Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:24, контрольная работа
Одной из важнейших задач дальнейшего укрепления экономики страны являлось возрождение промышленности, транспорта и сельского хозяйства на освобожденной от немецко-фашистских захватчиков территории. В первой половине 1945г. фронт восстановительных работ значительно расширился. По призыву Коммунистической партии борьба за выполнение этой задачи приобрела всенародный характер.
Вопрос №1: Восстановление народного хозяйства страны.
Вопрос №2: ХХ съезд КПСС.Осуждение культа личности Сталина.Демократизация общества."Оттепель".
Вопрос №3: Реформы 1953-1964 ,1965 годов.Их причины противоречивый характер и последствия.
Вопрос №4: Нарастание негативных явлений в социально-экономической и политической жизни страны в 70-х и 80-х годах.
Вопрос №5: Назревание глобального кризиса советской системы.Политика перестройки и концепция обновления советского общества.М.С.Горбачев.
Вопрос №6: Распад СССР.Создание СНГ.Октябрьские события 1993 года.
Вопрос №7: Основные направления социально-политического и экономического развития страны в 90-е годы ХХ-начала ХХ| в.в.
Вопрос №8: Основные направления и тенденции развития страны в современных условиях.
На протяжении пятилетки фиксировались рекордные темпы экономического роста. В 1966—1979 гг. среднегодовые темпы роста национального дохода в СССР составляли 6,1 % (США 3,1 %, Японии 7,4 %, ФРГ 3,4 %, Франции 4,4 %, Великобритании 2,2 %). Был осуществлён ряд крупных хозяйственных проектов (создание Единой энергосистемы, внедрение автоматизированных систем управления(АСУ), развитие гражданского автомобилестроения и пр.). Высокими были темпы роста жилищного строительства, развития социальной сферы, финансировавшихся за счёт средств предприятий.
Восьмая пятилетка получила образное название «золотой».
Реформа имела выраженный эффект разового привлечения резервов роста: повысилась скорость обращения в фазе «товар — деньги», уменьшилась «штурмовщина», увеличилась ритмичность поставок и расчётов, улучшалось использование основных фондов. Предприятия разрабатывали индивидуальные гибкие системы поощрения.[15]
В 1970-е гг. СМ и Госплан СССР принимают решения, призванные скорректировать выявившиеся негативные стороны реформированной хозяйственной системы — тенденцию к росту цен, стремление использовать максимально затратные схемы хозяйственных отношений (в том числе жертвуя инновационным развитием), обеспечивающие наиболее высокую рентабельность.
Постановлением СМ СССР от 21 июня 1971г. «О некоторых мерах по улучшению планирования и экономического стимулирования промышленного производства» были восстановлены, начиная с пятилетнего плана 1971—1975 гг., директивные задания по росту производительности труда, в заданиях по реализации выделялся объём новой продукции.
В 1970-е гг. многоступенчатая
система управления промышленностью
была заменена на двух-, трёхзвенную (министерство —
объединение — предприятие; министерство —хозрасчётный
• «О некоторых мероприятиях по дальнейшему совершенствованию управления промышленностью», постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 2 марта 1973г.
В 1970г. существовало 608
объединений (6,2 % занятого персонала, 6,7 %
реализуемой продукции), в 1977г. 3670 объединений
(45 % персонала, 44,3 % реализованной продукции),
в том числе: ЗИЛ, АЗЛК, Воскресенскцемент,
Новообразованные объединения и комбинаты
действовали на основах хозрасчёта, осуществляли
основную инвестиционную деятельность,
кооперировали хозяйственные связи предприятий.
Министерствам отводилась роль проводника
общей научно-технической политики. Резко
сокращалось количество форм документации
и показателей отчётности. Реорганизация
сопровождалась значительным высвобождением
управленческого персонала.
Следующей группой постановлений
«О дальнейшем совершенствовании
хозяйственного механизма и задачах
партийных и государственных
органов» постановление ЦК КПСС от
12 июля 1979г.
«Об улучшении планирования и усилении
воздействия хозяйственного механизма
на повышение эффективности производства
и качества работ» постановление ЦК КПСС
и постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от
12 июля 1979г.
вводился новый
плановый показатель чистой (нормативной)
продукции учитывавший вновь
созданную стоимость — зарплата плюс усреднённая
прибыль, его задачей было остановить
тенденцию к росту цен и затрат. Вводились
поощрительные надбавки к цене на новую
и высококачественную продукцию и стабильные
долговременные нормативы для фондов
экономического стимулирования. Расширялась
практика составления целевых комплексных
научно-технических, экономических и социальных
программ развития регионов и производственно-
В пореформенный период
в экономике СССР происходит выраженный
сдвиг в сторону интенсивных факторов
экономического роста. Основным фактором
роста было повышение производительности
общественного труда и экономии живого
труда, то есть уменьшалась роль основного экстенсивного
Во второй половине
1960-х — 70-е гг. реформа подверглась критике
«слева» со стороны группы учёных, авторов
т. н. СОФЭ — системы оптимального функционирования
экономики. К ним относились директор
Центрального экономико математического
института Академии наук СССР (ЦЭМИ) ак. Н. П. Федоренко, А.И.
Каценелинбойген, С. С. Шаталин, И. Я. Бирман,
поддержанные академиком Г. А. Арбатовым).
Авторы СОФЭ в качестве альтернативы реформе
предложили создать «конструктивную»
экономико-математическую модель социалистической
экономики. Будучи альтернативой «описательной»
политической экономии, СОФЭ должна была
полностью вытеснить товарное производство,
заменив его системой экономико-кибернетических
операций. Впервые, СОФЭ была представлена
на научно-теоретической конференции
Института экономики АН СССР в 1967г. СОФЭ
находила поддержку в ЦЭМИ, Ин-те США и
Канады, аппарате ЦК КПСС, оппонентами
выступали Совет Министров, Госплан, Ин-т
экономики АН СССР (проф. Я. А. Кронрод, проф.
Н. А. Цаголов, ак. Л. И. Абалкин).
Несостоятельность СОФЭ была признана
расширенным совещанием Госплана СССР
с участием ведущих учёных-экономистов
в 1970 г. Политизируя вопрос, «софэсты» ставили
в вину Косыгину заигрывание с Западом,
непростительные уступки ему, «предательство»
социализма, «перетаскивание» на советскую
почву чуждых народу идей, чем содействовали
торможению и определённому затуханию
реформаторских усилий.
В современной историографии доминирует точка зрения о сворачивании реформы либо о её полной неудаче.
Среди причин «захлёбывания»
реформы обычно приводятся сопротивление
консервативной части Политбюро
ЦК (негативную позицию по отношению
к реформе занимал Н. В.
По воспоминаниям Н. К. Байбакова, особенно
негативную роль играло внутриаппаратное
соперничество между А. Н. Косыгиным и Н. А. Тихоновым
А. Н. Косыгину приписываются слова, сказанные в беседе с главой правительства Чехословакии Любомиром Штроугалом в1971г.: «Ничего не осталось. Всё рухнуло. Все работы остановлены, а реформы попали в руки людей, которые их вообще не хотят… Реформу торпедируют. Людей, с которыми я разрабатывал материалы съезда, уже отстранили, а призвали совсем других. И я уже ничего не жду».
В некоторых исследованиях последних лет в качестве ключевого фактора, тормозившего развитие реформы, рассматривается деятельность сторонников СОФЭ.
Оценивая итоги реформы, в частности, феномен «замедления темпов роста» в 1970-е — 80-е гг. следует принимать во внимание ряд факторов, влиявших на темп и качество экономического развития:
исчерпание экстенсивных факторов роста, прежде всего, из-за исчерпания резервов мобильной рабочей силы и снижения экономической отдачи от увеличения занятости (из-за технологического застоя, вызванного изначально заложенным в реформе отсутствием стимула к снижению себестоимости, и негибкого планового характера сферы услуг)
необходимость прямого и косвенного дотирования неэффективных предприятий, отраслей и экономик отдельных территорий, вызванная усилением ведомственного и территориального лоббизма и стремлением союзного руководства избегать непопулярных решений
социальные программы 1970-х гг. (сокращение рабочего времени, рост доходов населения)
затратные программы
хозяйственного развития Сибири и Дальнего
Востока, не давшие ожидавшейся валовой
прибыли в краткосрочном
крайне затратную программу развития вооружённых сил Брежнева-Гречко-Горшкова
кредиты СССР странам третьего мира в рамках борьбы за влияние в мире (Африка, Ближневосточный конфликт и пр.)
Объективно, в ходе реформы в СССР была сделана попытка перехода к интенсивному (в противоположность экстенсивному) качеству экономического роста, само понятие экономической эффективности (выраженное в показателе валовой прибыли предприятия) создало условия для дальнейшей децентрализации хозяйственной жизни и созданияпостиндустриальной экономики.
Наработки реформы 1965
года использовались при подготовке экономической
реформы 1987-88 годов, в том числе Закона
"О государственном предприятии".
Вопрос №4: Нарастание негативных явлений в социально-экономической жизни страны в -70ые – начало -80ых гг.
Продажа нефти и газа западным странам позволяла СССР развивать с ними взаимовыгодную торговлю. Наконец, к началу 70-х гг. между СССР и США установили паритет в военной области, наступила, по признанию американского президента Р. Никсона “Эра переговоров”. И на Западе и на Востоке росло понимание недопустимости ядерной войны, в мире ширилось антивоенное движение, с которым правительство не могли не считаться. XXIV съезд КПСС (1971г.) сформулировал конкретный план действий Советского руководства по ограничению гонки вооружений, погашению военных конфликтов в различных регионах планеты, укреплению европейской безопасности. Добиваясь ее реализации СССР, значительно повысил свой международный рейтинг, возросло доверие к нему со стороны Запада. Это способствовало успеху переговоров и подписанию в первой половине 70-х гг. ряда соглашений, понизивших опасность ядерной войны, укреплявших европейскую и международную безопасность: в 1972 г. были подписаны Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1); в 1973г. - Соглашение между СССР и США о предотвращении ядерной войны, в 1974 г. - Договор об ограничении подземных испытаний ядерного орудия и др. Эти соглашения не означали прекращения гонки вооружения, но они перекрывали ее некоторые, наиболее опасные направления. Нормализации обстановки в центре Европы способствовали подписанные договоры ФРГ с Польшей, Чехославакии, четырехсторонне соглашение СССР, США, Великобритании и Франции по Западному Берлину. В 1972г. был подписан мирный договор между СССР и ФРГ. В последующие годы политическое и экономическое сотрудничество между СССР и ФРГ развивалось по восходящей линии. В 1973г. было заключено соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме. Пиком разрядки явилось состоявшееся в августе 1975 г. в столице Финляндии Хельсинки совещание по сотрудничеству и безопасности в Европе. Его итогом стало принятие “Заключительного акта”. Этот документ подписали 33 европейских государства, а также США и Канада. “Заключительный акт” регламентировал основные принципы взаимоотношений между государствами. Он зафиксировал и узаконил положение, сложившееся в послевоенной Европе. Однако и в годы разрядки противостояние двух военно-политических блоков (ОВД и НАТО) продолжалось, начался новый виток гонки вооружений. В США начались разработки более разрушительных систем вооружения. В СССР был выдвинут лозунг “создания и поддержания военно-стратегического паритета”, равенства с США по всем видам вооружений. Были увеличены военные расходы, что самым катастрофическим образом отражалось на советской экономике. США превосходили СССР по валовому национальному продукту в 3-4 раза, а затраты на вооружение были равноценными. Наращивание гонки вооружений сопровождалось взаимными обвинениями и ростом недоверия. В эти годы не всегда продуманной была политика Советского Союза в отношении стран “третьего мира”. Военно-блоковая логика, стратегия увеличить число союзников, вели к неразборчивости в выборе политических партнеров, к установлению союзнических отношений с режимами диктаторского типа.
Томский государственный
университет систем управления и
радиоэлектроники (ТУСУР) Реферат по
дисциплине “Отечественная история”
Нарастание кризисных явлений в
технико-экономической и