Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:52, контрольная работа
В конце XVIII века, вследствие многочисленных восстаний татар против русификаторской политики и христианизации, царское правительство делает первые шаги по оживлению общественной жизни татарского населения. В 1787 году указами Екатерины II (1729–1796) возвращаются привилегии части татарских мурз-дворян. В 1789 году легализуется деятельность мусульман-ского духовенства в рамках Оренбургского Духовного собрания мусульман, открытого в Уфе, разрешается строительство мечетей и при них медресе.
Ислам пришёл в Среднее Поволжье и завоевал здесь господствующие идео-логические позиции исторически довольно давно. Считается, что знакомство некоторой части булгар с мусульманской религией и принятие её происхо-дило ещё в 7-8 вв. в Приазовском тюркском государстве Великия Булгария. Также существует мнение о том, что Ислам проник в Волжскую Булгарию через мусульманское духовенство и купечество Средней Азии, которые были ближе Булгарам как географически, так и с точки зрения общности духовной культуры.
1.Введение.
2.Татарская культура конца XVIII начала XIX веков.
3.Первые реформаторы.
4.Реформаторские взгляды А.Утыз-Имяни.
5.Чем же в религиозном реформаторстве прославился Утыз-Имяни?
6.Реформаторские взгляды А.Курсави.
7.Взгляды Утыз-Имяни и Курсави.
8.Реформаторско-просветительские взгляды Р.Фахраддина.
9. Работы Р.Фахраддина.
10. Его заслуги.
11. Заключение.
12.Список использованной литературы.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
Альметьевский государственный нефтяной институт
Кафедра гуманитарного образования и социологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу: «История»
на тему: «Татарское религиозное реформаторство кон.XVIII-нач. XIX вв.: Утыз-Имяни, А.Курсави, Р.Фахраддина »
Альметьевск 2012г.
Содержание
Введение.
В конце XVIII века, вследствие многочисленных восстаний татар против русификаторской политики и христианизации, царское правительство делает первые шаги по оживлению общественной жизни татарского населения. В 1787 году указами Екатерины II (1729–1796) возвращаются привилегии части татарских мурз-дворян. В 1789 году легализуется деятельность мусульман-ского духовенства в рамках Оренбургского Духовного собрания мусульман, открытого в Уфе, разрешается строительство мечетей и при них медресе.
Ислам пришёл в Среднее Поволжье и завоевал здесь господствующие идео-логические позиции исторически довольно давно. Считается, что знакомство некоторой части булгар с мусульманской религией и принятие её происхо-дило ещё в 7-8 вв. в Приазовском тюркском государстве Великия Булгария. Также существует мнение о том, что Ислам проник в Волжскую Булгарию через мусульманское духовенство и купечество Средней Азии, которые были ближе Булгарам как географически, так и с точки зрения общности духовной культуры.
В 922 году в Волжской Булгарии Ислам Был провозглашён в качестве госу-дарственной религии. Важен тот факт, что татарами Ислам был принят не в результате войны и поражения, а сугубо мирно и добровольно, как результат культурного влияния высокоцивилизованного мусульманского Востока той эпохи.
С образованием самостоятельного Казанского ханства Ислам получил ещё более широкое распространение и был государственной религией. Религиоз-ная ситуация в крае коренным образом меняется после завоевания Казанс-кого ханства в 1552 году войсками Ивана Грозного. Русское самодержавие, православная церковь разворачивают беспощадную борьбу против мусуль-манства, направленную на искоренение Ислама. Татары прибегали ко всем возможным формам противодействия – от пассивного неприятия до актив-ного вооружённого сопротивления, и в результате отстояли свою духовную независимость. В этот период социальная значимость Ислама для общества возросла, т.к. он способствовал консолидации татарского этноса, помогая сохранению его духовного мира.
Татарская культура конца XVIII начала XIX веков.
С конца 18 века начинается новый этап развития Ислама у татар в качестве идейного знамени национального возрождения и прогресса. В центре внима-ния татарских интеллектуалов оказывается прогрессивный потенциал Ислама как духовного стимулятора социального, культурного, научного развития му-сульманского общества. Постепенно под влиянием потребностей Нового вре-мени татарская культура во второй половине XVIII столетия приобретает но-вые черты. Среди по-мусульмански образованной части татарского общества усиливается интерес к светским наукам, литературе, просвещению. Получают хождение идеи просвещённого абсолютизма.
Мусульманское реформаторство ставило перед собой цель изменить религиозное сознание верующих и мусульманских теологов, формально не затрагивая ислам как определённую систему догм на начальном этапе своего развития. Реформаторство этого периода развития имело свои особенности, которые заключались в критике традиционализма, обращении к раннему Исламу (к эпохе подъёма мусульманской культуры), концепции «открытия дверей иджтихада», дающей возможность трактовать религиозные каноны в свете современной действительности. Проявляется тенденция к изменению основных предписаний ислама (признание единобожия и пророческой мис-сии Мухаммада, ежедневной пятикратной молитвы, поста, обязательной ми-лостыни, пророчества). Под вопрос была поставлена необходимость совер-шения молитвы, наблюдается тенденция к отказу от поста в месяц рамадан и к совершению паломничества.
Первоначально новации мусульманских религиозных реформаторов с помощью иджтихада наслаивались на отдельные догмы, далее этот вторичный слой оказывался в состоянии не просто подавлять, но и транс-формировать первичный. В итоге получилось так, что некоторые ранее бытовавшие нормы и порядки «уходили в небытие», уступая место новым.
В мусульманском реформаторстве эмоциональное, чувственное отодвигается на задний план. Не столь усердным, как прежде, становится поклонение священным реликвиям, а также выполнение ритуалов. Вера в мусульманском обществе не перестаёт быть делом личным – соблюдается пост, молитва, но с концепцией «открытия дверей иджтихада» предоставляется возможность рационально толковать отдельные положения Корана с позиции современ-ности и происходит своеобразное приспособление религии к действительнос-ти. Тем самым сознание мусульман поднимается на новый уровень, который в принципе приводит к обращению к культу как к этической необходимости и даже к отказу от него.
Первые реформаторы.
Идейными столпами этого периода развития реформаторства были Г. Утыз-Имяни, А.Курсави и Р.Фахраддин. Они были первыми, кто обратился к концепции «открытия дверей иджтихада», дающей возможность поднять на более высокий уровень сознание мусульман, в противовес традиционалист-скому образу мышления, характерному для большей части татарского общества рубежа XVIII – XIX веков. Они призывали соотечественников к овладению светскими знаниями, практическими науками, русским языком как их инструментом к здравому взгляду на каноны ислама. В конце столетия начинает формироваться татарское просветительство.
Реформаторские взгляды А. Утыз-Имяни
Абдаррахим б. Усман б. Сармаки Утыз-Имяни ал-Булгари (1754–1834) поэт, ученый–мыслитель, приверженец этических идей суфизма, религиоз-ный реформатор. Он родился в д. Утыз-Имян (нынешнее название д. Яна Кади Черемшанского района Татарстана). Его отец Усман б. Сармаки умер до его рождения, а мать – Гафифа умерла, когда ему было всего два-три года. Осиратевший мальчик воспитывался в семье родственников. Он рано начина-ет учиться в медресе д. Утыз-Имян у муллы Вильдана. Вскоре перебирается жить при медресе, зарабатывая на хлеб прислуживанием богатым шакирдам.
Уже в то время среди своих сверстников он выделялся остротой ума и смыш-ленностью, за что получает прозвище «шакирд, знающий все без обучения» и становится хальфой – преподавателем медресе из учеников. Не удовлетво-рившись обучением в родной деревне, получает знания в соседних деревнях и переезжает под Оренбург для учебы в медресе Каргалый. Обучается у Валида б. Мухаммада ал–Амина.
«Вобрав знание своего региона», в поисках нового знания в 1788 году он вместе с семьей отправляется в Среднюю Азию, где сначала в течение нескольких лет обучается в Бухаре у известных религиозных ученых, потом и сам становится мударрисом–преподавателем. В Бухаре Утыз-Имяни впер-вые знакомится с суфийским учением. Он становится мюридом–учеником известного накшбандийского шейха ветви муджаддидия Фаизхан ал-Кабули, который оказал значительное влияние на формирование его суфийских взглядов. Потом сам становится мударрисом мечети Магок-Аттар после хаджи Валиаддина б. Хасан ал-Багдади.
После Бухары он обучался и сам преподавал в различных медресе горо-дов Средней Азии и Восточного Туркестана, таких как Акча, Туфи, Самар-канд, Шахимардан. В 1796 году отправляется в Афганистан, посещает его древние культурные центры: Кабул, Герат и Балх. В 1799 году возвращается сначала в Бухару, а потом на родину.
По пути домой он останавливается в д. Мерас Стерлитамакского уезда (ныне Давлекановского р–на Башкортостана) у Лукмана б. Усмана б. Ибрахима и с его согласия регистрируется в государственных тетрадях как его сын Абдаррахим (у Лукмана был сын по имени Абдаррахим, который к тому времени умер) как башкирин. Видимо, Утыз-Имяни предвидел труд-ности, которые его ждут по возвращении на родину, и хотел таким образом устроить жизнь своих многочисленных детей, которые, став башкирами, по царскому указу, наделялись землей.
Утыз-Имяни прибыл
в родное село Утыз-Имян (Яна
Кади), но там выделить землю
отказались, ссылаясь на то, что
его отец выходец из д. Тимяш.
Поэтому Утыз-Имяни работает
Он похоронен в начале апреля 1834 года в д. Тимяш. В жизни был непри-тязательным, довольствовался малым, не обращая внимания на богатство – подобные аскетические черты, несомненно, есть следствие влияния суфизма, которое накладывало отпечаток и на быт ученого.
Чем же в религиозном реформаторстве прославился Утыз-Имяни?
Прежде всего, следует иметь в виду то обстоятельство, что творчество Утыз-Имяни (его религиозно-философские сочинения) во многом имеет двоякий смысл. Условно обозначим его как внешний и внутренний. Посколь-ку татарское мусульманское общество жило после ХVI века, окруженное русским – православным обществом, постольку возникало немало проблем, связанных с допустимостью для татар–мусульман тех или иных вещей, отно-сящихся к христианскому миру. Одну из таких проблем, об омовении шкур животных, если они выделываются христианами или язычниками, обратясь к фикху–мусульманскому праву, поднял в своем трактате Утыз-Имяни. Он от-мечает, что «большинство улемов (религиозных ученых) придерживалось необходимости омовения, а меньшинство того, что в этом нет необходимос-ти, так как это дело, оскверненное (христианами)». Утыз-Имяни встает на точку зрения, согласно которой до омовения шкур животных необходимо «омовение зелий – обязательное условие при выделывании шкур, как сказано об этом в почитаемых книгах», отождествляя чистоту с омовением, а грязь – со скверным делом. В данном контексте Утыз-Имяни выражает традиционна-листские воззрения. На передний план в трактате Утыз-Имяни выходит идея «иджтихада» – вынесения самостоятельного суждения по вопросам общест-венно–правовой жизни мусульман. Он обращается к трактовке следующих положений: иджтихад и таклид (традиция), муджтахид и мукаллид (тради-ционалист).
Важным является то, что Утыз-Имяни одним из первых в татарском обществе конца XVIII–начала XIX вв. вызволил из «небытия” тему необхо-димости менять устои традиционной жизни татарского общества. Поскольку традиционализм (имеется в виду сохранение традиций: языка, культуры) поддерживался главным образом исламом, необходимо было религию в условиях наступления эпохи Нового времени приспособить к современной действительности. Для достижения этой цели Утыз-Имяни предлагает руководствоваться иджтихадом и с его помощью решить проблему.
Для Утыз-Имяни авторитетной книгой, кроме основных источников му-сульманского права, признанными четырьмя главными школами суннизма – Корана, сунны пророка, иджма является труд «Ал–хидайа» (Руководство), написанный ханафитским факихом из Маргинана – селения в Ферганской долине, Али ал-Маргинани (1135–1197). Этот двухтомный труд представляет собой сборник фетв – казуальных норм, различных предписаний того, что запрещено и дозволено мусульманину.
Утыз-Имяни пишет, что отличить истинные книги от ложных могут лишь немного знатоков фикха, которых «очень малое количество в булгарской стороне в наше время [кон. XVIII – нач. XIX вв.]», в котором «перемешались книги новаторов с книгами «людьми сунны и общины». Именно это обстоя-тельство – малое количество действительно ученых людей, его современни-ков в Казанском крае – послужило основной причиной для критики Утыз-Имяни философии и логики. Он не отрицает эти науки огульно, как может показаться на первый взгляд, хотя критикует их во многих поэтических произведениях. Утыз-Имяни порицает лишь то, что книги подобных наук остались недоступными для народа, потому что написаны изречениями, непонятными для большинства, что во многом искажает их смысл в понимании простого народа.
Тем самым он невольно придерживается концепции «амма» и «хасса» восточных средневековых авторов, таких как ал-Бируни, утверждавшего, что общество образуют «избранные» (хасса) и «толпа» (амма). Последние в отли-чие от ученых могут следовать законам лишь тогда, когда законодатели вы-дают их за ниспосланные свыше. Почти та же мысль у Утыз-Имяни – «толпа» должна следовать «избранным», которые у него фактически высту-пают в лице муджтахидов.
Утыз-Имяни возвеличивает образованного человека, обладающего всей совокупностью религиозных знаний. У него еще нет четкого деления на ре-лигиозное и светское знание. Понятию «знание» Утыз-Имяни придает широ-кое значение: с одной стороны, знание и мастерство могут составить богатст-во, любую красоту, это «светоч человеческой души», сила человека. В то же время он в это понятие вкладывает и религиозное содержание – «знанием и этот мир охвачен будет и потусторонний мир». Такое знание Утыз-Имяни считает своим религиозным идеалом. Если люди овладеют божественным знанием, полагает он, общественная жизнь сама по себе выздоровеет, люди достигнут всеобщего счастья.