Три эпохи в истории Древнего Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 12:34, контрольная работа

Описание

История древневосточных государств, возникших в IV тыс. до н. э. в Месопотамии, Египте, Китае позволяет изучить важнейший этап в развитии человечества - распад родового строя, возникновение классов и древних рабовладельческих обществ, создание государств, начало цивилизаций и экономики, как организованной сферы деятельности человека.

Содержание

Введение
Развитие хозяйства стран Древнего Востока.
Сельское хозяйство.
Ремесло.
Торговля.
Государство и общество древнего Востока
Социальная структура свободного населения
Древний Восток как культурная целостность.
Три эпохи в истории Древнего Востока
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

вкла древневосточных цивилизаций в мировую культуру.docx

— 50.23 Кб (Скачать документ)

     Законы  Хаммурапи защищали интересы и других членов семьи. Все дети, независимо от пола, могли стать наследниками родительского имущества, хотя в  первую очередь учитывались интересы старшего сына. Полноправными владельцами  семейной собственности дети становились  после смерти главы семьи, хотя если они брали на себя обязательство  содержать обессилевшего отца, то могли вступить во владение и при его жизни. Если по каким-либо причинам отец хотел лишить своего сына, не имевшего вины перед законом, наследства, то сын мог рассчитывать на защиту суда. Законы Хаммурапи защищали семью и с других сторон. Похищение малолетнего сына грозило преступнику смертной казнью. 

Рабство

     Важное  место в Вавилонском обществе занимал класс рабов. Рабы являлись полной собственностью своих хозяев, и по отношению к ним, у них  были лишь одни обязанности, но никаких  прав. Рабы были имуществом, вещью хозяина: в случае их убийства или членовредительства хозяину возмещали ущерб или  отдавали раба за раба. Рабов продавали, покупали, отдавали в наем, дарили, не учитывая при этом их семейного положения. Они имели ряд отличий: это могли быть табличка на груди, особая прическа, клеймо, проткнутые уши. Частым наказанием раба было отрезание ему уха. Рабы нередко убегали от хозяев или пытались оспорить свое рабское положение, но зато их жестоко наказывали. 

     Но  в то же время рабство в Вавилонии имело ряд своеобразных черт: рабы могли вступать в брак со свободными женщинами, сохранявшими при этом свои гражданские и имущественные права, их дети считались свободными. Рабовладелец, имевший детей от рабыни, мог включить их в число своих наследников.  

     Рабами  владели храмы, частные лица, а  также царь. В храмовых хозяйствах работали сотни рабов, состоятельные  граждане владели тремя – пятью  рабами. Крупные деловые дома владели  десятками, а иногда даже сотнями  рабов. Однако в количественном отношении  рабов было меньше, чем юридически свободных. Когда хозяева не могли  использовать труд рабов в своем  хозяйстве или считали невыгодным, рабы нередко получали некоторое  имущество (пекулий) с уплатой определенного  оброка своему хозяину. Пекулий состоял из движимого (деньги, скот и т.д.) и недвижимого (поля, дома) имущества, собственником которого был хозяин раба. Этим имуществом раб должен был воспользоваться, прежде всего, в интересах своего господина. Величина оброка раба господину колебалась в зависимости от имущества раба, но в среднем в денежном исчислении он составлял 12 сиклей (85 г.) серебра. Для сравнения можно отметить, что такую же сумму составляла средняя годовая плата взрослого наемного работника, независимо от того, был ли он свободным или нет. Сам раб стоил около 60 – 90 сиклей серебра.

     Длительное  развитие классового общества в Месопотамии  привело к существованию сложных  и внешне противоречивых форм общественной жизни. Так, в I тысячелетии до н.э. в  Вавилонии было немало рабов, имевших семьи, владевших домами и значительным имуществом, которым они могли распоряжаться, например, закладывать, сдавать в аренду или продавать. Рабы могли также иметь свои печати, выступать свидетелями при заключении различных деловых сделок. Кроме того, они могли судиться со свободными, разумеется за исключением своих хозяев. Неудивительно, что такие рабы покупали для работы в своих хозяйствах других рабов, а также нанимали других рабов и свободных. Однако, эти богатые рабы не могли выкупиться из рабства, так как право отпуска раба на свободу во всех случаях принадлежало исключительно хозяину. И чем богаче был раб, тем невыгоднее было хозяину отпускать его на свободу.

     Естественно, в таком относительно привилегированном  положении находилось меньшинство  рабов, а большая их часть работала под присмотром своих хозяев и  не владела никаким имуществом. Наиболее непокорных рабов, неоднократно совершавших  побеги, держали под особым надзором в специальных работных домах, где  был установлен тюремный режим.

     Нет сомнения в том, что Законы Хаммурапи  отстаивали интересы рабовладельцев, защищали их от «строптивого» раба. Закон всячески защищал интересы рабовладельца, имевшего право обратиться к властям, с просьбой вернуть  убежавшего раба и наказать вора. Если убегал нанятый раб, то материальная ответственность возлагалась на его временного хозяина. Тех свободных  граждан, кто помогал беглым рабам  скрыть рабские знаки или укрывал  их в своем доме, ждала суровая  кара: от отсечения руки до смертной казни. За поимку беглого раба полагалось вознаграждение.

     В Древнем  Вавилоне существовало несколько источников пополнения рабской силы. В первую очередь, это многочисленные непрекращающиеся войны. Менее значимыми были внутренние источники. Свободный человек мог  быть обращен в рабство за ряд  преступлений, например, за нарушение  правил содержания системы ирригации. Не исключалась и самопродажа в рабство. Следует заметить, что превращение в рабов свободных граждан противоречило интересам самого государства. Этот процесс приводил к уменьшению численности налогоплательщиков и, что, по-видимому, самое важное, к сокращению количества свободных землевладельцев, из которых формировалось ополчение. Наряду с регулярной армией, ополчение являлось одним из существенных факторов, определявших мощь государства.

     Несмотря  на исключительно подневольное положение, рабам представлялась трудноосуществимая возможность изменить свой социальный статус. Раб в судебном порядке  имел право оспаривать свое рабское  положение. Правда, прежде чем решиться на такой шаг человеку следовало  серьезно подумать о последствиях: в случае проигрыша зазнавшегося раба ожидали большие неприятности.

     Существование института рабства накладывало  глубокий отпечаток на социальные отношения, идеологию, право и психологию общества. 

Древний Восток как культурная целостность. 

     Древним Востоком обычно называется совокупность культур, расположенных на восток и  юго-восток от Греко-римского мира. Разумеется, сам этот термин является весьма условным, поскольку граница между греко-римским  миром и древневосточными культурами никогда не была резкой. С одной  стороны, восточные народы иногда проникали  далеко на запад. С другой стороны, древние  греки, проводя активную колонизацию, проникали далеко на восток. Кроме  того, граница между «Востоком» и  «Западом» в разные исторические эпохи проводилась по-разному, и  её расположение в процессе исторического  рассмотрения следует каждый раз  уточнять.

     Древний Восток как культурная целостность  включает в свой состав культуры Южной  Азии и Северной Африки, а также  Индию и Китай. Ряд авторитетных исследователей считает, что древние  культуры Южной Америки, культуры майя, ацтеков, инков, хотя в чисто географическом смысле они и не являются «Востоком», типологически также должны быть отнесены к древневосточной цивилизации, поскольку типологическое сходство действительно очень велико.

     Значение  Древнего Востока в истории общечеловеческой культуры огромно. Именно на Востоке  происходит разложение первобытнообщинного  строя и происходит переход к  осёдлости. Здесь появляются первые государства, частная собственность, первые системы письменности, создаются  условия для разделения труда  и проявления социальных классов. Все культуры Древнего Востока прошли длительную эволюцию, исходной точкой которой был первобытнообщинный строй.

     В литературе можно встретить разные термины  для обозначения культуры Древнего Востока. Известный немецкий философ XIX в. Г.В.Ф.Гегель предпочитал пользоваться термином «восточная деспотия», подразумевая, прежде всего, структуру политической власти на Древнем Востоке. Исследователи, поддерживающиеся марксисткой методологии, говорят о Древнем Востоке как о раннем рабовладельческом обществе, имея в виду экономическую структуру. В тех работах, в которых предпринимаются попытка выявить специфику древневосточной культуры в целом, можно встретить самые различные термины для обозначения этой специфики.

     Так, в известной книге западного  учёного Карла Витфогеля (1896-?) «Восточный деспотизм» вводится не слишком изящно звучащий по-русски термин «гидравлические общества» (может быть, лучше было бы перевести: «гидравлические общества»). Витфогель пишет: «Примитивный человек знал регионы, испытывающие недостатки воды, с незапамятных времён, но поскольку он зависел от собирательства, охоты и рыболовства, он мало нуждался в регулировании водных ресурсов. Лишь после того, как он научился использовать процессы воспроизводства растительной жизни, он начал принимать во внимание возможности земледелия на сухих участках земли, обладающих, однако, источником воды, количество которой было больше, чем в кратковременном дожде. Лишь тогда он начал манипулировать заново открытыми свойствами старого окружения посредством хозяйствования на слабо орошаемых землях (поливное земледелие) и (или) регулярно орошаемых и управляемых государством землях (орошаемое земледелие). Лишь тогда возникла возможность появления деспотических структур правления и общества» (Wittfogel.1957 P.12). Таким образом, Витфогель справедливо обращает внимание на роль рек и орошения в становлении древневосточной культуры. И в самом деле, это – «культура речных долин», или «речная» цивилизация.

     В ряде других западных работ, посвящённых  исследованию древневосточной культуры, можно встретить такие термины, как «территориальное царство», «храмовое  государство», «космически империи». В этих терминах подчёркивается роль осёдлости и территории в этом типе культуры, значение храмов и астрологических  сведений для их становления.

     Ещё раз повторим, что главной особенностью большинства культур Древнего Востока  является то, что основная часть  их территорий – долины крупных, полноводных  рек. Это, в сущности, заболоченная почва, т.е. те природные условия, которые  совершенно не подходили для первобытной  родовой общины в качестве первой формы человеческой общности. Тем  не менее, как мы увидим позже, именно эти неблагоприятные природные  условия стали основой принципиально  иного, по сравнению с культурой  родовой общины, типа культуры. Чтобы  не быть голословным, рассмотрим в качестве иллюстрации один из древнейших образцов этого нового типа культуры. У историков  существует даже такая крылатая фраза: «История начинается в Шумере» (так  называется и известная книга).

     Одна  из ранних и наиболее характерных  форм древневосточной культуры представлена шумеро-вавилонской культурой. Она  сложилась в районе двух рек –  Тигра и Евфрата. Южная часть  Месопотамии (Двуречье в узком смысле слова) образовалась постепенно в результате того, что наносы Тигра и Евфрата медленно, но верно заполняли Персидский залив. Формирующаяся болотная равнина вытеснила на юг морские воды. В палеолите это было сплошное болото, над которым, по всей вероятности, носили целые тучи комаров и москитов. Первобытные родовые общины избегали этих мест, что доказывается отсутствием находок в этих местах орудий времён палеолита.

     Культура, созданная в бассейне Тигра и  Евфрата, была результатом взаимодействия и сотрудничества многих народов. Население  двуречья не было  однородным, поскольку страна заселялась с двух сторон. С востока к берегам Тигра и Евфрата пришли шумеры – этническая группа, язык которой учёные до сих пор не могут отнести к какой-либо языковой семье. С запада и северо-запада двигались семитские племена. Первая волна этих переселенцев в дальнейшем получила название аккадцев (по названию города Аккад). Язык их, получивший название аккадского, был близок древнееврейскому и арабскому. Переход от родовой организации к государству в рассматриваемой культуре продолжался примерно с середины V тысячелетия до н. э. до середины III тысячелетия до н. э. Возникают первые города, которые вступают между собой в ожесточённую и непримиримую борьбу. Первые формы государственности и возникают в результате этой борьбы. Особо возвышается город Вавилон (точнее, Бабили – «врата бога»), расположенный на левом берегу Евфрата, несколько южнее современного Багдада.

     В развитии культуры пальма первенства очень часто  принадлежала шумерам. Но весьма ощутимый вклад внесли и семитские народы, прежде всего, аккадцы. С возвышением  Вавилона эта культура получила общее  название «вавилонской». Из истории  известно, что шумеры в Двуречье ассимилировались и, в конце концов, утратили свой язык. Однако их культурное наследие оказало огромное воздействие на семитские народы. Поэтому правильнее говорить не о вавилонской, а шумеро-вавилонской культуре.

     В шумеро-вавилонской  культуре мы находим все характерные  черты древневосточной культуры вообще. Это, прежде всего, иероглифическая  письменность. Внешний вид знаков со временем упрощался, и постепенно Нои превратились в довольно схематичные  и абстрактные значки. Основным материалом для письма служила мягкая глина, которой придавали самую различную  форму, - пластин, призм, шаров и т. д. В результате того, что писец, выдавливая схематический значок, невольно ослаблял нажим руки, прямая линия превращалась в клин. Отсюда и название этой письменности -  клинопись. Далее, характерной  чертой  шумеро-вавилонской культуры было строительство особых, ранее  не известных  культовых сооружений – храмов. Стены храмов были исписаны иероглифическими знаками, сами они  были ориентированы по сторонам света. Строительным материалом служила преимущественно глина.

     Ещё одной характерной чертой было развитие и особая роль астрономических знаний. Правда, это была скорее не астрономия, а астрология, которая вообще играла огромную роль в древневосточной  культуре. Фундаментальное значение в этой культуре играет вера  в  воздействие небесных светил на судьбу народа в целом (индивидуальные гороскопы  появляются значительно позже и  являются признаком упадка). В шумеро-вавилонской  культуре предсказывались солнечные  и лунные затмения, был создан солнечно-лунный календарь. Была развита и математика, основывающаяся на шестидесятеричной  системе счисления.

Информация о работе Три эпохи в истории Древнего Востока