Становление и деятельность советской милиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 07:33, курсовая работа

Описание

Цель данной работы заключается в том, чтобы раскрыть основные направления деятельности советской милиции с начала её основания и по сей день.
Задачи работы:
Рассмотреть деятельность милиции в начальном этапе становления советской власти.
Рассмотреть милицию в Сталинский период.
Рассмотреть милицию в годы Великой Отечественной войны.

Содержание

Оглавление
Введение………………………………………………………………………………3
Глава I. Милиция на пути становления (НКВД)…………………………………...4
1.1 Милиция в механизме обеспечения государственной власти Советов……...4
1.2 Борьба с административными правонарушениями …………………………..10
Глава II. Милиция в советский период……………………………….....................13
2.1 Приход к власти Сталина и реорганизация милиции………………………...13
2.2 Милиция в годы Великой Отечественной войны, развитого социализма и перестройки ………………………………………………............................................19
Заключение…………………………………………………………………………..23
Список используемой литературы………….……………………………………...25

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 71.89 Кб (Скачать документ)

     н) охраняет государственное и общественное имущество;

     о) надзирает за соблюдением домоуправлениями и гражданами правил прописки и выписки, а также ведет учет населения  по особым правилам об адресных столах;

     п) надзирает за соблюдением обязательных постановлений по вопросам, относящимся к задачам милиции; привлекает нарушителей обязательных постановлений к ответственности в порядке, установленном этими постановлениями, а в подлежащих случаях непосредственно налагает административные взыскания; приводит в исполнение административные взыскания, наложенные местными исполнительными комитетами и городскими советами, содействует другим органам, имеющим право налагать административные взыскания, в принудительном исполнении этих взысканий;

     р) оказывает содействие должностным лицам всех ведомств при исполнении ими служебных обязанностей в тех случаях, когда отдельные граждане или группы отказываются подчиняться законным требованиям этих должностных лиц или оказывают им сопротивление.

     Статья 18 устанавливала, что общая милиция  выполняет следующие обязанности по борьбе с преступностью:

     а) предупреждает и прекращает преступления;

     б) обнаруживает и расследует совершенные  преступления;

     в) разыскивает лиц, скрывающихся от расследования, суда  и исполнения приговора;

     г) разыскивает похищенное имущество;

     д) приводит в исполнение приговоры судов о ссылке и высылке, ведет учет высланных и сосланных и имеет специальный надзор за ними;

     Статья 19 устанавливала, что общая милиция  выполняет следующие обязанности по обслуживанию населения:

     а) выдает гражданам удостоверение  личности;

     б) разыскивает по заявлениям заинтересованных лиц и органов пропавших несовершеннолетних в возрасте до 14 лет, а также лиц, безвестно отсутствующих, если имеются основания полагать, что они сделались жертвой преступления или несчастного случая;

     в) принимает на хранение найденные  вещи, документы и другие ценности;

     г) принимает пригульный скот и разыскивает  его владельца.

     В статье 20 устанавливались следующие  обязанности, которые милиция выполняет по обороне:

     а) принимать меры против уклонения  от обязательной военной службы;

     б) содействует проведению учета военнослужащих и военнообязанных;

     в) содействует проведению учета и  других мероприятий по военно-конской и военно-повозочной, военно-судовой, военно-автотранспортной и другими повинностями;

     Для выполнения перечисленных обязанностей милиция наделялась широкими административными, юрисдикционными и процессуальными правами. Милиция имела право:

     а) предъявлять отдельным гражданам  и должностным лицам учреждений, предприятий и организаций требования о соблюдении установленных законом правил и распоряжений органов власти и принимать законные меры к устранению нарушений;

     б) требовать в установленном порядке  содействия дворников, ночных сторожей, сельских исполнителей, членов обществ содействия милиции и граждан;

     в) пользоваться всеми свободными и  занятыми в данный момент средствами передвижения и связи, принадлежащими государственным и общественным органам и частным лицам: для преследования скрывающихся преступников; доставления в лечебные заведения, нуждающихся безотлагательно в медицинской помощи ( пострадавших от преступлений, несчастных случаев и т. д.);

     г) вызывать в установленном порядке  граждан в качестве подозреваемых, свидетелей, экспертов и понятых  по находящимся в производстве милиции  делам о преступлениях и нарушениях; в случае неявки этих лиц подвергать их принудительному приводу;

     д) входить в жилые помещения, а также в помещения учреждений, предприятий и организаций: 1) при преследовании и розыске лиц, подозреваемых в совершении преступлений или бежавших из-под стражи; 2)для проверки соблюдения правил прописки и выписки; 3) для прекращения совершающихся преступлений;

     е) производить при расследовании  преступлений аресты, обыски и выемки в порядке, установленном уголовно – процессуальными законами;

     ж) задерживать лиц, привлекаемых к  административной ответственности – для составления протокола и пьяных – до вытрезвления;

     з) применять оружие в случаях и порядке, установленных уставами о службе в рабоче-крестьянской милиции.

     Определенное противостояние общей милиции и политической милиции (ОГПУ), ликвидация НКВД РСФСР и других союзных и автономных республик, переподчинение управления милицией и уголовным розыском непосредственно совнаркомам очень быстро показало неэффективность такого руководства милицейскими и уголовно-розыскными аппаратами. Центральный аппарат госбезопасности вскоре добился их полного изъятия  из ведения совнаркомов в своё подчинение. Постановление ЦИК и СНК Союза ССР 27 декабря 1932 года21 лишь легализовало  давно предрешенное решение, принятое политическим руководством страны22.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2.Милиция в годы ВОВ, развитого социализма и перестройки.

     Особенности организации и деятельности милиции  в предвоенные годы, в период Великой  Отечественной войны, в первое послевоенное десятилетие достаточно полно отражены в мемуарной и научной литературе, делая излишним подробный анализ этого периода23.

     Милиция в этот исторический период выступала  как орган обеспечения не только насильственной стороны диктатуры  пролетариата, но и как орган защиты установленного государственно-правового  порядка, как орган, внесший свой немалый  вклад в победу СССР во второй мировой войне. Разумеется, с  позиции сегодняшнего дня такие  категории, как «революционный порядок» и «революционная законность» заслуживает только той отрицательной оценки, которая была им дана в предыдущем разделе. Разумеется, многие формы и методы работы милиции, возложенные на нее функции, среди которых были и такие экзотические, как погребение бесхозных трупов, вызывают лишь негативные эмоции, как, впрочем, и многочисленные факты нарушения сотрудниками милицейской дисциплины и пресловутой «социалистической законности». Однако следует иметь ввиду, что институт полиции и милиции во все времена и во всех государствах создавался для выполнения не самой «приятной» части государственной деятельности.

     Также советская идеология создала  и внедрила в сознание многих людей  ошибочный портрет народной «горячо  любимой»  милиции. Не отвергая и  не приуменьшая героическую деятельность советской милиции, беззаветное  служение долгу многих тысяч её сотрудников, нередко ценою собственной жизни защищавших народное добро, жизнь, здоровье, честь и достоинство граждан, нельзя не сказать и о другом. Советская милиция в целом никогда не была законопослушной организацией, с уважением относящаяся к согражданам.

     Фактически  с момента создания советской  милиции работа её сотрудников характеризовалась  произволом, поборами, должностными и  общеуголовными преступлениями. Ещё в 1924 году НКВД РСФСР потребовал прекратить практику установления незаконных обложений населения. Едва ли находила понимание у населения практика необоснованных задержаний и изоляции граждан. К 1938 году она приняла столь распространенный характер, что вызвала к жизни специальный приказ НКВД СССР «О незаконных мерах и задержаниях граждан».

     Не  менее распространенной была и практика злоупотреблений сотрудниками милиции своим должностным положением. Только в 1935 году к уголовной ответственности было привлечено почти 14 тыс. сотрудников, побудив Главное управление милиции издать приказ № 37 «Об устранении имеющихся недочетов по борьбе с преступностью среди работников РК милиции».

     Укрытия преступлений от учета, грубейшие нарушения  законности и служебной дисциплины, многочисленные факты совершения сотрудниками милиции уголовных преступлений, несмотря на все принимаемые меры, не сокращались и в последующие годы. В 1983 году МВД СССР даже было вынуждено издать Обращение коллегии МВД СССР к сотрудникам органов внутренних дел, главным смыслом которого стал призыв «навести порядок в собственном доме»24.

     Как правило, подобное положение дел  руководители различного ранга объясняют  многими причинами, в первую очередь, недостатками в подборе, расстановке и воспитании кадров, отсутствием должного контроля за их работой. Эти же причины фигурируют и в научных исследованиях25. Безусловно, эти причины имеют место и действительно важны, так же как и уровень правосознания и нравственной культуры, ценностные ориентации и установки, которые, с учетом приводившихся данных об образовательном уровне значительной части сотрудников, едва ли могут способствовать иному отношению к работе.

     Другая  причина, обычно ускользающая от внимания исследователей, связана с деструктивным влиянием на правоохранительную практику легковесных, или как принято говорить сегодня, популистских, лозунгов и  политических идей, несостоятельных в научном отношении. Одна из таких идей, пришедшая на смену сталинскому тезису об обострении классовой борьбы, связана с легковерностью в оценке перспектив ликвидации преступности, роли в этом уголовной политики и правоохранительных органов.

     Идея  ликвидации преступности в исторически  короткие сроки, сформулированная первоначально как политический лозунг, постепенно трансформировалась в политические же критерии оценки эффективности деятельности органов внутренних дел. Как известно, преступления и правонарушения являются конвенциальными понятиями. Иными словами, общество, государство исходя из присущей ему культуры, обычаев, традиций определяет, какие поведенческие нормы являются нежелательными и что в соответствии с этим является преступлением и правонарушением. Идеализация общественной жизни в нашей стране привела к тому, что многие формы жизнедеятельности были объявлены несовместимыми с социалистическим образом жизни, преступными. В круг этих явлений, наряду с общепринятыми во всех цивилизованных странах деяниями, попали и такие, которые не поддаются уголовно-правовому или административному регулированию, более того, уголовно-правовые и административные запреты нарушают их нормальный естественный порядок. Все это – следствие пренебрежительного отношения к богатству историко-филосовской мысли , невежества в вопросах морали и права, сведения всего человеческого знания к набору мировоззренческих штампов, ограничения творческой мыслительной деятельности различного рода искусственными идеологическими табу26.

     Чем настойчивее попытки урегулировать  такие общественные отношения нормами  уголовного или административного  права, тем более неэффективным  это право оказывается в реальной жизни. Отсюда эскалация правовых норм, естественный поиск причин их неэффективности, которые легче всего обнаружить в различного рода субъективных факторах: недостаточной настойчивости правоохранительных органов в реализации законодательства и уголовной политики в целом, неумении отдельных руководителей организовать работу и т. д. Принимаемые при этом государством меры опять – таки направлены против конкретных людей – должностных лиц системы уголовной юстиции, в том числе милиции: дисциплинарные взыскания, отстранение от должности, увольнение и т.д. Естественна и реакция таких должностных лиц: объективно не имея возможности обеспечить требуемую эффективность реализации законодательных норм и различного рода директивных предписаний, они идут на фальсификацию результатов работы возглавляемых подразделений. В результате деятельность милиции становиться все более эфемерной, мнимой, не обеспечивающей правовой порядок.

          Укрытие преступлений от учета, профессиональная деформация значительной части личного состава нанесли вред не только собственно организации и деятельности милиции, результативности работы с преступностью и охраны общественного порядка, но и их престижу в глазах населения.

         Готовя вооруженное восстание, большевики не имели четкой программы организационно-правового строительства системы государственной власти, в том числе и её правоохранительной составляющей. Отказавшись от принципов построения органов полиции, советская власть начала строить милицию фактически «с нуля», методом проб и ошибок, создавая, реорганизуя, ликвидируя те или иные её звенья и структурные подразделения. Отрицательную роль в этом процессе сыграло и отстранение правовой науки, в первую очередь административно-правовой науки, от разработки научных основ организации и деятельности милиции27.

 

     Заключение.

     За  прошедший восьмидесятилетний период  российское уголовно-процессуальное законодательство претерпело существенные изменения. Особенно плодотворным в этом смысле оказалось последнее десятилетие XX века:  началась новая судебная реформа, стали реальностью такие атрибуты дореволюционного российского правосудия, как суд присяжных и мировые судьи, изменения коснулись процедуры судебного разбирательства, кассационного и надзорного производства.

Информация о работе Становление и деятельность советской милиции