Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 14:48, курсовая работа
Выявить особенности отношений между СССР и Китайской Республикой в период 1918-1925 годах.
Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
Отследить в каких взаимоотношениях находились СССР и Китай с 1918 по 1925 года.
Проанализировать позиции России и Китая на данный период.
Рассмотреть путь к заключению Соглашения 1924 года.
Проанализировать «+» и «-» Соглашения 1924 года.
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Установление российско – китайские отношения в период 1918-1925 гг.
1.1Дипломатические отношения………………………………………6
1.2 Экономические отношения………………………….......…......11
Глава 2. Советско – китайское соглашение 1924 г.
2.1 Проведение переговоров по Соглашению 1924 года………………………………………………………………………..17
2.2 Подписание Соглашения 1924 года: основные требования сторон…………………………………………………………………….20
Заключение………………………………………….........................24
Приложение……………………………………………………………..27
Библиографический список…………………………………………..33
Сунь
Ятсен выступил со специальным манифестом,
в котором писал, что «китайский народ
полон благодарности России за это проявление
справедливости и дружбы. Многие десятилетия
Китай принуждался к заключению договоров
с иностранными державами, по которым
он терял свои суверенные права и соглашался
на унизительные условия. Китайско-русское
соглашение полностью отвечает принципам
равенства и взаимного уважения к суверенитету
обоих государств»4.
1.2 Экономические отношения.
Если говорить о советско-китайских торговых отношениях 1918-1925 гг., то их следовало бы разделить на два периода. С 1918 по 1922 и с 1923-1925 года. Такое разделение необходимо в связи с тем, что до 1922 года Китай имел отношение с РСФСР, а потом уже, после образования в 1922 году новой республики, с СССР.
Итак, русско-китайские торговые отношения имеют многолетнюю историю, и по сей день, они остаются крупными торговыми и экономическими партнерами. Но на период 1918-1922 года торговые отношения между РСФСР и Китаем почти полностью прекратились. Это было связано с тем, что 24 декабря 1917 года пекинское правительство издало распоряжение о запрещении экспорта из Китая в Советскую Россию. Но, не смотря на все попытки, полностью прервать существующие уже более 250 лет торговые связи между русским и китайским населением не удалось.
В годы гражданской войны на Дальнем Востоке, с Сибири и Средней Азии широкий размах приняла контрабандная торговля. На тот момент таможенная служба прекратила свою деятельность, и по существу, линия русско-китайской границы оставалась без надзора. Контрабандная торговля в этот период была хорошо налаженным и организованным делом. Представители крупных отрядов контрабандистов проникали на отдельные русские золотые прииски, пушные фактории, пункты сбора лекарственных трав, в оленеводческие хозяйства, где обменивали промышленные и продовольственные товары на золото, ценную пушнину, женьшень и панты5. Контрабандная торговля способствовала быстрому росту китайских торговых городов и поселений на реках Амур, Аргунь, Уссури и в других приграничных районах.
Как пишет Сладковский, в таких чрезвычайных условиях, порожденных гражданской войной, которая нарушила связи приграничных районов России с торгово-промышленными центрами страны, характер и структура русско-китайской торговли существенно изменилось.
Так, хлопчатобумажные ткани, одежда, руды, цемент, галантерейные, бакалейные, писчебумажные и москательные товары почти полностью выбыли из товарооборота. В рассматриваемые годы русский экспорт в Китай составлял лишь товары, производимые в приграничных районах, - главным образом уголь, лес, пушнина, лекарственное сырье.
М. И. Сладковский приводит таблицу статистики китайской таможни по общим суммам оборота.
1917г. | 1918 г. | 1919 г. | 1920 г. | 1921 г. | 1922 г. | |
Китайский экспорт в эвропейскую часть России морским путем | 492,1 |
0,1 |
47,8 |
5,7 |
156,9 |
0,6 |
Китайский импорт из европейской части России морским путем | 36,7 |
16,0 |
18,3 |
0,3 |
_ |
28,9 |
Товарооборот | 528,8 | 16,1 | 66,1 | 6,0 | 156,9 | 29,5 |
Ввоз из Китая в Россию через сухопутную границу |
13841,4 |
2485,2 |
7667,9 |
5281,7 |
2795,3 |
6305,6 |
Ввоз из России в Китай через сухопутную границу | 3021,5 |
1807,0 |
2397,2 |
4354,6 |
1316,1 |
5902,9 |
Товарооборот | 16862,9 | 4292,2 | 10065,1 | 9636,3 | 4111,4 | 12208,5 |
Общий экспорт из Китая в Россию | 51243,1 |
18400,2 |
29636,8 |
17956,0 |
17377,7 |
32572,1 |
Общий импорт в Китай из России | 11554,3 |
8049,7 |
19545,3 |
11935,4 |
6657,3 |
11849,2 |
Общий товарооборот | 62797,2 | 16499,9 | 49182,1 | 29892,3 | 24035,0 | 44421,9 |
Из
приведенной таблицы можно
Более благоприятное положение сложилось на среднеазиатской границе после подписания 27 мая 1920 года Илийского протокола. Подписан он был в г. Кульдже представителями РСФСР и губернатором Илийского округа Синьцзяна.
Илийский протокол состоял из 10 параграфов, группировавшихся в трёх частях. В первой своей части протокол декларировал установление дипломатических отношений между РСФСР и Илийским округом Синьцзяна. Были установлены определённые таможенные пункты, через которые должны были следовать торговые караваны обеих сторон.
Для
решения дипломатических и
Под влиянием послевоенного экономического кризиса 1921 года китайские экспортеры испытывали серьезные трудности по сбыту своих товаров. В 1922 году только в одном Харбине обанкротилось 1675 китайских и 1387 иностранных торговых предприятий7. В этих условиях интерес китайского купечества к советскому рынку стал возрастать. Китайские предприниматели также активно выступали за восстановление дипломатических и торговых отношений с Советской Россией.
И тут начинается второй период торговых связей Китая и уже образовавшегося в 1922 году Союза ССР.
Китайские коммерсанты, связанные с русско-китайской торговлей, в начале 1923 года заметно активизировали свою деятельность. Этому способствовали упрочнение внешнеторговой государственной системы в СССР, особенно на дальнем Востоке, а также соглашения, заключенные между КВЖД и Забайкальской и Уссурийской дорогами.
Однако, проявляя видимую заинтересованность в нормализации и развитии отношений с СССР, пекинское правительство в то же время делало шаги, препятствовавшие расширению контактов. В связи с намечавшимся проведением в Москве в августе 1923 года Всероссийской сельскохозяйственной выставки представительство СССР в Китае 12 апреля 1923 года передало китайскому правительству и всем компетентным китайским организациям приглашение принять в ней участие.
Китайская общественность и торговые круги, несомненно, были заинтересованы в том, чтобы принять участие в таком международном мероприятии. Однако 26 мая 1923 года МИД Китая, ссылаясь на министерство торговли и земледелия, сообщил об отказе от участия в московской выставке.
Одновременно
с этим пекинское правительство
испытывало возрастающее давление со
стороны китайской
В итоге, в ходе многочисленных переговоров между двумя государствами было подписано Соглашение 1924 года.
В общем соглашении была зафиксирована договоренность сторон заключить торговый договор и на предстоящей конференции на основе равенства, взаимности и справедливости выработать таможенный тариф (ст.8), а также урегулировать проблемы, связанные с судоходством по пограничным реками, озерами и т.п. (ст.8).
Несмотря,
однако, на неблагоприятные условия
для советского экспорта, по отдельным
статьям он достигал довольно крупных
размеров. В Китае охотно покупали
сучанский уголь, уссурийский лес, камчатскую
рыбу, ввозимые из СССР пушнину, морепродукты
и текстильные изделия. Даже в Шанхае –
крупнейшем в стране текстильном центре
- русские хлопчатобумажные и льняные
ткани пользовались успехом.
Глава 2. Советско-китайское соглашение 1924 года.
2.1 Проведение переговоров по Соглашению 1924 года.
В 1924 году две республики Советская и Китайская заключили важное соглашение, ставшее первым после крушения монархий в обеих странах. Этот основополагающий документ – договоренность в результате компромисса двух государств – стал первым шагом на пути к установлению нормальных дипломатических отношений между СССР и Китайской Республикой.
В сентябре 1923 года заместитель наркома по иностранным делам Л.М. Карахан прибыл в Пекин и преступил к переговорам с правительством Китайской Республики.
С китайской стороны переговоры вел дипломат Ван Чжэнтин. Переговоры длились более 5 месяцев. И иногда казалось, что переговоры заходили в тупик. Однако 14 марта 1924 года стороны парафировали проект советско-китайского соглашения об общих принципах урегулирования нерешенных вопросов.
Однако путь к достижению соглашения оказался труден в силу того, что каждая из сторон отстаивала и те и свои национальные интересы, которые в целом ряде областей противоречили интересам другой страны.
Это проявилось в подходе Л.М. Карахана и Ван Чжэнтина к переговорам в самом их начале. Карахан предложил сначала решить вопрос о дипломатических отношениях как таковых, а затем провести консультации по конкретным нерешенным вопросам. Ван Чжэнтин, со своей стороны, настаивал сперва провести консультации по нерешенным вопросам, а затем только могут быть возможны переговоры по дипломатическим отношениям. Но все же, приоритетным в переговорах был вопрос об установлении нормальных дипломатических отношениях между правительствами двух стран.
Л.М.
Карахан разъяснил позицию
Из письма Л.М. Карахана ясно изложены позиции Москвы по важным вопросам двусторонних отношений, также можно понять, что российская и китайская стороны имели множество противоречий, недопонимания и взаимных обид. Хотя, в конечном счете, обе стороны подписали Соглашение 1924 года, однако прийти к пониманию сторонам удалось только после длительного обсуждения ряда важных вопросов двухсторонних отношений.
Первым из них был вопрос о Китайско – Восточной железной дороге (КВЖД). Речь шла о железной дороге, которая было сооружена на территории Северо – Восточного Китая на средства России в 1897-1903 годах. В ходе переговоров, предшествовавших подписанию Соглашения 1924 года, пекинское правительство выдвинуло требование «целиком и полностью» вернуть (то есть передать) эту дорогу Китаю. Но представитель советского правительства Л.М. Карахан, прибыв в Пекин, по-иному подошел к этой проблеме. Он разделил проблему КВЖД на два отдельных вопроса. С одной стороны, он не оспаривал прав Китая на КВЖД, но с другой – настойчиво повторял, что права собственности в отношении КВЖД, которая являлась коммерческим предприятием, принадлежали СССР.
Другим серьезным вопросом был вопрос о Монголии. В отношении монгольской проблемы китайская сторона настаивала на двух пунктах: 1) немедленном выводе соединений Красной Армии из Внешней Монголии и 2) отмене всех договоров, подписанных между Москвой и Улан – Батером. Советская Россия в лице Карахана теоретически признавала власть Китайского правительства во Внешней Монголии, однако на практике не соглашалась аннулировать соглашения, заключенные в 1921 году. Карахан также выдвинул определенные условия для согласия советской стороны вывести войска из Внешней Монголии. Дело в том, что у монгольской стороны существовали свои доводы в пользу независимости от Китая. И СССР поддерживал большинство этих доводов, считая их оправданными. Но, кроме того, в Монголии находились отдельные части Белой армии, враждебно настроенные по отношению к СССР. Поэтому советская сторона настаивала на устранении всякого инородного военного присутствия в Монголии и при этих условиях была готова вести переговоры о выводе находившихся там частей Красной Армии.