Становление и деятельность советской милиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 07:33, курсовая работа

Описание

Цель данной работы заключается в том, чтобы раскрыть основные направления деятельности советской милиции с начала её основания и по сей день.
Задачи работы:
Рассмотреть деятельность милиции в начальном этапе становления советской власти.
Рассмотреть милицию в Сталинский период.
Рассмотреть милицию в годы Великой Отечественной войны.

Содержание

Оглавление
Введение………………………………………………………………………………3
Глава I. Милиция на пути становления (НКВД)…………………………………...4
1.1 Милиция в механизме обеспечения государственной власти Советов……...4
1.2 Борьба с административными правонарушениями …………………………..10
Глава II. Милиция в советский период……………………………….....................13
2.1 Приход к власти Сталина и реорганизация милиции………………………...13
2.2 Милиция в годы Великой Отечественной войны, развитого социализма и перестройки ………………………………………………............................................19
Заключение…………………………………………………………………………..23
Список используемой литературы………….……………………………………...25

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 71.89 Кб (Скачать документ)

     В мае 1920 года на межведомственном совещании, проведенном НКВД, принято решение  о создании промышленной милиции, которая  должна «заменить все виды ведомственной охраны, является специальным видом милиции, имеет специальную задачу – охрану экономического достояния Республики ». В составе ГУМ НКВД РСФСР был создан промышленный отдел, в губернских управлениях милиции и уезда – соответственно отделения и участки промышленной милиции8.

     Одновременно  с организационно – правовым строительством милиции происходит формирование уголовно – розыскных подразделений, которые  первоначально не рассматривались как составная часть милицейских сил. В феврале 1918 года для борьбы с уголовной преступностью при Народном комиссариате юстиции был создан уголовный розыск, однако неэффективность его работы и необходимость повышения уровня руководства привели к реорганизации угрозыска и передачи функций руководства им в НКВД.

     В утвержденном наркоматом положении  предусматривалось, что в городах для охраны революционного порядка путем негласного расследования  преступлений уголовного характера и борьбы с бандитизмом, при губернских и городских управлениях милиции создаются отделения уголовного розыска. Общее руководство уголовным розыском осуществляет Центральное управление уголовного розыска ( Центророзыск ) НКВД. Задачи городских ( уездных и посадских ) отделений уголовного розыска– « вести борьбу с бандитизмом, кражами, грабежами и прочими преступными явлениями в пределах своего района ». В городах с населением менее 40 тысяч человек создавались уголовно- розыскные столы со штатом в 4 – 6 человек, подчиненных непосредственно начальнику уездной милиции9.

     Совместным  решением Наркомюста и НКВД в апреле 1920 года было проведено слияние уголовного розыска и следствия, поскольку следственные комиссии при местных Советах из – за слабости следственного аппарата не справлялись с расследованием уголовных дел. Вскоре НКВД издал Положение о следственно – розыскной милиции, в котором определил её основные задачи: предупреждение, пресечение, раскрытие, расследование уголовно наказуемых деяний и дальнейшее направление произведённых расследованиях10.

     10 июля 1920 года Декретом ВЦИК и  СНК РСФСР утвердили первое  Положение о рабоче-крестьянской милиции11. Оно фактически подводило итоги строительства милиции за предшествующие годы, закрепляло сложившуюся структуру милиции, её обязанности, компетенцию центрального аппарата и местных органов милиции. В соответствии с положением начальники милиции губерний, уездов и городов должны были избираться исполкомами местных Советов. Основными звеньями аппарата советской милиции являлись: городская и уездная, промышленная, железнодорожная, водная (речная и морская ) , розыскная милиция. Наряду с охраной общественного порядка и борьбой с уголовной преступностью в деятельности милиции большое место занимала адресно-справочная работа, контроль за поддержанием санитарного состояния городов, содействие органам социального обеспечения в ликвидации нищенства и попрошайничества, обеспечения безопасности дорожного движения.

     Положение подводило и некий итог поисков  приемлемого статуса милиции в системе государственной власти, наделенный широкими охранными функциями. Для такой констатации были все основания:во – первых, условий военного времени, во – вторых, необходимости решения задач советского строительства и откровенной слабости местных органов власти. В этих условиях милиция, располагая определенными людскими ресурсами, скрепленная по существу воинской дисциплиной, оказалась наиболее подготовленным отрядом советской власти, способным  реализовывать её принудительные полномочия.

       

     1.2.Борьба с административными правонарушениями.

     Ещё в конце 1925 года НКЮ и НКВД РСФСР  « в связи с чрезвычайным развитием  уличного хулиганства и бесчинства лиц, появляющихся в пьяном виде на улицах и иных общественных местах, неподчинением со стороны этих лиц законным требованиям и распоряжениям милиции » предлагали органам РМК не только немедленно удалять их и штрафовать на месте, но и задерживать и направлять в дежурные камеры нарсудов с возбуждением дела по п. 2 ст. 105 УПК РСФСР. В декабре 1926 года СНК РСФСР принял постановление, определяющее порядок привлечения граждан к содействию органам милиции при задержании ими сопротивляющихся хулиганов и пьяных12. Работникам милиции предоставлялось право привлекать к этому всех совершеннолетних граждан обоего пола. Лица, не исполняющие требований милиции о содействии, подлежали привлечению к уголовной ответственности по ст.75 УК РСФСР, а те, кто публично оскорблял граждан, поддерживающих сотрудников милиции при задержании хулиганов, подлежали уголовной ответственности по ст. 76 УК РСФСР. Был введен и упрощенный порядок возбуждения и производства дел этой категории.

     Меры  в области административной и  уголовно – правовой борьбы с хулиганством не оказали заметного влияния на положение дел. Не только отдельные улицы и районы, но даже целые города советской России во второй половине 30-х годов объявлялись « пораженными уголовным хулиганством ». Позднее, в 1938 году, Главное управление рабоче-крестьянской милиции пыталось объяснить слабость работы своих подразделений на местах « результатом прямой вредительской деятельности пробравшихся в милицию, ныне разоблаченных врагов народа », хотя и признавало, что ежесуточно на посты в места, наиболее пораженные уголовными проявлениями, по стране выставлялось только от 15 до 30% личного состава13.

     В декабре 1932 года хулиганы попали под  категорию « социально-вредных  элементов », а специальный приказ НКВД СССР требовал рассматривать дела о них милицейскими « тройками » НКВД и осуждать к заключению в исправительно-трудовых лагерях. Выполняя приказ, органы милиции к 1ноября 1935 года изъяли по стране около 266 тыс. социально-вредных элементов, более трети из них были осуждены « тройками » к лагерной изоляции14. Вскоре хулиганству придали статус « политического преступления » и ответственность за него возросла уже многократно15.

     В 1938 году в состав отделов уголовного розыска республик, краев и областей введены негласные штаты разведок и установочных групп, через год создаются отделения (группы) оперативного розыска, в чьи обязанности входили поиск бежавших заключенных, в том числе «политических» и скрывавшихся «от агентурной разработки». Подразделения уголовного розыска все чаще и чаще выполняли оперативные задания УГБ НКВД.

     Учитывая  деятельность органов внесудебной  расправы – «милицейских троек», мы с полным основанием можем рассматривать  милицию того времени как мощный репрессивный аппарат реализации государственной власти. Его эффективное функционирование как органа противодействия уголовной преступности, охраны общественного порядка, и как специфического инструмента политико-правового режима обеспечивалось рядом специализированных функций, выполняемых органами милиции.

     В первую очередь это касается обеспечения  паспортного режима и реализации постановления СНК СССР от 27 декабря 1932 года «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописки паспортов»16. Паспортизация населения и введение института прописки не только «привязывали» граждан к конкретным административно-территориальным единицам, но и способствовали формированию разветвленной системы сыска и учета преступников и потенциально опасных  для режима людей, установления тотального гласного административного надзора за гражданами страны и иностранцами17.

     Одной из таких функций милиции было приведение в исполнение приговоров судов о ссылке и высылке, ведение учета высланных и сосланных и осуществление специального надзора за ними. Только в феврале-марте 1935 года в ходе проведения специальной операции в Ленинграде сотрудники милиции совместно с органами госбезопасности выселили из города 11 тыс. человек18. Ведение учета высланных и сосланных, надзор за ними давал фактически неисчерпаемый источник пополнения агентурной сети, а также возможность проведения масштабных оперативно-розыскных мероприятий в этой специфической среде.

     С начала 30-х годов милиция сопровождала и продолжает сопровождать в настоящее  время (ныне как полиция) все призывные  компании в армию и флот, а массовые уклонения от этой «почетной обязанности  граждан СССР» побудило ЦИК и  СНК СССР в 1937 году специальным постановлением ввести в паспортах фотографические  карточки.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава II. Милиция в советский период.

     2.1 Приход к власти Сталина и реорганизация милиции.

     С 1923 года, в связи с изъятием из ведения НКВД вопросов советского строительства, в издаваемом Наркоматом журнале  « Власть Советов » стали появляться многочисленные публикации о целесообразности ликвидации НКВД и передаче его функций в центре и республиках другим государственным органам19.

     В мае 1931 года СНК СССР утверждает первое общесоюзное Положение о рабоче-крестьянской милиции, в октябре 1931 года СНК РСФСР юридически закрепляет задачи органов милиции Советской России и общие принципы их организации в Положении о Главном управлении РКМ при СНК РСФСР20. В Положении милиция конструировалась как административно – распорядительный  орган советской власти, а её основная задача определялась следующим образом – охрана революционного порядка и общественной безопасности, необходимых для социалистического строительства.

     Положение устанавливало, что милиция подразделяется на общую и ведомственную. Центральными органами милиции являются главные управления милиции союзных республик, состоящие при советах народных комиссаров этих республик. Местными органами милиции являются управления милиции краевые ( областные ) и автономных республик, районные и городские. Предусматривалось, что ведомственная милиция организуется на основе соглашений главных управлений милиции союзных республик или управлений милиции краев ( областей ) и автономных республик с государственными и общественными органами для специальной охраны отдельных предприятий, сооружения и иного имущества этих органов.

     Устанавливалось, что « начальники местных органов  милиции непосредственно подчиняются начальникам вышестоящих органов милиции и несут перед ними полную ответственность за состояние и работу соответствующего органа милиции. В то же время в своей работе они руководствуются указаниями СНК автономных республик, местных исполнительных комитетов и городских советов, при которых состоят соответствующие органы милиции». Ведомственная милиция « действует на основе общих положений и уставов милиции  и дополнительных инструкций, необходимых ввиду особых условий её службы». Милиции предоставлялось право иметь в своем составе учебные заведения для подготовки, переподготовки работников милиции, а также строевые части.

     Раздел  3 Положения содержал обязанности общей милиции, которые были сгруппированы в четыре блока: обязанности по охране революционного порядка в общественной безопасности, по борьбе с преступностью, по оказанию услуг населению, по обороне страны.

     Устанавливалось, что милиция выполняет следующие  обязанности по охране революционного порядка в общественной безопасности:

     а) наблюдает за порядком на улицах, в  садах, парках и других местах общественного пользования; предупреждает и прекращает нарушение порядка в этих местах;

     б) наблюдает за выполнением установленных правил по организации шествий и демонстраций;

     в) наблюдает за содержанием улиц, садов, парков и других мест общественного пользования в чистоте и исправном состоянии;

     г) наблюдает за санитарным состоянием домов и дворов;

     д) надзирает за соблюдением правил уличного движения, а также правил пользования трамваями, автобусами и т. п.;

     е) надзирает за соблюдением правил общественной безопасности при производстве строительных, дорожных и других работ;

     ж) оповещает надлежащие органы и население  о наступивших стихийных бедствиях, принимает меры к их ликвидации, устанавливает порядок и охраняет имущество во время стихийных бедствий и оказывает необходимую помощь пострадавшим;

     з) оказывает первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений и несчастных случаев, а также больным и лицам, находящимся в беспомощном состоянии в местах общественного пользования; направляет этих лиц, в случае необходимости, в ближайшее лечебное заведение и вызывает скорую помощь;

     и) надзирает за соблюдением правил об обществах, не преследующих цели извлечения прибыли

     к) надзирает за соблюдением правил о публичных зрелищах, играх и  увеселениях;

     л) надзирает за соблюдением правил о собраниях верующих;

     м) надзирает за соблюдением административных правил о порядке открытия и производства торговли и промыслов; выдает в случаях, предусмотренных законом, разрешение на торговлю специальными предметами ( охотничьим оружием, боевыми припасами и т. п.) и производство этих предметов и надзирает за их производством;

Информация о работе Становление и деятельность советской милиции