Советско – китайское соглашение 1924 г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 14:48, курсовая работа

Описание

Выявить особенности отношений между СССР и Китайской Республикой в период 1918-1925 годах.
Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
Отследить в каких взаимоотношениях находились СССР и Китай с 1918 по 1925 года.
Проанализировать позиции России и Китая на данный период.
Рассмотреть путь к заключению Соглашения 1924 года.
Проанализировать «+» и «-» Соглашения 1924 года.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Установление российско – китайские отношения в период 1918-1925 гг.
1.1Дипломатические отношения………………………………………6
1.2 Экономические отношения………………………….......…......11
Глава 2. Советско – китайское соглашение 1924 г.
2.1 Проведение переговоров по Соглашению 1924 года………………………………………………………………………..17
2.2 Подписание Соглашения 1924 года: основные требования сторон…………………………………………………………………….20
Заключение………………………………………….........................24
Приложение……………………………………………………………..27
Библиографический список…………………………………………..33

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 172.50 Кб (Скачать документ)

   Каждая из сторон действовала в собственных интересах и использовала внешний фактор для изменения ситуации в свою пользу. Л.М. Карахан намекнул китайским представителям, что если они не примят советские предложения, он будет вынужден отправиться в Японию, причем через Гуанчжоу, где находилось еще одно правительство Китая во главе с Сунь Ятсеном. 

   Китайская же сторона пыталась показать, что  все это уязвляет ее, и выразила резкий протест против такой позиции и действий Москвы.

   Но, тем не менее, виделась общая заинтересованность двух наций в нормализации дипломатических отношениях. В установлении стабильности, без которой невозможно говорить об адекватном решении вопросов, являвшиеся существенными для той и другой стороны.  

   2.2 Подписание Соглашения 1924 года: основные требования  сторон.

   14 марта 1924 года Л.М. Карахан и  Ван Джэнтин парафировали советско  – китайское «Соглашение об  общих принципах для урегулирования вопросов между Союзом ССР и Китайской Республикой» и приложения к нему.

   Обе стороны могли быть довольны. Москва добилась установления дипломатических  отношений, решила некоторые вопросы.

   Пекин получил дипломатические отношения  с Москвой, решение ряда практических вопросов и обещание в будущем рассмотреть оставшиеся проблемы.

   В ходе советско-китайских переговоров 1924 года затруднения возникли в силу того, что после парафирования соглашения Ван Чжэнтином внутри правительства Китайской Республики со столицей в Пекине  появились возражения по содержанию достигнутого соглашения.  Правительство выступало за «немедленно аннулирования» всех договоров  и соглашений, заключенных между Монголией и СССР, так как в этих соглашениях и договорах СССР и Монголия выступали как два самостоятельных государства, а китайское правительство не признавало власти в Урге и считали, что Монголия является частью континентального Китая.

   Но  на этом претензии китайской стороны  не закончились. Кабинет министров  Китайской Республики считал «неуместной» передачу правительству СССР имущества российской духовной миссии в Китае, опасаясь, что в будущем и другие государства будут ссылаться на это, как на прецедент.

   Следовала ожидать, что советская сторона  негативно отнесется к такому повороту событий. Отказ от уже достигнутой и подтвержденной парафированием документа договоренности был неприемлемым с точки зрения советской стороны. Л.М. Караханом была отправлена нота Ван Чжэнтину, в которой он от имени правительства СССР  заявил, что переговоры уже завершены и что если китайская сторона желает снова поставить вопрос о переговорах, то это будет возможно, если предварительно будут установлены официальные межгосударственные отношения Китайской Республики с Советским Союзом.

   Подобное  отношение китайских властей вызвало бурунную реакцию со стороны различных общественных организаций. Они выступали с заявлениями, требуя без всяких условий признать Советский Союз.

   Существовало  несколько причин, почему же Китайская  Республика со столицей в Пекине решило вдруг отказаться от уже парафированного соглашения. Возможно, это было вызвано тем, что Китайская Республика считала необходимым прислушиваться к мнению США, Франции и других стран Запада. Более того, страны Запада считали, что они не должны позволять Пекину устанавливать с Москвой отношения, пока они сами этого не сделают.

   Важную  роль играло и то обстоятельство, что  пекинское правительство не желало оказаться  среди тех государств, которые еще не признали СССР; в  частности Китайская Республика не хотела отставать от Японии.

   Следует заметить, сколько бы китайская сторона  не имела дипломатических придирок, которые являлись сильно стороной Китая  в вопросах дипломатии, сколько у  обеих сторон не существовало взаимных противоречий по ряду пунктов документа, 31 мая 1924 года обе стороны наконец достигли понимания. Были официально подписаны советско-китайское Соглашение и приложения к нему. В соответствии с этим документом СССР и Китайская Республика обменивалась дипломатическими представителями и устанавливали дипломатические отношения.

   В пункте 4 Соглашения Советское правительство  отметило недействительность всех договоров  между правительством старой России и третьими странами, ущемляющих суверенитет  и интересы Китая. Кроме того, было сделано специальное заявление о необходимости отмены прав экстерриториальности и консульской юрисдикции в Китае. Советское правительство также отказалось от российской части «боксерской контрибуции»8.

   В вопросе о КВЖД целый ряд прав был передан Китаю. СССР заявил о  юридическом признании права суда, гражданской администрации, прав, касающихся военных дел, политического надзора, взимания налогов, городских правительств, земельных прав, за исключением той полосы отчуждения, которая используется самой железной дорогой. Правительство СССР временно сохранило за собой право собственности на эту дорогу и право на ее совместную эксплуатацию, возможно, по причине того, что Китай еще не был готов принять дорогу под свое одностороннее управление.

   В Соглашении  содержалась статья, касающаяся вопрос о Монголии: «Правительство СССР признает Внешнюю Монголию полностью в качестве составной части Китайской Республики и уважает суверенитет Китая над этой территорией». Таким образом, СССР признавала суверенитет Китая над этой территорией. Эта статья полностью отражала позицию Пекина.

   В КНР и в конце XX века считали, что  в целом советско-китайское соглашение стало  первым равноправным договорным документом, важной вехой в истории  дипломатических отношений обоих  государств и в новой истории  Китая.

   Анализируя  этот документ, в КНР выделяли и положительные и отрицательные стороны ситуации.

   Например, полагали, что некоторые пункты Соглашения ущемляли суверенитет и интересы Китая. При этом имели в виду то, что вывод частей Красной Армии  из Монголии был обусловлен прекращением присутствия формирований Белой армии на территории Монголии.

   Далее отмечалось, что правительство СССР не отказалось от подписанных им в 1921 году соглашений с Монголией. Сохранялась  ситуация, в которой СССР и Монголия взаимно признавали друг друга в качестве независимых государств.

   Так, или иначе, но советско-китайское  соглашение 31.05.1924 г. стало первым равноправным договором для Китая с крупной  иностранной державой, при этом паритетная инициатива исходила от обеих договаривающихся сторон.  
 
 
 
 
 
 
 
 

   Заключение

   Таким образом, подводя итоги по проделанной  работе, можно сказать, что она  получилось достаточно емкая. Такое  подробное рассмотрение вопроса  об установлении дипломатических отношений между Россией и Китайской Республикой в 1918-1925 годы представляется важным, так как позволяет увидеть большинство характерных черт развития наших двусторонних отношений с Китаем в последующем.

   В данной курсовой работе была поставлена цель, которая была достигнута. Особенностью отношений между СССР и Китайской Республикой на данный период было:

  1. то, что государства, безусловно, пытались наладить и установить свои прерванные отношения, это являлось их первоначальной задачей. Хотя на пути их установления вставало немало преград, в лице пекинского правительства, которое в принципе занимало уклончивую, противоречивую позицию. Здесь можно привести пример 1918 года, когда Пекин под воздействием империалистических держав выступило в интервенции против России.
  2. Еще одной особенность отношений было то, что желание российской стороны установить прочные дипломатические отношения было больше, чем желание китайской стороны.

   На  рассматриваемый период отношения  между Россией и Китаем были достаточно противоречивыми. То они входили  в стабильное русло, то опять виделись неразрешимые противоречия.

   Позиция России была ясна, она хотела установления отношений, хотела, чтобы между странами установились дружеские и доверительные связи, как с дипломатической точки зрения, так и с экономической. И российская сторона предпринимала все шаги к этому.

   Что же касается китайской стороны, то тут ее действия вызывают спорное мнение. С одной стороны, китайский народ просто требовал нормализации отношений с Россией, а с другой, китайское правительство предпринимало такие действия, которые этому совершенно не способствовали.

   Тем не менее, обе стороны настолько нуждались в равноправных дипломатических отношениях, что 31 мая 1924 года официальными представителями СССР и Китайской Республики упомянутое соглашение было подписано.

   Переговоры  по соглашению длились около 5 месяцев, это показывает, что у обеих сторон существовало много нерешенных вопросов и претензий. И путь к заключению соглашения был весьма труден. В итоге, после длительных переговоров, после высказывания взаимных претензий, которые в основном исходили с китайской стороны, обе стороны пришли к согласию и подписали Соглашение об общих принципах для урегулирования вопросов между Союзом ССР и Китайской Республикой 1924 года.

   Соглашение 31 мая 1924 года явилось событием большого исторического значения. Оно вдохновляло  китайский народ на борьбу против всех неравноправных договоров, против империалистической политики угнетения и порабощения Китая. Политика Советского Союза в отношении Китая на примере соглашений 1924 года и решения вопроса о КВЖД стимулировала рост симпатий китайского народа к СССР.

   Для Китая это был первый за долгое время равноправный договор с  иностранным государством, основывающийся на признании китайского законодательства при решении всех внутренних вопросов. Восстановление дипломатических и  экономических отношений с Советским Союзом превращало советско-китайскую границу в прочный и надежный тыл Китая, а непосредственная близость СССР облегчала ему возможность получать бескорыстную помощь.

     Подписание советско-китайского соглашения имело большое значение и для Советского Союза. Восстанавливались нормальные дипломатические отношения с великим соседним народом, регулировались основные экономические и политические вопросы во взаимоотношениях с ним. На этом примере народы Азии могли убедиться, что СССР выступает как борец за равные права и независимость угнетенных народов, как могучая антиимпериалистическая держава.

   Процесс развития двусторонних отношений был  и остается весьма сложным, и при  желании можно легко находить предлоги для их обострения. История  русско-китайских отношений есть история отношений двух наций, у каждой из которой есть свои интересы, свои культурные традиции и обычаи. Но, тем не менее, какие бы разногласия не возникали между нашими двумя нациями, мы соседи, мы должны поддерживать друг друга, совместными усилиями пытаться, чтобы между нашими государствами существовали стабильные и крепкие отношения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Приложение

   1924

   Соглашение  об общих принципах для урегулирования вопросов между Союзом ССР и Китайской  Республикой 

   Союз  Советских Социалистических Республик И Китайская Республика, желая восстановить между собою нормальные отношения, согласились заключить «Соглашение об общих принципах для урегулирования вопросов между обеими странами» и для этой цели назначили своих уполномоченных, а именно:

   Правительство Союза Советских Социалистических Республик: Льва Михайловича Карахана.

   Его превосходительство Президент Китайской  Республики: Ви Куин Веллингтон Ку,

   Которые по взаимном предъявлении своих полномочий, найденных в добром порядке и  составленных в законной форме, согласились о нижеследующих статьях.

   Статья 1

   Немедленно  после подписания настоящего Соглашения восстанавливаются нормальные дипломатическое  и консульские сношения между  обеими договаривающимися сторонами.

   Правительство Китайская Республика соглашается принять нужные меры для передачи правительству Союза ССР помещения миссии и консульских зданий, ранее принадлежавших царскому правительству.

   Статья 2

Правительства обеих Договаривающихся Сторон соглашаются  в течении одного месяца после подписания настоящего Соглашения к конференции, которая заключит и выработает подробные соглашения о вопросах, в соответствии с принципами, указанными в следующих статьях.

   Такие Детальные соглашения должны быть заключены  в кратчайший срок и во всяком случае не позднее, чем через 6 месяцев со дня открытия конференции, указанной в предыдущем абзаце.

   Статья 3

Информация о работе Советско – китайское соглашение 1924 г