Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 18:00, реферат
«Сталин сохранил Россию, показал, что она значит для мира. Поэтому я как православный христианин и русский патриот низко кланяюсь Сталину» (Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) 1877-1961 гг).
«Сталин – это человек в крови. Я видел его резолюции, которые пачками он подписывал вместе с Молотовым, Ворошиловым, Кагановичем и Ждановым. Это самая пятерка была инициативная» (Горбачев М.С.).
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. «Перековка советского материала» (на примере литературы). Формовка
советского читателя…………………..…………………………….....……5
Глава II. Кремлевская критика (на примере киноиндустрии).
«Сталин смотрит кино»…………………………………………………...11
Глава III. Политическая цензура (на примере радиовещания).
«Мистический голос»…………………………………………………….17
Заключение……………………………………………………………………….23
Приложение………………………………………………………………………24
Список используемой литературы……………………………………………...25
Развитее радио, как средство связи, его информационного и творческого потенциала совпало с процессом становления сталинского режима. Как нечто совершенно новое, радио в своей и содержательной, и организационной основе очень чутко впитывало все атрибуты тоталитарной власти. Вот почему «Чудо XX века», действительно зарождается как народная трибуна и мощное культурное средство, трансформировалось в «постоянно бубнящую черную тарелку», символизирует сталинскую эпоху.
Особую привлекательность радио имело в глазах обывателя, мифологизировавшего всех, кто был связан со «звучащим невидимкой». Поэтому так непросто и противоречиво складывались взаимоотношения между «четвертой властью» и «властью первой», отчетливо сознававшей зависимость своего политического успеха от уровня ангажированности журнализма. Вообще заслуги прессы и журналистов в становлении и «обслуживании» тоталитарных режимов зачастую определяющие. Подмена нравственных основ профессиональной этики журналиста принципами «партийности печати и литературы» обусловила функции и характер советских масс-медиа. Впрочем, общим местом является утверждение о том, что об уровне демократии в государстве свидетельствует наличие независимой и самостоятельной журналистики и что, напротив, тоталитарный режим различными средствами, от непосредственной цензуры до мер финансовой, кадровой и иной политики, стремится к созданию системы «карманных» масс-медиа, полностью зависимых от власти. Именно в связи с той действительно первостепенной ролью, которая была исторически отведена радио в 1930 годы, особое значение приобретает анализ механизма идеологического руководства им со стороны партии и государства, формирования системы контроля над его работой.
Специфика, которая характеризует контроль над радио со стороны государствующей идеологии, вытекает из правового статуса информационного канала. Статус, в свою очередь, напрямую обусловлен законодательством в области свободы слова и печати; организационными формами собственности радиокомпаний и агентств, радиопередающих средств связи; конкретными формами и методами идеологического контроля над содержательной частью радиосообщений. Формирование радиоэфира идет по нескольким направлениям: определение структуры вещания – «эфирной сетки» или программы вещания, с помощью которой осуществляется распространение общественно-политических, культурных и других ценностей.
Организация непосредственного контроля (предварительного и последующего) цензурными органами микрофонных материалов проходит в два этапа: 1) Просмотр и утверждение микрофонных папок; 2) Прослушивание (тотальное и выборочное) радиопрограмм. Здесь достаточно четко можно проследить картину складывания системы контроля внутри Радиокомитета.
Система
сталинского радиопропаганды
Очень важным по своей сути событием в истории радио и радиовещания в нашей стране стала организация осенью 1924 г. акционерное общество «Радиопередача».
Первый этап существования «Радиопередачи» характеризовался полной поддержкой его деятельности государства и партийных органов. Однако в 1926 году появились проблемы в получении с Наркомпочтеля части абонентской платы за радиоустановки. Эти сложности, а так же противоречия между представителями «Радиопередачи» и государственными органами управления культурой и связью (Наркомпрос, Наркомпочтель) приняли хронический характер, становясь непримиримыми. Так началась борьба радио с государством за стремительно увеличивающуюся прибыль и возможности влияния на аудиторию.
С 1925 года постепенно стал складываться порядок осуществления контроля над структурой и содержанием радиопрограмм. Так, 2 ноября 1925 года. Приказом №21 по правлению акционерного общества «Радиопередача» был установлен порядок, при котором лица, не имеющие непосредственного отношения к передаче, категорически запрещалось входить в радиостудию.16
Первое принципиальное решение «О радиоцензуре» было принято на заседании Радиокомиссии Агитпропа ЦК РКП(б) 3 декабря 1925 г. Главлиту было предложено немедленно приступить к контролю радиовещания, положив в основу временную инструкцию, которая устанавливала: 1) политический контроль Главлита над работой радиовещательных организаций; 2) обязательную регистрацию в органах Главлита всех учреждений и организаций, занимающихся радиовещанием, с указанием используемых радиостанций; 3) создание института уполномоченных Главлита, отвечающих за политическую сторону работы радиовещательных организаций; 4) предварительный контроль материалов и выдачи разрешительных виз; 5) специальный контроль над трансляцией докладов и прений, происходящих на съездах и конференциях и др.
Было так же принято решение об обязательном предоставлении для цензуры предварительных программ радиопередач с их последующей публикацией в прессе: план художественно-постановочного репертуара – за три месяца, детальные радиопрограммы – не менее чем на неделю вперед; внеплановые радиопередачи подвернулись оперативному цензурированию. Регулярная публикация радиопрограмм в прессе была вызвана именно требованиями цензуры, а не стремлением удовлетворить потребности аудитории.
Первый период борьбы за влияние и контроль на радио был обозначен критикой, развернувшийся в прессе и на заседаниях многочисленных. «Радиопередача» все больше испытывала давление и вмешательство со стороны радиокомиссий и радиосоветов ЦК ВКП(б), Главполитпросвете, Наркомпросе, Главреперткоме, конкурирующих идеологических инстанций, в свои внутренние дела. В 1926 году Главполитпросвет инициировал «дело ”Рабочей радиогазеты”» о серьезной реорганизации. Руководство «Радиогазеты» яростно сопротивлялось. Между тем 4 июля 1928 года Политбюро ЦК приняло постановление о ликвидации «Радиопередачи» с дальнейшим возложением ее функции на Наркомпочтель РСФСР, несмотря на предложения Радиокомиссии Политбюро ЦК. 13 июля было принято постановление СТО «О реорганизации радиовещания», деятельность акционерного общества «Радиопередача» была приостановлена в соответствии с положением об акционерных обществах от 17 августа 1927 года.17
Вся организация и руководство радиовещанием была возложена на Народный комиссариат почт и телеграфов. Однако статус второстепенного, провинциального управления не мог удовлетворить Агитпроп ЦК. Решение Политбюро ЦК ВКП(б) от 21 августа 1931 г. «О радиовещании» было направлено на «наилучшее» использование радио в целях агитации и пропаганды и выделение радиовещания из НКПТ в ведение ЦК ВКП(б) (руководитель – Ф. Кон), оставив в НКПТ административно-хозяйственную часть» 26 августа 1931 г. Политбюро приняло повторное решение об организации самостоятельного Радиокомитета, но в старой структуре Наркомпочтеля при идеологическом руководстве Культпропа ЦК. Борьба продолжалась и на заключительном этапе формирования Радиокомитета в 1932-1933 гг. Наконец, 31 января 1933 г. постановление СНК СССР был образован Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию (ВРК) при СНК СССР. Деятельность данного комитета полностью контролировалось и финансировалось государством. Таким образом, была создана государственная структура управления, с помощью которой отныне осуществлялось руководство всех форм, прежде всего идеологическое.
Параллельно
шло цементирование радиоцензуры, которая
приобретала все большую
Однако, невысокий профессиональный уровень текстов, однообразие жанров (лекция, беседа, литературная композиция), а главное – их тематика («Церковные шпионы японского империализма», «Ленин и Сталин – вожди и организаторы Красной армии», «За сталинские семь – восемь миллиардов пудов зерна»), превратившие речевой эфир второй половины 1930-х годов в однообразный фон, указывали на контрастное выделение художественного и музыкальное вещание. Объем программ музыкального вещания к 1936 году стал занимать половину всего объема эфира. Одним из ведущих направлений была классическая музыка русских и западных композиторов: предавались концерты, знакомившие радиослушателей с различными музыкальными эпохами и стилями; транслировались оперные и музыкальные спектакли из ведущих театров Москвы и Ленинграда. Именно на радио в 1934 году прозвучала опера Д. Шостаковича «Катерина Измайлова», ставшая в дальнейшем объектом беспощадной борьбы партии с формализмом в музыке. Предметом легкой дискуссии являлась легкая музыка на радио. Особые нарекания со стороны авторитетных советских музыкантов и композиторов вызывала танцевальная и джазовая музыка. Однако, уступая пожеланиям определенной части аудитории, музыкальная редакция планировала концерты легкой и танцевальной музыки в ночное время.
Таким
образом, пройдя через жесткую цензурную
обработку радиокультуры, в результате
монополизации всех средств и каналов
радиовещания включая и технические, государство
приобрело мощное информационное орудие,
которое использовалось в пропаганде
и манипуляции массовым сознанием.19
Заключение
Такой представляется нам советская культура периода сталинизма: полная идеологических соображений, монополитизированая, зацементированная цензурой. Во многих источниках литературы подробно описаны процессы навязывания партийной идеологии не только деятелям культуры, но и всему советскому обществу, соответственно. В некоторых книгах можно отчетливо проследить историю личных отношения тех или иных творцов и вождя, особенно примечательна в этом смысле издание Соколова Б.В. «…Культура под сенью великого кормчего», отличающейся особым легким слогом.
Так одни были хулигански обруганы, другие - оклеветаны и обречены на долгие мучения, третьи – вовсе отлучены от того, что составляло сущность их жизни, - от сцены и экрана, от читателя и зрителя. Намерение было одно – иссушить их души, по выражению Анны Ахматовой «наградить немотой».20
Тем
не менее, целый ряд произведений
литературы и искусства, созданный
в условиях тоталитарного режима,
выдержали проверку временем, пришли
через воздействие атмосферы
культа личности Сталина, политическую
конъюнктуру, субъективистские подходы;
и сегодня представляют эстетический
интерес с художественной точки зрения.
К бесспорным достижениям культуры предвоенного
периода можно отнести роман М. Шолохова
«Тихий Дон», поэзию Б. Пастернака и А.
Ахматовой, симфонии Д. Шостаковича, С.
Прокофьева, А. Хачатуряна, кинофильмы
«Броненосец Потемкин», «Мать», «Да здравствует
Мексика!» и многие другие. Все это – есть
истории, часть современной культуры,
путь совсем не безупречной; но, быть может,
в будущем мы достигнем это культурной
золотой середины…
Приложение
Количество передач
Структура основных направлений и форм советского радиовещания
в 1924-1926 гг.
Направление и формы | 1924-1925 | 1925-1926 |
радиогазеты | 642 | 735 |
Лекции
и доклады:
агитациаонно-пропагандистские культурно-просветительские |
28 400 |
43 375 |
концерты студийные организованные для передачи в эфир специально из радиостудии | 50 | 369 |
Трансляции художественные (учтены внестудийные трансляции концертов и музыкальных спектаклей. Оригинальные спектакли в тот период не учитывались) | 10 | 153 |