Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 14:42, реферат
Рокотов является создателем того типа портрета, который отвечает моим представлениям о душевном изяществе. Психологический портрет - это то, что я хотела бы осветить в своей работе. Лица на полотнах художника загадочны и вдохновенны. Умение передавать «души изменчивой приметы», его неповторимое чувство света, виртуозное владение кистью и своеобразность образов позволяет нам легко отличать его портреты от полотен других художников. Также, на мой взгляд, является немало важным то, что работы художника - это история в лицах, именно благодаря им мы имеем возможность представить себе картины давным-давно ушедшей эпохи.
Введение
Начало творческого пути. Петербургский период
Московский период творчества
Забытый художник и его особенность
Заключение
Список использованной литературы
Контрастно образу расцветающей юности, воплощенному в «Портрете неизвестной в розовом платье», звучит портрет А. Ю. Квашниной-Самариной (родной сестры бабушки А. С. Пушкина). Ее изображение не похоже на портреты пожилых дам, созданных другими мастерами XVIII века. В отличие от немецкого художника Балтазара Деннера, хорошо известного в России своими портретами стариков и старушек, в которых он педантично выписывал старческие лица с сухой кожей, помутневшими глазами и провалившимися ртами, Рокотов предельно деликатен. Он не фиксирует внимание на физических признаках старения. На лице Квашниной-Самариной едва намечены легкие морщинки у рта и «лучики» у глаз, переданные пастозными красками. Старший современник художника А. П. Антропов, изображая колоритных дам елизаветинского двора, согласно моде ярко нарумяненных и густо набеленных, сосредоточивал свое внимание на их статичном внешнем облике и отдельных чертах характера. Рокотова же привлекает обаяние целостного духовного мира пожилого человека. В спокойном и мудром взгляде Квашниной-Самариной читается большой жизненный путь, наполненный радостями и разочарованиями, потерями и приобретениями. Черты достоинства и благородства переданы через композицию, освещение, свет. Портрет залит ровным золотистым светом, придающим облику изображенной особую теплоту. Изысканны сочетания черного и белого цветов в одежде.
3.Забытый художник и его особенность.
В камерных рокотовских портретах запечатлены, неповторимы черты просвещенных людей его времени, их внутренний мир, их сущность. Художник был знаком со многими видными деятелями науки и культуры: ученым-энциклопедистом М. В. Ломоносовым, гравером Е. П. Чемесовым, архитектором В. И. Баженовым, ему позировали «театра русского отец» А. П. Сумароков и поэт-сатирик В. И. Майков. Рокотов сумел воплотить идеал человека, сложившийся в передовой общественной среде и привлекающий своей духовной содержательностью. Открывая новые грани человеческих переживаний, творчество Рокотова в какой то степени предвосхищало поиски мастеров последующего поколения, художников романтического направления.
Портреты его кисти вместе с портретами, созданными И. Никитиным, Антроповым, И. Аргуновым, Левицким и Боровиковским, принадлежат к лучшим достижениям русской живописи XVIII века. Государственная Третьяковская галерея по праву гордится коллекцией произведений Рокотова, отличающейся высоким качеством и полнотой. Свыше тридцати полотен замечательного мастера представлены в экспозиции и фондах музея. Павлу Михайловичу Третьякову удалось приобрести в 1892 году только один портрет малоизвестного тогда «туманного» художника, «Портрет А. М. Римского-Корсакова». В 1907 году, после смерти выдающегося собирателя, Совет галереи приобрел один из шедевров Рокотова - «Портрет поэта В. И. Майкова». Фактически на этом исчерпывался список дореволюционных поступлений. Многие рокотовские портреты украшали интерьеры дворцов и общественных знаний, хранились у владельцев родовых поместий и были недоступны большому кругу зрителей.
После Великой Октябрьской революции в галерею устремился широкий поток произведений искусства и среди них портреты кисти Рокотова. Уже в 1917 году из частных московских собраний пришли великолепные по колориту «Портрет неизвестной в розовом платье» и «Портрет В. Е. Новосильцовой» (считавшийся в то время портретом неизвестной), а в 1919 году - парные портреты дипломата А. М. Обрескова и его жены.
Основная же часть коллекции сформировалась в 1920-е годы, в связи с подготовкой первой монографической выставки Рокотова, открывшейся в мае 1932 года в залах Третьяковской галереи. В это время ряд картин художника был передан сюда из других музеев (один из вариантов портрета Петра III, портреты опекунов Воспитательного дома П.И. Вырубова и И. Н. Тютчева).
Большую роль в систематизации
изучения художественного наследия
портретиста сыграла юбилейная
выставка 1960 года. В ходе ее подготовки
научными сотрудниками Третьяковской
галереи и Русского музея был
составлен обширный каталог, включивший
сто восемнадцать произведений. Выставка
имела огромный успех. После нее
в Третьяковскую галерею
Благодаря выставкам и искусствоведческим исследованиям художественное наследие Рокотова изучено достаточно основательно. Биография же замечательного портретиста и его творческий путь по-прежнему полны неясностей. Живописцы последующих веков оставили заметки и дневники, письма и деловые бумаги. О них написали воспоминания близкие люди. Современная им художественная критика раскрывает их мир, знакомит с творческим методом. О Рокотове известны лишь скудные биографические факты, почерпнутые из его академических «репортов», нескольких документальных свидетельств, и из письма к нему поэта Н. Е. Струйского.
На протяжении всей своей
жизни Рокотов писал
В портретном искусстве мастер стремился отыскать идеал красоты, не пытаясь его героизировать или приблизить к некому абстрактному эталону. В этом заключалось большое преимущество его творческих исканий: поиски эстетической связи с живой реальностью уберегли мастера и от театральности барокко, и от классицистической выспренности.
Заключение.
В свое работе я выяснила то, что созданный Рокотовым тип портрета — камерный интимный портрет — составляет целую эпоху в русской портретной живописи. Художник обладал редким даром, позволяющим мастерски передавать внутренний мир человека, его трепетность и теплоту. Его модели как бы выступают из мерцающего сумрака, черты лица слегка размыты, словно окутаны дымкой. Полотнам мастера присуще богатство оттенков тона, изысканные цветовые сочетания. Мягкие, приглушенные тона создают атмосферу интимности: в его портретах нет ничего показного, внешне эффектного. Художника привлекает внутренняя красота человека. По словам одного из современников, Рокотов с удивительным мастерством умел передавать не только “вид лица”, но и “нежность сердца”.
Эти черты рокотовского творчества наиболее цельно проявились в женских портретах, занимавших особое место в искусстве XVIII века. В пору своего творческого расцвета живописец создает галерею прекрасных женских образов: А. П. Струйской, Е. Новосильцевой.
И все же, несмотря
на индивидуальность, в женских
образах Рокотова есть нечто
общее — это сложный духовный
мир, богатство и красота
Подводя итог всему вышесказанному, отмечу несомненный вклад Рокотова в развитие русской портретной живописи, его своеобразие и особенность, которая выразилась в его последователях. Портреты мастера и сегодня остаются востребованными и интересными - они передают дух эпохи давно ушедшего столетия. Федор Степанович Рокотов воистину является не только символом восемнадцатого века, но и величайшим русским художником.
Список использованной литературы
1.Буганов, В. И., Зырянов, П. Н. История России, конец XVII-XIX в.: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений/ Под ред. А. Н. Сахарова.-6-е изд.-М.: Просвещение, 2000.-303с.
2.Кузьминский, К. Ф. С. Рокотов и Д. Г. Левицкий и развитие русской портретной живописи/К. Кузьминский.-М.:[б. и], [б. г].-81с.
3.Ф.Рокотов:[Альбом]/Авт.сост.
1 Буганов В.И., Зырянов П.Н.История России конец XVII-XIX век. М.,2000.С.4
2 Ф.Рокотов. Л. А.Маркина. М. ,1986.С.8