Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 14:42, реферат
Рокотов является создателем того типа портрета, который отвечает моим представлениям о душевном изяществе. Психологический портрет - это то, что я хотела бы осветить в своей работе. Лица на полотнах художника загадочны и вдохновенны. Умение передавать «души изменчивой приметы», его неповторимое чувство света, виртуозное владение кистью и своеобразность образов позволяет нам легко отличать его портреты от полотен других художников. Также, на мой взгляд, является немало важным то, что работы художника - это история в лицах, именно благодаря им мы имеем возможность представить себе картины давным-давно ушедшей эпохи.
Введение
Начало творческого пути. Петербургский период
Московский период творчества
Забытый художник и его особенность
Заключение
Список использованной литературы
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет истории, социологии и международных отношений
Кафедра социологии
Реферат на тему:
Творчество Федора Степановича Рокотова
Краснодар 2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение…………………………………………………. …………………...22
Список использованной литературы…………………………………………...
Приложение……………………………………………………
Введение.
Культура - понятие обширное и многогранное. Человек является как творцом культуры, так и ее носителем. В культуре выражаются ценности, идеалы, нормы людей. Изучая культуру прошлого, мы изучаем все, чем жили наши предки. Очень важно понимать значимость изучения культуры. Она более полно отражает процессы, происходящие в обществе, раскрывает тонкости и настроения, царившие в то время. Лишь изучив культуру, какой – либо эпохи можно более осмысленно судить о развитии исторических процессов в целом.
В своем реферате я исследую творчество Федора Степановича Рокотова, великого художника восемнадцатого столетия. Эта тема актуальна для меня именно тем, что Рокотов является создателем того типа портрета, который отвечает моим представлениям о душевном изяществе. Психологический портрет - это то, что я хотела бы осветить в своей работе. Лица на полотнах художника загадочны и вдохновенны. Умение передавать «души изменчивой приметы», его неповторимое чувство света, виртуозное владение кистью и своеобразность образов позволяет нам легко отличать его портреты от полотен других художников. Также, на мой взгляд, является немало важным то, что работы художника - это история в лицах, именно благодаря им мы имеем возможность представить себе картины давным-давно ушедшей эпохи.
Целью моей исследовательской работы является показать особенность Ф.С. Рокотова среди других художников восемнадцатого столетия. Творчество мастера составило целый этап в русской портретной живописи. Оригинальные, исполненные обаяния творения Рокотова нельзя спутать с произведениями других мастеров. Развивая традиции русского портрета, художник шел по пути усложнения и углубления образных характеристик. Он первым из русских мастеров портретистов достиг европейского уровня живописного мастерства. Все его полотна отличаются своеобразием трактовки человеческой личности. Анализ и исследование всего выше сказанного определяет задачу моей работы.
Для исследования данной темы я использовала книгу «Ф.С. Рокотов и Д. Г. Левицкий и развитие русской портретной живописи» К. Кузьминского в ней подробно описывается жизненный путь художника, четко выделяются основные этапы и периоды его творчества. Кузьминский раскрывает основные события жизни Рокотова и подробно повествует о людях, которые были близки к художнику и имели возможность влиять на него. Также я использовала альбом с репродукциями картин мастера составленный Л. А. Маркиной, так как в нем содержались ценные сведения о полотнах художника и их дальнейшей судьбе. Для определения важнейших исторических событий, повлиявших на творчество Рокотова и культуру России в XVIII веке в целом, я воспользовалась книгой «История России. Конец XVII - ХIХ век » В. И. Буганова, П. Н. Зырянова.
Для начала нужно узнать исторические условия, в которых жил и творил Ф. С. Рокотов. В истории с XVII века началась новая эпоха-начало новой династии, стремительный рост территории государства, главенствующее положение дворянства как нового класса в государстве, классовая разверстка повинностей, тягла, превращение классов в обособленные сословия, появления рядом с земледелием фабрично-заводской промышленности.
Перестройка первой четверти XVIII века встряхнула огромное государство, многое изменило кардинально. Преобразования Петра I начали отсчет новой эпохи - над Россией всходила заря новой жизни1. Они дали мощный толчок к развитию хозяйства, государственности, культуры. Петр явился создателем дворянской империи и одновременно консерватором феодально-крепостнической системы. Вторая четверть-середина XVIII века определяется историками как период политической нестабильности. Эпоха дворцовых переворотов именовала собой расширение прав и привилегий дворянства, которое достигалось наступлением на права основной массы населения страны- крестьянства.
Во второй половине XVIII века к власти приходит Екатерина II,которая ведет политику просвещенного абсолютизма. Заключалась она в использовании положений просветительской идеологии для укрепления крепостнического строя в условиях его начавшегося расслоения. Происходит укрепление сословного строя. Каждая категория населения приобретала сословную замкнутость, которую определяли соответствующие права и привилегии, зафиксированные в законах и указах. Усилились темпы культурного развития, что связанно с развитием экономики страны. Ведущим стало светское направление в искусстве. Так, на смену традиционной, пронизанной религиозным мировоззрениям культуре приходит новая культура. Ее отличительные черты - светскость, рационалистическое мировоззрение, больший демократизм и открытость в контактах с культурами других стран и народов. «Окно в Европу» через Балтику, выход к Черному морю, рост международного авторитета России повлекли за собой установление постоянных контактов со станами Европы и как следствие диалог культур.
1.Начало творческого пути. Петербургский период.
До сих пор не установлена точно дата рождения портретиста. Судя по исповедальным книгам московской церкви Никиты-мученика, «что на Старой Басманной», в природе которой находился дом художника, ему в 1787 году был пятьдесят один год. Таким образом, Рокотов родился в 1735 или 1736 году. Художник был коренным москвичом. Он происходил из крепостных князя П. И. Репина, усадьба которого - Воронцово - находилась в шести километрах от Калужской заставы. Сейчас это в черте самой Москвы, а тогда – ближний пригород. Здесь прошло детство Рокотова. Видимо, еще в раннем возрасте Рокотов был освобожден от крепостной зависимости и занимал особое положение в доме князя, получив приличное для того времени образование.
Благодаря покровительству И. и. Шувалова Рокотов попал в круг людей, тесно связанных с искусством, и имел возможность получать заказы, в том числе и весьма ответственные. Так, в письме М. В. Ломоносова от 27 сентября 1757 года Шувалову находим любопытное документальное свидетельство: «Что ж до портрета надлежит, с которого делать, то я думаю, что наперво, хотя один лик скопировать с самого лутчаго приказать Федору». Из приведенных строк следует, что начинающий художник был хорошо известен обоим корреспондентам, так как его называют просто по имени. Речь же идет о предстоящей Ломоносову работе на Усть - Рудицкой фабрике над мозаичным портретом императрицы Елизаветы Петровны с оригинала знаменитого французского маэстро Луи Токе.
В записках об истории русской живописи XVIII века Якоба Штелина говорится о том, что впоследствии Рокотову приходилось копировать и другие произведения Токе, которые до нас не дошли. Тот же Штелин отмечает, что русский мастер «многому научился» у блестящего портретиста, а также у Пьетро Ротари, приехавшего в Россию в 1756 году. Итальянский художник охотно давал частные уроки, при этом нередко занятия проводились в доме у И. И. Шувалова. На них мог присутствовать и Рокотов, осваивавший технические приемы письма. В его творчестве этого периода видно стремление использовать характерные для Ротари камерные формы портрета для более углубленной трактовки образа человека.
По-видимому, Рокотов очень
быстро преуспел в «живописной науке»
и сумел выдвинуться в
К этому периоду относится самое раннее из дошедших до нас произведений Рокотова – «Портрет неизвестного», который, как свидетельствует авторская подпись на обороте холста, был закончен «1757 Году Марта 15 дня». Перед нами молодой человек в зеленом гвардейском мундире, расшитом золотым галуном, с блестящими пуговицами. Облик портретируемого лишен показного блеска и «высокого чина, что в очах сияет».2 Здесь очевидно стремление художника постичь духовную человеческую природу. В тонком лице с пристально-серьезным взглядом светлых глаз выражены высокое достоинство, своеобразная интеллигентность, говорящие о живом уме и внутренней энергии незаурядной личности. Не случайно И. Э. Грабарь видел в этом произведении автопортрет художника. А. В. Лебедев предполагал, что здесь изображен известный гравер Е. П. Чемесов, находившейся на военной службе «в гвардии семеновском полку капралом и унтер офицером». Но не все их доводы в пользу той или иной гипотезы выдержали критику. До сих пор имя юноши остается неизвестным.
Этому портрету Рокотова еще присущи жестковатость форм, робость и суховатость манеры живописи. Композиционно он близок одновременно произведениями А. П. Антропова: изображение дается погрудно, фигуре тесно в пространстве фона, лицо укрупнено и приближено к зрителю. Тем не менее, выразительность образа свидетельствует о более широком, неужели у его старшего современника, представлении о человеке. Уже здесь можно говорить о связи Рокотова с новым этапом в развитии портрета, обусловленным усложнением духовной жизни русского общества, идеями просветительства, утверждающими приоритет разума и осознание нравственного долга.
Укреплению положения Рокотова способствовало и его участие в коронационных торжествах по случаю восшествия на престол Екатерины II. По традиции они состоялись в «первопрестольной» древней столице Москве и проходили 13 сентября 1762 по 12 июля 1763 года. Рокотов удостоился особой чести: ему было поручено исполнение коронационного портрета новой императрицы, где она впервые была бы представлена во всех регалиях царской власти. По-видимому, в течение краткого времени Екатерина II позировала живописцу, так как сохранился небольшой этюд, безусловно исполненный с натуры и имеющей точную дату: «писан въ 1736: м году месi майа 20 дня». В этюде красиво сочетаются холодные серебристо-сиреневые тона.
В большом же парадном полотне,
законченном к июлю того же года,
колорит приобретает яркость
и нарядность, художник использует
контрастные малиново-красные
Композиция рокотовского
парадного портрета не похожа на предшествующие
репрезентативные царские изображения.
Анна Иоанновна на картине Луи
Каравакка предстает перед
Портрет Екатерины принес художнику большой успех и признание. Он неоднократно повторялся и им самим, и другими мастерами. В трактовке Екатерины II есть нечто возвышенно-торжественное, также как в описаниях Ломоносова в « Разговоре с Анакреоном»:
И чтоб созревша красота
Являла мышцы, руки сильны,
И полны живости уста
В беседе важность обещали
И так бы вслух наш ободряли,
Как чистый голос лебедей,
Коль можно хитростью твоей.
Одень, одень ее в порфиру,
Дай скипетр, возложи венец,
Как должно ей законы миру
И распрям предписать конец.
Почти одновременно Рокотову поручается написать еще один парадный портрет, фаворита Екатерины II Григория Орлова, которого современник характеризовал как «самого низкого армейского офицера», волею судьбы «попавшего в случай». Перед зрителями же Орлов предстает в облике бравого полководца: на нем сверкающая кираса, роскошный бархатный кафтан, украшенный орденскими звездами и лентами. Одна рука опирается на шлем, другая – покоится на эфесе шпаги с головой льва. Несмотря на открыто демонстративное утверждение богатства, власти и воинской доблести, свойственных парадному изображению, Рокотов дает меткую характеристику румяного красавца, не отличавшегося богатым внутренним содержанием. Внешнюю эффектность облика Орлова дополняет яркая и красочная живописная гамма.
Иной, более сложный внутренний
мир раскрывает художник в портрете
старшего из пяти братьев Орловых, Ивана
Григорьевича. Будучи капитаном Преображенского
полка, он также способствовал
Слава Рокотова – портретиста
росла. « В 1762,63 и 64 годах он был
уже столь искусен и знаменит,
- пишет Якоб Штелин, - что он не мог
один справиться со всеми заказанными
ему работами. В апреле 1764 года он
имел у себя в квартире около 50 портретов,
очень похожих, на них ничего не было
закончено, кроме головы. Доработка
прочего составляла его занятие».
Свидетельство современника отражает
увлечение рокотовским