Урупнение субъектов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 15:41, научная работа

Описание

Цель – изучить основные особенности развития Ямало-Ненецкого АО и его взаимоотношений с Тюменью и Ханты - Мансийским АО, доказать, что эти субъекты не нуждаются в объединении.
Задачи исследования:
- изучить теоретический материал об экономическом и политическом состоянии ЯНАО и об его взаимоотношениях с Тюменью и ХМАО.
- рассмотреть перспективы объединения трёх субъектов РФ и варианты их дальнейшего развития при сохранении статуса самостоятельности каждого из регионов.

Содержание

Введение.........................................................................
Понятие «Субъект Федерации». ЯНАО – субъект Федерации.............................
История вопроса объединения.....................................................
Перспективы объединения трех регионов...............................................................
Заключение.................................................................
Список используемой литературы.............................................................................

Работа состоит из  1 файл

Введение (2).docx

— 627.64 Кб (Скачать документ)

- служит важным инструментом  сдержек и противовесов в отношениях "Центр - автономный округ"  и "Тюменская область - автономный  округ";

- способствует территориальной  интеграции автономного округа;

- стимулирует нормативное  правотворчество автономного округа;8

                                                

Законодательная власть

 

Законодательная власть в  Ямало-Ненецком автономном округе осуществляется Законодательным Собранием автономного  округа, являющейся высшим и единственным органом законодательной власти. - постоянно действующий однопалатный законодательный и представительный орган государственной власти ЯНАО –впервые  сформирована в апреле 1994 года С марта 2010 года Дума – Законодательное Собрание автономного округа пятого созыва. Председателем в третий раз стал Харючи Сергей Николаевич.

законодательство автономного  округа составляет:

 а) решения референдумов  автономного округа;

б) Устав автономного округа;

 в) законы автономного   округа.

 К иным  нормативным   актам органов государственной  власти автономного округа относятся:

 а) постановления Заксобрания автономного округа...;

 б) постановления Губернатора  автономного округа;

 в) договоры и соглашения, заключенные автономным округом  с Российской Федерацией и  субъектами Российской Федерации9.           

Исполнительная  власть автономного округа.

Согласно Уставу, функции  Губернатора автономного округа можно представить следующим образом:

Губернатор-это высшее законодательное  лицо автономного округа. Он возглавляет  орган исполнительной власти автономного  округа и определяет основные направления  развития автономного округа. Губернатор защищает конституционные права  и свободы человека и гражданина на территории автономного округа. Так же он несёт ответственность  за его деятельность в соответствии с федеральными законами и законами автономного округа. Губернатор представляет автономный округ в отношениях с  федеральными органами государственной  власти, органами исполнительной власти других субъектов РФ и с официальными представителями иностранных государств. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов законодательной  и исполнительной власти  автономного  округа и органов местного самоуправления.

Губернатор автономного  округа должен:

Быть гражданином Российской Федерации;

Быть не моложе 30 лет;

Проживать на территории автономного  округа ко дню регистрации кандидатом в Губернаторы не менее 1 года;

Обладать избирательным  правом

Губернатор автономного  округа избирается на 4 года по представлению  президента РФ государственной думой  ЯНАО постоянно проживающими на территории автономного округа,

Особенностям данной ветви  власти в автономном округе посвящена  глава 5 Устава.

Систему исполнительной власти в автономном округе составляют Губернатор автономного округа и формируемый им орган исполнительной власти автономного округа.

ГУБЕРНАТОР является высшим должностным лицом автономного округа и возглавляет орган исполнительной власти автономного округа. Постановлением Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа от 28.02.1996 г. определено, что орган исполнительной власти автономного округа именуется Администрацией Ямало-Ненецкого автономного округа.10

  

Судебная власть.

Судебная система на территории автономного округа, как и в  Российской Федерации, вообще, устанавливается Конституцией и федеральным конституционным Законом "О судебной системе Российской Федерации» (принят Госдумой РФ 23.10.1996 г., подписан Президентом Б.Н.Ельциным 31.12.199611

Согласно статье 4 федерального конституционного Закона, судебную систему РФ составляют: федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ (п.2); к судам субъектов Российской Федерации относятся конституционные (уставные) суды, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции (п.4).Кадровые вопросы судебных органов находятся в совместном ведении Федерации и автономного округа. 

 

                             

 

 

Хозяйственная характеристика    ЯНАО.

 

Расположен на крайнем Севере  Западно-Сибирской равнины; около 50% территории округа — за Полярным кругом. Омывается водами Карского моря. Включает острова: Белый, Олений, Шокальского и др. Площадь 750,3 тыс. км2. Население 144,5 тыс. человек (1978). Разделён на 7 районов; имеет 3 города и 2 посёлка городского типа. Центр — г. Салехард.

         Природа. Береговая линия сильно изрезана. Территория округа включает 2 крупных полуострова: Ямал и Гыданский, разделённые Обской и Тазовской губами. На З. — Байдарацкая губа, на В. — Гыданская и Юрацкая губы. Поверхность — низменная равнина (средняя высота 100 м), на З. — узкая полоса восточных склонов Полярного Урала

       Население. В округе проживают русские (46,9%, по переписи 1970), ненцы (21,9%), ханты (8,1%), коми (6,8%), селькупы и др. Средняя плотность населения 0,2 человек на 1 км2. Население размещено в основном по берегам Оби и других крупных рек, а также в южной части Обской губы. Доля городского населения — 58%. Города: Салехард, Надым, Лабытнанги; посёлки городского типа: Тазовский и Тарко-Сале.

         Хозяйство. Регион занимает одно из ведущих мест в России по запасам углеводородов, особенно природного газа и нефти, а также и рыбная промышленность. Традиционные отрасли хозяйства — оленеводство, пушной промысел и рыболовство. За 1941—77 производство промышленной продукции возросло в 101 раз. На территории округа в 1960-х гг. открыты крупные месторождения газа (см. Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн). Добыча производится на месторождениях Медвежье, Уренгойское, Северо-Комсомольское и Вынгапуровское. Имеются 2 рыбокомбината и 5 рыбозаводов (Салехард, Тазовский, Новый Порт). Развивается лесная и деревообрабатывающая промышленность; вывозка древесины составляет 93,2 тыс. плотных м2 в год. Деревообрабатывающая промышленность представлена производством пиломатериалов (Салехард и др.). Создаётся промышленность строительных материалов.. Округ — один из крупнейших в стране районов оленеводства; поголовье северных оленей составляет 379 тыс. (1978; из 434 тыс. имевшихся в области).     ЯНАО. — крупный поставщик пушнины. На звероводческих фермах разводят: серебристо-чёрных лисиц, голубых песцов и цветных норок. Наибольшее промысловое значение имеют: песец, соболь, белка, горностай. В Салехарде опытная с.-х. станция, где имеется тепличное и парниковое хозяйство.

         Судоходны Обь, Надым, Таз, Пур. Большое транспортное значение имеет Северный морской путь; в Обскую губу заходят морские суда. Ж. д. Чум — Лабытнанги связана с Салехардом летом речным трамваем, а зимой — автобусным сообщением.. На территории округа расположены следующие месторождения:

Уренгойское газовое месторождение

Южно-Русское нефтегазовое месторождение

Находкинское газовое  месторождение

Ямбургское нефтегазоконденсатное месторождение

Еты-Пуровское нефтяное месторождение

 

   Государственным  балансом учитывается 136 месторождений  (62 нефтяных, 6 нефтегазовых, 9 газонефтяных, 59 нефтегазоконденсатных), разведанные  извлекаемые запасы по которым  составляют 14,49 % от всех запасов  нефти России. Разрабатываются 37 месторождений, годовая добыча  составляла 8,5 %. Из 136 месторождений  в округе одно уникальное —  Русское, с запасами нефти —  16,15 % округа и 30 крупных, на  которых сосредоточено 67,25 % запасов  и 69,1 % добычи нефти округа. Накопленная  добыча нефти составляет по  округу 375,2 млн т.12

     На  территории  Тюменской области как субъекта  РФ расположены Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа (которые также получили статус полноправных субъектов Российской Федерации в 1993 году). Общеизвестно: в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском (Югра) автономных округах находится львиная доля запасов отечественного газа и нефти. Это, можно сказать, главный валютный цех России. Только Ямал обеспечивает четверть всех валютных поступлений государственного бюджета страны. По международным экспертным оценкам, в ближайшие полвека не только Россия, но и вся Европа будут обеспечиваться газом, добытым на Ямале. Согласно постановлению Конституционного суда РФ, территория и население Тюменской области едины, органы государственной власти формируются всем населением области в соответствии с федеральными законами и договорами13. Руководство Тюменской области настаивает на необходимости слияния трёх субъектов в один. Создание единой Тюменской области — это не просто объединение трех регионов страны. В результате возникнет географический и экономический супер-регион с острыми социально-политическими проблемами. Тюменская область при объединении будет столь велика и неоднородна (от климата до уровня жизни населения), что создаст для Центра значительно больше проблем, чем ныне три «независимых» субъекта, вместе взятые.

  Без активного участия Ямала и Югры под вопросом было бы многое из намечаемого: удвоение ВВП, борьба с бедностью, реформа армии, строительство дорог, доступного жилья, обеспечение достойного уровня здравоохранения, образования... На Севере это прекрасно понимают и всей душой желают помочь в решении выдвинутых президентом задач. Вот почему практическое лишение средств от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в результате бюджетно-налоговых реформ (вступление в силу Бюджетного и второй части Налогового кодексов) - а это миллиарды рублей регионального бюджета - здесь восприняли, конечно, не на ура, но с полным пониманием. В результате бюджетные доходы Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) уже не будут зависеть от рентных платежей (0% доходов от НДПИ на газ), а свое социальное развитие регион должен обеспечивать исключительно за счет налогов, образуемых непосредственной экономической активностью населения. Это по части бюджетно-налоговых реформ.

  Но параллельным курсом следуют реформы административные. А именно - Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Сам по себе закон гибок, оставляет простор для маневра. И это мудро: ведь нельзя все 89 субъектов Федерации выстроить по одним стандартам. В Чечне, например, и на Ямале организация органов власти совпадает лишь в общих принципах. Но на свет появляется законопроект № 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". В нем перечислены 24 полномочия, которые - в нашем случае Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа - должны передать Тюменской области. Не вдаваясь в законотворческие нюансы, можно сказать, что по сути автономные округа теряют свою самостоятельность, потому что Тюмени вместе с полномочиями передаются и средства, после чего бюджет области будет общим. Что мы имеем "на выходе"? Два экономически развитых, социально и политически самодостаточных и очень специфических субъекта Федерации, наполняющих госбюджет валютой, де-факто уходят в подчинение другого - по большей части аграрного субъекта. К чему это приведет? Скорее всего к потерям на всех направлениях.

 Как сказано  в Послании президента РФ Федеральному  Собранию, "время расчистки завалов"  позади, мы подошли к решению  масштабных задач. Одна из них  - форсирование темпов роста экономики.  При этом предпочтение отдается  диверсификации национальной экономики,  снижению зависимости бюджетных  доходов от ресурсных платежей. В соответствии с этим вектором  развития органы власти ЯНАО  разработали "Стратегию социально-экономического  развития ЯНАО во взаимосвязи  с Энергетической стратегией  России до 2020 года". В ее основе - задача создания на территории  ЯНАО своего перерабатывающего  комплекса на базе богатейших  сырьевых ресурсов.

Возможные негативные последствия  создания единой Тюменской области кажутся вполне очевидными. Сторонники укрупнения субъектов обычно приводят два аргумента. Первое — добиться успехов в экономике за счет объединения богатых с бедными (при этом увеличится доля регионов-доноров). Второй — слишком много субъектов для управления, нужно меньше. Эти аргументы вызывают следующие возражения.

Объединение богатого региона  с бедным само по себе денег не прибавит. Изменятся лишь маршруты движения бюджетных  средств. Почему объединенная экономика  будет развиваться лучше, не объясняется — в экономические и финансовые блага укрупнения предлагается просто верить. Задача региональной власти — не управление экономикой, а обслуживание населения. Однако нет весомых доводов в пользу того, что оно будет лучше в укрупненных субъектах. Более того, в рамках укрупненных регионов обязательно снизится доступность верхнего этажа власти (в силу даже географических изменений). Сложность этого объединения, на мой взгляд, заключается в том, что они слишком экономически независимы, самостоятельны, а потому амбициозны. В ХМАО добывается более 60% российской нефти, в ЯНАО – более 90% всего российского газа. Учитывая, что экономика России имеет сильный сырьевой экспортно-ориентированный характер то понятно, что Югра и Ямал имеют достаточно сильно выраженную материальную стабильность не только на сегодняшний день но и имеют перспективы для будущего развитие России. ХМАО и ЯНАО совокупно дают 84% ВРП и 95% 14промышленного производства всей Тюменской области (с округами), тюменские «севера» значительно опережают «материнскую» область по большинству важнейших душевых показателей — ВРП, инвестициям, доходам, скорректированным на стоимость жизни в регионе, округа имеют и более низкий уровень бедности, это противоречит экономическим аргументам объединения. Слияние «чревато крушением всей властной системы трех регионов» («вряд ли мегарегион позволят возглавить кому-то из представителей местных элит»), а также политическим конфликтом «в масштабах всей страны» – «сомнительно, чтобы «объединение ради симметричности» одновременно поддержали все группы федеральной элиты».

   По соглашению 2004 г. между ЯНАО, ХМАО и Тюменской областью создан единый фонд развития общих проектов, куда предприятия всего этого региона отчисляют 29,5% от причитающегося с них (в региональные бюджеты) налога на прибыль; примерно три четверти этого фонда финансируют предприятия ХМАО. Соглашение должно действовать, по крайней мере до 2015 г. В 2005 г. оба округа и Тюменская область согласились образовать единый фонд средств, получаемых ими от «налога на добычу полезных ископаемых», для финансирования общих проектов15.

Информация о работе Урупнение субъектов РФ