Советская система пенсионного обеспечения и организация управления ею

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 21:03, статья

Описание

Пенсионное обеспечение – базовая и одна из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения любой страны, а косвенно практически все трудоспособное население. Статья 7 Конституции провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»1.

Работа состоит из  1 файл

статья рабочая версия итог.docx

— 67.25 Кб (Скачать документ)

     В 1933 году25 функции по руководству развитием социального страхования были переданы в Управление профсоюзами: «Нет никакого сомнения в том, что передача функций органов Наркомата Труда профсоюзам поможет дальнейшему улучшению материального положения и культурно-бытового обслуживания рабочего класса и ускорит построение в нашей стране бесклассового общества».26 При этом следует отметить, что система пенсионного обеспечения функционировала ещё далеко неидеально, проводимые проверки состава пенсионеров, выявляли «случаи получения пенсии лицами, восстановившими полностью трудоспособность, а также лица, не имеющие права на пенсию»27.

     Основные расходы по финансированию системы пенсионного обеспечения при передаче функций социального страхования профсоюзам легли на государственный бюджет, который был фактически объединен с бюджетом социального страхования. Социальное страхование приобрело дотационный (госбюджетный) характер.

     Иначе дело обстояло с пенсионным обеспечением колхозников. Если работники совхозов имели право на государственное пенсионное обеспечение, то колхозники, как труженики кооператива, такого права не имели. Отсутствие права на получение государственной пенсии колхозниками в данный период, можно объяснить как с финансовой, так и с идеологической точки зрения. Бюджетных средств для обеспечения всех трудящихся пенсиями на тот момент не хватало, и изначально планировалось в области распределения заменить торговлю общегосударственным распределением продуктов28. В таком случае, колхозы – это форма кооператива в сельской местности, тогда как в городе должны быть созданы рабочие и общегражданские кооперативы. Вместе они формировали бы единую сеть потребительских коммун29. То есть социальное обеспечение (в том числе и пенсионное) должно осуществляться за счет самого кооператива, что и было воплощено в области пенсионного обеспечения колхозников.

     Выплата социальных пособий по нетрудоспособности и старости колхозникам возлагалась непосредственно на артели, которые должны были создать с этой целью социальный фонд и кассу взаимопомощи. Крестьянские хозяйства, единоличные и коллективные, были обязаны страховать своих наемных работников и работниц в страховой кассе. Из этих отчислений формировались страховые кассы, из которых и выплачивались пенсии и пособия колхозникам. 30

     «Примерный  Устав сельхозартели» (1935 год) обязывал правление колхоза по решению общего собрания членов артели создавать социальный фонд для оказания помощи инвалидам, старикам, колхозникам, временно утратившим трудоспособность, нуждающимся семьям военнослужащих, для содержания детских садов, яслей и сирот. Фонд должен был создаваться из полученного колхозом урожая и продуктов животноводства в размерах не свыше 2% от всей валовой продукции колхоза. Колхоз, по возможности, выделял в фонд помощи продукцию и денежные средства. По своему усмотрению колхозы также могли устанавливать престарелым колхозникам и инвалидам труда постоянное пенсионное обеспечение путем ежемесячной выдачи им продуктов, денег или начислять трудодни. Размеры и порядок пенсионного обеспечения (пенсионный возраст и необходимый для получения пенсии трудовой стаж) определялись общим собранием членов артели или собранием уполномоченных31. То есть пенсии на этом этапе развития системы пенсионного обеспечения колхозникам выплачивались, но не государством, а самим колхозом.

     Конституция СССР 1936 года закрепляло право каждого гражданина СССР на социальное обеспечение32, независимо от его социального положения. Были отменены ограничения в пенсионном обеспечении по государственному социальному страхованию, установленные для граждан, ранее лишенных избирательных прав. Преимущественными основаниями для социального обеспечения были определены старость, болезнь, потеря трудоспособности. Это право «обеспечивалось широким развитием социального страхования рабочих и служащих за счёт государства, бесплатной медицинской помощью трудящимся, предоставлением в пользование трудящимся широкой сети курортов»33.

     В соответствии с постановлением Совета народных комиссаров СССР от 23 марта 1937 года «О снятии некоторых расходов с бюджета государственного социального страхования и изменении тарифа страховых взносов» пенсионное обслуживание (назначение пенсий по социальному страхованию и их выплата неработающим пенсионерам) перешло из ведения профсоюзов в ведение государственных органов социального обеспечения. Согласно Протоколу заседания Президиума ВЦСПС от 26 марта 1937 года, эти изменения в структуре управления пенсионным обеспечением связывались прежде всего с «крупнейшими недостатками работы профессиональных союзов в области социального страхования», «вредительством троцкистов и правых, пробравшихся в профсоюзный аппарат и расхищавших страховые средства»34.  За профсоюзами, однако, сохранялись функции, связанные с общественным контролем за расходованием средств, выделенных на пенсионное обеспечение, и сбором документов для назначения пенсии.

     Постановлением  Совета народных комиссаров СССР от 16 июля 1940 года были утверждены пенсии военнослужащим рядового и младшего состава срочной  службы и их семьям,  постановлением Совета народных комиссаров СССР от 5 июня 1941 года — пенсии лицам высшего, старшего и среднего начальствующего  состава сверхсрочной службы, служащим рядового состава сверхсрочной службы и их семьям. Кроме того, Президиум  Верховного Совета СССР 26 июня 1941 года принял Указ “О порядке назначения и выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего состава в  военное время”35.

     Таким образом, к началу Великой Отечественной  войны была создана система социального  обеспечения, охватывающая всех трудящихся (рабочих, служащих, интеллигенции и  членов их семей), во всех случаях утраты ими заработка. 

     После Великой Отечественной войны  в СССР совершенствование законодательства в области пенсионного обеспечения граждан было продолжено. В 1946 году Наркомат социального обеспечения был преобразован в Министерство социального обеспечения36, на которое возлагалось руководство социальным обеспечением, контроль за реализацией соответствующего законодательства, обеспечение назначения и выплаты пенсий и пособий, организация врачебно-трудовой экспертизы, осуществление мероприятий по трудовому устройству и профессиональному обучению инвалидов, материально-бытовое обслуживание пенсионеров, граждан, находящихся в домах для престарелых и инвалидов, организация протезно-ортопедической помощи и общее руководство деятельностью всесоюзных обществ глухонемых, касс общественной взаимопомощи колхозов и касс взаимопомощи пенсионеров.

     С середины 1950-х годов начался новый этап развития социальной защиты и формирования ее органов в СССР: «Успехи развитии социалистического хозяйства, достигнутые советским народом под руководством Коммунистической партии Советского Союза, позволяют в настоящее время осуществить дальнейшее улучшение дела пенсионного обеспечения37». К 1956 году было завершено восстановление народного хозяйства, разрушенного во время войны, таким образом, сложились условия, при которых могли быть выделены дополнительные средства на пенсионное обеспечение. К тому же назрела необходимость повышения уровня обеспечения нетрудоспособных граждан, так как размеры пенсий оставались неизменными с 1940х годов, в то время как заработные платы выросли в несколько раз за этот же период38.

       В 1956 г. Верховный Совет СССР принял Закон «О государственных пенсиях в СССР», по которому устанавливался порядок назначения пенсии по старости на общих основаниях мужчинам, достигшим 60 лет, при общем стаже работы не  менее 25 лет, женщинам, достигшим 55 лет, при стаже работы не менее 20 лет39.

     В зависимости от события, при наступлении  которого предоставлялось пенсионное обеспечение по социальному страхованию, законодательством этого этапа  выделяются следующие виды пенсий: по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, на общих и льготных условиях, за выслугу лет. Комиссии по назначению пенсий образовывались исполнительными комитетами районных (городских) Советов депутатов трудящихся40.

     Введение  закона о пенсионном обеспечении граждан упорядочивало пенсионное законодательство: до 1956 пенсионное обеспечение регулировалось более чем 960 законодательными актами41.

     Немаловажно, что с введением в действие Закона «О государственных пенсиях в СССР», размер минимальных пенсий существенно повышался (до 400 и 340 рублей для государственных рабочих и служащих в городе и селе соответственно), приближаясь к уровню минимальной заработной платы (400-500 рублей)42.

     К этому времени стало очевидным, что социальное обеспечение (в том числе и пенсионное) колхозников должно осуществляться не только за счет самого кооператива, поскольку эта идея оказалась несостоятельной и разрыв в уровне материального обеспечения пенсионеров государственного и кооперативного сектора общественного производства только увеличивался.

     С выходом в 1964 г. закона «О пенсиях и пособиях членам колхозов» происходит окончательное становление пенсионной системы СССР, и государство полностью берет обязанности по выплатам пенсий на себя: «В настоящее время имеется возможность ввести более устойчивую систему социального обеспечения в колхозах путем установления пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца и пособий для женщин-членов колхозов по беременности и родам»43. При этом колхозы по своему усмотрению могли сохранить свои пенсионные выплаты в дополнение к государственной пенсии.

     «Советский народ под руководством с Коммунистической партии Советского Союза достиг, особенно в последнее десятилетие, огромных успехов  в коммунистическом строительстве, в развитии производительных сил страны, создал мощную, всестороннее развитую экономику. Это позволяет Советскому государству систематически повышать благосостояние народа и все полнее удовлетворять его растущие потребности…Установление государственной системы социального обеспечения колхозников становится новым важным стимулом к дальнейшему подъему трудовой активности колхозного крестьянства и увеличения производства сельскохозяйственных продуктов»44.

     Для выплаты пенсии образовывался Централизованный союзный фонд социального обеспечения колхозников, который формировался из отчислений от доходов колхозов и ежегодных ассигнований по Государственному бюджету СССР45. «Повышение благосостояния трудящихся становится все более настоятельной потребностью самого нашего хозяйственного развития, одной из важных экономических предпосылок быстрого роста производства»46.

     В советское время трудящиеся полностью  были освобождены от необходимости самостоятельного сбора и подготовки документов, для оформления на пенсию. Эту работу Правительство с 1 июля 1969 г. целиком возложило на администрацию и профсоюзные организации предприятий и учреждений, правления колхозов, на колхозные советы социального обеспечения. Следует также отметить, что совершенствовалась и сама организация работы по назначению и выплате пенсий и пособий. С этой целью в стране осуществлялся планомерный переход на новую форму организации труда – централизация начисления и выплаты пенсий и пособий. Централизация позволила усилить контроль за назначением и выплатой пенсий и пособий. Установленный порядок контроля предполагает исключение фактических ошибок, которые могли бы привести к ущемлению прав пенсионеров или к переплатам государственных средств. В совершенствовании системы пенсионного обеспечения важную роль играли комиссии по назначениям пенсий, которые образовывались при исполнительных комитетах районных (городских) Советов народных депутатов. Эти комиссии, будучи общественными коллегиальными органами, представляли собой то важное звено, через которое Советское государство непосредственно осуществляло распределение части общественных фондов потребления, идущей на выплату пенсий и пособий трудящихся. Выплаты и льготы из общественных фондов потребления играли важную роль в улучшении материального положения трудящихся и пенсионеров. Согласно официальным материалам, выплаты и льготы из общественных фондов потребления постоянно увеличивались и в 1927-28 годах составили 200 млн. рублей; в 1965 году объем общественных фондов потребления был равен 41,9 млрд. рублей, а в 1982 г. они достигли уже 128,3 млрд. рублей47. Однако в данной статье мы не будем подробно освещать этот аспект пенсионного обеспечения граждан.

     В сельской местности подготовкой  документов колхозников для назначения пенсий и пособий занимались колхозные советы социального обеспечения, которые являлись представительным органом колхозов и действовали на общественных началах48. Правление колхоза и колхозный Совет социального обеспечения оформляли необходимые документы о стаже работы и заработке членов колхоза и направляли их в комиссию по назначению пенсий и пособий колхозникам49.

     Средства  на государственное пенсионное обеспечение, как и средства на государственное  пенсионное страхование, аккумулировались в бюджете государственного социального  страхования, который  в свою очередь  являлся составной частью  государственного бюджета страны. Пенсионное обеспечение  осуществлялось органами министерств  социального обеспечения союзных  республик. Назначались пенсии специальными комиссиями,  в составе представителей местных органов государственной  власти с участием профсоюзных органов (при назначении пенсий рабочим, служащим) или совместно с представителями  колхозной общественности (при назначении пенсий членам колхозов), офицерскому  составу Советской Армии и  Флота – органами министерства обороны  СССР с учётом их воинского звания и срока службы в армии.

     Существовало  большое количество дополнительных выплат пенсионерам. К примеру, граждане, имевшие особые «заслуги перед государством в области революционной, государственной, общественной и хозяйственной деятельности или за выдающиеся заслуги в области  культуры, науки и техники, а в  случае смерти этих лиц — членам их семей…»50 в зависимости от заслуг получали персональные пенсии союзного, республиканского и местного значения. Для персональных пенсионеров предусматривались определённые льготы (занимаемая ими жилая площадь оплачивалась в размере 50%, предоставлялась 50%-ная скидка за пользование отоплением, газом, электроэнергией, 80%-ная скидка со стоимости лекарств, бесплатное протезирование и т. д.51).

     Таким образом, на наш взгляд, в СССР были созданы максимальные удобства для трудящихся при реализации ими права на пенсионное обеспечение. В соответствии с Конституцией СССР все граждане имели право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца. Это право реализовывалось путем общего социального обеспечения рабочих, служащих и колхозников, пособиями по временной нетрудоспособности и выплатой за счет государства и колхозов пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца; а также другими, не менее важными, формами социального обеспечения.

Информация о работе Советская система пенсионного обеспечения и организация управления ею