической музыкальной комедии «МММ», которая очень была ему по душе, отвергнута, такая же судьба постигла остальные предложения. В их числе: «Слово о Полку Игореве», «Испания» - о борьбе с нарождавшимся в мире фашизмом, «Условия человеческого существования» по роману известного французского писателя А. Мальро и многие другие. А те картины, которые всё-таки удавалось снять мастеру, подвергались жесткой критике - Эзенштейну приписывали и формализм, и мистицизм, и натурализм, утверждая, что вся творческая практика режиссера идет от его «несоветского мировоззрения».11
Тяжелые
баталии разыгрывались при
Так же решительно отвергались сценарии, содержавшие малейшую критику фашистского режима, опасаясь, что подобные фильмы могут вызвать недовольство гитлеровской Германии. Ведь тогда уже был подписан пресловутый пакт. Поспешно исчезли с экранов фашистские фильмы «Профессор Мамлок», «Семья Оппенгейм». Вскоре такая же судьба постигла «Александра Невского».12
Сталинский
режим, стремясь максимально показать
германской стороне свое дружеское
расположение, продемонстрировал достижение
высокого эффекта в деле руководства
культурой. Особенно ярко это проявилось
на примере руководства
Высказав идею о создании фильма об Иване Грозном, Сталин предложить подобрать для этой работы крупного мастера-режиссера. Выбор пал на Эйзенштейна. Сценарий, написанный им, Сталин прочел. Одобрив его, подчеркнул: «Иван Грозный, как прогрессивная сила своего времени, и опричнина, как его целесообразный инструмент, вышли неплохо». Фраза, в которой акцент был поставлен на «прогрессивном царе» и опричнине, как «целесообразном инструменте», конечно, не была случайной. Но намерение режиссера было определенное: создать исторически правдивую фигуру царя Ивана, дать подлинно историческую трактовку тем кровавым испытаниям, которые были пережиты в его царствование государством Российским.
Когда
Сергей Михайлович завершил первую серию
фильма, картину хорошо принял и «главный
судья». Во второй серии приходились расхождения
между Сталиным и режиссером, в тот момент,
где боярская оппозиция, озлобившая царя
Ивана, привела к необузданному разгулу
террора опричников, названных Сталиным
«целесообразным инструментом». Наблюдались
серьезные расхождения со сценарием, утвержденным
Сталиным. Когда просмотр второй части
состоялся в Кремле, Сталин бросил короткую
фразу: «Не фильм, а какой-то кошмар! ...у
нас во время войны руки не доходили, а
теперь мы возьмемся за всех вас как следует…».
Мастера кино, постановщики, режиссеры,
авторы сценариев обвинялись в пренебрежении
к идейно-художественному содержанию
своих произведений; легкомысленном и
безответственном отношении к своим обязанностям;
недобросовестной работе над созданием
кинофильмов.14
М.
И. Ралин писал в своих
Глава III
Политическая цензура (на примере радиовещания)
«Мистический голос»
Согласно
последним исследованиям