Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:24, контрольная работа
Одной из важнейших задач дальнейшего укрепления экономики страны являлось возрождение промышленности, транспорта и сельского хозяйства на освобожденной от немецко-фашистских захватчиков территории. В первой половине 1945г. фронт восстановительных работ значительно расширился. По призыву Коммунистической партии борьба за выполнение этой задачи приобрела всенародный характер.
Вопрос №1: Восстановление народного хозяйства страны.
Вопрос №2: ХХ съезд КПСС.Осуждение культа личности Сталина.Демократизация общества."Оттепель".
Вопрос №3: Реформы 1953-1964 ,1965 годов.Их причины противоречивый характер и последствия.
Вопрос №4: Нарастание негативных явлений в социально-экономической и политической жизни страны в 70-х и 80-х годах.
Вопрос №5: Назревание глобального кризиса советской системы.Политика перестройки и концепция обновления советского общества.М.С.Горбачев.
Вопрос №6: Распад СССР.Создание СНГ.Октябрьские события 1993 года.
Вопрос №7: Основные направления социально-политического и экономического развития страны в 90-е годы ХХ-начала ХХ| в.в.
Вопрос №8: Основные направления и тенденции развития страны в современных условиях.
XX съезд обычно
считается моментом, положившим
конец сталинской эпохе и
На съезде обсуждались отчеты центральных органов партии и основные параметры 6-го пятилетнего плана.
Съезд осудил практику
отрыва «идеологической работы от практики
коммунистического
Обсуждалось также международное положение, роль социализма как мировой системы и борьба его с империализмом, распад колониальной системы империализма и становление новых развивающихся стран. В связи с этим, был подтверждён ленинский принцип о возможности мирного сосуществования государств с различным социальным строем.
Съезд принял решение о многообразии форм перехода государств к социализму, указал, что гражданские войны и насильственные потрясения не являются необходимым этапом пути к новой общественной формации. Съезд отметил, что «могут быть созданы условия для проведения мирным путём коренных политических и экономических преобразований».
Своеобразной подготовкой к критике Сталина стала речь на съезде А. И. Микояна, который резко раскритиковал сталинский Краткий курс истории ВКП(б), отрицательно оценил литературу по истории Октябрьской революции, Гражданской войны и советского государства.
Съезд избрал ЦК КПСС в количестве 133 членов и 122 кандидатов; Центральную ревизионную комиссию в составе 63 членов.
Главные события, сделавшие съезд знаменитым, произошли в последний день работы, 25 февраля, на закрытом утреннем заседании. В этот день Н. С. Хрущёв выступил с закрытым докладом «О культе личности и его последствиях», который был посвящён осуждению культа личности И. В. Сталина.
В нем была озвучена новая точка зрения на недавнее прошлое страны, с перечислением многочисленных фактов преступлений второй половины 1930-х — начала 1950-х, вина за которые возлагалась на Сталина. В докладе была также поднята проблема реабилитации партийных и военных деятелей, репрессированных при Сталине.
Несмотря на условную закрытость, доклад был распространён по всем партячейкам страны, причём на ряде предприятий к его обсуждению привлекали и беспартийных; обсуждение доклада велось также в ячейках ВЛКСМ.
Доклад привлёк огромное внимание во всём мире; появились его переводы на различные языки, в том числе распространявшиеся в некоммунистических кругах. В Советском Союзе он был опубликован только в 1989 в журнале «Известия ЦК КПСС».
«Смягчённый» вариант доклада был обнародован в качестве постановления Президиума ЦК КПСС от 30 июня 1956 года под названием «О преодолении культа личности и его последствий», в котором задавались рамки допустимой критики сталинизма.
В 09.1953 года Хрущев был избран 1 секретарем ЦК. В жизни страны с этого момента начинается оттепель: В печати стали появляться статьи о вреде культа личности Сталина. Открыли для свободного посещения Кремль. Хрущев начинает поездки по стране (это было новшество в политической жизни). Был ликвидирован ГУЛАК. Миллионы безвинно репрессированных людей вернулись домой. А в хозяйственной деятельности Хрущева в первые годы прославился освоением целины (Казахстан, Ю-Сибирь, Урал, Поволжье, С-Кавказ). Целью было решить острую зерновую проблему. Для этого привлекалась молодежь и армия. В первые годы целина дала хорошие урожаи, но вскоре стали сказываться негативные моменты: отсутствие систематизации, бесхозяйственность, нехватка зернохранилищ, техники, горючего. На 20-том съезде КПСС в 02.1956 г. Хрущев официально разоблачил культ личности Сталина (злоупотребления, репрессии, развал С/Х, бездействие в начале ВОВ). Перед съездом была создана спец. комиссия, которая расследовала это дело. Опубликовано было только через 33 года. Эпоха правления Хрущева была противоречивой, как и личность самого лидера. Противоречия сказывались в экономике, политике и идеологии. Промышленность. В 1957 году отраслевые министерства были заменены Совнархозами (вместо 10 - 100). Целями было: упростить управление и ослабить бюрократию. Обе цели провалились (вместо центр.бюрократии появилась местная, появилось местничество - ухудшалось качество).
Весь мир
в тот период был охвачен НТР.
Но наша НТР развивалась в рамках
ВПК: освоение космоса (первый спутник,
Гагарин), применение атомной энергии
(создан инст-т ядерн исслед, перв атомный
ледокол), хим. пром. В отношении литературы
были свои перегибы: идеалогия вмеш в творческий
процесс, низкий худ. вкус власти. Гласность
в ней допускали до определенного предела,
особенно то что касалось Сталина, репрессий
и власти. Хрущев с трибуны критиковал
и махал кулаком и учил, как писать. В то
же время возникали новые журналы (в.ч.
иностр.лит). В Москве открылся театр "Современник",
в быт входило телевиденье. Конец политической
карьеры Хрущева. На протяжении всего
периода правления Хрущева у него постоянно
была оппозиция. Неоднократно его пытались
сместить, но не удачно. Вначале 60-х годов
авторитет Хрущева стал падать, это было
вызвано повышением цен на продукты. Стали
нарастать кризисные явления в экономике,
замедлялись ее темпы. Каждая область
боролась за создание своего Совнархоза.
Началось возрождение министерств. В 1962
году был создан ВСНХ (высший совет народного
хозяйства), который встал над гос. планом,
гос. строем и другими органами. Централизация
управления, усиливались. Недовольство
общества нарастало. В 1963 году исчез хлеб
(неурожай на целине). В итоге были использованы
резервы, стали закупать хлеб в США. Однако
это проблему не решило, и была введена
карточная система. Хрущев был обречен.
Вопрос №3: Реформы 1953г.-1964г. (Хрущевские) и 1965г. (Косыгинские). Их причины, противоречивый характер, последствия.
В период правления Хрущёва была начата подготовка «Косыгинских реформ» — попытки внедрения в плановую социалистическую экономику отдельных элементов рыночной экономики. Значимым моментом в развитии экономики СССР был также отказ от внедрения Общегосударственной автоматизированной системы — системы централизованного компьютерного управления всей экономикой страны, разрабатывавшейся АН СССР и доведённой до стадии пилотного внедрения на отдельных предприятиях. Имел место незначительный поворот экономики в сторону потребителя . 19 марта 1957 г., по инициативе Хрущёва, Президиум ЦК КПСС принял решение о прекращении выплат по всем выпускам облигаций внутреннего займа, т.е. в современной терминологии, СССР фактически оказался в состоянии дефолта. Это привело к значительным потерям в сбережениях для большинства жителей СССР, которых сами же власти до этого десятилетиями насильно заставляли эти облигации покупать. При этом надо отметить, что в среднем в год на принудительные подписки по займам у каждого гражданина Советского Союза уходило от одной до трёх месячных зарплат.
В 1958г. Хрущёв начал проводить политику, направленную против личных подсобных хозяйств. В 1959г. жителям городов и рабочих посёлков было запрещено держать скот, у колхозников личный скот выкупался государством. Начался массовый забой скота колхозниками. Эта политика привела к сокращению поголовья скота и птицы, ухудшила положение крестьянства. В Рязанской области имела место афера по перевыполнению плана, известная как «Рязанское чудо».
В 1960-х положение в сельском хозяйстве усугубилось разделением каждого обкома на промышленный и сельский, что повлекло за собой плохие урожаи. В 1965 году, после его ухода на пенсию, эта реформа была отменена.
«Хрущёв был не тот человек, который позволил бы кому-либо формировать за него внешнюю политику. Внешнеполитические идеи и инициативы били из Хрущёва ключом. „Доводить до ума“, обрабатывать, обосновывать и оформлять должен был министр со своим аппаратом».
Реализуемая после отстранения от власти Н. С. Хрущёва реформа представлялась как разрыв с проявлениями присущего советской экономической политике второй половины 1950-х — начала 60-х гг. «субъективизма» и «прожектёрства», практикой административных и волевых решений. Декларировалось повышение научного уровня руководства экономикой, основанного на законах политэкономии социализма. Проведение реформы осуществлялось под руководством Председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина.
Реформа вводилась в действие группой постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР, распространявших её положения на отдельные отрасли и сектора народного хозяйства:
• «Об улучшении
управления промышленностью, совершенствовании
планирования и усилении экономического
стимулирования промышленного производства»
(Постановление сентябрьского 1965г. Пленума
ЦК КПСС)
• «О совершенствовании планирования
и усилении экономического стимулирования
промышленного производства» (постановление
ЦК КПСС и СМ СССР от 4 октября 1965г.)
• «Положение о социалистическом государственном
производственном предприятии», утверждено
СМ СССР 4 октября 1965г.
• «О мерах по дальнейшему улучшению кредитования
и расчётов в народном хозяйстве и повышению
роли кредита в стимулировании производства»
(постановление СМ СССР от 3 апреля 1967г.)
• «О переводе совхозов и других государственных
сельскохозяйственных предприятий на
полный хозяйственный расчёт» (13 апреля
1967г.)
• «О переводе предприятий Министерства
гражданской авиации на новую систему
планирования и экономического стимулирования»
(от 7 июня 1967г.)
• «О переводе железных дорог Министерства
путей сообщения на новую систему планирования
и экономического стимулирования» (от
23 июня 1967г.)
• «О переводе предприятий Министерства
морского флота на новую систему планирования
и экономического стимулирования» (от
7 июля 1967г.)
• «О переводе предприятий речного транспорта
союзных республик на новую систему планирования
и экономического стимулирования» (7 июля
1967г.)
• «О переводе эксплуатационных предприятий
и производственно-технических управлений
связи системы Министерства связи СССР
на новую систему планирования и экономического
стимулирования» (8 июля 1968г.)
• «О совершенствовании планирования
и капитального строительства и об усилении
экономического стимулирования строительного
производства» (28 мая 1969г.)
Реформа представляла собой комплекс из пяти групп мероприятий:
Ликвидировались органы территориального хозяйственного управления и планирования — советы народного хозяйства, созданные в 1957 г., предприятия становились основной хозяйственной единицей. Восстанавливалась система отраслевого управления промышленностью, общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские министерства и ведомства.
Сокращалось количество директивных плановых показателей (с 30 до 9-ти). Действующими оставались показатели по: общему объёму продукции в действующих оптовых ценах; важнейшей продукции в натуральном измерении; общему фонду заработной платы; общей суммы прибыли и рентабельности, выраженной как отношение прибыли к сумме основных фондов и нормируемых оборотных средств; платежам в бюджет и ассигнованиям из бюджета; общему объёму капитальных вложений; заданий по внедрению новой техники; объёму поставок сырья, материалов и оборудования.
Расширялась хозяйственная самостоятельность предприятий. Предприятия обязаны были самостоятельно определять детальную номенклатуру и ассортимент продукции, за счёт собственных средств осуществлять инвестиции в производство, устанавливать долговременные договорные связи с поставщиками и потребителями, определять численность персонала, размеры его материального поощрения. За невыполнение договорных обязательств предприятия подвергались финансовым санкциям, усиливалось значение хозяйственного арбитража.
Ключевое значение
придавалось интегральным показателям
экономической эффективности
Ценовая политика: оптовая цена реализации должна была обеспечивать предприятию заданную рентабельность производства. Вводились нормативы длительного действия — не подлежащие пересмотру в течение определённого периода нормы плановой себестоимости продукции.
В сельском хозяйстве закупочные цены на продукцию повышались в 1,5-2 раза, вводилась льготная оплата сверхпланового урожая, снижались цены на запчасти и технику, уменьшились ставки подоходного налога на крестьян.
Новая система народнохозяйственного планирования была закреплена в ст. 16 Конституции СССР 1977 г.:
Экономика СССР составляет
единый народнохозяйственный комплекс,
охватывающий все звенья общественного
производства, распределения и обмена
на территории страны. Руководство экономикой
осуществляется на основе государственных
планов экономического и социального
развития, с учётом отраслевого и территориального
принципов, при сочетании централизованного
управления с хозяйственной самостоятельностью
и инициативой предприятий, объединений
и других организаций. При этом активно
используется хозяйственный
расчёт, прибыль, себестоимость
Основные мероприятия реформы были введены в действие на протяжении 8-й пятилетки 1965—1970 гг. К осени1967г. по новой системе работали 5,5 тыс. предприятий (1/3 промышленной продукции, 45 % прибыли), к апрелю1969г. 32 тыс. предприятий (77 % продукции).