Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 12:34, контрольная работа
История древневосточных государств, возникших в IV тыс. до н. э. в Месопотамии, Египте, Китае позволяет изучить важнейший этап в развитии человечества - распад родового строя, возникновение классов и древних рабовладельческих обществ, создание государств, начало цивилизаций и экономики, как организованной сферы деятельности человека.
Введение
Развитие хозяйства стран Древнего Востока.
Сельское хозяйство.
Ремесло.
Торговля.
Государство и общество древнего Востока
Социальная структура свободного населения
Древний Восток как культурная целостность.
Три эпохи в истории Древнего Востока
Заключение
Список литературы
Введение
Развитие хозяйства стран Древнего Востока.
Сельское хозяйство.
Ремесло.
Торговля.
Государство и общество древнего Востока
Социальная структура свободного населения
Древний Восток как культурная целостность.
Три эпохи в истории Древнего Востока
Заключение
Список литературы
Введение
С древних времен и до наших дней Восток неизменно привлекал к себе внимание философов, поэтов, художников, путешественников необычностью и загадочностью своей истории, культуры, религии, но прежде всего тем, что именно он стал колыбелью человеческой цивилизации.
История
древневосточных государств, возникших
в IV тыс. до н. э. в Месопотамии, Египте,
Китае позволяет изучить
Понятие Востока в исторической науке используется не столько как географическое, сколько как цивилизационное. Древний Восток по праву считается колыбелью государственности. Здесь почти одновременно и на больших территориях возникли первые в истории человечества институты государства, права, появились судебные органы.
Государства Древнего Востока возникли на тех территориях, которые представляли собой долины великих рек: Нила, Тигра и Ефрата, Инда и Ганга, Янцзы и Хуанхэ. Это обеспечивало людей речной водой для индивидуального орошения земель, и тем самым давало возможность увеличивать производство продуктов питания, что являлось стимулом для создания системы разделения труда и взаимного сотрудничества. Реки служили также транспортными артериями.
Мировые цивилизации зародились там, где проходит среднегодовая изотерма. Эта изотерма проходит через Египет, Месопотамию, долину Инда, Восточный Китай и далее через океан по местам мезо американских цивилизаций.
Именно
здесь оптимальная
Развитие хозяйства стран Древнего Востока
Сельское хозяйство
Экономика Вавилонского государства времен Хаммурапи базировалась на развитии ирригационного земледелия, садоводства, скотоводства, многообразных ремесел, внешней и внутренней торговли.
Основной отраслью производства в Вавилонии было сельское хозяйство. Во времена Хаммурапи наблюдается расширение посевных площадей (освоение залежных и целинных земель), расцвет такой интенсивной отрасли хозяйства, как садоводство (разведение финиковой пальмы), получение больших урожаев злаковых (ячменя) и масличных культур. Значительная часть обработанной земли принадлежала храмам, членам царской семьи, крупным торговцам, чиновникам царской и храмовой администрации. Мелкие землевладельцы обычно владели небольшими участками земли от 1/3 до небольших гектаров. Земледелие базировалось на искусственном орошении.
Основой сельского хозяйства был труд свободных земледельцев и арендаторов, в ремесле также доминировал труд свободных ремесленников, занятие которых обычно наследовалось в семье.
Основным
продуктом питания горожан, как
и сельских жителей, был хлеб. Поля,
по выражению, употребленному в одном
из писем того времени, были «душой
страны». От их урожайности зависело
снабжение городов зерном, и, в
конечном счете – благосостояние
всех граждан. Жизнь городов во многом
была подчинена ритму
Сельское
хозяйство было основой жизни
в Месопотамии, неудивительно поэтому,
что в Законах Хаммурапи
Наличие богатых пастбищ, под которые использовались горные склоны, степи, луга, способствовало дальнейшему развитию скотоводства. Среди домашних животных наряду с ослами, ишаками, мулами начинает появляться лошадь. Неоднократно в Законах Хаммурапи упоминаются стада крупного и мелкого рогатого скота, ослы, для пастьбы которых нанимались пастухи. Часто скот отдавался в наем для тяжелой работы на поле, гумне, перевозки тяжестей.
Картина хозяйственной жизни Вавилона будет не полной, если не вспомнить про лесное хозяйство, которым руководил главный лесничий. Отдельные «лесные участки» находились в ведении его подчиненных, которые отвечали за сохранность лесов – источника очень ценных строительных материалов.
Сохранившиеся
документы указывают на развитие
земледельческого хозяйства, всецело
основанного на искусственном орошении.
Были проведены новые каналы, оросительная
система объединялась в общегосударственном
масштабе. Все хозяйство в целом
основывалось на широкой эксплуатации
труда рабов и свободных
Ремесло
В Вавилонском
государстве значительного
Ремесленники
продавали свои изделия на рынке,
но чаще они заключали с заказчиками
контракты на изготовление различных
предметов за определенную плату. Все
это указывает на широкие товарные
отношения в рабовладельческих
обществах Передней Азии на заключительных
этапах их развития.
Торговля
Развитию торговли способствовали объединение в рамках единого Вавилонского государства всей территории Месопотамии и сосредоточение всех внутренних и внешних торговых путей, идущих через долину Тигра и Евфрата в одних руках. Весьма закономерно, что продукты землевладения в аграрной стране становились объектами купли-продажи.
Предметом экспорта из Вавилонии было зерно, финики, сезамное масло, шерсть, ремесленные изделия. Импорт состоял из металлов, строительных пород камня и дерева, рабов, предметов роскоши.
В начале
II тысячелетия до н.э. функции денег
последовательно выполняет
Торговля
была предметом особой заботы государства,
и ею занимались специальные торговые
агенты – тамкары, которые были подчинены
государственному чиновнику – «вакиль
тамкарим». Тамкары вели крупную государственную
и собственную торговлю, притом часто
осуществляли ее через более мелких торговцев-посредников
– шамаллумов. За свою службу тамкары
получали земельные и садовые участки,
дома. Они выступали как арендаторы царской
земли и земельных участков общинников.
Нередко они были крупными ростовщиками.
Государство и общество древнего Востока
Социальная структура свободного населения
Вавилонское общество того состояло из полноправных свободных граждан (авилум), владевших недвижимой собственностью на правах членства к какой либо (городской или сельской общине), на лиц с ограниченными юридическими и политическими правами (мушкенум), не имевших недвижимой собственности, но получивших от государства за службу или работу в условное владение землю, и на рабов (вардум), которые были собственностью своих хозяев. Высшая дворцовая и храмовая знать относилась в авилумам. Свободные граждане, в число которых входили крупные земельные собственники, тамкары, жречество, крестьяне общинники, ремесленники, не составляли одного класса, а разделялись на класс рабовладельцев и класс мелких производителей. Законы Хаммурапи лишь в статье 202 различают «человека, высшего по положению» и «низшего по положению» и определяют разную степень их ответственности за совершение поступка. Во всех статьях Законов защищается частная собственность имущих граждан и интересы рабовладельцев.
Полноправные
граждане (государственные и храмовые
чиновники, купцы, писцы, жрецы, ремесленники
и землевладельцы) являлись членами
народного собрания, принимали участие
в культовых обрядах местного
храма и имели право на получение
определенной доли храмовых доходов. В
юридическом отношении
Кроме
свободных граждан в
Отдельную
социальную категорию в Древнем
Вавилоне составляли воины, от которых
в значительной степени зависела
мощь государственной власти. Жизнь
воина складывалась отнюдь не просто:
в любом из боевых походов, которые
следовали один за другим, его могли
ранить, убить, захватить в плен.
За отказ от участия в боевых действиях
ему грозила смертная казнь, даже
если он на свое место нанимал другого
человека. Всегда по первому приказу
царя воин должен был быть готов
нести государственную службу с
оружием в руках. Заинтересованность
государства в поддержании
Привилегиям и обязанностям воинов посвящался целый ряд статей Законов Хаммурапи – с 26-й по 41-ю. Из кодекса становилось ясно, что воин за службу получал от царя земельный надел, который в случае гибели воина передавали по наследству совершеннолетнему сыну. Если на руках у вдовы оставался малолетний сын, то она имела право на треть надела для воспитания будущего воина.
Имущество и земля воина, в соответствии с законом, не могли становиться объектом купли продажи или обмена. Купивший надел или скот воина терпел напрасные материальные убытки. Все возвращалось владельцу. За долги поле, сад и дом не могли быть отняты у воина, кроме тех случаев, когда имущество было приобретено им на собственные средства. Воинский надел не разрешалось использовать даже для выкупа самого хозяина, попавшего в плен. Расходы торговому агенту, совершившему выкуп в другом государстве, возмещал храм или само царское хозяйство.
Всеми перечисленными мерами государство стремилось обеспечить себя профессиональной армией необходимой численности.
В Вавилонии было принято посвящение девочек в храмы для службы богам, и эти девочки становились жрицами разных рангов, в том числе и весьма высоких. Сохранились сведения и о хозяйственной деятельности жриц, которые попали в категорию царских слуг после 1768 г. до н.э., когда царь подчинил храм своей власти. Они покупали в собственность земли, сады, дома, сдавали их внаем, занимались ростовщичеством, торговали. В отличие от других женщин, жрицы имели практически те же имущественные права, что и мужчины.
Большое
значение имела патриархальная семья,
в которой развивались