Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 15:41, научная работа
Цель – изучить основные особенности развития Ямало-Ненецкого АО и его взаимоотношений с Тюменью и Ханты - Мансийским АО, доказать, что эти субъекты не нуждаются в объединении.
Задачи исследования:
- изучить теоретический материал об экономическом и политическом состоянии ЯНАО и об его взаимоотношениях с Тюменью и ХМАО.
- рассмотреть перспективы объединения трёх субъектов РФ и варианты их дальнейшего развития при сохранении статуса самостоятельности каждого из регионов.
Введение.........................................................................
Понятие «Субъект Федерации». ЯНАО – субъект Федерации.............................
История вопроса объединения.....................................................
Перспективы объединения трех регионов...............................................................
Заключение.................................................................
Список используемой литературы.............................................................................
- служит важным инструментом
сдержек и противовесов в
- способствует территориальной интеграции автономного округа;
- стимулирует нормативное
правотворчество автономного
Законодательная власть
Законодательная власть в
Ямало-Ненецком автономном округе осуществляется
Законодательным Собранием
законодательство автономного округа составляет:
а) решения референдумов автономного округа;
б) Устав автономного округа;
в) законы автономного округа.
К иным нормативным
актам органов государственной
власти автономного округа
а) постановления Заксобрания автономного округа...;
б) постановления Губернатора автономного округа;
в) договоры и соглашения,
заключенные автономным
Исполнительная власть автономного округа.
Согласно Уставу, функции Губернатора автономного округа можно представить следующим образом:
Губернатор-это высшее законодательное
лицо автономного округа. Он возглавляет
орган исполнительной власти автономного
округа и определяет основные направления
развития автономного округа. Губернатор
защищает конституционные права
и свободы человека и гражданина
на территории автономного округа.
Так же он несёт ответственность
за его деятельность в соответствии
с федеральными законами и законами
автономного округа. Губернатор представляет
автономный округ в отношениях с
федеральными органами государственной
власти, органами исполнительной власти
других субъектов РФ и с официальными
представителями иностранных
Губернатор автономного округа должен:
Быть гражданином Российской Федерации;
Быть не моложе 30 лет;
Проживать на территории автономного округа ко дню регистрации кандидатом в Губернаторы не менее 1 года;
Обладать избирательным правом
Губернатор автономного округа избирается на 4 года по представлению президента РФ государственной думой ЯНАО постоянно проживающими на территории автономного округа,
Особенностям данной ветви власти в автономном округе посвящена глава 5 Устава.
Систему исполнительной власти в автономном округе составляют Губернатор автономного округа и формируемый им орган исполнительной власти автономного округа.
ГУБЕРНАТОР является высшим должностным лицом автономного округа и возглавляет орган исполнительной власти автономного округа. Постановлением Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа от 28.02.1996 г. определено, что орган исполнительной власти автономного округа именуется Администрацией Ямало-Ненецкого автономного округа.10
Судебная власть.
Судебная система на территории автономного округа, как и в Российской Федерации, вообще, устанавливается Конституцией и федеральным конституционным Законом "О судебной системе Российской Федерации» (принят Госдумой РФ 23.10.1996 г., подписан Президентом Б.Н.Ельциным 31.12.199611
Согласно статье 4 федерального конституционного Закона, судебную систему РФ составляют: федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ (п.2); к судам субъектов Российской Федерации относятся конституционные (уставные) суды, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции (п.4).Кадровые вопросы судебных органов находятся в совместном ведении Федерации и автономного округа.
Хозяйственная характеристика ЯНАО.
Расположен на крайнем Севере Западно-Сибирской равнины; около 50% территории округа — за Полярным кругом. Омывается водами Карского моря. Включает острова: Белый, Олений, Шокальского и др. Площадь 750,3 тыс. км2. Население 144,5 тыс. человек (1978). Разделён на 7 районов; имеет 3 города и 2 посёлка городского типа. Центр — г. Салехард.
Природа. Береговая линия сильно изрезана. Территория округа включает 2 крупных полуострова: Ямал и Гыданский, разделённые Обской и Тазовской губами. На З. — Байдарацкая губа, на В. — Гыданская и Юрацкая губы. Поверхность — низменная равнина (средняя высота 100 м), на З. — узкая полоса восточных склонов Полярного Урала
Население. В округе проживают русские (46,9%, по переписи 1970), ненцы (21,9%), ханты (8,1%), коми (6,8%), селькупы и др. Средняя плотность населения 0,2 человек на 1 км2. Население размещено в основном по берегам Оби и других крупных рек, а также в южной части Обской губы. Доля городского населения — 58%. Города: Салехард, Надым, Лабытнанги; посёлки городского типа: Тазовский и Тарко-Сале.
Хозяйство. Регион занимает одно из ведущих мест в России по запасам углеводородов, особенно природного газа и нефти, а также и рыбная промышленность. Традиционные отрасли хозяйства — оленеводство, пушной промысел и рыболовство. За 1941—77 производство промышленной продукции возросло в 101 раз. На территории округа в 1960-х гг. открыты крупные месторождения газа (см. Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн). Добыча производится на месторождениях Медвежье, Уренгойское, Северо-Комсомольское и Вынгапуровское. Имеются 2 рыбокомбината и 5 рыбозаводов (Салехард, Тазовский, Новый Порт). Развивается лесная и деревообрабатывающая промышленность; вывозка древесины составляет 93,2 тыс. плотных м2 в год. Деревообрабатывающая промышленность представлена производством пиломатериалов (Салехард и др.). Создаётся промышленность строительных материалов.. Округ — один из крупнейших в стране районов оленеводства; поголовье северных оленей составляет 379 тыс. (1978; из 434 тыс. имевшихся в области). ЯНАО. — крупный поставщик пушнины. На звероводческих фермах разводят: серебристо-чёрных лисиц, голубых песцов и цветных норок. Наибольшее промысловое значение имеют: песец, соболь, белка, горностай. В Салехарде опытная с.-х. станция, где имеется тепличное и парниковое хозяйство.
Судоходны Обь, Надым, Таз, Пур. Большое транспортное значение имеет Северный морской путь; в Обскую губу заходят морские суда. Ж. д. Чум — Лабытнанги связана с Салехардом летом речным трамваем, а зимой — автобусным сообщением.. На территории округа расположены следующие месторождения:
Уренгойское газовое месторождение
Южно-Русское нефтегазовое месторождение
Находкинское газовое месторождение
Ямбургское нефтегазоконденсатное месторождение
Еты-Пуровское нефтяное месторождение
Государственным балансом учитывается 136 месторождений (62 нефтяных, 6 нефтегазовых, 9 газонефтяных, 59 нефтегазоконденсатных), разведанные извлекаемые запасы по которым составляют 14,49 % от всех запасов нефти России. Разрабатываются 37 месторождений, годовая добыча составляла 8,5 %. Из 136 месторождений в округе одно уникальное — Русское, с запасами нефти — 16,15 % округа и 30 крупных, на которых сосредоточено 67,25 % запасов и 69,1 % добычи нефти округа. Накопленная добыча нефти составляет по округу 375,2 млн т.12
На территории
Тюменской области как
Без активного участия Ямала и Югры под вопросом было бы многое из намечаемого: удвоение ВВП, борьба с бедностью, реформа армии, строительство дорог, доступного жилья, обеспечение достойного уровня здравоохранения, образования... На Севере это прекрасно понимают и всей душой желают помочь в решении выдвинутых президентом задач. Вот почему практическое лишение средств от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в результате бюджетно-налоговых реформ (вступление в силу Бюджетного и второй части Налогового кодексов) - а это миллиарды рублей регионального бюджета - здесь восприняли, конечно, не на ура, но с полным пониманием. В результате бюджетные доходы Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) уже не будут зависеть от рентных платежей (0% доходов от НДПИ на газ), а свое социальное развитие регион должен обеспечивать исключительно за счет налогов, образуемых непосредственной экономической активностью населения. Это по части бюджетно-налоговых реформ.
Но параллельным курсом следуют реформы административные. А именно - Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Сам по себе закон гибок, оставляет простор для маневра. И это мудро: ведь нельзя все 89 субъектов Федерации выстроить по одним стандартам. В Чечне, например, и на Ямале организация органов власти совпадает лишь в общих принципах. Но на свет появляется законопроект № 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". В нем перечислены 24 полномочия, которые - в нашем случае Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа - должны передать Тюменской области. Не вдаваясь в законотворческие нюансы, можно сказать, что по сути автономные округа теряют свою самостоятельность, потому что Тюмени вместе с полномочиями передаются и средства, после чего бюджет области будет общим. Что мы имеем "на выходе"? Два экономически развитых, социально и политически самодостаточных и очень специфических субъекта Федерации, наполняющих госбюджет валютой, де-факто уходят в подчинение другого - по большей части аграрного субъекта. К чему это приведет? Скорее всего к потерям на всех направлениях.
Как сказано
в Послании президента РФ
Возможные негативные последствия создания единой Тюменской области кажутся вполне очевидными. Сторонники укрупнения субъектов обычно приводят два аргумента. Первое — добиться успехов в экономике за счет объединения богатых с бедными (при этом увеличится доля регионов-доноров). Второй — слишком много субъектов для управления, нужно меньше. Эти аргументы вызывают следующие возражения.
Объединение богатого региона с бедным само по себе денег не прибавит. Изменятся лишь маршруты движения бюджетных средств. Почему объединенная экономика будет развиваться лучше, не объясняется — в экономические и финансовые блага укрупнения предлагается просто верить. Задача региональной власти — не управление экономикой, а обслуживание населения. Однако нет весомых доводов в пользу того, что оно будет лучше в укрупненных субъектах. Более того, в рамках укрупненных регионов обязательно снизится доступность верхнего этажа власти (в силу даже географических изменений). Сложность этого объединения, на мой взгляд, заключается в том, что они слишком экономически независимы, самостоятельны, а потому амбициозны. В ХМАО добывается более 60% российской нефти, в ЯНАО – более 90% всего российского газа. Учитывая, что экономика России имеет сильный сырьевой экспортно-ориентированный характер то понятно, что Югра и Ямал имеют достаточно сильно выраженную материальную стабильность не только на сегодняшний день но и имеют перспективы для будущего развитие России. ХМАО и ЯНАО совокупно дают 84% ВРП и 95% 14промышленного производства всей Тюменской области (с округами), тюменские «севера» значительно опережают «материнскую» область по большинству важнейших душевых показателей — ВРП, инвестициям, доходам, скорректированным на стоимость жизни в регионе, округа имеют и более низкий уровень бедности, это противоречит экономическим аргументам объединения. Слияние «чревато крушением всей властной системы трех регионов» («вряд ли мегарегион позволят возглавить кому-то из представителей местных элит»), а также политическим конфликтом «в масштабах всей страны» – «сомнительно, чтобы «объединение ради симметричности» одновременно поддержали все группы федеральной элиты».
По соглашению 2004 г. между ЯНАО, ХМАО и Тюменской областью создан единый фонд развития общих проектов, куда предприятия всего этого региона отчисляют 29,5% от причитающегося с них (в региональные бюджеты) налога на прибыль; примерно три четверти этого фонда финансируют предприятия ХМАО. Соглашение должно действовать, по крайней мере до 2015 г. В 2005 г. оба округа и Тюменская область согласились образовать единый фонд средств, получаемых ими от «налога на добычу полезных ископаемых», для финансирования общих проектов15.