Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 14:42, реферат
Рокотов является создателем того типа портрета, который отвечает моим представлениям о душевном изяществе. Психологический портрет - это то, что я хотела бы осветить в своей работе. Лица на полотнах художника загадочны и вдохновенны. Умение передавать «души изменчивой приметы», его неповторимое чувство света, виртуозное владение кистью и своеобразность образов позволяет нам легко отличать его портреты от полотен других художников. Также, на мой взгляд, является немало важным то, что работы художника - это история в лицах, именно благодаря им мы имеем возможность представить себе картины давным-давно ушедшей эпохи.
Введение
Начало творческого пути. Петербургский период
Московский период творчества
Забытый художник и его особенность
Заключение
Список использованной литературы
Подробно сообщается о приемах создания камерных портретов в переписке, опубликованной крупным исследователем русского искусства Т. В. Алексеевой. Письма юного прапорщика В. И. Мерзлюкина и князя А. Б. Куракина, пожелавшего иметь портрет, написанный Рокотовым, датируются началом 1780–х годов. Однако заключенный в них рассказ о творческом процессе и живописной технике мастера можно отнести и к более раннему периоду, так как рокотовская система письма сложилась, по-видимому уже в 1760-е годы.
Несмотря на обилие и срочность заказов, Рокотов, по его собственным словам, «никогда скорее месяца не работывал что-нибудь с натуры». Определенного времени требовала технология живописи, так как художник должен был «засушивать краски… которыми уже писал по полотну», то есть Рокотов писал многослойно, и ему приходилось ждать, когда высохнет каждый из слоев. Затем мастер трудился над детальной проработкой форм лица и, возможно, начинал писать одежду. Позже, в течение нескольких сеансов завершались другие детали и фон. В самом конце работы художник наносил тонкие лессировочные мазки, как бы заставлявшие ожить изображение. Свечение нижних цветовых слоев сквозь верхние, выразительность подвижного мазка создавали впечатление необыкновенной легкости и маэстрии исполнения, поражавших современников, в том числе и Н. Е. Струйского, свидетельствовавшего, что Рокотов писал «почти играя».
Как и во всякой другой, в
рокотовской мастерской выработались
стандартный размер холста и определенный
канон в построении композиции. Художник
предпочитал погрудные или
«За оказанный опыт в живописном
портретном искусстве» Рокотов был
удостоен в 1765 году звания академика. Как
это ни парадоксально, он получил
его за «историческую» картину «Венера
и Амур», представлявшую собой свободную
копию с произведения Луки Джордано.
Обращение портретиста к
Несмотря на признание и успех, достигнутые Рокотовым, он вскоре покидает столичный, официальный Петербург и около 1767 года переезжает в родную Москву, где у него оставались близкие и друзья. Такое решение было вызвано, вероятно, тем, что академическая служба отнимала слишком много времени у творчества. По-видимому, не ладились отношения с новым президентом И. И. Бецким, назначенным вместо «уволенного за границу без срока» И. И. Шувалова.
2. Московский период
В московский период художник
вступает в новую фазу творческого
развития. Он значительно усложняет
свой изобразительный язык. В портретах
появляется лиризм и формируется
многозначность образа. Именно в это
время складывается индивидуальный
творческий почерк Рокотова. Теперь мастер
часто пишет овальные портреты, причем
форма холста подчеркивает общий
ритмический строй
Приехав в древнюю столицу, Рокотов попал в иную, значительно более благоприятную для его искусства атмосферу. Здесь окончательно определилась самобытность его таланта. С середины XVIII века Москва стала центром просветительной мысли. Оживление ее культурной жизни тесно связано с Московским университетом, открывшимся в 1755 году. Центральной фигурой в истории русского Просвещения и литературной жизни Москвы был основатель первого университета - М. В. Ломоносов, хорошо знавший Рокотова. Директором университета был назначен поэт М. М. Херасков, активно поддерживавший деятельность любительского театра, а также издания литературных журналов «Полезное увеселение» и «Свободные часы». Вокруг университета группировался круг передовых людей того времени. Среди них видное место занимал поэт Василий Иванович Майков, которого Рокотов запечатлел на одном из портретов. Майкову, служившему в петербургском Семеновском полку, была предпослана карьера военного. Однако другие интересы и устремления владели им. В 1761 году молодой офицер был уволен из полка «за леность» и тогда же переехал в Москву, где, по его словам, «жаром собственным влеком спознался я со Аполлоном и музам сделался знаком». Начинающий поэт много и плодотворно сотрудничал в московских журналах и в 1736 году издал первую героико-комическую поэму «Игрок ломбера», принесшую ему широкую известность и признание публики. Считалось, что именно в это время, в 1765-1766 годах, Майков позировал художнику.
С портрета Рокотова смотрит на зрителя иронично улыбающийся человек. Его полное лицо с чуть лоснящимися щеками и сочными ярко-красными губами говорит о жизнелюбивой натуре, наделенной чувством юмора. Недаром «Елисей, или Раздраженный Вакх» Майкова, пронизанный истинно русской веселостью, задорной, подчас соленой шуткой, вызывал восхищение у А. С. Пушкина. Наряду с умом и талантом, горделиво осознающим свое место на поэтическом Парнасе, Рокотов улавливает в Майкове приметы добродушия, барственной лени. В портрете художнику удается достичь гармонии разноречивых черт многогранной личности, а также единства колорита, построенного на дополнительных красном и зеленом цветах.
Вскоре после переезда Рокотов исполнил ряд хозяйственных поручений, «комиссий» Академии художеств. Но постепенно его академические связи слабеют и совсем прерываются. Одно из последних заданий Академии художнику - портреты членов Опекунского совета московского Воспитательного дома: И. Н. Тютчева, С. В. Гагарина и П. И. Вырубова (около 1768 года). Опекунский совет был подчинен И. И. Бецкому, который, видимо, счел наиболее рациональному поручить заказ «обретающемуся в Москве академику господину Рокотову».
Портрет П. И. Вырубова кисти
Рокотова – наиболее удачный и
выразительный среди
Портреты опекунов - последние известные нам парадные изображения в творчестве Рокотова. Они не отличаются разнообразием композиций, очевидно, художник, не смотря на большое вознаграждение, писал их без особой охоты. Не поэтому ли, когда в начале 1770-х годов к нему вновь обратились с предложением исполнить портрет П. А. Демидова, московского богача, пожертвовавшего огромные средства на многие воспитательные учреждения, Рокотов отказался от заманчивого заказа. «Прокофия Акинфиевича Демидова портрет иметь в Совете должны, - писал один из опекунов Б. Умской президенту Бецкому,- как то сделать - не знаем, да к тому же и писать некому. Рокотов один за славою стал спесив и важен». Заказ был поручен Д. Г. Левицкому, достойному сопернику Рокотова.
Николай Еремеевич Струйский
был порождением восемнадцатого
столетия, охарактеризованного А. Н.
Радищевым как время «безумное
и мудрое, проклятое и удивительное».
В этом человеке сочетались замысловатые
чудачества и благородные порывы,
варварская жестокость и фантастическая
страсть к литературному
«Влюбляясь в стихотворения собственно свои издавал их денно и ночно», писал основной биограф Струйского князь И. М. Долгорукий. Для этого пензенский помещик завел собственную типографию, в которой на дорогой бумаге, с лучшим типографским искусством того времени печатались редкие экземпляры его сочинений. Рядом с восторгом перед «нежной и вселобзающей литературой» в Струйском жили черты крепостника - самодура, прибегавшего к пыткам и судилищам, происходившим подчас в том же зале искусств, так называемом «Парнасе», располагавшемся на верху рузаевского дома.
Неистовый Струйский был
почитателем живописного
Из сумеречной глубины
фона портрета, пострадавшего от времени
и неудачной реставрации, появляется
описанное современником «
В отличие от образа лихорадочного
и истеричного супруга портрет
Александры Петровны Струйской поражает
своей сдержанностью и
Портрет Струйской строится
на плавных дугообразных ритмах. Мягкий
мерцающий свет акцентирует ее тонкое
одухотворенное лицо с чуть прищуренными
глазами, хранящими типично рокотовские
выражения. Для многих моделей художника
характерны удлиненные, окруженные глубокой
полутенью глаза с ресницами,
намеченными коричневыми
Черты лица Струйской кажутся словно полустертыми, тающими и расплывчатыми. Так и чувства, владеющие этой женщиной, не ярко выражены, как в портрете супруга, а лишь намечены. Настроение изображенной передается зрителю через тончайшую переливчатую пепельно-палевую цветовую гамму, оживленную нежно - розовыми и желтыми тонами. Рокотов едва обозначает преходящие оттенки душевного состояния, намеренно не договаривая и не конкретизируя их, оставляя возможность каждому, всматривающемуся в лицо Струйской, разгадать глубоко спрятанную тайну ее натуры.
Многие образы Рокотова хранят загадочность, но особенно касается это еще одного произведения, висевшего в доме Струйских,- «Портрета неизвестного в треуголке». Молодой человек, пристально взирающий на зрителя, изображен в маскарадном костюме - черной кружевной накидке, напоминающей домино, и черной треугольной шляпе с алмазным украшением. Почти все исследователи отмечали особую нежность и женственность его лица с горячим румянцем на щеках и полными алыми, « как у девочки», губами. Изучение картины с помощью рентгеновских лучей обнаружило, что под существующим портретом сохранился другой: портрет женщины с высокой прической и серьгами, в декольтированном платье. При этом лицо осталось неизменным. Кого же скрывает маскарадное домино? По версии следователя И. М. Сахаровой, Рокотов «зашифровал» изображение первой жены Струйского, О. С. Балбековой, умершей в 1769 году. Е. Н. Чижикова, ленинградский искусствовед, считает, что оба изображения между собой не связанны, а неизвестный в треуголке - граф А. Г. Бобринский, сын Екатерины II и Григория Орлова. В таком случае портрет датируется 1782 годом.
В «Портрете неизвестного в треуголке» проявляется характерная для рококо театральная игра со зрителем, любовь к переодеваниям, маскарадность. Черты этого стиля встречаются и в других произведениях Рокотова. Так в «Портрете неизвестной в розовом платье» художник ищет не идеал красоты, не величавое выражение и торжественную осанку: в неправильности черт лица изображенной Рокотов стремился уловить обаяние юности и кокетливую грацию, излюбленные и превыше всего ценимые в рокайльном искусстве. В этом смысле «Неизвестная в розовом платье» близка «очаровательным дурнушкам», воспитанницам Смольного института, запечатленным Левицким. Не только образная характеристики, но и деликатная цветовая гамма, причудливая изысканность полутонов связывают рокотовское произведение со стилистикой рококо. Весь портрет строится на нежнейших градациях и оттенках розового цвета, то интенсивных, то мягких, как бы завуалированных переходах, создающих тончайшую красочную феерию.