Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 15:16, курсовая работа
Целью данной работы является изучение одной из важнейших тем в истории Древней Греции - становление демократии в Аттике, государственное устройство, которое рассматривается сквозь призму описаний античных авторов.
Новые филы были поставлены под покровительство десяти аттических героев; их имена изрекла Пифия, выбрав из ста предложенных, так что реформа была проведена «как бы с ведома и при поддержке дельфийского оракула», и это, по мнению В. П. Бузескула, служит доказательством тесной связи Клисфена (а в его лице - и Алкмеонидов) с Дельфами.
Дальнейшим подразделением фил и триттий стали демы, самые мелкие административно-политические единицы Аттики. По определению В. В. Латышева, дем – «это группа, состоящая из одного или нескольких местечек и деревень с принадлежавшими к ним землями и с населением, имевшим в них оседлость»31. Клисфен не создал демы заново, они существовали и раньше, но в новой системе они стали играть иную, более значимую роль.
Гражданство стало теперь определяться не принадлежностью к роду, а «пропиской» в одном из демов. Граждане были равны между собой и приписаны к дему потомственно; при перемене места проживания гражданин продолжал числиться все в том же деме и обладал там всеми правами демота. У Аристотеля читаем: «Он [Клисфен] заставил считаться демотами жителей каждого из демов, чтобы люди не выделяли новых граждан, называя их по отчеству, но чтобы публично называли по имени демов»32.
Аристотель упоминает о «новых
гражданах», для лучшей адаптации
которых и введено именование
по демам. Речь идет о метеках, которым
Клисфен предоставил права
Остальные реформы Клисфена основываются на введении десяти территориальных фил. В более демократическом духе преобразовываются государственные учреждения, вводятся новые должности. Так, Аристотель пишет, что Клисфен «установил Совет пятисот вместо четырехсот, по пятидесяти от каждой филы, а до тех пор было по сто»35. Выборы членов Совета пятисот происходили по демам, так что в нем были представители всего демоса Аттики и, благодаря большому количеству членов, были отражены господствующие в данное время в народе мнения и политические течения. На выборные должности назначали, учитывая число территориальных фил, по 10 членов от каждой. Были введены новые должности аподектов (сборщиков различных взносов; их было 10) и стратегов (10 военных командиров).
Компетенции нового Совета 500 были расширены, он должен был заседать регулярно и не только готовил дела для Народных собраний, но и занимался текущим управлением. Функции аристократического Ареопага ограничивались, и он постепенно превратился в судебную инстанцию, его политическое значение упало.
Для охраны установленного порядка, предотвращения возможности захвата власти со стороны какого-либо могущественного лица был введен так называемый остракизм (т. е. голосование на черепках). Остракизм -специальное голосование в Народном собрании по вопросу, есть ли в государстве человек, угрожающий существующему порядку. Участники Народного собрания писали имя такого человека на черепках амфор и других сосудов. Если на 6 тыс. черепков оказывалось одно и то же имя, этот человек изгонялся из Афин на 10 лет.
Итак, реформы Солона, как и следовало ожидать, удовлетворили далеко не всех. Аристакраты были недовольны тем, что он урезал их права, а демос, напротив, считал что у аристократии слишком много прав.
Началась борьба партий, в результате которой Писистрат захватил верховную власть и стал тираном. И хотя он не изменял законов Солона, высшие должности в государстве занимали лично преданные ему люди и его родственники.
Демократия в Афинах оформилась окончательно при Клисфене. Он создал 10 новых фил вместо старых четырех, тем самым разрушив влияние знатных родов. Он объединил в новые филы людей из разных частей Аттики.
При нем Совет 500 начал заниматься
текущим управлением
Из обзора Солоновского устройства
можно видеть, что оно представляло
собою сочетание
В некоторых поэтических
Законодательство Солона заложило основы будущей афинской демократии и может быть уподоблено революции сверху. Солоновы реформы не удовлетворили обе конфликтующие стороны. Острой политической борьбой воспользовался Писистрат, знатный афинянин, руководивший одной из политических группировок. В 560 г. он провозгласил себя тираном (верховным правителем государства). Период с 560 по 510 гг. до н.э. принято именовать тиранией Писистрата и писистратидов, его детей. Целью тиранов было укрепление собственной личной власти, но для этого приходилось проводить отдельные мероприятия в интересах демоса (введение разъездных судов, чтобы не отрывать крестьян от сельхозработ; льготные ссуды беднякам; общественное строительство и открытие новых мастерских, что давало работу ремесленникам и т. п.). Впрочем, не притеснялась и знать, за исключением политических противников тирана, имущество которых подверглось конфискации, а сами они оказались в изгнании. Политика социального лавирования, зрелищ для демоса, успехи внешней экспансии - вот секрет устойчивости тирании. Однако при сыновьях Писистрата диктатура ожесточилась, а политика тиранов стала менее удачной.
Несмотря на свою кратковременность, тирания Писистрата и его сыновей имела важное значение для общего развития Афин. Хотя тираны в значительной степени руководствовались своими личными целями, их политика лавирования среди разных социальных прослоек, поддержание государственного порядка и известного социального спокойствия, стимулирование экономического и культурного развития оказали положительное влияние на общий процесс формирования афинского общества. Тираны не отменили солоновское законодательство и в обществе продолжалось укрепление полисных порядков, которые были заложены Солоном.
Законодательство Клисфена и его сторонников завершило преобразования, начатые в афинском обществе Солоном. Вся структура общественно-политической и культурной жизни теперь зиждилась на новых социальных, государственных, а не кровнородственных началах. Основой социального деления населения стало наличие или отсутствие частной собственности, фундаментом административного деления и политической организации стал территориальный принцип. Были заложены основы динамичной экономики, базирующейся на возможности самого широкого использования труда рабов-иноплеменников. Органы политической власти были построены таким образом, чтобы обеспечить участие в управлении широким кругам гражданского населения. В соответствие с этими установлениями была приведена и военная организация, опирающаяся на фалангу тяжеловооруженных гоплитов, комплектующихся из средних слоев гражданства.
Законы Клисфена завершили формирование общества и государства в Аттике в виде демократического полиса, которое началось в VIII в.до н.э.
1 Геродот. История в 9 книгах. Перевод Г. Стратановского. – Л., 1972.
2История Древней Греции / Под ред. В.И. Кузищина. – М.: Высш. шк., 2001. - С. 10.
3 Фукидид. История. Отв. ред. Я.М. Боровский. – М.: Наука, 1981.
4 Хрестоматия по истории Древнего мира /Под ред. проф. В.Г. Боруховича и проф. В.И. Кузищина. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1989. – С.120 – 121.
5 Аристотель. Политика. Афинская полития. / Предисл. Е.И. Темнова. – М.: Мысль, 1997. – 458 с.
6 Аристотель. Политика. Афинская полития. / Предисл. Е.И. Темнова. – М.: Мысль, 1997. – 458 с. .
7 Плутарх. Избранные жизнеописания: В двух томах. Том. I./Сост., вступит. Ст., прим. М. Томашевской. – М.: Правда, 1990 – 592 с.
8 Бузескул В.П. 1) "Афинская полития" Аристотеля как источник для истории государственного строя Афин до конца V века. Харьков, 1895; 2) История афинской демократии. СПб.,1909.
9 Зельин К.К. Борьба политических группировок в Аттике в VI веке до н.э. М., 1964.
10 Лурье С.Я. Клисфен и Писистратиды// ВДИ, 1940, №2. С.45-51.
11 Фролов Э.Д. Политические лидеры афинской демократии// Политические деятели античности, средневековья и нового времени: Межвузовский сборник. Л., 1983. С.6-22.
12 Значение экономических и политических реформ Солона в образовании Афинского рабовладельческого государства // Хрестоматия по истории Древнего мира /Под ред. проф. В.Г. Боруховича и проф. В.И. Кузищина. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1989. – С.121.
13 Плутарх. Избранные жизнеописания: В двух томах. Том. I./Сост., вступит. Ст., прим. М. Томашевской. – М.: Правда, 1990 – С. 173.
14 История Древней Греции М., 2001. - С. 118.
15
Латышев В.В. Очерк греческих древностей
- http://liber.rsuh.ru/Fulltext/
16 Аристотель. Политика. Афинская полития. / Предисл. Е.И. Темнова. – М.: Мысль, 1997. – С. 280.
17 Аристотель. Политика. Афинская полития. / Предисл. Е.И. Темнова. – М.: Мысль, 1997. – С. 279.
18 Аристотель. Политика. Афинская полития. / Предисл. Е.И. Темнова. – М.: Мысль, 1997. – С. 274 – 275.
19 Там же. – С. 275 – 276.
20 Плутарх. Избранные жизнеописания: В двух томах. Том. I./Сост., вступит. Ст., прим. М. Томашевской. – М.: Правда, 1990 – С. 173.
21 Там же. – С. 174.
22 История Древней Греции М., 2001. - С. 121..
23 Фукидид. История. Отв. ред. Я.М. Боровский. – М.: Наука, 1981.- С. 286.
24 Аристотель. Политика. Афинская полития. / Предисл. Е.И. Темнова. – М.: Мысль, 1997. – С. 284.
25 Там же.
26 Фролов Э. Д. Рождение греческого полиса. Л., 1988. - С. 165
27 Геродот V, 7.
28 Аристотель. Политика. Афинская полития. / Предисл. Е.И. Темнова. – М.: Мысль, 1997. – С. 289 - 290.
29 Там же – С. 290.
30 Зельин К.К. Борьба политических группировок в Аттике в VI веке до н. э. М., 1964. С. 93-114.
31
Латышев В.В. Очерк греческих древностей
- http://liber.rsuh.ru/Fulltext/
32 Аристотель. Политика. Афинская полития. / Предисл. Е.И. Темнова. – М.: Мысль, 1997. – С. 290.