Становление демократии в Аттике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 15:16, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение одной из важнейших тем в истории Древней Греции - становление демократии в Аттике, государственное устройство, которое рассматривается сквозь призму описаний античных авторов.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая_античная_демократия_2.doc

— 136.00 Кб (Скачать документ)

Для каждого прямую правду указав,

Так написал…»16

Прежде всего он провозгласил общую амнистию или прощение, из которой исключались изменники  и убийцы.

Из древней конституции Солон сохранил только некоторые положения, остальные отменил. Он начал с уничтожения законов Дракона, за исключением тех, которые относились к убийцам. Архонтство, ареопаг и четыре трибы с их подразделениями были оставлены. Но он дал право гражданства тем иностранцам, которые поселились в Аттике с семьями и имуществом. Он узаконил два главных нововведения: по первому, каждый гражданин обладал известными правами, которые доставляло ему его звание; вторым он разделил всё население на четыре класса по состоянию. Первый закон был вполне демократический; второй был демократический тем, что уничтожал потомственное дворянство, и аристократическим тем, что ставил богатых во главе государства.

1. Экономические реформы

Прежде чем мечтать  об устройстве государства, нужно было искоренить настоящее зло – долги, и остановить распространение этого зла. Солон достиг этого, издав закон о погашении долгов (сисахфия – долговая реформа), облегчавший уплату изменением величины процентов и номинальной цены монеты. Другой закон возвратил свободу тем, долги которых сделали их рабами, и отняв у кредиторов всякое право в будущем на личность должника. Благодаря этому закону, с полей Аттики  стали  исчезать ограды и закладные столбы, указывающие на поземельные долги. Солон хвалился, что очистил от долгов афинскую землю:

«Мать черная Земля, с  которой снял тогда

Столбов поставленных я  много долговых,

Рабыня прежде, ныне же свободная.

На родину, в Афины, в богозданный град,

Вернул я многих, в  рабство проданных…»17.

Солон осуществил программу реформ, нацеленных на стабилизацию экономического, социального и политического положения страны. «Взяв дела в свои руки, Солон освободил народ и в текущий момент и на будущее время, воспретив обеспечивать ссуды личной кабалой. Затем он издал закон и произвел отмену долгов, как частных, так и государственных, что называют сисахфией, потому что люди как бы стряхнули с себя бремя»18.

Во-первых, он произвел отмену всех долговых обязательств как государственных, так и частных. Афиняне, попавшие прежде в рабство, были освобождены или даже выкуплены из-за рубежа. Обеспечение долга личностью должника-афинянина или его детей, других членов семьи впредь запрещалось. Также вводилось ограничение ссудного %. В результате этих мероприятий был дан толчок широкому использованию рабского труда в афинской экономике, поскольку труд закабаленных соплеменников впредь не мог использоваться ни в поместьях эвпатридов, ни в крупных ремесленных мастерских.

2. Политические реформы

Вторая группа реформ связана  с разделением всего свободного коренного населения Аттики на 4 разряда по имущественному признаку: пятисот-, трехсот- и двухсотмерники, а также низший по уровню дохода слой — феты: «На основании оценки имущества он ввел разделение на четыре класса, каковое разделение было уже и раньше, - на пентакосиомедимнов, всадников, зевгитов и фетов… Каждому классу он предоставил должность сообразно с величиной имущественной оценки, а тем, которые принадлежат к классу фетов, дал участие только в народном собрании и судах»19. Объем политических прав и военных обязанностей граждан был поставлен в зависимость от принадлежности к одному из перечисленных разрядов. Хотя на высшие должности в государстве по-прежнему допускались только пятисот-мерники, а на остальные — представители первых трех разрядов, Солон связал политическое положение гражданина не с его родовитостью, а с величиной земельного дохода. Солон «желая оставить все высшие должности за богатыми, как  было и прежде, а к прочим должностям, в которых простой народ раньше не участвовал, допустить и его, Солон ввел оценку имущества граждан»20. Кроме того, для уравновешивания влияния эвпатридов в государственном механизме он учредил коллегиальный судебный орган, членами которого могли избираться и феты. Этот «суд присяжных» (гелиэя) позднее получил широкие контрольные полномочия. К эпохе Солона относится оживление деятельности народного собрания: через него он провел ряд важнейших реформ, а для лучшей организации работ народного собрания и его большего влияния на дела текущего управления учредил Совет четырехсот: «Солон составил совет Ареопага из ежегодно сменяющихся архонтов; он и сам был членом его как бывший архонт. Но видя в народе дерзкие замыслы и заносчивость, порожденные уничтожением долгов, он учредил второй совет, выбрав в него по сто человек от каждой из четырех фил. Им он поручил предварительно, раньше народа, обсуждать дела и не допускать внесения ни одного дела в Народное собрание без предварительного обсуждения»21.

Итак, прообразом демократических  реформ является законодательство Драконта, первое писанное законодательство. Его значение для демократического преобразования заключается в том, что с появлением записанных законов аристократы должны были судить сообразно этим закона, а не по собственному умозаключению. И хотя выражение «Драконтовы законы» стало нарицательным для обозначения жестоких законов, их прогрессивная роль очевидна, так как они внесли порядок в отношения между рядовыми гражданами и эвпатриидами и ограничили произвол суда.

Но развитие демократии, в основном, связывают с именем Солона. Его реформы носили, на мой взгляд, как мы сейчас это называем, «популистский» характер. Мне кажется, что они были продиктованы, в первую очередь стремлением сохранить свою должность архонта, и желанием войти в историю, недаром он в своем литературном творчестве восхвалял свои реформы.

Тем не менее, реформы Солона, оставив  у власти аристократов, дали всем гражданам  права в соответствии с их званиями и доходом. Особым достижением Солона является отмена обращения в рабство свободных граждан за долги, они были освобождены из рабства и выкуплены из-за границы. Ссудный процент был ограничен.

 

Глава 2. Реформы Клисфена

§ 1. Укрепление полисных порядков заложенных Солоном.

Окончив дело законодательства, Солон  убедился, что не мог всех удовлетворить своими преобразованиями; многие требовали изменений. Бедным казалось, что Солон оставил много прав аристократам, а последним — что он слишком усилил демос, а их собственные права ограничил и даже их самих подверг материальным лишениям, отняв заложенную землю и рабов-должников. Когда законы были утверждены, Солон взял с афинян слово ничего не изменять в них в течение 10 лет, чтобы дать им время прочнее утвердиться, а сам, под предлогом торговли, отправился путешествовать, чтобы издали следить за развитием общественной жизни в родном городе и избежать необходимости самому что-либо изменять в созданном. «Революция Солона заложила основы полисной демократии, но в столь короткий срок не могла выкорчевать все остатки родового строя, окончательно сломить господствующее положение знати. Накопленные богатства, корпоративные связи, значительный слой зависимых людей, формально освобожденных, но фактически привязанных к знатным родам, обеспечивали старой аристократии ведущую роль в социальной жизни, большое политическое влияние. Но реформы Солона укрепили положение демоса, который мог теперь опираться на поддержку законодательства, на благоприятную экономическую политику, на новые органы власти»22.

После удаления Солона из Афин недолгое время сохранялось спокойствие. Борьба партий вскоре снова возгорелась с удвоенной силой, причем яблоком раздора теперь были высшие должности и в особенности влиятельный пост архонта. На пятый год после архонтства Солона (589/8) была первая в афинской истории анархия, т. е. выборы архонтов совсем не состоялись. То же самое повторилось еще через пять лет (584/3). Затем избранный в 583/2 г. архонт Дамасий противозаконно удерживал за собою власть в течение двух лет и двух месяцев, пока не был силою низвергнут (581 г.). После этой попытки Дамасия силой удержать за собою власть, попытки несомненно угрожавшей тиранией, сделана была уступка в пользу менее знатных и достаточных классов и на следующий год было избрано 12 архонтов: 5 из эвпатридов, 3 из агройков и 2 из демиургов. Долго ли продолжалось такое положение вещей, неизвестно. В это время в Аттике ясно обозначались три партии, интересы которых были различны. Это были педиеи, богатые жители равнинной части Аттики, представители родовой и землевладельческой аристократии, стремившиеся к восстановлению олигархии, паралии, приморские жители, к которым примкнули, вероятно, и мелкие землевладельцы, облагодетельствованные реформою Солона, и диакрии, жители горной части, самые бедные и потому наиболее склонные ко всяким переворотам. Во главе их стал энергичный Писистрат, сын Гиппократа из рода Филаидов, прославившийся талантами полководца и отнявший у мегарцев гавань Нисею. При помощи диакриев Писистрату удалось захватить тиранию в 561 г. до Р. X. Достигнув верховной власти, он оставил в полной силе постановления Солона, но устраивал так, чтобы в совете и в коллегии архонтов большинство состояло из людей ему преданных и чтобы кто-нибудь из его семьи ежегодно занимал одну из высших должностей. Впрочем, ему не сразу удалось укрепить свою власть: известно, что он дважды был изгоняем из Афин и только после третьего захвата власти сумел удержать ее за собою до своей смерти (527 г.) и передать сыновьям. По словам Фукидида Писистрат и его сыновья собирали 20-ю часть доходов с граждан: «Так, они взимали с афинян только двадцатую часть доходов с земли. На эти средства они благоустроили и украсили город, вели успешные войны и упорядочили празденства»23, а по Аристотелю одну 10-ю: «А вместе с тем и доходов поступало к нему больше при условии, если обрабатывалась земля, так как Писистрат взимал десятину с получавшихся доходов»24.

Они старались различными мероприятиями возвысить земледелие и торговлю, заботились о порядке и благоустройстве в городе и во всей Аттике: «По этим же соображениям он учредил и «судей по демам», да и сам часто ездил по стране, наблюдая за ходом дел и примиряя тяжущихся, чтобы они не запускали своих работ, отправляясь в город»25. покровительствовали наукам и искусствам, а чтобы обеспечить работой бедный класс, предпринимали различные постройки: так, Писистрат положил основание великолепному колоссальному храму Зевса Олимпийского (оконченному только римским императором Адрианом), построил на Акрополе храм Афины, впоследствии разрушенный персами, святилище Аполлона Пифийского и гимнасий в Ликее, отделал источник Каллиррою и пр.; так что Афины, до тех пор состоявшие из отдельных, беспорядочно лепившихся один подле другого кварталов, приняли вид правильно устроенного города и сделались центром греческой образованности.

Писистрату наследовал старший  сын его Гиппий, который продолжал  править в духе своего отца с помощью  брата Гиппарха, но уже с первых лет правления успел восстановить против себя граждан некоторыми проявлениями личного произвола. Когда же Гиппарх был убит Гармодием и Аристогитоном из мести за частное оскорбление (514 г.), характер правления Гиппия совершенно изменился: он казнил и подверг пыткам многих граждан, увеличил число своих телохранителей и возбудил к себе такую ненависть, что в 510 г. был низвергнут.

Правление Писистрата и его сыновей  на полстолетия задержало развитие афинской конституции в демократическом  духе. После изгнания Гиппия возобновилась борьба демократической и аристократической партий. Предводитель последней Исагор стремился к ниспровержению постановлений Солона и восстановлению существовав

шего до него устройства, столь  невыгодного для народа. Во главе  демократов стал Алкмеонид Клисфен, человек пылкий от природы, ловкий и хорошо знавший свет; он поставил себе задачей спасти и упрочить Солонову конституцию и дать народу силу для борьбы с аристократами, для чего он считал необходимым предоставить ему больше свободы и устранить те средства, которыми знать поддерживала свое влияние на народ. Заручившись поддержкой народа и Дельфийского оракула, он в 508/7 г., в архонтство своего соперника Исагора, занимая, вероятно, должность фесмофета, успешно провел задуманные им государственные реформы, придавшие конституции Солона чисто демократический характер.

 

§ 2. Реформы Клисфена

Реформы Клисфена - один из ключевых моментов в развитии афинского полиса. Они  окончательно оформили в Афинах демократический  строй, основу которого заложил Солон. Осуществленные в интересах и при поддержке демоса, реформы стали «не только заключительным этапом в формировании афинского демократического полиса, но и отправной точкой в начавшемся становлении в Афинах строя радикальной демократии»26, включив в политическую жизнь демос и способствовав появлению новых политиков из народа. Преобразования Клисфена весьма многоплановы, их можно рассматривать в различных аспектах. В данной работе мы остановимся на том влиянии, которое оказали проведенные Клисфеном реформы на становление демократии в Аттике, и ее дальнейшую судьбу.

Главным преобразованием Клисфена, на котором основывалась вся его  реформа, было создание десяти новых  фил вместо четырех старых, то есть новое территориальное деление  Аттики. Геродот замечает, что Клисфен произвел это преобразование, подражая своему деду, тирану Сикиона27. Четыре старые филы, имевшие политическое значение и не затронутые реформой Солона, были и оставались оплотом аристократических родов; в филах преобладала знать и пользовалась там большим влиянием. Чтобы окончательно сломить прежнее могущество аристократии, Клисфен разрушил систему родовых фил, на которых и основывалось влияние знатных родов. Аристотель описывает это преобразование Клисфена так: «Он начал с того, что распределил всех граждан между десятью филами вместо четырех. Он хотел смешать их, чтоб большее число людей получило возможность участия в делах государства. Разделил же он не на двенадцать фил из того соображения, чтобы это деление не совпадало с существовавшим ранее делением на триттии: именно, в четырех филах было двенадцать триттий, так что в этом случае не удалось бы смешать народ»28.

Клисфеновы филы не были сплошными  территориями. «Кроме того, - продолжает Аристотель, - Клисфен разделил страну по демам на тридцать частей: десять взял из демов пригородных, десять - из демов прибрежной полосы, десять - из демов внутренней полосы. Назвав эти части триттиями, в каждую филу он назначил по жребию три триттии, так чтобы в состав каждой филы входили части из всех этих областей»29. Этой мерой Клисфен, вероятно, хотел предотвратить обособление различных частей Аттики и развитие местных партий (ведь в Аттике незадолго до этого существовали партии, формировавшиеся на основе местных интересов, - педиэи, паралии и диакрии). Теперь же каждая фила состояла из трех триттий, расположенных в трех разных районах Аттики: одна - в городском округе, другая - в центральной части страны, третья - в прибрежной полосе.

К. К. Зельин отмечает, что три региона, на которые делилась Аттика, после реформы Клисфена стали территориально отличаться от тех же регионов времени борьбы партий. Так, один из районов включает в себя не только город, но и равнину вокруг Афин и часть побережья; Паралия выросла за счет побережья Педиэи и Диакрии, последняя же, некогда являясь опорной областью Писистрата, исчезла вовсе; новая область - Месогея - была составлена из внутренних частей страны, ранее принадлежавших Педиэе и Диакрии; Педиэя вошла в состав городских триттий, но в уменьшенном виде.30

Собрав в одной филе людей из разных частей Аттики, у которых не было местных интересов, Клисфен «перемешал» население и унифицировал государство, а также устранил возможность повторного возникновения региональных партий. Важным является и то, что сами Афины тоже были разделены между всеми филами, а не принадлежали к какой-нибудь одной, что не допускало преобладания города над остальными частями Аттики.

Информация о работе Становление демократии в Аттике