Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 07:33, курсовая работа
Цель данной работы заключается в том, чтобы раскрыть основные направления деятельности советской милиции с начала её основания и по сей день.
Задачи работы:
Рассмотреть деятельность милиции в начальном этапе становления советской власти.
Рассмотреть милицию в Сталинский период.
Рассмотреть милицию в годы Великой Отечественной войны.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………3
Глава I. Милиция на пути становления (НКВД)…………………………………...4
1.1 Милиция в механизме обеспечения государственной власти Советов……...4
1.2 Борьба с административными правонарушениями …………………………..10
Глава II. Милиция в советский период……………………………….....................13
2.1 Приход к власти Сталина и реорганизация милиции………………………...13
2.2 Милиция в годы Великой Отечественной войны, развитого социализма и перестройки ………………………………………………............................................19
Заключение…………………………………………………………………………..23
Список используемой литературы………….……………………………………...25
н) охраняет государственное и общественное имущество;
о) надзирает за соблюдением домоуправлениями и гражданами правил прописки и выписки, а также ведет учет населения по особым правилам об адресных столах;
п) надзирает за соблюдением обязательных постановлений по вопросам, относящимся к задачам милиции; привлекает нарушителей обязательных постановлений к ответственности в порядке, установленном этими постановлениями, а в подлежащих случаях непосредственно налагает административные взыскания; приводит в исполнение административные взыскания, наложенные местными исполнительными комитетами и городскими советами, содействует другим органам, имеющим право налагать административные взыскания, в принудительном исполнении этих взысканий;
р) оказывает содействие должностным лицам всех ведомств при исполнении ими служебных обязанностей в тех случаях, когда отдельные граждане или группы отказываются подчиняться законным требованиям этих должностных лиц или оказывают им сопротивление.
Статья
18 устанавливала, что общая милиция
выполняет следующие
а) предупреждает и прекращает преступления;
б) обнаруживает и расследует совершенные преступления;
в) разыскивает лиц, скрывающихся от расследования, суда и исполнения приговора;
г) разыскивает похищенное имущество;
д) приводит в исполнение приговоры судов о ссылке и высылке, ведет учет высланных и сосланных и имеет специальный надзор за ними;
Статья
19 устанавливала, что общая милиция
выполняет следующие
а) выдает гражданам удостоверение личности;
б)
разыскивает по заявлениям заинтересованных
лиц и органов пропавших
в) принимает на хранение найденные вещи, документы и другие ценности;
г) принимает пригульный скот и разыскивает его владельца.
В статье 20 устанавливались следующие обязанности, которые милиция выполняет по обороне:
а) принимать меры против уклонения от обязательной военной службы;
б) содействует проведению учета военнослужащих и военнообязанных;
в) содействует проведению учета и других мероприятий по военно-конской и военно-повозочной, военно-судовой, военно-автотранспортной и другими повинностями;
Для выполнения перечисленных обязанностей милиция наделялась широкими административными, юрисдикционными и процессуальными правами. Милиция имела право:
а)
предъявлять отдельным
б)
требовать в установленном
в) пользоваться всеми свободными и занятыми в данный момент средствами передвижения и связи, принадлежащими государственным и общественным органам и частным лицам: для преследования скрывающихся преступников; доставления в лечебные заведения, нуждающихся безотлагательно в медицинской помощи ( пострадавших от преступлений, несчастных случаев и т. д.);
г) вызывать в установленном порядке граждан в качестве подозреваемых, свидетелей, экспертов и понятых по находящимся в производстве милиции делам о преступлениях и нарушениях; в случае неявки этих лиц подвергать их принудительному приводу;
д) входить в жилые помещения, а также в помещения учреждений, предприятий и организаций: 1) при преследовании и розыске лиц, подозреваемых в совершении преступлений или бежавших из-под стражи; 2)для проверки соблюдения правил прописки и выписки; 3) для прекращения совершающихся преступлений;
е) производить при расследовании преступлений аресты, обыски и выемки в порядке, установленном уголовно – процессуальными законами;
ж) задерживать лиц, привлекаемых к административной ответственности – для составления протокола и пьяных – до вытрезвления;
з) применять оружие в случаях и порядке, установленных уставами о службе в рабоче-крестьянской милиции.
Определенное противостояние общей милиции и политической милиции (ОГПУ), ликвидация НКВД РСФСР и других союзных и автономных республик, переподчинение управления милицией и уголовным розыском непосредственно совнаркомам очень быстро показало неэффективность такого руководства милицейскими и уголовно-розыскными аппаратами. Центральный аппарат госбезопасности вскоре добился их полного изъятия из ведения совнаркомов в своё подчинение. Постановление ЦИК и СНК Союза ССР 27 декабря 1932 года21 лишь легализовало давно предрешенное решение, принятое политическим руководством страны22.
2.2.Милиция в годы ВОВ, развитого социализма и перестройки.
Особенности организации и деятельности милиции в предвоенные годы, в период Великой Отечественной войны, в первое послевоенное десятилетие достаточно полно отражены в мемуарной и научной литературе, делая излишним подробный анализ этого периода23.
Милиция в этот исторический период выступала как орган обеспечения не только насильственной стороны диктатуры пролетариата, но и как орган защиты установленного государственно-правового порядка, как орган, внесший свой немалый вклад в победу СССР во второй мировой войне. Разумеется, с позиции сегодняшнего дня такие категории, как «революционный порядок» и «революционная законность» заслуживает только той отрицательной оценки, которая была им дана в предыдущем разделе. Разумеется, многие формы и методы работы милиции, возложенные на нее функции, среди которых были и такие экзотические, как погребение бесхозных трупов, вызывают лишь негативные эмоции, как, впрочем, и многочисленные факты нарушения сотрудниками милицейской дисциплины и пресловутой «социалистической законности». Однако следует иметь ввиду, что институт полиции и милиции во все времена и во всех государствах создавался для выполнения не самой «приятной» части государственной деятельности.
Также
советская идеология создала
и внедрила в сознание многих людей
ошибочный портрет народной «горячо
любимой» милиции. Не отвергая и
не приуменьшая героическую
Фактически с момента создания советской милиции работа её сотрудников характеризовалась произволом, поборами, должностными и общеуголовными преступлениями. Ещё в 1924 году НКВД РСФСР потребовал прекратить практику установления незаконных обложений населения. Едва ли находила понимание у населения практика необоснованных задержаний и изоляции граждан. К 1938 году она приняла столь распространенный характер, что вызвала к жизни специальный приказ НКВД СССР «О незаконных мерах и задержаниях граждан».
Не менее распространенной была и практика злоупотреблений сотрудниками милиции своим должностным положением. Только в 1935 году к уголовной ответственности было привлечено почти 14 тыс. сотрудников, побудив Главное управление милиции издать приказ № 37 «Об устранении имеющихся недочетов по борьбе с преступностью среди работников РК милиции».
Укрытия преступлений от учета, грубейшие нарушения законности и служебной дисциплины, многочисленные факты совершения сотрудниками милиции уголовных преступлений, несмотря на все принимаемые меры, не сокращались и в последующие годы. В 1983 году МВД СССР даже было вынуждено издать Обращение коллегии МВД СССР к сотрудникам органов внутренних дел, главным смыслом которого стал призыв «навести порядок в собственном доме»24.
Как правило, подобное положение дел руководители различного ранга объясняют многими причинами, в первую очередь, недостатками в подборе, расстановке и воспитании кадров, отсутствием должного контроля за их работой. Эти же причины фигурируют и в научных исследованиях25. Безусловно, эти причины имеют место и действительно важны, так же как и уровень правосознания и нравственной культуры, ценностные ориентации и установки, которые, с учетом приводившихся данных об образовательном уровне значительной части сотрудников, едва ли могут способствовать иному отношению к работе.
Другая причина, обычно ускользающая от внимания исследователей, связана с деструктивным влиянием на правоохранительную практику легковесных, или как принято говорить сегодня, популистских, лозунгов и политических идей, несостоятельных в научном отношении. Одна из таких идей, пришедшая на смену сталинскому тезису об обострении классовой борьбы, связана с легковерностью в оценке перспектив ликвидации преступности, роли в этом уголовной политики и правоохранительных органов.
Идея ликвидации преступности в исторически короткие сроки, сформулированная первоначально как политический лозунг, постепенно трансформировалась в политические же критерии оценки эффективности деятельности органов внутренних дел. Как известно, преступления и правонарушения являются конвенциальными понятиями. Иными словами, общество, государство исходя из присущей ему культуры, обычаев, традиций определяет, какие поведенческие нормы являются нежелательными и что в соответствии с этим является преступлением и правонарушением. Идеализация общественной жизни в нашей стране привела к тому, что многие формы жизнедеятельности были объявлены несовместимыми с социалистическим образом жизни, преступными. В круг этих явлений, наряду с общепринятыми во всех цивилизованных странах деяниями, попали и такие, которые не поддаются уголовно-правовому или административному регулированию, более того, уголовно-правовые и административные запреты нарушают их нормальный естественный порядок. Все это – следствие пренебрежительного отношения к богатству историко-филосовской мысли , невежества в вопросах морали и права, сведения всего человеческого знания к набору мировоззренческих штампов, ограничения творческой мыслительной деятельности различного рода искусственными идеологическими табу26.
Чем
настойчивее попытки
Укрытие преступлений от учета, профессиональная деформация значительной части личного состава нанесли вред не только собственно организации и деятельности милиции, результативности работы с преступностью и охраны общественного порядка, но и их престижу в глазах населения.
Готовя вооруженное восстание, большевики не имели четкой программы организационно-правового строительства системы государственной власти, в том числе и её правоохранительной составляющей. Отказавшись от принципов построения органов полиции, советская власть начала строить милицию фактически «с нуля», методом проб и ошибок, создавая, реорганизуя, ликвидируя те или иные её звенья и структурные подразделения. Отрицательную роль в этом процессе сыграло и отстранение правовой науки, в первую очередь административно-правовой науки, от разработки научных основ организации и деятельности милиции27.
Заключение.
За прошедший восьмидесятилетний период российское уголовно-процессуальное законодательство претерпело существенные изменения. Особенно плодотворным в этом смысле оказалось последнее десятилетие XX века: началась новая судебная реформа, стали реальностью такие атрибуты дореволюционного российского правосудия, как суд присяжных и мировые судьи, изменения коснулись процедуры судебного разбирательства, кассационного и надзорного производства.
Информация о работе Становление и деятельность советской милиции