Судебная реформа 1864 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 13:18, контрольная работа

Описание

В период кодификации судебная система была упорядочена, но этот порядок был лишь на бумаге. В национальных окраинах действовали свои суды, военные суды, даже был создан особый суд для декабристов. В судопроизводстве имели место инквизиционные начала, отсутствовали чёткие критерии возбуждения дела, срок рассмотрения дела ( рассмотрение дела могло превратиться в бесконечную волокиту), неравенство сторон. Высшая бюрократия обладала неприкосновенностью, которой они могли лишиться только по решению Совета Министров и общего собрания департамента. Суды работали неэффективно, всего 12% дел заканчивалось обвинением.

Работа состоит из  1 файл

контрольная. ИОГП.docx

— 38.10 Кб (Скачать документ)

   Однако  значение  судебной реформы 1864 года умалялось  рядом положений судебных уставов:  изъятием некоторых категорий  дел из компетенции суда присяжных  (в том числе о государственных  преступлениях), сохранением системы  поощрений судей местными администрациями,  которые представляли их к  очередным чинам и орденам,  неполнотой её проведения в различных регионах и т.д. Так, в некоторых районах страны она проводилась с учётом национальных особенностей, к тому же  «царская власть стремилась сосредоточить судебную власть в руках людей русской национальности, что было невозможно в данных регионах при установлении выборного начала мировых судей (Белоруссия, Правобережная Украина)». В других районах (некоторые губернии Сибири)  судебная реформа вообще не проводилась или проводилась в урезанном виде.

   Но и она  сохраняла серьёзные пережитки  феодальных порядков. Отделение  суда от администрации было  непоследовательным. Сенат, высший  судебный орган страны, одновременно  был и  административным учреждением.  Местные суды фактически контролировались  губернаторами. Принцип несменяемости  седей и судебных следователей  правительство также обходило. Например, широко практиковалось назначение исполняющих обязанности судебных следователей, которых годами не утверждали в должности, поскольку в этом случаи на них не распространялся принцип несменяемости. Бессословные по принципам организации мировые и общие суды фактически почти полностью состояли из дворян, так как высшее образование и необходимый имущественный ценз в те времена имели преимущественно дворяне.

   Сохранены  были и чисто сословные суды  – духовные, которые кромк дел духовенства, рассматривали и некоторые дела светских лиц (например, бракоразводные дела), крестьянские волостные суды, разбиравшие мелкие тяжбы между крестьянами.

   С 70-х годов  в период реакции началось  отступление от провозглашённых  принципов.

   Судебная  реформа была подвергнута коренному  пересмотру ранее других реформ 60-х годов, так как она стала  мешать царской власти, поскольку  именно эта реформа давала  слишком много свободы. Поэтому  некоторые её положения были  пересмотрены. В 1866 году судебные  чиновники фактически были поставлены  в зависимость от губернаторов: они обязаны были являться  к губернатору по первому вызову  и «подчиняться его законным  требованиям». В том же 1866 году  из ведения суда присяжных  были изъяты дела о печати. С 1867 года вместо следователей  стали назначаться «исправляющих должность следователя», на которых  принцип несменяемости не распространялся. Существенным средством давления на судей было право министра перемещать их из одного судебного округа в другой.

   Сама основная  структура органов судебной власти  и судебная система с основными  её принципами сохранялась до 1917 года, благодаря эффективности,  либеральности и передовым взглядам  одной из самых буржуазных  реформ 1864 года.               

                                                            
 
 
 
 
 
 

                                                              Заключение

   Судебная  реформа 1864 года явилась одной  из великих буржуазных реформ  России второй половины XIX века, однако, сохранившая начала сословно – феодальных пережитков. Например, оставался отдельный суд для духовенства (консистория), военнослужащих (трибунал) и Особый Верховный суд для высших сановников. Так же эта реформа обеспечивала защиту отношений собственности и прав личности.  Были образованы органы земского и городского самоуправления, взявшие на себя решение вопросов в хозяйственной и социальной сферах на уровне губерний и уездов.

   Благодаря судебной реформе появились весьма прогрессивное законодательство и судопроизводство: было осуществлено отделение суда от администрации, включавшее гласность и состязательность судебного процесса, несменяемость судей и судебных следователей (судьи и следователи могли быть уволены по собственному желанию или в соответствии с приговором суда), были введены суд присяжных (сословных представителей) и институт адвокатуры (присяжных поверенных). Вводились два вида судов – мировой и коронный.  Мировой суд имел упрощённое судопроизводство и рассматривал гражданские иски до 500 рублейи мелкие уголовные преступления. Коронный суд состоял из Окружных судов (первая инстанция)  и Судебных палат (вторая инстанция). В каждой губернии действовало от 1 до 3  Окружных судов. Судебные округа во главе с Судебными палатами объединяли по нескольку губерний. Окружные суды рассматривали все уголовные дела, исключая государственные (политические) и должностные преступления. Судебные палаты (как первая инстанция) рассматривали государственные и должностные преступления. Для рассмотрения преступлений, совершённых членами Государственного совета, министрами и равными им лицами, был учреждён Верховный уголовный суд.

         

 


Информация о работе Судебная реформа 1864 года