СССР после военный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:24, контрольная работа

Описание

Одной из важнейших задач дальнейшего укрепления экономики страны являлось возрождение промышленности, транспорта и сельского хозяйства на освобожденной от немецко-фашистских захватчиков территории. В первой половине 1945г. фронт восстановительных работ значительно расширился. По призыву Коммунистической партии борьба за выполнение этой задачи приобрела всенародный характер.

Содержание

Вопрос №1: Восстановление народного хозяйства страны.
Вопрос №2: ХХ съезд КПСС.Осуждение культа личности Сталина.Демократизация общества."Оттепель".
Вопрос №3: Реформы 1953-1964 ,1965 годов.Их причины противоречивый характер и последствия.
Вопрос №4: Нарастание негативных явлений в социально-экономической и политической жизни страны в 70-х и 80-х годах.
Вопрос №5: Назревание глобального кризиса советской системы.Политика перестройки и концепция обновления советского общества.М.С.Горбачев.
Вопрос №6: Распад СССР.Создание СНГ.Октябрьские события 1993 года.
Вопрос №7: Основные направления социально-политического и экономического развития страны в 90-е годы ХХ-начала ХХ| в.в.
Вопрос №8: Основные направления и тенденции развития страны в современных условиях.

Работа состоит из  1 файл

Tema_9.doc

— 314.50 Кб (Скачать документ)

XX съезд обычно  считается моментом, положившим  конец сталинской эпохе и сделавшим  обсуждение ряда общественных  вопросов несколько более свободным;  он знаменовал ослабление идеологической  цензуры в литературе и искусстве и возвращение многих прежде запретных имён. Однако на деле критика Сталина прозвучала лишь на закрытом заседании ЦК КПСС по окончании съезда (см. ниже).

На съезде обсуждались  отчеты центральных органов партии и основные параметры 6-го пятилетнего плана.

Съезд осудил практику отрыва «идеологической работы от практики коммунистического строительства», «идеологического догматизма и начётничества».

Обсуждалось также  международное положение, роль социализма как мировой системы и борьба его с империализмом, распад колониальной системы империализма и становление новых развивающихся стран. В связи с этим, был подтверждён ленинский принцип о возможности мирного сосуществования государств с различным социальным строем.

Съезд принял решение  о многообразии форм перехода государств к социализму, указал, что гражданские  войны и насильственные потрясения не являются необходимым этапом пути к новой общественной формации. Съезд отметил, что «могут быть созданы условия для проведения мирным путём коренных политических и экономических преобразований».

Своеобразной подготовкой  к критике Сталина стала речь на съезде А. И. Микояна, который резко раскритиковал сталинский Краткий курс истории ВКП(б), отрицательно оценил литературу по истории Октябрьской революцииГражданской войны и советского государства.

Съезд избрал ЦК КПСС в количестве 133 членов и 122 кандидатов; Центральную ревизионную комиссию в составе 63 членов.

Осуждение культа личности Сталина

Главные события, сделавшие  съезд знаменитым, произошли в  последний день работы, 25 февраля, на закрытом утреннем заседании. В этот день Н. С. Хрущёв выступил с закрытым докладом «О культе личности и его последствиях», который был посвящён осуждению культа личности И. В. Сталина.

В нем была озвучена новая точка зрения на недавнее прошлое страны, с перечислением многочисленных фактов преступлений второй половины 1930-х — начала 1950-х, вина за которые возлагалась на Сталина. В докладе была также поднята проблема реабилитации партийных и военных деятелей, репрессированных при Сталине.

Несмотря на условную закрытость, доклад был распространён  по всем партячейкам страны, причём на ряде предприятий к его обсуждению привлекали и беспартийных; обсуждение доклада велось также в ячейках ВЛКСМ.

Доклад привлёк  огромное внимание во всём мире; появились  его переводы на различные языки, в том числе распространявшиеся в некоммунистических кругах. В Советском  Союзе он был опубликован только в 1989 в журнале «Известия ЦК КПСС».

«Смягчённый» вариант  доклада был обнародован в  качестве постановления Президиума ЦК КПСС от 30 июня 1956 года под названием «О преодолении культа личности и его последствий», в котором задавались рамки допустимой критики сталинизма.

В 09.1953 года Хрущев был избран 1 секретарем ЦК. В жизни страны с этого момента начинается оттепель: В печати стали появляться статьи о вреде культа личности Сталина. Открыли для свободного посещения Кремль. Хрущев начинает поездки по стране (это было новшество в политической жизни). Был ликвидирован ГУЛАК. Миллионы безвинно репрессированных людей вернулись домой. А в хозяйственной деятельности Хрущева в первые годы прославился освоением целины (Казахстан, Ю-Сибирь, Урал, Поволжье, С-Кавказ). Целью было решить острую зерновую проблему. Для этого привлекалась молодежь и армия. В первые годы целина дала хорошие урожаи, но вскоре стали сказываться негативные моменты: отсутствие систематизации, бесхозяйственность, нехватка зернохранилищ, техники, горючего. На 20-том съезде КПСС в 02.1956 г. Хрущев официально разоблачил культ личности Сталина (злоупотребления, репрессии, развал С/Х, бездействие в начале ВОВ). Перед съездом была создана спец. комиссия, которая расследовала это дело. Опубликовано было только через 33 года. Эпоха правления Хрущева была противоречивой, как и личность самого лидера. Противоречия сказывались в экономике, политике и идеологии. Промышленность. В 1957 году отраслевые министерства были заменены Совнархозами (вместо 10 - 100). Целями было: упростить управление и ослабить бюрократию. Обе цели провалились (вместо центр.бюрократии появилась местная, появилось местничество - ухудшалось качество).

Весь мир  в тот период был охвачен НТР. Но наша НТР развивалась в рамках ВПК: освоение космоса (первый спутник, Гагарин), применение атомной энергии  (создан инст-т ядерн исслед, перв атомный ледокол), хим. пром. В отношении литературы были свои перегибы: идеалогия вмеш в творческий процесс, низкий худ. вкус власти. Гласность в ней допускали до определенного предела, особенно то что касалось Сталина, репрессий и власти. Хрущев с трибуны критиковал и махал кулаком и учил, как писать. В то же время возникали новые журналы (в.ч. иностр.лит). В Москве открылся театр "Современник", в быт входило телевиденье. Конец политической карьеры Хрущева. На протяжении всего периода правления Хрущева у него постоянно была оппозиция. Неоднократно его пытались сместить, но не удачно. Вначале 60-х годов авторитет Хрущева стал падать, это было вызвано повышением цен на продукты. Стали нарастать кризисные явления в экономике, замедлялись ее темпы. Каждая область боролась за создание своего Совнархоза. Началось возрождение министерств. В 1962 году был создан ВСНХ (высший совет народного хозяйства), который встал над гос. планом, гос. строем и другими органами. Централизация управления, усиливались. Недовольство общества нарастало. В 1963 году исчез хлеб (неурожай на целине). В итоге были использованы резервы, стали закупать хлеб в США. Однако это проблему не решило, и была введена карточная система. Хрущев был обречен. 
 

Вопрос  №3: Реформы 1953г.-1964г. (Хрущевские) и 1965г. (Косыгинские). Их причины, противоречивый характер, последствия.

В период правления  Хрущёва была начата подготовка «Косыгинских реформ» — попытки внедрения в плановую социалистическую экономику отдельных элементов рыночной экономики. Значимым моментом в развитии экономики СССР был также отказ от внедрения Общегосударственной автоматизированной системы — системы централизованного компьютерного управления всей экономикой страны, разрабатывавшейся АН СССР и доведённой до стадии пилотного внедрения на отдельных предприятиях. Имел место незначительный поворот экономики в сторону потребителя . 19 марта 1957 г., по инициативе Хрущёва, Президиум ЦК КПСС принял решение о прекращении выплат по всем выпускам облигаций внутреннего займа, т.е. в современной терминологии, СССР фактически оказался в состоянии дефолта. Это привело к значительным потерям в сбережениях для большинства жителей СССР, которых сами же власти до этого десятилетиями насильно заставляли эти облигации покупать. При этом надо отметить, что в среднем в год на принудительные подписки по займам у каждого гражданина Советского Союза уходило от одной до трёх месячных зарплат.

В 1958г. Хрущёв начал проводить политику, направленную против личных подсобных хозяйств. В 1959г. жителям городов и рабочих посёлков было запрещено держать скот, у колхозников личный скот выкупался государством. Начался массовый забой скота колхозниками. Эта политика привела к сокращению поголовья скота и птицы, ухудшила положение крестьянства. В Рязанской области имела место афера по перевыполнению плана, известная как «Рязанское чудо».

В 1960-х положение в сельском хозяйстве усугубилось разделением каждого обкома на промышленный и сельский, что повлекло за собой плохие урожаи. В 1965 году, после его ухода на пенсию, эта реформа была отменена.

«Хрущёв был не тот  человек, который позволил бы кому-либо формировать за него внешнюю политику. Внешнеполитические идеи и инициативы били из Хрущёва ключом. „Доводить  до ума“, обрабатывать, обосновывать и оформлять должен был министр со своим аппаратом».

Реализуемая после  отстранения от власти Н. С. Хрущёва реформа представлялась как разрыв с проявлениями присущего советской экономической политике второй половины 1950-х — начала 60-х гг. «субъективизма» и «прожектёрства», практикой административных и волевых решений. Декларировалось повышение научного уровня руководства экономикой, основанного на законах политэкономии социализма. Проведение реформы осуществлялось под руководством Председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина.

Реформа вводилась  в действие группой постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР, распространявших её положения на отдельные отрасли и сектора народного хозяйства:

• «Об улучшении  управления промышленностью, совершенствовании  планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» (Постановление сентябрьского 1965г. Пленума ЦК КПСС)  
• «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» (постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 4 октября 1965г.) 
• «Положение о социалистическом государственном производственном предприятии», утверждено СМ СССР 4 октября 1965г.  
• «О мерах по дальнейшему улучшению кредитования и расчётов в народном хозяйстве и повышению роли кредита в стимулировании производства» (постановление СМ СССР от 3 апреля 1967г.) 
• «О переводе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий на полный хозяйственный расчёт» (13 апреля 1967г.) 
• «О переводе предприятий Министерства гражданской авиации на новую систему планирования и экономического стимулирования» (от 7 июня 1967г.)  
• «О переводе железных дорог Министерства путей сообщения на новую систему планирования и экономического стимулирования» (от 23 июня 1967г.)  
• «О переводе предприятий Министерства морского флота на новую систему планирования и экономического стимулирования» (от 7 июля 1967г.) 
• «О переводе предприятий речного транспорта союзных республик на новую систему планирования и экономического стимулирования» (7 июля 1967г.)  
• «О переводе эксплуатационных предприятий и производственно-технических управлений связи системы Министерства связи СССР на новую систему планирования и экономического стимулирования» (8 июля 1968г.)  
• «О совершенствовании планирования и капитального строительства и об усилении экономического стимулирования строительного производства» (28 мая 1969г.)

Реформа представляла собой комплекс из пяти групп мероприятий:

Ликвидировались органы территориального хозяйственного управления и планирования — советы народного хозяйства, созданные в 1957 г., предприятия становились основной хозяйственной единицей. Восстанавливалась система отраслевого управления промышленностью, общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские министерства и ведомства.

Сокращалось количество директивных плановых показателей (с 30 до 9-ти). Действующими оставались показатели по: общему объёму продукции в действующих  оптовых ценах; важнейшей продукции  в натуральном измерении; общему фонду заработной платы; общей суммы прибыли и рентабельности, выраженной как отношение прибыли к сумме основных фондов и нормируемых оборотных средств; платежам в бюджет и ассигнованиям из бюджета; общему объёму капитальных вложений; заданий по внедрению новой техники; объёму поставок сырья, материалов и оборудования.

Расширялась хозяйственная  самостоятельность предприятий. Предприятия  обязаны были самостоятельно определять детальную номенклатуру и ассортимент  продукции, за счёт собственных средств осуществлять инвестиции в производство, устанавливать долговременные договорные связи с поставщиками и потребителями, определять численность персонала, размеры его материального поощрения. За невыполнение договорных обязательств предприятия подвергались финансовым санкциям, усиливалось значение хозяйственного арбитража.

Ключевое значение придавалось интегральным показателям  экономической эффективности производства — прибыли и рентабельности. За счёт прибыли предприятия получали возможность формировать ряд фондов — фонды развития производства, материального поощрения, социально-культурного назначения, жилищного строительства, др. Использовать фонды предприятия могли по своему усмотрению (разумеется, в рамках существующего законодательства).

Ценовая политика: оптовая цена реализации должна была обеспечивать предприятию заданную рентабельность производства. Вводились нормативы длительного действия — не подлежащие пересмотру в течение определённого периода нормы плановой себестоимости продукции.

В сельском хозяйстве закупочные цены на продукцию повышались в 1,5-2 раза, вводилась льготная оплата сверхпланового урожая, снижались цены на запчасти и технику, уменьшились ставки подоходного налога на крестьян.

Новая система народнохозяйственного  планирования была закреплена в ст. 16 Конституции СССР 1977 г.:

Экономика СССР составляет единый народнохозяйственный комплекс, охватывающий все звенья общественного производства, распределения и обмена на территории страны. Руководство экономикой осуществляется на основе государственных планов экономического и социального развития, с учётом отраслевого и территориального принципов, при сочетании централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, объединений и других организаций. При этом активно используется хозяйственный расчётприбыльсебестоимость, другие экономические рычаги и стимулы.

Основные мероприятия  реформы были введены в действие на протяжении 8-й пятилетки 19651970 гг. К осени1967г. по новой системе работали 5,5 тыс. предприятий (1/3 промышленной продукции, 45 % прибыли), к апрелю1969г. 32 тыс. предприятий (77 % продукции).

Информация о работе СССР после военный период