Становление демократии в Аттике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 15:16, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение одной из важнейших тем в истории Древней Греции - становление демократии в Аттике, государственное устройство, которое рассматривается сквозь призму описаний античных авторов.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая_античная_демократия_2.doc

— 136.00 Кб (Скачать документ)

Новые филы были поставлены под покровительство  десяти аттических героев; их имена  изрекла Пифия, выбрав из ста предложенных, так что реформа была проведена «как бы с ведома и при поддержке дельфийского оракула», и это, по мнению В. П. Бузескула, служит доказательством тесной связи Клисфена (а в его лице - и Алкмеонидов) с Дельфами.

Дальнейшим подразделением фил  и триттий стали демы, самые мелкие административно-политические единицы Аттики. По определению В. В. Латышева, дем – «это группа, состоящая из одного или нескольких местечек и деревень с принадлежавшими к ним землями и с населением, имевшим в них оседлость»31. Клисфен не создал демы заново, они существовали и раньше, но в новой системе они стали играть иную, более значимую роль.

Гражданство стало теперь определяться не принадлежностью к роду, а «пропиской»  в одном из демов. Граждане были равны  между собой и приписаны к дему потомственно; при перемене места проживания гражданин продолжал числиться все в том же деме и обладал там всеми правами демота. У Аристотеля читаем: «Он [Клисфен] заставил считаться демотами жителей каждого из демов, чтобы люди не выделяли новых граждан, называя их по отчеству, но чтобы публично называли по имени демов»32.

Аристотель упоминает о «новых гражданах», для лучшей адаптации  которых и введено именование по демам. Речь идет о метеках, которым  Клисфен предоставил права гражданства, усилив тем самым демократический элемент в обществе и приобретя новых сторонников. Об этом узнаем из «Политики»: «В Афинах Клисфен после изгнания тиранов <...> вписал в филы многих иноземцев и рабов-метеков»33. В другом месте этого же произведения Аристотель делает интересные замечания по поводу «крайней демократии», не упоминая, правда, имени Клисфена: «Чтобы установить эту демократию и придать силу народу, стоящие во главе нее обыкновенно привлекают в число граждан возможно большее количество людей и дают права гражданства не только законнорожденным, но и незаконнорожденным, и тем, у кого один из родителей - либо отец, либо мать – граждане»34.

Остальные реформы Клисфена основываются на введении десяти территориальных  фил. В более демократическом  духе преобразовываются государственные учреждения, вводятся новые должности. Так, Аристотель пишет, что Клисфен «установил Совет пятисот вместо четырехсот, по пятидесяти от каждой филы, а до тех пор было по сто»35.  Выборы членов Совета пятисот происходили по демам, так что в нем были представители всего демоса Аттики и, благодаря большому количеству членов, были отражены господствующие в данное время в народе мнения и политические течения. На выборные должности назначали, учитывая число территориальных фил, по 10 членов от каждой. Были введены новые должности аподектов (сборщиков различных взносов; их было 10) и стратегов (10 военных командиров).

Компетенции нового Совета 500 были расширены, он должен был заседать регулярно  и не только готовил дела для Народных собраний, но и занимался текущим управлением. Функции аристократического Ареопага ограничивались, и он постепенно превратился в судебную инстанцию, его политическое значение упало.

Для охраны установленного порядка, предотвращения возможности захвата власти со стороны  какого-либо могущественного лица был введен так называемый остракизм (т. е. голосование на черепках). Остракизм -специальное голосование в Народном собрании по вопросу, есть ли в государстве человек, угрожающий существующему порядку. Участники Народного собрания писали имя такого человека на черепках амфор и других сосудов. Если на 6 тыс. черепков оказывалось одно и то же имя, этот человек изгонялся из Афин на 10 лет.

Итак, реформы Солона, как и следовало  ожидать, удовлетворили далеко не всех. Аристакраты были недовольны тем, что он урезал их права, а демос, напротив, считал что у аристократии слишком много прав.

Началась борьба партий, в результате которой Писистрат захватил верховную  власть и стал тираном. И хотя он не изменял законов Солона, высшие должности в государстве занимали лично преданные ему люди и его родственники.

Демократия в Афинах оформилась окончательно при Клисфене. Он создал 10 новых фил вместо старых четырех, тем самым разрушив влияние знатных  родов. Он объединил в новые филы людей из разных частей Аттики.

При нем Совет 500 начал заниматься текущим управлением государством, а функции Ареопага были ограничены. Был введен остракизм, голосование  на черепках, с помощью которого из Афин Изгонялись люди, которые, по мнению большинства, представляли угрозу для демократии.

  
Заключение

 

Из обзора Солоновского устройства можно видеть, что оно представляло собою сочетание демократических  и аристократических элементов, взаимно ограничивавших и уравновешивавших друг друга. В последующее время  демократические начала все более и более усиливались, в ущерб аристократическим, и в половине V в. достигли полного своего развития.

В некоторых поэтических произведениях  своих, сохранившихся до наших времен, Солон высказывает свои политические взгляды, объяснения реформ и отношения к ним современников. О своем политическом устройстве он отзывается в следующих словах: «Я дал народу столько силы, сколько нужно, не отняв у него достоинства, но и не прибавив его. Я подумал и о людях влиятельных и богатых, чтобы и они не испытали ничего неприличного. Я стал, заслонив могучим щитом тех и других, не давая ни одним неправедной победы»36. В другом стихотворении Солон влагает на уста одного из своих порицателей следующие слова, показывающие отношение к нему современников, не понимавших его высоких нравственных принципов: «Солон не был глубокомысленным человеком и мужем совета и сам не принял предложенного ему богом прекрасного дара. Поймав много рыбы, он испугался и не вытащил сети, — у него не хватило ума и бодрости духа»37. Еще в одном отрывке Солон отвечает на такие порицания следующими словами: «Я нисколько не смущаюсь тем, что пощадил родную землю и не захватил тирании, которой запятнал бы и опозорил бы свою славу: я думаю, что моим настоящим образом действий более привлеку к себе сердца людей»38.

Законодательство Солона заложило основы будущей афинской демократии и может быть уподоблено революции сверху. Солоновы реформы не удовлетворили обе конфликтующие стороны. Острой политической борьбой воспользовался Писистрат, знатный афинянин, руководивший одной из политических группировок. В 560 г. он провозгласил себя тираном (верховным правителем государства). Период с 560 по 510 гг. до н.э. принято именовать тиранией Писистрата и писистратидов, его детей. Целью тиранов было укрепление собственной личной власти, но для этого приходилось проводить отдельные мероприятия в интересах демоса (введение разъездных судов, чтобы не отрывать крестьян от сельхозработ; льготные ссуды беднякам; общественное строительство и открытие новых мастерских, что давало работу ремесленникам и т. п.). Впрочем, не притеснялась и знать, за исключением политических противников тирана, имущество которых подверглось конфискации, а сами они оказались в изгнании. Политика социального лавирования, зрелищ для демоса, успехи внешней экспансии - вот секрет устойчивости тирании. Однако при сыновьях Писистрата диктатура ожесточилась, а политика тиранов стала менее удачной.

Несмотря на свою кратковременность, тирания Писистрата и его сыновей  имела важное значение для общего развития Афин. Хотя тираны в значительной степени руководствовались своими личными целями, их политика лавирования среди разных социальных прослоек, поддержание государственного порядка и известного социального спокойствия, стимулирование экономического и культурного развития оказали положительное влияние на общий процесс формирования афинского общества. Тираны не отменили солоновское законодательство и в обществе продолжалось укрепление полисных порядков, которые были заложены Солоном.

Законодательство Клисфена и его сторонников завершило преобразования, начатые в афинском обществе Солоном. Вся структура общественно-политической и культурной жизни теперь зиждилась на новых социальных, государственных, а не кровнородственных началах. Основой социального деления населения стало наличие или отсутствие частной собственности, фундаментом административного деления и политической организации стал территориальный принцип. Были заложены основы динамичной экономики, базирующейся на возможности самого широкого использования труда рабов-иноплеменников. Органы политической власти были построены таким образом, чтобы обеспечить участие в управлении широким кругам гражданского населения. В соответствие с этими установлениями была приведена и военная организация, опирающаяся на фалангу тяжеловооруженных гоплитов, комплектующихся из средних слоев гражданства.

Законы Клисфена завершили формирование общества и государства в Аттике в виде демократического полиса, которое началось в VIII в.до н.э.

 

Список источников и литературы

Источники

 

  1. Аристотель. Политика. Афинская полития. / Предисл. Е.И. Темнова. – М.: Мысль, 1997. – 458 с.
  2. Геродот. История в 9 книгах. Перевод Г. Стратановского. – Л., 1972.
  3. Плутарх. Избранные жизнеописания: В двух томах. Том. I. /Сост., вступит. Ст., прим. М. Томашевской. – М.: Правда, 1990 –  592 с.
  4. Фукидид. История. Отв. ред. Я.М. Боровский. – М.: Наука, 1981.

Литература

  1. Андреев Ю.В. Цена свободы и гармонии. Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации. СПб., 1999.
  2. Гиро П. Быт и нравы древних греков. – Смоленск: Русич, 2002. – 624 с.
  3. Доватур А. Повествовательный и научный стиль Геродота. Л, 1957.
  4. Доватур А. И. Политика и Политии Аристотеля. М.; Л., 1965. 
  5. Зельин К.К. Борьба политических группировок в Аттике в VI веке до   н. э. М., 1964.
  6. История Древней Греции / Под ред. В.И. Кузищина. – М.: Высш. шк., 2001.
  7. Ксенофонтов А.Б. Афины и Спарта в повествовании Геродота //Античное общество: проблемы истории и культуры./Доклады научной конференции Центра антиковедения СПбГУ 9 - 11 марта 1995 г.
  8. Латышев В.В. Очерк греческих древностей -  http://liber.rsuh.ru/Fulltext/Grece/lat/1/3-15-2.htm
  9. Лурье С. Я. История Греции. СПб., 1993.
  10. Немировский А.И. История Древнего мира: Античность: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. – Ч. 1. – 448 с.
  11. Немировский А.И. Рождение Клио: у истоков исторической мысли. – Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1986.- 350 с.
  12. Пальцева Л. А. Из истории архаической Греции. Мегары и мегарские колонии. СПб., 1999.
  13. Строгецкий В. М. Полис и империя в классической Греции. Уч. пособие. Н. Новгород, 1991.
  14. Трухина Н.Н., Смышляев А.Л. Хрестоматия по истории Древней Греции. – М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2000. – 376 с.
  15. Фролов Э. Д. Греческие тираны. Л., 1972.
  16. Фролов Э. Д. Рождение греческого полиса. Л., 1988.
  17. Шишова И.А. Раннее законодательство и становление рабства в античной Греции. Л., 1991.
  18. Яйленко В. П. Греческая колонизация VII-III вв. до н. э. М., 1982.
  19. Яйленко В. П. Архаическая Греция // Античная Греция. Т. I. М., 1983.

1 Геродот. История в 9 книгах. Перевод Г. Стратановского. – Л., 1972.

2История Древней Греции / Под ред. В.И. Кузищина. – М.: Высш. шк., 2001. -  С. 10.

3 Фукидид. История. Отв. ред. Я.М. Боровский. – М.: Наука, 1981.

4 Хрестоматия по истории Древнего мира /Под ред. проф. В.Г. Боруховича и проф. В.И. Кузищина. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1989. – С.120 – 121.

5 Аристотель. Политика. Афинская полития. / Предисл. Е.И. Темнова. – М.: Мысль, 1997. – 458 с.

6  Аристотель. Политика. Афинская полития. / Предисл. Е.И. Темнова. – М.: Мысль, 1997. – 458 с. .

7 Плутарх. Избранные жизнеописания: В двух томах. Том. I./Сост., вступит. Ст., прим. М. Томашевской. – М.: Правда, 1990 – 592 с.

8 Бузескул В.П. 1) "Афинская полития" Аристотеля как источник для истории государственного строя Афин до конца V века. Харьков, 1895; 2) История афинской демократии. СПб.,1909.

9 Зельин К.К. Борьба политических группировок в Аттике в VI веке до н.э. М., 1964.

10 Лурье С.Я. Клисфен и Писистратиды// ВДИ, 1940, №2. С.45-51.

11 Фролов Э.Д. Политические лидеры афинской демократии// Политические деятели античности, средневековья и нового времени: Межвузовский сборник. Л., 1983. С.6-22.

12 Значение экономических и политических реформ Солона в образовании Афинского рабовладельческого государства // Хрестоматия по истории Древнего мира /Под ред. проф. В.Г. Боруховича и проф. В.И. Кузищина. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1989. – С.121.

13 Плутарх. Избранные жизнеописания: В двух томах. Том. I./Сост., вступит. Ст., прим. М. Томашевской. – М.: Правда, 1990 – С. 173.

14 История Древней Греции М., 2001. - С. 118.

15 Латышев В.В. Очерк греческих древностей -  http://liber.rsuh.ru/Fulltext/Grece/lat/1/3-15-2.htm

16  Аристотель. Политика. Афинская полития. / Предисл. Е.И. Темнова. – М.: Мысль, 1997. – С. 280.

17 Аристотель. Политика. Афинская полития. / Предисл. Е.И. Темнова. – М.: Мысль, 1997. – С. 279.

18 Аристотель. Политика. Афинская полития. / Предисл. Е.И. Темнова. – М.: Мысль, 1997. – С. 274 – 275.

19 Там же. – С. 275 – 276.

20 Плутарх. Избранные жизнеописания: В двух томах. Том. I./Сост., вступит. Ст., прим. М. Томашевской. – М.: Правда, 1990 – С. 173.

21 Там же. – С. 174.

22 История Древней Греции М., 2001. -  С. 121..

23 Фукидид. История. Отв. ред. Я.М. Боровский. – М.: Наука, 1981.- С. 286.

24 Аристотель. Политика. Афинская полития. / Предисл. Е.И. Темнова. – М.: Мысль, 1997. – С. 284.

25 Там же.

26 Фролов Э. Д. Рождение греческого полиса. Л., 1988. - С. 165

27 Геродот V, 7.

28 Аристотель. Политика. Афинская полития. / Предисл. Е.И. Темнова. – М.: Мысль, 1997. – С. 289 - 290.

29 Там же – С. 290.

30 Зельин К.К. Борьба политических группировок в Аттике в VI веке до н. э. М., 1964. С. 93-114.

31 Латышев В.В. Очерк греческих древностей -  http://liber.rsuh.ru/Fulltext/Grece/lat/1/3-15-2.htm.

32 Аристотель. Политика. Афинская полития. / Предисл. Е.И. Темнова. – М.: Мысль, 1997. – С. 290.

Информация о работе Становление демократии в Аттике